конспект урока с презентацией "Видоизмененные листья. Листопад"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Видоизмененные листья. Листопад.
Задачи
- продолжить развивать знания учащихся об основных функциях листа,
- познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.
- познакомить учащихся с причиной осенней раскраски листьев, о сезонных изменениях в жизни растений.
Приложение к уроку являеттся презентация "Видоизменения листьев", в которой рассматриваются растения разных природных комплексов и их приспособления к условиям среды обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Видоизменненые листья. Листопад. | 64.5 КБ |
презентация к уроку Видоизменения листьев. | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Видоизмененные листья. Листопад.
Добавлено: 2012.08.24
Просмотров: 1582
Майорова Елена Леонидовна
Задачи урока:
- продолжить развивать знания учащихся об основных функциях листа,
- познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.
- познакомить учащихся с причиной осенней раскраски листьев, о сезонных изменениях в жизни растений.
Оборудование:
- комнатные растения,
- таблица “Видоизменения листьев”,
- гербарий приготовленный учениками,
- материалы тестов.
Ход урока
I. Домашнее задание § 29, 34
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
- Что такое побег?
- Что такое лист?
- Какие бывают листья? (простые и сложные), приведите примеры
- Перечислите функции листа
- Что такое фотосинтез?
- Дуб, пихта, береза, клен, тополь. Какое растение в этом “компании” лишнее?
III. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся с видоизмененными листьями, в связи с тем, что они выполняют совершенно другие функции и второй вопрос нашего урока: почему в природе происходит листопад, какое значение он имеет в жизни растений.
В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям.
Помимо настоящих листьев, хотя и имеющих самые разнообразные формы, но выполняющих обычные для них функции – фотосинтез, испарение воды (транспирацию), газообмен, на растениях часто можно видеть различные их видоизменения. Эти видоизмененные листья чаще всего бывают, не похожи на обычные.
Загадки:
- Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).
- Хотя, ребята, я не ёж, меня так просто не возьмешь! (кактус).
- Без рук, без ног – ползет на батог. (горох).
- Мушка на траву села, а трава ту мушку съела. (росянка)
Чешуи – листья, лишенные хлорофилла – выполняют защитную функцию.(тонкие чешуи, покрывающие луковицы, например, обычного репчатого лука. Но основная масса луковицы состоит из сочных чешуй, богатых сахаром и другими питательными веществами, здесь сочные чешуи служат органами запаса.
Также в природе можно наблюдать различную степень превращения листа в колючки. У барбариса рядом с нормальными листьями находятся колючки. Они играют защитную роль, предохраняя растения от поедания животными. (Хотя как видно из названия “верблюжья колючка”, не во всех случаях это приспособление действует). У других растений превращение листьев в колючки связано с жарким и сухим климатом. Такое сокращение листовой поверхности выгодно для растений, так как уменьшает испарение (кактус).
Превращение листьев в усики широко распространено в семействе бобовых: у видов гороха, вики, чины и других в усики превращены центральные жилки только верхних листочков (простые усики) или несколько листочков (ветвистые усики). И выполняют они одинаковую функцию. Клетки усиков чувствительны к прикосновениям. В том месте, где усик, соприкасается с какой – либо преградой, его клетки начинают удлиняться. Причем удлиняются не все клетки, а лишь те, которые расположены со стороны опоры. Это приводит к тому, что усик плотно закручивается вокруг стебля другого растения.
Удивительное видоизменение листьев можно наблюдать у насекомоядных растений, например, росянки, венериной мухоловки, непентеса. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых.
Всего на Земном шаре насчитывается более 500 видов насекомоядных растений. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых и других мелких животных. Растения эти чаще всего живут на почвах бедных азотом и минеральных веществ, в связи, с чем такие растения приспособились пользоваться дополнительным питанием за счет улавливаемых насекомых.
Строение улавливающих аппаратов и способы ловли насекомых очень разнообразны. В одних случаях насекомое садится на листок, прилипает и затем крепко удерживается специальными ворсинками растения, выделяющими липкую жидкость; в других – растение активно ловит насекомое с помощью специальной хлопушки, в которую превратилась листовая пластинка; в-третьих случаях насекомое попадает в специальный кувшинчик, пузырек, из которого уже не может выбраться. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения “переварит ” и всосет.
Сообщения учащихся на темы
: “Росянка”, “Непентес”, “Венерина мухоловка”.
По ходу урока мы заполним таблицу
Видоизменения листьев
Видоизменение листьев | Функции видоизмененных листьев | примеры |
Усики | Закрепление лазающего стебля | Горох, вика, чина |
Чешуи тонкие | Защитная функция | Репчатый лук |
Чешуи сочные | Запасание питательных веществ | Репчатый лук |
Колючки | Уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными | Кактус, верблюжья колючка, барбарис |
Ловчие аппараты насекомоядных | Улавливание и переваривание насекомых | Росянка, непентес, венерина мухоловка |
O “Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.”
(И.Бунин)
О каком времени года говорится в этих строчках?
Какое явление природы в жизни растений происходит осенью?
Осенняя пора изменения окраски листьев и листопада – красивое время года. Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают багряные и золотисто-желтые тона?
Осенью от холода и недостатка света листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла, и становятся видны другие пластиды – хромопласты. С наступлением холодов в листьях больше проявляется красящее вещество антоциан, придающее листьям растений красный, фиолетовый цвет.
Работа с учебником. Откройте учебник на с. 100 и найдите ответ на вопрос: какое значение в жизни растения имеет листопад?
К осени в клетках листьев накапливаются ненужные растениям, а иногда и вредные для них вещества. Начинается листопад. Вместе c опадающими листья из растений удаляются и эти вещества.
Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы наши деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Но у некоторых цветковых растений листья сохраняются всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички брусника, вереск, клюква. Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом.
Каков срок жизни листа? У листопадных растений около полугода, но и у вечно зеленых растений срок жизни у листьев не так уж велик. У сосны лист (хвоинка) в среднем живет 2 года, у лавра – 4 года.
Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. На новых побегах этих растений вырастают новые листья. Листопад приходится на весну.
Как же опадает лист?
Между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начинают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетников. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается живой “ранки”.
Запись в сборнике биологических понятий:
Листопад
– это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
Лист – это живая частичка растения, но он имеет свое строго определенное время жизни, после чего он погибает. Но несколько месяцев назад мы с вами совершили маленькое чудо. Мы дали вторую жизнь осенним листьям. В сентябре каждый из вас работал над созданием проекта
“Удивительное рядом”. (Задание было дано в сентябре – собрать осенние листья и составить из них различные композиции и картинки).
Это интересно
- Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис -45-50 млн. чешуйчатых листов. На большом дубе растет в среднем около 250 тысяч листьев.
- Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной, растущей в пустынях Юго-Западной Африки. Ее два сидячих кожистых листа длиной более трех метров живут около ста лет, нарастая ежегодно у основания и отмирая у верхушки.
- Росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток и лягушек.
- В 80-е годы ХХ века во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений. Первое место получил Эмиль Марсье. Его росянка за 3 часа поймала 51 комара.
- Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно – всего за 0,02-0,05 секунды, и так надежно, что “лист-капкан” невозможно открыть, не повредив его.
IV. Закрепление знаний и умений
Тест
Выберите один правильный ответ
1. Лист, являясь частью побега, в свою очередь состоит из:
а) пластинки | в) прилистников |
б) черешка и основания | г) все верно |
2. Сложный лист состоит из:
а) одной листовой пластинки и одного черешка
б) одной листовой пластинки и нескольких черешков
в) нескольких листовых пластинок и одного черешка
г) нескольких листовых пластинок и нескольких черешков
3. Функция кожицы листа – это:
а) защита внутренних тканей листа | в) образование органических веществ |
б) проведение питательных веществ | г) все верно |
4. Усики гороха – это видоизмененные:
а) прилистники | в) боковые побеги |
б) листочки сложного листа | г) все верно |
5. Любой простой лист имеет:
а) листовую пластинку и основание | в) листовую пластинку и черешок |
б) листовую пластинку, основание и черешок | г) все верно |
6. Колючки кактуса – это:
а) видоизмененные побеги | в) видоизмененные листья |
б) особые выросты клеток кожицы стебля | г) все верно |
7. У водных растений, например, у кувшинки, устьица находятся:
а) на верхней стороне листа | в) на нижней стороне листа |
б) на краях листа, выступающих над водой | г) все верно |
8. У сидячих листьев отсутствует:
а) листовая пластинка | в) черешок |
б) проводящие ткани | г) основание листа |
9. Функции листа:
а) испарение | в) фотосинтез |
б) газообмен | г) все верно |
10. Листья у лука:
а) защищают растение от животных | в) запасают питательные вещества |
б) поднимают побеги ближе к свету | г) все верно |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Влажный тропический лес банан крупный лист банана
Луг Мышиный горошек усики мышиного горошка
Степь луковица тюльпана чешуи луковицы
Хвойный лес ель обыкновенная хвоинки ели обыкновенной
Болото Росянка круглолистная Ловчий аппарат росянки круглолистной
Видоизменения листьев крупный лист банана усики мышиного горошка чешуи луковицы тюльпана колючки кактуса хвоинки ели обыкновенной ловчий аппарат росянки круглолистной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по ФГОС"Видоизменение листьев"
Урок-путешествие...
Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....
Конспект урока и презентация "Внешнее строение листа"
Конспект урока и презентация для работы в 6 классе....
Методическая разработка урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа." 6 класс
Данная разработка представлена в виде технологической карты урока по теме "Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа" . ...
Конспект урока 6 класс " Видоизмененные побегы"
Конспект урока по теме " Видоизмененные побеги" к учебнику УМК "Линия жизни" Пасечник.Урок построен с использованием системно-деятельностного подхода. В ходе урока выполняется лабо...
Конспект урока и презентация по биологии "Испарение воды листьями"
Тема урока: «Испарение воды листьями». Цель урока: знакомство с процессом испарения воды листьями растений, значением этого процесса для жизни растений. Задачи урока:Коррекционно...
Конспект урока по теме: «Видоизменения побегов».
Конспект урока по теме: «Видоизменения побегов»....