классный час "Лимонник"
классный час по биологии (6 класс) на тему

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon limonnik_2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Лимонник».

Составила и провела Огарева Варвара Владимировна.

Участники: учащиеся 6 класса, классный руководитель.

Место проведения: классная комната – кабинет биологии.

Цели:

1. обогатить учащихся новыми знаниями о природе;

2. развивать у учащихся умения и навыки познавательной и практической деятельности;

3. содействовать становлению и проявлению индивидуальных творческих способностей детей;

4. продолжать рабу по формированию классного коллектива.

Подготовительная работа.

1. Составление сценария классного часа.

2. Выбор информации из Интернета.

3. Дома шестиклассники готовят рисунки сообщения о растении.

4. Классный руководитель создает презентацию к классному часу.

5. Родители готовят угощения к чаепитию.

Оформление.

1. На видном месте комнатный лимон.

2. Выставка детских рисунков

3. Мультимедийная установка с экраном.

4. Ваза с цитрусовыми.

5. Земля, керамзит, баночки для посадки семян лимона.

6. Презентация, выполненная классным руководителем, «Лимонник».

Ход классного часа.

1.Оргмомент. Почему наш классный час назвали «Лимонник»?

 Учащиеся высказывают свои предположения.

- Красивое деревце , которое появилось у нас в классе.

- Хотим узнать, как за ним правильно ухаживать, чтобы появились плоды.

1. Классный руководитель. У нас сегодня праздник и этот праздник в честь комнатного деревца – лимона. За окном осенняя непогода. А мы с вами  постараемся устроить поздник для себя и для растения.

Давайте вспомним, как лимон попал в наш класс.

-Лимон подарок семьи Соколовой Марины, в школу к нам приехал на школьном автобусе в сентябре.

2 Рассказ учащихся о лимоне.

Учитель: Когда вы приходите куда-то в первый раз , вас просят представиться, рассказать о себе. Лимон не разговаривает. Но за него рассказывать будите вы.

Березина Таня.

Лимон (лат. Citrus × limon) - гибридный вид деревьев из рода Цитрус, семейства Рутовые. Это небольшое вечнозелёное плодовое деревце или куст, с раскидистой или пирамидальной кроной и гибкими колючими ветвями. Кора сероватая, слегка трещиноватая на многолетних ветвях и зелёная или красновато-фиолетовая, гладкая на однолетних побегах, обычно с колючками, реже без них. В естественных условиях растение лимон достигает 5 м высоты. Встречаются деревья в возрасте 45 лет.

Ермакова Аня

Листья кожистые, зелёные, длиной 10-15 см, шириной 5-8 см, глянцевые, лоснящиеся с верхней стороны и светло-зелёные и матовые с нижней, цельнокрайные, с жилкованием, при рассматривании на свету точечные (от просвечивающих вместилищ эфирного масла),

1

широкоовальные или продолговато-яйцевидные, с обоих концов заострённые, на коротких (от 1 до 1,8 см), бескрылых или крылатых (на ростовых побегах) черешках, с заметным сочленением при основании листовой пластинки, опадающие обычно раз в 3 года.

Кузнецова Настя

Цветы лимона образуются пазушные, одиночные или парные, с неяснозубчатой чашечкой и пятичленным венчиком. Лепестки чисто белые или слегка кремовые, снаружи розоватые или пурпурные, сильно отогнутые, голые, с тонким нежным ароматом.

Хоренко Женя.

Плод длиной 6-9 см, диаметром 4-6 см, гесперидий яйцевидный или овальный, к обоим концам суженный, с соском на верхушке, светло-жёлтый, с трудно отделяющейся бугорчатой или ямчатой коркой, содержащей множество желёзок с эфирным маслом. Внутренняя часть плода с несколькими гнёздами. Семена яйцевидные, жёлто-зелёные или белые, в разрезе зеленоватые.

3. Многообразие цитрусовых. Рассказ учителя.

Приложение № 1.

Вы, конечно же, слышали о том, как Геракл похитил золотые яблоки Гесперид? Как полагают многие исследователи, золотые яблоки существовали в действительности, причем были вполне съедобны, поскольку не были сделаны из золота, а росли на ветках невысокого деревца. Молва об изумительном вкусе этих яблок достигла Древней Греции, и греки, будучи весьма предприимчивым народом, в своих мечтах отправили за загадочными плодами героя мифов. Ученые считают, что Геракл отправился… в Китай, и отправился он за… апельсинами!

Общие особенности.

Главный род семейства, к которому относится большинство культурных видов, называется цитрус (лат. Citrus). Всего насчитывается около 15 видов. Все цитрусовые представляют собой невысокие — порядка 4–8, реже — 10–12 метров — вечнозеленые деревца; известный кустарники. Многие имеют колючки в пазухах листьев. Цветки цитрусовых крупные, белого цвета (у лимона первое время после распускания — красноватого), обычно одиночные, но у некоторых образуют соцветия-щитки. Плоды цитрусовых особые, за что их окрестили собственным названием — гесперидиями, как видно, в честь мифических золотых яблок Гесперид. Наружный слой кожуры плода носит название цедры (от итальянского cedro — «лимон»). Цедра богата ароматическими эфирными маслами, придающими плодам их особый приятный запах. Из кожуры цитрусовых приготовляют цукаты, проваривая корки в сахарно-паточном сиропе и после просушивая их.

. Апельсин сладкий, он же настоящий, португальский (Citrus sinensis) — вечнозеленое дерево, родом из Индии и Юго-Восточной Азии. Широкое распространение получил в Китае. По данным китайских летописей II–I веков до н. э., апельсин уже возделывался в этой стране, причем как интродуцированное (завезенное) растение. Именно из Китая он был доставлен в Европу португальцами, за что голландцы его прозвали «китайским яблоком». По-немецки «китайское яблоко» будет Apfelsine, отсюда и происходит слово «апельсин». Сейчас апельсин разводится по всем субтропикам и частично тропикам, являясь основной цитрусовой плодовой культурой. Популярность апельсина обусловлена его замечательным вкусом: среди всех цитрусовых апельсин обладает лучшими вкусовыми качествами.Так как апельсин во многих странах было сложно выращивать на открытом грунте, то для него создали специальные парники — застекленные оранжереи. Слово «оранжерея» (orangerie) переводится с французского как «апельсинница», ведь «Мандарин (Citrus reticulata) называют еще цитрусом благородным (C. nobilis) за его восхитительный вкус. Но все же главное отличие мандарина от остальных сородичей заключается в свойстве кожуры легко отставать от плода. У плодов некоторых сортов (пухлые мандарины) кожура вообще не касается мякоти, так как между кожурой и мякотью плода существует прослойка воздухаоранж» по-французски — апельсин.

Цитрон, или цедрон (С. medica)встречается и как дерево, и как кустарник. Это гигант среди цитрусовых — его плоды самые большие: их длина составляет 20–40 см, а диаметр — 15–30 см. Плоды цитрона продолговатые, с толстой (2–5 см) кожурой лимонного цвета. Мякоть плода малосочная, на вкус кислая кисло-сладая, слегка горчит, желтого цвета. Цитрон, как сообщалось выше, первым из цитрусов попал в Европу (Древнюю Грецию). В Греции его плоды не употребляли в пищу, а, по свидетельству Теофраста, использовали для борьбы с молью, которую отпугивал сильный запах корок цитрона. На родине цитрона, в Китае, засахаренные корочки этого фрукта служили лакомством императора. Сейчас из цитрона приготовляют мармелад и варенье, а его кожура идет на получение цукатов и весьма ценного эфирного масла.

Грейпфрут

Другой гигант мира цитрусовых, правда, с плодами несколько более скромных размеров, — грейпфрут. Его латинское название Citrus paradisi означает «цитрус райский», а вот само слово «грейпфрут» пришло из английского и означает «фрукт-виноград» (англ. grape — «виноград»). Плоды грейпфрута шарообразные, 10–15 см в диаметре. Кожура плода зеленая, часто слегка желтоватая, гладкая.

Лимон (С. limon) — невысокое, до 3–4 метров, деревце с колючками и кожистыми очередными листьями. Плод эллиптический, с трудно отделяемой кожурой. Мякоть плода кислая, желто-зеленого цвета. В России не культивируется, выращивается только в ближнем зарубежье — на черноморском побережье Кавказа и в Средней Азии. Мировым лидером по экспорту лимонов является Италия. Сок лимона применяется в лечебных целях, в быту, в косметике. В быту, например, сок лимона употребляется для чистки ножей и вилок, а также для удаления пятен с одежды, скатертей и т. п. В косметике применяется смесь сока лимона и одеколона в пропорции 1:1 для втирания в жирную кожу. Но об этом мы расскажем позднее, в соответствующих главах книги. Лимон выращивают в домашних условиях. Хотя лимон считается капризным растением, при несложном, но заботливом уходе он плодоносит.

Померанец (С. aurantium), именуемый еще кислым, горьким, или севильским апельсином, а также бигарадией, имеет шаровидные плоды с оранжево-красной кожурой и кисло-горькой, несъедобной мякотью. Служит одним из главных подвоев для прочих цитрусовых. Из плодов получают сок, который обладает лекарственными свойствами, и приготовляют мармелад. Цветки используются в косметике для получения эфирного масла нероли, применяющегося в изготовлении духов.

Бергамот

Кстати, изготовление духов началось с получения эфирных масел из цитрусов, а точнее — из бергамота (С. bergamia). Апельсин-бергамот, вероятно, является разновидностью померанца. Плоды приятного, золотисто-желтого цвета, имеют грушевидную форму. Бергамот разводят преимущественно в итальянской провинции Калабрия. Это эфиро-масличная культура: эфирное масло, получаемое из его плодов, цветков, листьев и молодых побегов (бергамотовое масло) признано лучшим среди остальных масел из цитрусовых. Из него в итальянском городе Колоне впервые в 1676 году получили то, что впоследствии французы стали называть «колонской водой» — одеколоном. Бергамотовое масло и по сей день широко применяется в парфюмерии.

Помпельмус, помело, или шеддок (С. grandis) по величине своих плодов уступает одному лишь цитрону. Его плоды имеют грушевидную или круглую форму; их размеры составляют 15–20 см в длину и до 25 см в диаметре; цвет плодов желтый, близкий к цвету лимона. Вкус плода винный, кисло-сладкий. Помпельмус является основным объектом хозяйственного разведения цитрусовых в некоторых регионах Юж Лайм принято различать кислый, или настоящий лайм (С. aurantiifolia) и сладкий лайм, иначе сладкий лимон (С. limetta). Они встречаются в диком виде в Индии. Настоящий лайм служит заменителем лимона, применяется для получения лимонной кислоты и напитков. Сок сладкого лайма, который хоть и похож на лимон, гораздо слаще своего собрата — кислого лайма, идет на приготовление напитков и применяется в консервировании.

Юнос

Уже упоминавшуюся юдзу, или юзу, а по-научному «юнос» (С. junos), используют для изготовления мармелада или заменяют ею лимон (особенно в Японии). Плоды юноса кислые на вкус, но вместе с тем ароматные. Кожура легко отделяется от мякоти. Юнос— ценное растение, так как обладает повышенной морозостойкостью, а потому служит для прививок других цитрусовых с последующим выведением новых, морозоустойчивых сортов. Так, например, ведется активная работа с прививками лимона, апельсина и др. Это свойство юноса заметили древние японцы несколько сотен лет назад и принялись прививать растение, в результате чего юнос преобразился. Полагают, что юнос — гибрид нескольких цитрусовых.

Понцитрус

Самым морозостойким считается лимон дикий (С. trifoliata), который в последнее время обычно называют понцитрусом трехлисточковым (Poncitrus trifoliata). Это листопадный кустарничек, произрастающий в диком виде в Северном Китае. Способность переносить температуру до -22 градусов сделала понцитрус привлекательным для селекционеров, и во многих странах ближнего (страны Закавказья) и дальнего зарубежья (Япония) кустарник служит основным подвоем для цитрусовых. Кроме того, понцитрус употребляется при изготовлении живых изгородей.

Кинкан

Для живых изгородей применяют разводимый в Китае, Корее, Японии, Австралии и южных штатах США кинкан, плодоносящий круглый год кустарник двух разновидностей: кинкан японский (Fortunella japonica) и овальный (F. mmargarita). Плоды кинкана примечательны тем, что их кожура съедобна — она имеет сладкий вкус и приятный запах. Плоды можно засахаривать или есть в свежем виде. Еще из них изготовляют высококачественный мармелад, желе и всевозможные напитки. Кинкан считается декоративным растением, и из его ветвей с плодами на Востоке составляют своеобразные букеты.

Эгле мармеладная

Один вид из цитрусовых, например, так и называется — эгле мармеладная (Аegle marmelos), она культивируется в Индии и на Шри-Ланке (Цейлоне) из-за ценных пищевых и лекарственных качеств. Из стебля эгле получают также камедь. Камедь из ствола и ветвей феронии лимонной (Feronia limonia), произрастающей в Индии, применяют в качестве лекарственного препарата и основы для красок. Плоды феронии съедобны, кроме кожуры, которая настолько прочна, что гесперидии этого вида называют «деревянными яблоками».

Эремоцитрус

Мармелад и напитки готовят из плодов сизого эремоцитруса (Eremocitrus glauca), обитателя северной части Австралии, разводимого как плодовое растение. Его еще называют пустынным лаймом, и это не случайно: эремоцитрус является самым засухоустойчивым из всех цитрусовых.

4. Выращивание лимона.

Рассказ Жени Глинкина о том как его мама вырастила лимон.

5. Размножение лимона. Рассказ учителя.

Для скорейшего получения плодоносящего дерева рекомендуется два основных способа: черенкование и прививка.

Метод размножения корневыми отводками достаточно сложен, а сеянцы начнут плодоносить не раньше чем через 8-10 лет после прорастания. Исправить положение позволяет прививка плодоносящих лимонов на подросший сеянец.

Наиболее распространенный метод размножения комнатных лимонов – укоренение черенков. Обычно черенкования производят весной-летом.

С плодоносящего растения срезают полуодресневевший черенок длиной 10-12 см с 2-3 почками. Для образования корней черенок помещают в воду, либо в речной песок, насыпанный поверх грунта, либо в смесь песка с землей.

6. Полезные свойства лимона.

Рассказ Смирнова Жени.

Полезные свойства лимона.

В настоящее время цитрусовые стали важнейшими плодовыми растениями, которые используются и для получения специфических эфирных масел в парфюмерии, и для приготовления высококачественных сортов мармелада, и в качестве живых изгородей, и как ценные лекарственные растения. Ну и, разумеется, плоды цитрусовых употребляются человеком в пищу в свежем виде, причем в огромном количестве: по подсчетам специалистов, эти фрукты составляют треть от общего числа свежих фруктов на мировом рынке. Цитрусовые являются основным предметом экспорта для ряда стран

Листья, цветки и плоды комнатного лимона, как и других цитрусовых, выделяют фитонциды, очищающие воздух от микробов и бактерий.

Аромат цветков и плодов комнатных лимонов повышает тонус, снимает стресс.

И, конечно, в плодах растений содержится масса витамина С, помогающий при гриппе и авитаминозе.

7. Цитрусовые загадки и игры.

Читают загадки по очереди учащиеся.

1.Цитрус он, растет на юге,
В теплой роще, не на грядке,
Но любим у нас в округе
Фрукт оранжевый и сладкий.
Мы приходим в магазин,
Покупаем …

 Апельсин 

2.Ношу оранжевый наряд,
И мандарин – мой младший брат.
Мой старший брат — синьор грейпфрут,
Кто назовет, какой я фрукт? Апельсин.

3. С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. Апельсин. Мандарин.

4.Я самый кислый фрукт на свете,

Но я полезен даже детям.

Из теплых стран вам шлю поклон!

Кто я? - Ваш желтый друг... (лимон)

5.Рыжий мячик скинет плащик

И заспорит: "Кто же слаще? -

Толстокожий апельсин

Или сочный... (мандарин)"

6.Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
Ответ (Лимон)

 

Конкурс № 2 на самого выносливого и смелого.

Съесть кусочек лимона и не поморщится.

Конкурс № 3 Передача апельсина при помощи головы.

2 команды.

8. Сажаем свои лимончики.

План посадки.

1. В баночке на дне должно быть отверстие.

2. Положите на дно керамзита 1 см.

3. Заполните оставшеюся часть землей.

4. Сделайте углубление в центре земли.

5. Налейте воды.

6. Поместите косточку лимона и прикройте землей.

7. Накройте целлофановым пакетом или пластмассовой бутылкой.

Рефлексия деятельности.

- На классном часе особенно мне понравилось!

- Состоялся праздник для лимона? А для нас?

- Сегодня я сумел!

- Что сделали для себя?

- Что сделали для класса?

- Лимон сумел подружить класс еще больше и почему?

Далее идет чаепитие.

Литература.

1. Классные классные дела. Выпуск № 3. 2008г.

2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...