Рабочая программа по математике (модуль "Алгебра" ) 7 - 9 классы
рабочая программа по алгебре на тему
Рабочая программа по математике (Алгебра) 7 - 9 классы к учебнику "Алгебра" под ред. Теляковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 7 - 9 классы Алгебра | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЛОТНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании Заместитель директора Директор МОУ ООШ
___________ по УВР_______А.М. Афанасьева ___ О.П.Ушакова
Протокол № ___ от « ____» 2012г. от « ___» 2012г.
от « ____» 2012г.
Рабочая программа
по математике
( модуль «Алгебра»)
для 7 – 9 классов
Составитель: учитель математики Злыднева В.Е.
Год разработки: 2012г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по алгебре составлена на основе примерной программы по алгебре для 7-9 классов автора Макарычева Ю. Н., а также примерных программ составленных на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике. Необходимость ее составления вызвана включением блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
В условиях модернизации образования меняются приоритетные направления в работе современной школы. Сегодня школа должна создать условия для развития сферы интересов личности ученика, в которую входит умение адаптироваться к новым условиям жизни, а именно умение анализировать ситуацию, умело изменять свою деятельность в зависимости от ситуации, умение владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею.
Если с этой точки зрения обратиться к целям школьного математического образования, то одной из первоочередных и важнейших задач является формирование и развитие математического аппарата для решения задач математики, смежных дисциплин, окружающей реальности, а также развитие познавательных способностей обучающихся. В современных условиях основной целью образовательного процесса должно стать
усвоение определенных способов мышления, обеспечивающих понимание и производство новых знаний, т. е. основным результатом деятельности школы должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и выбор так называемых «ключевых компетентностей». Для подготовки обучающихся к жизни учитель должен вооружить их не только определенным набором знаний и умений, но и способами
овладения ими самостоятельно. .
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как математической модели для описания и исследования разнообразных процессов ( равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Новизна данной программы состоит в том, что она содержит раздел «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», который усиливает прикладное и практическое значение школьного образования. Этот материал необходим, прежде всего,
для формирования функциональной грамотности -умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществить рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задач.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и о методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развивать представления о числе вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики( словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представление об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин;
. интеллектуальное развитие - развитие ясности и точности мысли, мыслительных навыков: выделение главного, сравнение, анализ, синтез, конкретизация, интерпретация;
качеств ума: гибкость, самостоятельность; познавательных процессов: внимание, воображение, память;
общеучебных умений и навыков: письма и чтения в нужном темпе, работать с учебной и справочной литературой;
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники. Средства моделирования явлений и процессов;
* воспитание культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Цели изучения алгебры в 7-9 классах предполагают:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин ( физика, химия, информатика, черчение), продолжения образования;
интеллектуальное развитие: формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, интуиция ,логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах алгебры как универсального языка науки и техники, как средства, моделирования явлений, процессов и реальных ситуаций; воспитание культуры личности через создание условий для развития психических познавательных процессов : мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения, а также воспитание отношения к математике как части общечеловеческой культуры,
играющей особую роль в общественном развитии. .
При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения учебного процесса: новые знания опираются на пройденный материал.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения алгебры ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
выражать из формулы одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений
и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Учебно – тематический план
7 класс
I четверть – 5 часов в неделю;
II, III, IV четверть – 3 часа в неделю.
Всего 120 часов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов всего | Количество |
Контр. | Практические работы |
1. | Выражения , тождества, уравнения | 24 | 2 | 6 |
1.1 | Числовые выражения. | 3 | 1 |
1.2 | Выражения с переменными | 3 |
1.3 | Сравнение значений выражений | 2 | 1 |
1.4 | Простейшие преобразования выражений. (Тождества. Тождественные преобразования выражений) | 3 (третий урок к.р.) | 1 | 1 |
1.5 | Уравнение с одним неизвестным и его корень. | 1 |
1.6 | Линейное уравнение | 3 | 1 |
1.7 | Решение задач методом уравнений | 4 | 1 |
1.8 | Статистические характеристики (Среднее арифметическое, размах и мода – 2ч. Статистические характеристики. Применение. Медиана как статистическая характеристика – 2ч.) | 5(пятый урок к.р.) | 1 | 1 |
2. | Функции | 14 | 1 | 3 |
2.1 | Функция, область определения функции. Способы задания функции. | 2 | 1 |
2.2 | Вычисление значений функции по формуле | 2 |
2.3 | График функции | 2 |
2.4 | Функция у = кх и её график | 3 | 1 |
2.5 | Функция у = кх +в и её график | 5 (пятый урок к.р.) | 1 | 1 |
3. | Степень с натуральным показателем | 15 | 1 | 3 |
3.1 | Степень с натуральным показателем | 3 | 1 |
3.2 | Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней. | 2 |
3.3 | Свойства степени с натуральным показателем. Возведение в степень произведения и степени. | 3 | 1 |
3.4 | Одночлен. (Стандартный вид одночлена) | 1 |
3.5 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. | 3 | 1 |
3.6 | Функции у = х2, у = х3 и их графики | 3 (третий урок к.р.) | 1 |
4. | Многочлены | 20 | 2 | 3 |
4.1 | Многочлен (стандартный вид многочлена) | 1 |
4.2 | Сложение и вычитание многочленов | 3 | 1 |
4.3 | Умножение одночлена на многочлен | 3 | 1 |
4.4 | Разложение многочлена на множители (вынесение общего множителя за скобки) | 4 (четвертый урок к.р.) | 1 |
4.5 | Умножение многочленов | 4 |
4.6 | Разложение многочлена на множители ( способом группировки) | 5 (5 урок к.р.) | 1 | 1 |
5. | Формулы сокращенного умножения | 20 | 2 | 4 |
5.1 | Формулы (а в)2 = а2 ± 2ав + в2 | 3 |
5.2 | Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители ( с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности) | 2 | 1 |
5.3 | Формулы (а – в)* ( а + в) = а2 – в2 | 1 |
5.4 | Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители .Разложение разности квадратов на множители | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Разложение на множители суммы и разности кубов | 3 (3урок к.р.) |
5.6 | Преобразование целого выражения в многочлен | 3 | 1 |
5.7 | Применение различных способов для разложения на множители | 6 (6 урок к.р.) | 1 | 1 |
6. | Системы линейных уравнений | 17 | 1 | 6 |
6.1 | Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными | 4 | 2 |
6.2 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 2 |
6.3 | Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными | 5 | 3 |
6.4 | Решение задач методом составления систем уравнений | 6 (6 урок к.р.) | 1 | 1 |
7. | Повторение. Решение задач Преобразование алгебраических выражений Решение задач Итоговый зачет Итоговая контрольная работа | 10 4 4 1 1 | 1 |
Итого: | 120 | 10 | 25 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Выражения и их преобразования. Уравнения. (24/ 6 /2)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5 – 6 класса.
Практическая работа (П.Р.) №1 «Значения выражений»
П.Р.№2 «Свойства действий над числами»
П.Р. №3 «Тождественные преобразования выражений»
П.Р. №4 «Решение линейных уравнений»
П.Р. №5 «Решение задач с помощью уравнений»
П.Р.№6 «Определение среднего результата измерений»
Контрольная работа№1 по теме «Выражения. Преобразование выражений»
Контрольная работа №2 по теме «Уравнения. Решение задач»
Должны:
Знать/понимать:
Свойства: действий над числами, для вычисления значений буквенных
выражений;
Понятия: «тождество», «доказательство тождеств», «допустимые значения
переменной», определение тождества, примеры тождеств; способы
выполнения простейших преобразований; методы доказательства
тождеств; среднее арифметическое, размах, мода, медиана.
Уметь: составлять буквенные выражения и формулы по условиям заданий;
осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки выполнять
соответствующие вычисления;
определять допустимые значения переменных в выражениях; устанавливать область допустимых значений переменных;
выполнять простейшие преобразования выражений, доказывать тождества.
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
вычислять средние значения результатов измерений;
используя собственные наблюдения и готовые статистические данные определять статистические закономерности.
производить подсчет предметов в длинном списке и составлять таблицу результатов подсчета.
Тема 2. Функции (14/ 3 /1)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Основная цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у == кх + в (в≠0), у = кх.
П.Р. №7 «Вычисление значений функции по формуле»
П.Р. №8 «Построение графика линейной функции»
П.Р. №9 «Построение графиков функций. Взаимное расположение графиков»
Контрольная работа №3 по теме «Функции. Графики функций.»
Должны:
Знать/понимать:
Понятия: «функция», «аргумент», «область определения функции», «график
функции»; определение линейной функции, функции прямой
пропорциональности; взаимное расположение графиков линейных
функций.
Уметь: читать графики функций и задавать формулой одну зависимость от другой;
находить значения функций, заданной формулой; строить графики функций по координатам точек; находить по графику значения функции и значения
аргумента;
составлять формулу линейной функции по условию задачи;
составлять таблицу и строить точки по их координатам;
определять взаимное расположение графиков функций по угловому коэффициенту прямой.
Тема 3. Степень с натуральным показателем (15/ 3 /1)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
П.Р. №10 «Нахождение значения степени»
П.Р. №11 «Свойства степени с натуральным показателем»
П.Р. №12 «Умножение одночленов»
Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем и ее свойства»
Должны:
Знать/понимать:
Понятия: определение степени с натуральным показателем, с нулевым показателем;
одночлена, степени одночлена;
определение абсолютной погрешности относительной погрешности;
правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, возведения в степень произведения;
свойства функций y=x2 , y=x3.
Уметь: находить значения выражения, содержащего степени; использовать таблицы для нахождения значения степени;
умножать и делить степени с одинаковыми основаниями;
возводить в степень произведение и степень; приводить одночлен
к стандартному виду; определять коэффициент одночлена и степень одночлена;
умножать одночлены, возводить одночлены в степень; решать уравнения, задачи с помощью уравнения, используя свойства степени;
строить графики функций y=x2, y=x3 и находить значения функций и значения аргумента по графику;
находить абсолютную и относительную погрешности.
Тема 4. Многочлены (20/ 3 /2)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Основная цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
П.Р. №13 «Сложение и вычитание многочленов»
П.Р. №14 «Умножение одночлена на многочлен»
П.Р. №15 «Разложение многочлена на множители»
Контрольная работа №5 по теме «Сложение, вычитание и умножение многочленов»
Контрольная работа №6 по теме «Разложение многочлена на множители»
Должны:
Знать/понимать:
Понятия: определение многочлена, степени многочлена; правило сложения и
вычитания многочленов, умножение одночлена на многочлен, многочлена
на многочлен; понятие разложения многочлена на множители,
доказательство тождеств.
Уметь: приводить подобные члены многочлена; складывать и вычитать многочлены;
решать уравнения, задачи с помощью уравнений, используя правила действий с
многочленами; умножать одночлен на многочлен; разлаживать многочлен на
множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом
группировки; умножать многочлен на многочлен; применять тождественные
преобразования выражений для доказательства тождеств.
Тема 5. Формулы сокращенного умножения (20/ 4 /2)
Формулы (а в)2 = а2 ± 2ав + в2, (а – в) (а + в) = а2 – в2 , а3 ± в3 = (а ± в) (а2 ав + в2), (а в)3 = а3 3а2в + 3ав2 в3
Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
П.Р. №16 «Квадрат суммы и квадрат разности. Представление выражения в виде квадрата двучлена»
П.Р.№ 17 «Разность квадратов»
П.Р.№18 «Сумма и разность кубов»
П.Р. №19 «Применение различных способов для разложения на множители»
Контрольная работа №7 по теме «Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов»
Контрольная работа№8 по теме «Сумма и разность кубов. Преобразование целых выражений»
Должны:
Знать/понимать:
Понятия: целого выражения;
Формулы: квадрат суммы и квадрат разности, умножение разности двух выражений на их сумму, разность квадратов, сумма и разность кубов;
Способы: разложения на множители с помощью формул сокращенного умножения, преобразования целых выражений.
Уметь: применять формулы сокращенного умножения при упрощении выражений и решении уравнений, доказательстве тождеств;
применять формулы для разложения многочлена на множители;
преобразовывать целое выражение в многочлен.
Тема 6. Системы линейных уравнений (17/6 /1)
Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными.
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
П.Р.№20 «Линейное уравнение с двумя переменными»
П.Р. №21 «График линейного уравнения с двумя переменными»
П.Р. №22 «Решение систем уравнений с помощью графиков»
П.Р. №23 «Способ подстановки»
П.Р. №24 «Способ сложения»
П.Р. №25 «Решение задач с помощью систем»
Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений»
Должны:
Знать/понимать:
Понятия: определение линейного уравнения с двумя переменными, график уравнения с двумя переменными, понятие равносильных уравнений, графика
линейного уравнения с двумя переменными.
Алгоритм: решения системы уравнений, равносильных систем; решения линейного уравнения с двумя переменными;
Способы: решения систем линейных уравнений.
Уметь: находить решения уравнения с двумя переменными; выражать одну переменную через другую из линейного уравнения;
строить график линейного уравнения с двумя переменными;
решать системы линейных уравнений графическим способом, способом подстановки и способом сложения;
решать задачи с помощью составления системы уравнений.
Тема 7 . Повторение. Решение задач (10/ 0 /1)
Основная цель – повторить изученный материал за учебный год.
Контрольная работа №10 «Итоговая контрольная работа»
Учебно-тематический план
8 класс
I – IV четверти 3 часа в неделю
Всего 102 часа
№ п/п | Тема | Кол-во часов всего |
Контр. | Практические работы |
1 | Рациональные дроби | 23 | 2 | 7 |
1.1 | Рациональные выражения | 3 | - | 1 |
1.2 | Сокращение дробей | 3 | - | 1 |
1.3 | Действия с рациональными дробями. Сложение и вычитание дробей | 6 (+1 урок к.р.) | 1 | 3 |
1.4 | Произведение и частное дробей. Преобразование рациональных выражений | 7 | - | 1 |
1.5 | Обратно пропорциональная функция, ее свойства, график | 2 (+1урок к.р.) | 1 | 1 |
2 | Квадратные корни | 19 | 2 | 4 |
2.1 | Действительные числа | 2 | - | 1 |
2.2 | Арифметический квадратный корень | 3 | 1 | 1 |
2.3 | Функция у = и ее свойства, график | 2 | - |
2.4 | Свойства арифметического квадратного корня | 3 (+1 урок к.р.) | 1 | 1 |
2.5 | Применение свойств арифметического квадратного корня | 7 (+1урок к.р.) | 1 |
3 | Квадратные уравнения | 21 | 2 | 5 |
3.1 | Определение квадратного уравнения. Неполное квадратное уравнение | 2 | - | 1 |
3.2 | Решение квадратных уравнений | 3 | - | 1 |
3.3 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 3 | - | 1 |
3.4 | Теорема Виета | 4 (к.р.) | 1 | - |
3.5 | Дробные рациональные уравнения | 3 | - | 1 |
3.6 | Решение задач, приводимых к дробным рациональным уравнениям | 6 (к.р.) | 1 | 1 |
4 | Неравенства | 20 | 2 | 3 |
4.1 | Числовые неравенства и их свойства | 8 (+ 1 урок к.р.) | 1 | 1 |
4.2 | Неравенства с одной переменной и их системы | 10 (+ 1 урок к.р.) | 1 | 2 |
5 | Степень с целым показателем | 7 | 1 | 2 |
5.1 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 2 | - |
5.2 | Свойства степени с целым показателем | 2 | 1 |
5.2 | Стандартный вид числа | 2 (+ 1 урок к.р.) | 1 | 1 |
6 | Статистические данные | 4 | 1 |
6.1 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | - | - |
6.2 | Наглядное представление статистической информации | 2 | 1 |
7 | Повторение | 8 | 1 | - |
7.1 | Повторение темы: «Рациональные дроби» | 1 | - | - |
7.2 | Повторение темы «Квадратные корни» | 1 |
7.3 | Повторение темы: «Квадратные уравнения» | 1 | - | - |
7.3 | Повторение темы: «Неравенства» | 1 | - | - |
7.4 | Повторение темы: «Степень с целым показателем» | 1 | - | - |
7.5 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | - |
7.6. | Работа над ошибками. Итоговый урок. | 1 | - | - |
Итого: | 102 | 10 | 22 |
Содержание тем учебного курса
Рациональные дроби (23/7/2)
Основная цель: ознакомить обучающихся с основным свойством дроби и выработать умение выполнять сокращение дробей; научить обучающихся преобразовывать рациональные выражения, применяя действия над ними.
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. (Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.) Функция у=k/х и её график.
Практическая работа (П.Р.) №1: «Нахождение значений рационального выражения»
П.Р. №2 «Сокращение дробей»
П.Р. №3 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
П.Р. №4 «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
П.Р. №5 «Умножение и деление добей. Сокращение дробей»
П.Р.№6 «Действия с рациональными дробями»
П.Р. №7 «Построение графиков и работа по ним»
Контрольная работа №1 «Сокращение дробей. Действия с рациональными дробями»
Контрольная работа №2 «Преобразование рациональных выражений»
Знать:
-определение рациональных выражений;
-как сокращаются дроби;
-как складываются и вычитаются дроби с одинаковыми и разными знаменателями;
-как умножаются и делятся дроби ;
-определение дробно - рациональной функции и ее свойств.
Уметь:
-находить значение рационального выражения;
-преобразовывать рациональные уравнения с помощью действий над ними;
-находить значение обратно пропорциональной и у = функций, заданных формулой или графиком по ее аргументу; находить значение функций, заданных графиком или таблицей; строить графики функций;
Квадратные корни (19/5/2)
Основная цель: дать понятие о квадратном корне из числа, научить решать уравнения вида х2 =а, сформировать представление о множестве действительных чисел. Сформировать умение обучающихся использовать свойства квадратных корней.
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах; Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = , её свойства и график.
П.Р. №8 «Действительные числа и действия с ними»
П.Р.№9 «Решение уравнений вида х2 = а»
П.Р. №10 «Построение и работа по графику у = »
П.Р. №11 «Преобразования выражений, содержащих квадратные корни»
Контрольная работа №3: «Свойства квадратных корней»
Контрольная работа №4: «Преобразования выражений, содержащих квадратные корни»
Знать:
-определения рациональных, иррациональных и действительных чисел;
-определение арифметического квадратного корня;
-определение функции вида у = ,
-как применяются свойства арифметического квадратного корня;
- как с помощью свойств функций (у =, обратной пропорциональности) строить, читать график и работать по нему;
Уметь:
-находить значение арифметического квадратного корня;
-находить значение обратно пропорциональной и у =, функций, заданных формулой или графиком по ее аргументу; находить значение функций, заданных графиком или таблицей; строить графики функций;
-применять свойства арифметического квадратного корня.
Квадратные уравнения (21/5/2)
Основная цель: ввести понятие квадратного уравнения, ознакомить обучающихся с алгоритмом решения неполного квадратного уравнения, формулами нахождения корней квадратного уравнения, алгоритмом нахождения корней дробных рациональных уравнений, ознакомить с теоремой Виета.
Квадратное уравнение. Формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
П.Р. №12 «Решение неполных квадратных уравнений»
П.Р. №13 «Решение полных квадратных уравнений»
П.Р. №14 «Решение задач с помощью квадратных уравнений»
П.Р. №15 «Решение дробных рациональных уравнений»
П.Р. №16 «Решение задач с помощью дробно – рациональных уравнений»
Контрольная работа №5: «Квадратные уравнения. Решение задач с помощью квадратных уравнений»
Контрольная работа №6: «Дробные рациональные уравнения. Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»
Знать:
Понятия: - определение квадратного корня, неполного квадратного уравнения;
- понятие приведенного квадратного уравнения;
- понятие рациональных уравнений и дробных рациональных уравнений.
-Формулы: корней квадратного уравнения; формулы теоремы Виета.
Уметь: решать неполные квадратные уравнения; решать квадратные уравнения способом выделения квадрата двучлена;
решать полные квадратные уравнения с помощью формулы;
решать задачи с помощью квадратных уравнений; применять теорему
Виета при решении уравнений;
решать дробные рациональные уравнения;
решать задачи с помощью дробных рациональных уравнений;
решать уравнения графическим способом.
Неравенства (20/3/2)
Основная цель: ознакомить обучающихся со свойствами числовых неравенств, сформировать умение решать линейные неравенства и системы неравенств.
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
П.Р. 17 «Сложение и умножение числовых неравенств. Оценка значения
выражения»
П.Р. 18 «Решение неравенств с одной переменной»
П.Р. 19 «Решение систем неравенств с одной переменной»
Контрольная работа№7 «Числовые неравенства и их свойства».
Контрольная работа№8 «Неравенства с одной переменной и их системы».
Знать:
-как применять свойства числовых неравенств;
-как определять и чертить числовые промежутки;
- как решать неравенства и системы неравенств;
-как выполнять доказательства в курсе алгебры 8 класса, проводить доказательства неравенств;
-как решать системы неравенств.
Уметь:
- применять свойства числовых неравенств»
-определять и чертить числовые промежутки;
-решать неравенства, системы неравенств.
Степень с целым показателем (7/2/1)
Основная цель: ознакомить обучающихся с понятием степени с целым показателем, со свойствами степени с целым показателем, с записью числа в стандартном виде; выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях; расширить круг сведений обучающихся о приближенных значениях.
Степень с целым показателем и её свойства. Стандартный вид числа.
Практическая работа 20 «Определение степени с целым отрицательным показателем и её свойства»
П.Р. №21 «Стандартный вид числа»
Контрольная работа №9«Степень с целым показателем».
Знать:
-как применять свойства степени с целым показателем;
-как приводить число в стандартный вид;
-как выполнять действия с приближенными значениями;
Уметь:
-применять свойства степени с целым показателем;
- приводить число в стандартный вид;
-выполнять действия с приближенными значениями.
Статистические данные (5/1/0)
Основная цель: ознакомить обучающихся со статистическими данными и их применением.
Начальные сведения об организации статистических исследований.
П.Р. 22 «Построение диаграмм, полигонов и гистограмм по статистическим данным»
Знать:
-как использовать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и вывод;
- как извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить графики и диаграммы;
-как вычислять среднее значение результатов измерений;
-как находить частоту события и размаха, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные.
Уметь:
-решать задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить графики и диаграммы;
-вычислять среднее значение результатов измерений;
как находить частоту события и размаха, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные.
9
Повторение (8/1)
Основная цель: повторить изученный материал за учебный год.
Повторение темы: «Рациональные дроби»
Отработать умение выполнять сокращение дробей, преобразовывать рациональные выражения применяя действия над ними
Повторение темы: «Квадратные корни и уравнения»
Закрепить решение уравнений вида х2 =а и использовать свойства квадратных корней.
Повторение темы: «Квадратные уравнения»
Закрепление решения неполного квадратного уравнения и формулами нахождения корней квадратного уравнения, алгоритмом нахождения корней дробных рациональных уравнений, с применением теоремы Виета.
Повторение темы: «Неравенства»
Закрепление применения свойств числовых неравенств, решение линейных неравенств и систем неравенств.
Повторение темы: «Степень с целым показателем»
Закрепить умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, работать с приближенными значениями.
Итоговая контрольная работа №10
Проверить ЗУН у обучающихся.
Учебно – тематический план
9класс
( 3 ч. в неделю, всего 102 ч.).
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Практические работы | Контрольные работы |
1 1.1 1.2 1.3 1.4 | Квадратичная функция Функции и их свойства Квадратный трехчлен Квадратичная функция и её график Степенная функция. Корень n – й степени | 22 5 4 (+ 1урок к.р.) 8 3 | 5 1 1 2 1 | 2 |
2 2.1 2.2 | Уравнения и неравенства с одной переменной Уравнения с одной переменной Неравенство с одной переменной | 14 8 5 | 4 2 2 | 1 |
3 3.1 3.2 | Уравнения и неравенства с двумя переменными Уравнения с двумя переменными и их системы Неравенства с двумя переменными и их системы | 17 12 4 (+ 1ч. к.р.) | 3 2 1 | 1 |
4 4.1 4.2 | Арифметическая и геометрическая прогрессия Арифметическая прогрессия Геометрическая прогрессия | 15 7 (+ 1 урок к.р.) 6 (+1 урок к.р.) | 4 2 2 | 2 |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 2 | 1 |
5.1 | Элементы комбинаторики | 9 | 2 |
5.4 | Начальные сведения из теории вероятностей | 3 (+ 1 урок к.р.) |
6 | Повторение. Итоговая контрольная работа | 21 | 1 |
Итого: | 102 | 18 | 8 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Квадратичная функция (22 / 5 / 2)
Основная цель – выработать умение строить график квадратичной функции и применять графическое представление для решения неравенств второй степени с одной переменной.
Функция. Свойства функций.
Квадратный трёхчлен и его корни. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Функция у = ах 2+ вх + с, её свойства и график. Степенная функция.
Практическая работа №1 «Функции и их свойства»
Практическая работа №2 «Квадратный трёхчлен»
Практическая работа №3 «График квадратичной функции»
Практическая работа №4 «График функции у = ах 2+ вх + с»
Практическая работа №5 «Степенная функция. Корень n – й степени»
Контрольная работа №1 «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»
Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция»
Знать/понимать
• определение корня квадратного трёхчлена; теорему о разложении на множители квадратного трёхчлена, имеющего корни.
• определение функции; область определения и область значений функции; определение функции, возрастающей в промежутке; убывающей в промежутке;
• определение и свойства квадратичной функции; что представляет график квадратичной функции;
• определение и свойства степенной функции.
Уметь
разлагать квадратный трёхчлен;
выполнять построение графика квадратичной функции;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики.
Тема 2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14/4/1)
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида
ах2 + вх + с 0 или ах2 + вх + с0, где а0.
Целое уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенство второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Практическая работа №6«Решение целых уравнений»
Практическая работа №7 «Решение дробных рациональных уравнений»
Практическая работа №8 «Неравенства второй степени с одной переменной» Практическая работа №9 «Решение неравенств методом интервалов»
Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной»
Знать/понимать
какое уравнение с одной переменной называется целым;
сколько корней может иметь уравнение п-ой степени;
понятие биквадратного уравнения;
алгоритм решения неравенств второй степени.
Уметь
определять степень уравнения;
решать линейные, квадратные, биквадратные уравнения;
решать уравнения высших степеней разложением на множители;
уметь решать неравенства второй степени с одной переменной;
решать неравенства методом интервалов.
Тема 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (14/3/1)
Основная цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Практическая работа №10 «Уравнения с двумя переменными»
Практическая работа №11 «Системы уравнений с двумя переменными»
Практическая работа №12 «Неравенства с двумя переменными и их системы»
Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Знать/понимать
уравнение с двумя переменными;
сколько решений может иметь система уравнений с двумя переменными;
в чём состоит графический способ решения уравнений с двумя переменными;
понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств.
Уметь
уметь решать системы уравнений как графически, так и аналитически;
изображать графически решение неравенств и систем неравенств с двумя переменными.
Тема 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15/4/2)
Основная цель – дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n – го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Практическая работа №13 «Арифметическая прогрессия. Формула п-го члена
Практическая работа №14 «Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии»
Практическая работа №15 «Геометрическая прогрессия. Формула п-го члена»
Практическая работа №16 «Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. Бесконечная геометрическая прогрессия»
Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия»
Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессия»
Знать/понимать
терминологию: «последовательность», «член последовательности», «формула п-го члена последовательности»;
определение арифметической прогрессии;
формулы п-го члена и суммы п первых членов арифметической прогрессии
определение геометрической прогрессии;
формулы п-го члена и суммы п первых членов геометрической прогрессии
формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии.
Уметь
распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов.
Тема 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (13/2/1)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Практическая работа№17 «Решение комбинаторных задач»
Практическая работа№18 «Относительная частота и вероятность случайного события»
К.Р.№7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
Знать/ понимать
Понятия: среднее арифметическое, размах, мода, медиана ряда, относительная
частота, диаграммы, комбинаторика, перестановки, размещения,
сочетания, вероятность события , перебор возможных вариантов.
Уметь: определять число перестановок, число размещений, число сочетаний;
решать комбинаторные задачи разными подходами; определять
случайные события.
Тема 7. Повторение (8/0/1)
Преобразование алгебраических выражений. Решение задач алгебраическим методом (с помощью составлением уравнением и систем уравнений). Решение неравенств. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни и степени. Прогрессии. Элементы комбинаторики и теории вероятностей..
Контрольная работа №8 Предэкзаменационная контрольная работа – 2 часа
Знать/уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразование рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи, алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
● распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
● находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
● определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
● описывать свойства изученных функций, строить их графики;
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Контроль знаний ,умений и навыков включает систему работ: самостоятельные работы – пятиминутки по проверке выполнения домашней работы, самостоятельные работы на часть урока, тесты и контрольные работы, практикумы и практические работы.
Контрольные работы проводятся по текстам из пособий (5), (20), (21)
Учебно-методическая литература.
1. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Нешков К.И, Суворова С.Б. Алгебра.7класс.-М.: Просвещение, 2009.-270с.:ил. и последующие издания
2. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Нешков К.И, Суворова С.Б. Алгебра.8класс.-М.: Просвещение, 2009.-270с.:ил. и последующие издания
3. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Нешков К.И, Суворова С.Б. Алгебра.9класс.-М.: Просвещение, 2008.-270с.:ил. и последующие издания
4. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра.7 – 9 классы. М. Просвещение, 2009г.
5. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Короткова Л.М.-Дидактические материалы по алгебре для 9 класса.-М.: Просвещение,-2005.-160с.
6. Бобкова Л.Г. Проектирование рабочей программы по учебному предмету./ИПКиПРО Курган.области.-Курган,2006-35с.
7. Математика. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.,2005-44с.
8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.,2004-40с.
9. Глейзер Г.И. История математики в школе: 4-6 кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение,1981-239с.
10. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы.-М.:Дрофа,2004.-192с.:ил.
11. Лысенко Ф.Ф. и др.Алгебра. Учебно-тренировочные тесты (9класс). Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации. Ростов- на- Дону: Легион,2005.226с.
12. Ершова А.П., Голобородько В, В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы в 9 классе.- М.: Илекса,2002,-144с.
13. Учебно-методическая газета Математика №12, 2006г.
14. Тапилина Л.А., Афанасьева Т.Л. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева.-Волгоград:Учитель,2006.-286с.
15. Алтынов П.И. Алгебра .Тесты7-9 классы.-М.:Дрофа,2000.-128с.
16. Звавич Л.И.. Шляпочник Л.Я., Козулин Б.В.Контрольные и проверочные работы по алгебре. 7 класс.-М.:Дрофа,2002.-128с.
17. Зив Л.И., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса.- СПб.: «ЧеРо – на -Неве», 2004.-144с.: ил.
18. Ершова А.П., Голобородько В,В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы в 7 классе.-М.: Илекса,2002,-128с.
19. Ершова А.П., Голобородько В,В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы в 8 классе.-М.: Илекса,2002,-144с.
20. Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.Дидактические материалы по алгебре для 8 класса.- М.: Просвещение, 2004.-144с.:ил.
21. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение,2004.-136с.
22. Контрольно – измерительные материалы. Алгебра. 7 класс, 8 класс, 9класс /Сост. Л.И.Мартышова. – М.ВАКО, 2010г. – 96с. и Сост. Л.Ю. Бабушкина для 8кл./
Литература для учащихся.
1. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Нешков К.И, Суворова С.Б. Алгебра.7класс.-М.: Просвещение, 2009.-270с.:ил.
2. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Нешков К.И, Суворова С.Б. Алгебра.8класс.-М.: Просвещение, 2009.-270с.:ил.
3. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Нешков К.И, Суворова С.Б. Алгебра.9класс.-М.: Просвещение, 2008.-270с.:ил.
4.Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей. 7-9 классы.-М.: Просвещение, 2003.-78с.:ил.
ЖоховВ.И., МакарычевЮ.Н., МиндюкН.Г.Дидактические материалы по алгебре для 8 класса.-М.: Просвещение, 2004.-144с.:ил.
ЗвавичЛ.И., КузнецоваЛ.В., СувороваС.Б. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.-М.: Просвещение, 2004.-136с.: ил.
7. Макарычев Ю. Н, Миндюк Н.Г, Короткова Л.М.-Дидактические материалы по алгебре для 9 класса.-М.: Просвещение,-2005.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...