Конспект урока по биологии в 8 классе "Терморегуляция организма. Закаливание"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок формирует у учащихся ответственное отношение к своему здоровью. Вырабатывает навыки,  умения оказывать доврачебную помощь при перегреве организма. Знакомит с методами закаливания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Терморегуляция организма. Закаливание».

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – комбинированный

Методы:

  1. По уровню активности познавательной деятельности:

       – объяснительно – иллюстративный метод (объяснение понятий)

       – проблемное изложение изучаемого материала ( постановка проблемы по ходу урока)

  1. По функциям:

– методы устного изложения и активизация познавательной активности

– методы закрепления (беседа, применение знаний в новой ситуации)

– методы проверки и оценка знаний

  1. По источникам познания:

– словесные методы

– наглядный метод

– практический метод

Цель урока: Сформировать понятие «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция- саморегулирующийся процесс,  значение закаливания организма.

Задачи урока:

- сформулировать определение понятия- терморегуляция

- выявить причины, приводящие к перегреву организма. Рассмотреть меры доврачебной помощи.

- сформировать представление о необходимости закаливания организма.

Задачи урока развивающие:

- выделить наиболее существенные признаки и свойства понятий

- формулировать выводы

- применять знания в новой ситуации

       - осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями и новым материалом.

Воспитательные задачи:

- воспитывать осознание возможности влиять на формирование личного здоровья

- уважать чувство уважения к чужому мнению

- организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, сообщение учащихся.

Ход урока

  1. Этап урока- организационный (подготовка учащихся к работе)

Просмотр мультфильма «Лунтик»- часть «Закаливание»

- Ребята, как вы думаете, какую новую тему урока мы сегодня будем с вами изучать?

2. Этап урока – Актуализация познавательной деятельности.

- Давайте запишем новую тему урока.

- Какие задачи мы с вами должны решить, чтобы достичь успешного изучения новой темы?

-Как человек может использовать знания о терморегуляции организма и закаливании для сохранения и улучшения здоровья?

Ребята, часть этого термина имеет греческое происхождение- термо (тепло), а часть латинское происхождение-  регуларе ( упорядочивость).

Биологическая задача.

В теле человека за 1 час образуется столько теплоты, сколько нужно, чтобы вскипятить1 литр ледяной воды. И если бы тело было покрыто непроницаемым для теплоты футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 С, а через 40 часов достигла бы точки кипения воды. Во время тяжёлой физической работы образование теплоты увеличивается ёщё в несколько раз. И всё же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему?

Самостоятельное изучение новой темы и поиск ответа на вопрос. ( работа в группе)

3. Подведение итогов данного этапа

Показ слайдов презентации.

- Вставить пропущенные слова

- Объяснить, что изображено на рисунке.

Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию организма.

Перегревание организма- болезненное состояние организма, возникающее в результате длительного воздействия высокой температуры окружающей среды.

4. Работа с новым материалом

 Задание №1.  Заполни таблицу!

Нарушение терморегуляции

Признаки

Приёмы первой помощи

Тепловой удар

Солнечный удар

Задание №2.  Определить предметы, которые помогут избежать солнечного удара? Предметы, которые помогут получить тепловой удар? Предметы, которые помогут оказать первую помощь при перегревании организма?

Полиэтиленовый пакет, носовой платок, лопата, термос с чаем, тёплый свитер, грабли, полотенце, панама.

5. Звучит песня «Закаляйся».

 Почему закалённые люди меньше болеют?

Сообщение по теме: «Закаливание организма», «Способы закаливания организма» (Готовят учащиеся заранее)

6. Этап урока- Закрепление и обобщение полученных  знаний

Тест

Какие органы не участвуют в терморегуляции:

А) лёгкие

Б) кровеносные сосуды

В) потовые железы        

Г) почки

2. При повышении температуры воздуха просветы сосудов:

А) не изменяются

Б) расширяются

В) сужаются

3. В сильную жару теплоотдача:

А) усиливается за счёт расширения сосудов кожи

Б) не изменяется

В) усиливается за счёт потоотделения

4. При напряжённой мышечной работе теплоотдача:

А) возрастает

Б) уменьшается

5. Самым сильным закаливающим фактором является:

А) солнечные ванны

Б) холод

В) водные процедуры

7. Подведение итогов урока.

Ребята, все ли задачи, поставленные вначале урока, мы смогли решить?

8. Рефлексия.

Предлагаю вам заполнить небольшую анкету.

Анкета

  1. Доволен ли ты тем как прошёл урок?
  2. Было ли интересно на уроке?
  3. Сумел ли приобрести новые знания?
  4. Ты сумел показать и применить свои знания?

Давайте запишем Д/З п. 41. Составить памятку «Правила закаливания» 5 пунктов. Составить кроссворд по изученным темам. (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс

Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-1...

Конспект урока по биологии 8 класс "Обменные процессы в организме"

развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция»,   сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмен...

План-конспект урока по биологии 10 класс "Совместная жизнь организмов в биоценозе"

Предмет: биологияКласс :  10Базовый учебник: Биология. Базовый уровень. 10 класс -  Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е. - Вентана-Граф, 2015 годТема урока: «Совместная жи...

План-конспект урока по биологии, 8 класс, тема: Терморегуляция, закаливание организма

Класс: 8Тема: Терморегуляция. Закаливание организмаЦель: Изучить способы терморегуляции организма человекаЗадачи:Проинформировать обучающихся об основных понятиях механизма теплорегуляции, «тепл...