"Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием «обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм.
Задачи урока:
Образовательные: конкретизировать знания об обмене веществ (метаболизме) как свойстве живых организмов, познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности метаболизма; установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с окружающей средой.
Развивающие:формировать умение выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками;
реализация творческого потенциала учащихся, развитие самостоятельности.
Воспитательные: используя приобретенные знания, понимать перспективы практического использования фотосинтез; понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 42.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
- ФИО Муратова Гульназ Раушановна
- Место работы МБОУ «Нижнебишевская СОШ»
- Должность учитель биологии
- Предмет биология
- Класс 9
6. Базовый учебник Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Каменский,Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- 11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010
Цель урока:
Познакомить учащихся с понятием «обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм.
Задачи урока:
Образовательные: конкретизировать знания об обмене веществ (метаболизме) как свойстве живых организмов, познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности метаболизма; установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с окружающей средой.
Развивающие:формировать умение выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками;
реализация творческого потенциала учащихся, развитие самостоятельности.
Воспитательные: используя приобретенные знания, понимать перспективы практического использования фотосинтез; понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: самостоятельная работа с учебником, индивидуальная работа у доски, фронтальная работа.
Ход урока
- Организационный момент.
II. Повторение материала
- Проверка правильности заполнения таблицы «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот». (Ответ учащегося у доски.)
- Фронтальная беседа по вопросам:
- Какую роль выполняет спора у прокариот? Чем она отличается от спор эукариот?
- Сравнивая строение и процессы жизнедеятельности эукариот и прокариот, выделите признаки, позволяющие предположить, какие клетки исторически более древние, а какие — более молодые.
- Что такое ферменты? Какова их роль в организме?
- Что такое обмен веществ? Приведите примеры обмена веществ в организме.
III. Изучение нового материала.
Задание: сравните два определения, найдите, есть ли в них отличие или они сходны. Чем вы это можете объяснить?
Метаболизм – ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение. |
Обмен веществ – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ |
Обмен веществ складывается из двух взаимосвязанных процессов – анаболизма и катаболизма.
Ассимиляция, или анаболизм (пластический обмен), – совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток |
1. В ходе ассимиляции происходит биосинтез сложных молекул из простых молекул-предшественников или из молекул веществ, поступивших из внешней среды.
2. Важнейшими процессами ассимиляции являются синтез белков и нуклеиновых кислот (свойственный всем организмам) и синтез углеводов (только у растений, некоторых бактерий и цианобактерий).
3. В процессе ассимиляции при образовании сложных молекул идет накопление энергии, главным образом в виде химических связей.
Диссимиляция, или катаболизм (энергетический обмен), – совокупность реакций, в которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии |
1. При разрыве химических связей в молекулах органических соединений энергия высвобождается и запасается в виде АТФ.
2. Синтез АТФ у эукариот происходит в митохондриях и хлоропластах, а у прокариот – в цитоплазме, на мембранных структурах.
3. Диссимиляция обеспечивает все биохимические процессы в клетке энергией.
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы для этих реакций используют энергию солнечного света (при фотосинтезе), другие – энергию химических связей органических веществ, поступающих с пищей. Извлечение энергии из пищевых веществ осуществляется в клетке путем их расщепления и окисления кислородом, поступающим в процессе дыхания. Поэтому этот процесс называют биологическим окислением, или клеточным дыханием.
Биологическое окисление с участием кислорода называют аэробным, без кислорода – анаэробным. Процесс биологического окисления идет многоступенчато. При этом в клетке происходит накопление энергии в виде молекул АТФ и других органических соединений.
IV. Закрепление изученного материала.
- Что такое ассимиляция? Приведите примеры реакций синтеза в клетке.
- Что такое диссимиляция? Приведите примеры реакций распада в клетке.
- Докажите, что ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ и энергии — метаболизма.
Задание. Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции или диссимиляции:
Процессы, протекающие в клетках | Обмен веществ | |
1. Испарение воды 2. Дыхание 3. Расщепление жиров 4. Биосинтез белков 5. Фотосинтез 6. Расщепление белков | 7.Расщепление 8. Биосинтез жиров 9.Синтез 10. Хемосинтез | А – ассимиляция Б – диссимиляция |
Ответ: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – А, 10 – А.
Домашнее задание: Изучить § 2.8 «Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм», ответить на вопросы в конце параграфа, повторить § 1.7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект проникновения и ассимиляции англоязычных праздников в Россию на примере праздника "Хеллоуин".
Предлагаю пректический материал в виде презентации ....
Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.
Конспект урока биологии в 9 классе....
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм
Тема: Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм. Задачи урока: Образовательные: конкр...
Методическая разработка к уроку. "Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм"
Материал может быть использован учителем при изучении новой темы на уроках биологии в 10 классе. Учащиеся могут использовать при повторении урока, закреплении полученных знаний, при подготовке к...
Урок биологии 9 класс Метаболиз. Ассимиляция и диссимиляция
Презентация к уроку....
Кроссворд по биологии в 9 классе на тему«Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез»
Кроссворд по биологии в 9 классе на тему«Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез»...
Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция. Биосинтез белка. Фотосинтез. Энергетический обмен.
Метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция.Биосинтез белка. Фотосинтез. Энергетический обмен. Проверка знаний. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии....