Аналитическая справка
статья по биологии на тему

Горбунова Валентина Владимировна

Аналитическая справка «Построение урока на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

«Построение урока на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС»

учителя биологии

              МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм Саратовского района Саратовской                       области»

 Горбуновой В.В.

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности поее

усвоению»

В.Г.Белинский

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно обсуждается введение в школу Федеральных Государственных Стандартов нового поколения.

Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного  подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться.  Чему должен научиться ребенок?

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается  знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Оценочное действие — я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).

Учебно-методический комплект ,который используем на уроках биологии состоит из учебника Пономарёвой И.Н. и рабочей тетради под редакцией Пономарёвой И.Н.

С точки зрения требований новых ФГОС первое ,что необходимо -это определить тему урока и место темы в учебном курсе. Например,

при изучении раздела « Многообразие живых организмов» определяем основные задачи темы:

1. « Какие группы организмов живут на земле?

2.« Что такое одноклеточные и многоклеточные организмы?

3.«Назвать и охарактеризовать царства живой природы»

4.Подробно изучаем особенности строения и жизни вирусов.

Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Например, при изучении темы «Бактерии:строение и жизнедеятельность» таким проблемным вопросом может быть вопрос :«Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?», при изучении темы «Растения»: «Почему растения, обитающие на Земле так разнообразны?» и т.д.

 Проблемный вопрос заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром  для дальнейшей деятельности. У кого -то это получается сразу, кому –то над целью урока надо подумать.Учащимся выдаются листы самооценки ,с которыми они работают на протяжении всего урока.

Листы самооценки по темам «Строение бактерий», «Значение бактерий в природе и жизни человека»

 Биология 5 класс по программе Пономарёвой О.А.

Задание1

Распределите по царствам:  шиповник, пчела  шампиньон, ромашка, подберёзовик, змея, паук, молочнокислые бактерии, лягушка, подосиновик, вирус табачной мозаики, клубеньковые бактерии

Животные:

Растения

Грибы:

Вирусы:

Бактерии:

Далее можно  просить учеников, какие  знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает.  Делим доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем ». На  левой половине  доски  фиксируем те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно  проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски  вместе с учащимися записываем те знания, которые  понадобятся на  уроке, но которыми учащиеся  не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть » ребятам   на втором этапе урока.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний.

На этом этапе урока для знакомства с формами бактерий используем презентацию заранее подготовленную учеником 5 класса Калёновым А. «Форма бактерий» .

Для изучения строения бактерий используем презентацию «Строение бактерий» . Для закрепления знаний выполняем задание в рабочей тетради к этой теме №1 «Подписать основные части бактериальной клетки»

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником.  Правильность выполнения задания можно проверить с помощью  учебника ,прочитав текст и посмотрев рисунок учебника.

Важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге.

 Дальнейшая  работа по изучению новой темы  строится путем  постановки  вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника и выполнения заданий в рабочей тетради:

Задания №2 «Опишите условия среды, в которых встречаются бактерии».

Задание№3 «Строение бактериальной клетки» для этого заполняем таблицу, где заносим данные называя части клетки и выполняемые ими функции.Учащиеся при этом могут пользоваться книгой для поиска ответов на возникающие у них вопросы.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.

Для подведения итогов урока выполняем задание в листах самооценки,работа выполняется индивидуально или парами.

Задание 2.Выберите правильное суждение, поставив рядом с ними знак +

  1. Бактерии встречаются повсюду..
  2. В классах до урока содержится бактерий больше, чем после урока.
  3. Бактерии- многоклеточные организмы.
  4. Форма тела бактерий различна- палочковидные, изогнутые, шарообразные.
  5. В клетках бактерий, как и у растений, имеется хлорофилл.
  6. Большинство бактерий бесцветно.
  7. Некоторые бактерии имеют жгутики.
  8. По способу питания бактерии разделяются на 2 группы.
  9. Солнечные лучи не губительны для бактерий.

Задание 3. Выбрать правильный ответ:

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;
  2. только многоклеточные;
  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
  3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

А3. Бактерии:

  1. питаются готовыми питательными веществами;
  2. сами способны создавать питательные вещества;
  3. верно 1и 2

После выполнения задания проводим самопроверку и самооценку.

Рефлексия.

1.Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

2.(участвовали в создании атмосферы Земли, в образовании полезных ископаемых, обогащают почву минеральными веществами, благодаря их деятельности человек получает разнообразные продукты питания).

3.Закончите предложения.

4.Во время урока, я узнал, что____

5.Самым интересным для меня было_______

6.На уроке мне было трудно

Домашнее задание. § 9, подготовить небольшие сообщения о значении бактерий в природе и жизни человека

Вывод: На уроке учащиеся сами сформулировали тему, определили ,что они знают по этой теме, что хотят узнать .При изучении нового материала использовались презентации «Форма бактерий» и «Строение бактерий», использовались интернет ресурсы на сайте ЦОР, для работы была задействована рабочая тетрадь и лист самооценки, было заслушано сообщение «Где встречаются бактерии». Домашнее задание помимо изучения параграфа включает творческое задание. Вся эта работа способствует развитию у учащихся мышления и самостоятельности в обсуждении учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...