Аналитическая справка
статья по биологии на тему
Аналитическая справка «Построение урока на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
«Построение урока на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС»
учителя биологии
МОУ «СОШ с. Усть-Курдюм Саратовского района Саратовской области»
Горбуновой В.В.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности поее
усвоению»
В.Г.Белинский
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных Государственных Стандартов нового поколения.
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание. Из пассивного потребителя знаний учащиеся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Оценочное действие — я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Учебно-методический комплект ,который используем на уроках биологии состоит из учебника Пономарёвой И.Н. и рабочей тетради под редакцией Пономарёвой И.Н.
С точки зрения требований новых ФГОС первое ,что необходимо -это определить тему урока и место темы в учебном курсе. Например,
при изучении раздела « Многообразие живых организмов» определяем основные задачи темы:
1. « Какие группы организмов живут на земле?
2.« Что такое одноклеточные и многоклеточные организмы?
3.«Назвать и охарактеризовать царства живой природы»
4.Подробно изучаем особенности строения и жизни вирусов.
Первый этап- постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Например, при изучении темы «Бактерии:строение и жизнедеятельность» таким проблемным вопросом может быть вопрос :«Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?», при изучении темы «Растения»: «Почему растения, обитающие на Земле так разнообразны?» и т.д.
Проблемный вопрос заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. У кого -то это получается сразу, кому –то над целью урока надо подумать.Учащимся выдаются листы самооценки ,с которыми они работают на протяжении всего урока.
Листы самооценки по темам «Строение бактерий», «Значение бактерий в природе и жизни человека»
Биология 5 класс по программе Пономарёвой О.А.
Задание1
Распределите по царствам: шиповник, пчела шампиньон, ромашка, подберёзовик, змея, паук, молочнокислые бактерии, лягушка, подосиновик, вирус табачной мозаики, клубеньковые бактерии
Животные:
Растения
Грибы:
Вирусы:
Бактерии:
Далее можно просить учеников, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Делим доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем ». На левой половине доски фиксируем те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски вместе с учащимися записываем те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми учащиеся не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть » ребятам на втором этапе урока.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний.
На этом этапе урока для знакомства с формами бактерий используем презентацию заранее подготовленную учеником 5 класса Калёновым А. «Форма бактерий» .
Для изучения строения бактерий используем презентацию «Строение бактерий» . Для закрепления знаний выполняем задание в рабочей тетради к этой теме №1 «Подписать основные части бактериальной клетки»
Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. Правильность выполнения задания можно проверить с помощью учебника ,прочитав текст и посмотрев рисунок учебника.
Важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге.
Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем постановки вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника и выполнения заданий в рабочей тетради:
Задания №2 «Опишите условия среды, в которых встречаются бактерии».
Задание№3 «Строение бактериальной клетки» для этого заполняем таблицу, где заносим данные называя части клетки и выполняемые ими функции.Учащиеся при этом могут пользоваться книгой для поиска ответов на возникающие у них вопросы.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.
Для подведения итогов урока выполняем задание в листах самооценки,работа выполняется индивидуально или парами.
Задание 2.Выберите правильное суждение, поставив рядом с ними знак +
- Бактерии встречаются повсюду..
- В классах до урока содержится бактерий больше, чем после урока.
- Бактерии- многоклеточные организмы.
- Форма тела бактерий различна- палочковидные, изогнутые, шарообразные.
- В клетках бактерий, как и у растений, имеется хлорофилл.
- Большинство бактерий бесцветно.
- Некоторые бактерии имеют жгутики.
- По способу питания бактерии разделяются на 2 группы.
- Солнечные лучи не губительны для бактерий.
Задание 3. Выбрать правильный ответ:
А1. Бактерии – это организмы:
- только одноклеточные;
- только многоклеточные;
- и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
- оболочка, цитоплазма, ядро;
- цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
- оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
- питаются готовыми питательными веществами;
- сами способны создавать питательные вещества;
- верно 1и 2
После выполнения задания проводим самопроверку и самооценку.
Рефлексия.
1.Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
2.(участвовали в создании атмосферы Земли, в образовании полезных ископаемых, обогащают почву минеральными веществами, благодаря их деятельности человек получает разнообразные продукты питания).
3.Закончите предложения.
4.Во время урока, я узнал, что____
5.Самым интересным для меня было_______
6.На уроке мне было трудно
Домашнее задание. § 9, подготовить небольшие сообщения о значении бактерий в природе и жизни человека
Вывод: На уроке учащиеся сами сформулировали тему, определили ,что они знают по этой теме, что хотят узнать .При изучении нового материала использовались презентации «Форма бактерий» и «Строение бактерий», использовались интернет ресурсы на сайте ЦОР, для работы была задействована рабочая тетрадь и лист самооценки, было заслушано сообщение «Где встречаются бактерии». Домашнее задание помимо изучения параграфа включает творческое задание. Вся эта работа способствует развитию у учащихся мышления и самостоятельности в обсуждении учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о работе районного методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов г. Пролетарска Ростовской области за 2009-2010 учебный год
Данный материал является обязательным нормативным документом педагога-психолога (руководителя РМО)...
аналитическая справка по промежуточной аттестации
Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....
Аналитическая справка (критерия №2)
Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...
Аналитическая справка (критерия №1)
Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...
Аналитическая справка (критерия №3)
Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...
Аналитическая справка (критерия №4)
Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...
Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад
содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...