Рабочая программа по биологии для11 профильного класса автора В.Б.Захарова.
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Ляхова Любовь Геннадьевна

Рабочая программа для профильного обучения в 11 классе автора В.Б.Захарова. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полоного) образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_11_profil_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Биология. 11 класс. Профильный уровень

          Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень) (приказ Минобразования России 5.03.2004 г. №1089).

          Календарно-тематическое планирование составлено на 102 часа (3 часа в неделю) с учетом обязательного минимума содержания учебной программы для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова.

          В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  • Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • Овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

       Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Работа идет на основе выбора необходимого УМК.  

       В разделе « Развитие органического мира»  рассматривается происхождение человека: признаки и свойства, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных, прямохождение, стадии эволюции, свойства человека как биосоциального существа, движущие силы антропогенеза.

   В разделе «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» дается понятие биосферы: структура (литосфера, гидросфера, атмосфера), компоненты (живое вещество, биокосное и косное вещество, биогенное вещество) – В. И.Вернадский. Жизнь в сообществах. Взаимоотношения организма и среды: биогеоценозы, компоненты биогеоценозов (продуценты, консументы, редуценты), биоценозы, видовое разнообразие. Факторы среды: абиотические (температура, освещенность, влажность и другие), интенсивность фактора, ограничивающий фактор; биотические факторы среды, цепи и сети питания, экологическая пирамида чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов, причины смены, формирование новых сообществ. Взаимоотношения между организмами: позитивные (симбиоз), антибиотические(хищничество, паразитизм, конкуренция), нейтральные (нейтрализм).

    В разделе «Биосфера и человек» рассматриваются взаимосвязи природы и общества, антропогенные факторы воздействия на биоценозы, проблемы рационального природопользования, охраны природы, меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Бионика – использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных; формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, механизмы, приборы и др.)

       Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения – включает в себя следующие умения:

  - выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный  

    объект;

  - определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  - отличать научные методы, используемые в биологии;

  - определять место биологии в системе естественных наук;

  - доказывать, что организм – единое целое;

  - объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней  

    организации живой природы;

  - обосновывать единство органического мира;

  - выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  - отличать теорию от гипотезы.

    Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  - определять принадлежность объекта к уровню организации живого;

  - приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  - объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  - указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  - отличать биологические системы от объектов неживой природы.

В результате изучения биологии на профильном уровне

 выпускник должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий, учений, сущность законов, закономерностей, правил, гипотез;
  • строение биологических объектов: клетки; генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структуры);
  • сущность биологических процессов и явлений;
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения:
  •  устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена и др.;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса вещества и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида, экосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации, абиотические и биотические компоненты экосистем;
  • сравнивать биологические объекты, процессы и явления;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять её в собственных исследованиях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематическое планирование

11 класс. Биология. Профильный  уровень

Раздел

Тема

Коли-чество часов

Из них

Лабораторные, практические

 работы

Экскурсии

Контрольные, проверочные работы

ЦОР

Раздел7.Эволюцион-ное учение.

Тема 7.1. Развитие представлений об эволюции живой природы.

Тема 7.2. Дарвинизм.

Тема 7.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция.

Тема 7.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

Раздел 8. Развитие органического мира

Тема 8.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира

  Тема 8.2 Происхожде

-ние человека

Раздел 2. Взаимоот-ношения организма и среды. Основы экологии

Тема 2.1. Понятие о биосфере

Тема 2.2. Жизнь в сообществах

Тема 2.3. Взаимоот-ношения организма и среды

Тема 2.4. Взаимоотношения между организмами

Раздел 3. Биосфера и человек

Тема 3.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

Тема 3.2. Бионика

38ч

14ч

12ч

18ч

10ч

34

16ч

12ч

10ч

1

2

5

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1

4

1

итого

102 ч

14

9

18%

Поурочное планирование 11 класс

Биология. Профильный  уровень

Сроки

изуче-

ния

уро-

ка

Кол-

во

ча-сов

Тема

урока

Д/з

ЦОР

Раздел 7. Эволюционное учение (38ч)

3.09

5.09

7.09

10.09

12.09

14.09

1

2

3

4

5

6

1

1

1

1

2

Тема 7.1. Развитие представлений об эволюции живой природы.

Введение. Учение об эволюции органического мира.

История развития представлений о развитии жизни на Земле.

Система органической природы

 К. Линнея.

Развитие эволюционных идей

Ж.Б. Ламарка.

Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период»

С.7. Вопр.1,

с.114

§1.1.1. Вопр.2,

 с.116

§1.1.2. Вопр.3,

с.117

§1.1.3. Вопр.4, 5,

 с.20

17.09

19.09

21.09

24.09

26.09

29.09

7

8

9

10

11

12

1

1

1

1

1

1

Тема 7.2. Дарвинизм.(6ч)

Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование.

Учение Ч. Дарвина о естествен-ном отборе. Образование новых видов.

Практическая работа №19 «Сравнительная характеристика естественного отбора»

Зачет №1.

§1.2.1-1.2.2. Вопр.1,2 с.25

§1.3.1. Вопр.3 с.32

§1.3.2, с.32-35. Вопр.2,3 с.39

§1.3.2, с.36-39. Вопр.1 с.39

Подготовиться к зачету.

Школьная коллекция

1.10

4.10

6.10

8.10

11.10

13.10

15.10

18.10

20.10

22.10

1.11

3.11

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

Тема 7.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. (14ч)

Эволюционная роль мутаций.

Генетические процессы в популяциях.

Формы естественного отбора.

Практическая работа №20 «Сравнение процессов движу-щего и стабилизирующего отборов».

Семинар по теме «Движущие силы эволюции»

Адаптация организмов  к среде обитания и их относительность.

Вид, критерии вида.

Видообразование.

Практическая работа №21 «Сравнение процессов эколо-гического и географического видообразования»

Семинар по теме « Основные положения синтетической теории эволюции»

Зачет №2.

§1.4.2-1.4.3. В.1 с.45, в.2 с.50.

§1.4.4. Вопр.2, 4 с.49

§1.4.5. В.2, 3 с.55, №3 с.74, №1 с.76

Вопр.3 с.127. №2 с.76. Таблица.

§1.4.6. В.1 с.74, №2 с.69, №1 с.76.

§1.4.1.

§1.4.7. Вопр.2 с.77, №2 с.74

§1.4.1-1.4.7 повторить

Готовиться к зачету.

Школьная

Коллекция

Школьная коллекция цифровых ресурсов

5.11

8.11

10.11

12.11

15.11

17.11

19.11

22.11

24.11

26.11

29.11

1.12

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема 7.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (12)

Макроэволюция. Направления эволюции.

Пути достижения биологического прогресса.

Практическая работа №23 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции»

Практическая работа №24 «Выявление ароморфозов у растений».

Лабораторная работа №12 «Выявление идиоадаптаций у растений».

Практическая работа №25 «Выявление ароморфозов у животных».

Лабораторная работа №13 «Выявление идиоадаптаций у животных».

Основные закономерности эволюции.

Правила эволюции.

Семинар по теме «Основные закономерности эволюции»

Зачет №3.

Введ. в главу с.79. №1 с.86.

§2.1. Задание1 с.131. №5 с.86.

Вопр.6 с.86.

Вопр.4.с.86. Характеристика ароморфоза.

Примеры идиоадаптаций у растений.

Хар-ка ароморфоза животных.

Примеры идиоадаптаций у животных.

§2.2.1. с.302-304 В.1-3 с.93

§2.2.2. Вопр.4 с.95, №3 с.97

Подготовиться к зачету.

Школьная коллекция цифровых ресурсов

Раздел 8. Развитие органического мира (18ч)

3.12

6.12

8.12

10.12

13.12

15.12

17.12

20.12

39

40

41

42

43

44

45

46

1

1

1

1

1

2

1

Тема 8.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира (8 ч)

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах.

Развитие жизни в раннем палеозое.

Развитие жизни в позднем палеозое.

Развитие жизни в мезозое.

Развитие жизни в кайнозое.

Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»

Зачет №4

§3.1. Вопр.3 с.107,№2 с.126

§3.2. Вопр.1 с.114,№4 с.120

§3.2. Вопр.2,5 с.120

§3.3. Вопр.1-3 с.118

§3.4. Вопр.1,2 с.125

Вопр.1 с.126. Подготовиться к зачету

22.12

24.12

27.12

29.12

10.01

12.01

14.01

17.01

19.01

21.01

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

1

1

1

1

1

1

1

2

1

Тема 8.2. Происхождение человека (10 ч)

Положение человека в системе животного мира.

Эволюция приматов.

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

Стадии эволюции человека. Древние люди.

Стадии эволюции человека. Первые

современные люди.

Современный этап в эволюции человека.

Практическая работа №28 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

Семинар по теме «Происхождение человека».

Зачет №5.

§4.1, задан.2 с.146. №1-2 с.132

§4.2. Вопр.1,3 с.135

§4.3, с.137-138. Вопр.4 с.145

§4.4

«Прикладные аспекты» с.147

Подготовиться к зачету.

Презен-тация

Раздел 2. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии  34 ч.

Тема 2.1. Понятие о биосфере 8 ч.

24.01

26.01

28.01

31.01

2.02

4.02

7.02

9.02

57

58

59

60

61

62

63

64

1

1

1

1

1

1

1

1

Биосфера – живая оболочка планеты.

Структура биосферы. Живые организмы.

Круговорот воды в природе.

Круговорот углерода.

Круговорот фосфора и серы.

Круговорот азота.

Практическая работа «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота»

Зачет по биосфере

§5.1.1. Вопр.3 с.163(проблемные области).

§5.1.2

§5.2, с.155-156. Вопр.2 с.160

§5.2, с.156. Прикладные

 аспекты с.163

§5.2, с.157-158. С.160, 163

§5.2, с.156-157. С.160, 163.

Подготовиться к зачету

Тема 2.2. Жизнь в сообществах 4 ч.

11.02

14.02

16.02

18.02

65

66

67

68

1

1

1

1

История формирования сообществ живых организмов.

Основные биомы суши.

Лабораторная работа «Описание экосистемы своей местности»

Семинар по теме «Основные биомы суши».

§6.1. №3 с.159

§6.2.1. №2 с.159

Описание эко- системы Самар-

 ской области.

Характеристика одного биома

суши.

Тема 2.3. Взаимоотношения организма и среды  16 ч

21.02

28.02

2.03

4.03

7.03

9.03

11.03

14.03

16.03

18.03

21.03

23.03

25.03

28.03

30.03

1.04

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ.

Абиотические факторы. Температура.

Абиотические факторы. Свет.

Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение.

Интенсивность действия фактора.

Взаимодействие факторов.

Семинар по теме «Воздействие абиотических факторов на организмы»

Биотические факторы среды.

Цепи питания. Правила экологических пирамид.

Практическая работа «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»

Саморегуляция экосистем.

Смена экосистем.

Практическая работа «Решение экологических задач».

Агроэкосистемы.

Практическая работа «Сравительная характеристика экосистем и агроэкосистем».

Зачет

§6.3.1,  №3 с.165, с.183

§6.3.2, с.193-195, №1,2 с.192

§6.3.2, с. 185-186

§6.3.2, с.187-190, №4,5 с.193

§6.3.2, с.191-192

§6.3.3.

§6.3.4, с.199-200

§6.3.4.

Задание 4 на с.161.

§6.3.4.

Записи в тетр.

Задание 4 на с.165

Записи в тетр.

Составить

сравнит. характеристику биоценоза и агроценоза.

Фильм

Тема 2.4. Взаимоотношения между организмами  6 ч.

11.04

13.04

15.04

18.04

20.04

22.04

85

86

87

88

89

90

1

1

1

1

1

1

Формы взаимоотношений. Позитивные отношения.

Антибиотические отношения. Хищничество.

Паразитизм.

Конкуренция.

Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами».

Зачет

§6.4.1. Вопр.2,3

с.215

§6.4.2, с.215-221. Повт. вирусы

§6.4.2, с.221-22

§6.4.2, с.229-23

Подготовиться к зачету.

Презен-тации, фильм

Раздел 3. Биосфера и человек  12 ч

Тема 3.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы  10 ч

25.04

27.04

29.04

3.05

5.05

7.05

10.05

12.05

14.05

16.05

91

92

93

94

95

96

97

98

 99

100

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

Природные ресурсы и их использование.

Загрязнения воздуха.

Загрязнения пресных и морских вод.

Антропогенные изменения почвы.

Влияние человека на растительный и животный мир.

Радиоактивное загрязнение биосферы.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Семинар на тему «Биосфера и человек».

Зачет

§7.1

§7.2

§7.3.1

§7.3.2-7.3.3

§7.3.4

§7.3.5

§7.3.6

§7.4

Подготовиться к зачету.

Презен-тация

Тема 3.2. Бионика  2 ч.

   18.05

20.05

101

102

1

1

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники.

Роль биологических знаний в XXI веке.

С.260-269. Вопр.

для обсуждения и повторения.

Презен-тация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии для профильных классов

в данной работе дается пояснительная записка и подробное календарно - тематическое планирование....

Рабочие программы по биологии.6-11 класс автор УМК Пономарёва И.Н.

Рабочие программы составлены с учетом требований Федерального государстенного стандарта на основе примерной программы, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н.Пономаревой...

Рабочая программа по биологии 5-6 классы ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)

Рабочая программа по биологии 5-6 классы  ( Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова)...

Рабочая программа по биологии 11 профильный класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего обр...

Рабочая программа по биологии 11 профильный класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего обр...

Рабочая программа по биологии в 5 классе. Автор В.В.Пасечник.

Рабочая программа разработана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Обучение проводится на базовом уровне....

Рабочая программа по биологии в 7 классе. Автор В.В. Латюшин

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечн...