Рабочая программа по биологии 11 профильный класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии в 11 классе на профильном уровне отводится - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_11_profil.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии в 11 классе на профильном уровне отводится - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета
«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии в 11 классе на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
- • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение экологических объектов: эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.
- сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и Зиосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,);
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
- выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
- определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
- отличать научные методы, используемые в биологии;
- определять место биологии в системе естественных наук.
- доказывать, что организм - единое целое;
- объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
живой природы;
- обосновывать единство органического мира;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:
- определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
- приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
- объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
- указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
- отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Учебно – тематическое планирование.
по__биологии
Класс 11
Учитель Габидуллина Миляуша Хатиповна
Количество часов:
Всего 102 часов; в неделю_3 часа.
Плановых контрольных уроков_3_ч., зачётов – ч., тестов_15;
лабораторных работ-4 Экскурсии-.
Административных контрольных уроков 2 .
Планирование составлено на основе : программы образовательных учреждений для 6-11 классов ( профильный уровень) ( В.Б.Захаров ,издательство «Дрофа», 2007) , Федерального государственного стандарта среднего(полного)общего образования (М.:, Дрофа, 2007) и кодификатора ЕГЭ по биологии.
Учебник : Общая биология (профильный уровень В.Б.Захаров , С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова., -М.:Дрофа,2012).
Дополнительная литература
для учителя Биология в таблицах,Т.А.Козлова,2007; Активные формы и методы обучения биологии; Основы теории эволюции.,А.А.Попов; Основы экологии А.А.Попов; Занимательные материалы и факты по общей биологии,М.М.Боднарук ,2007; Как это было на самом деле? Уроки общей биологииВ.М.Корсунская;Комплексные поурочные планы,М.В.Брякина;Задания для самостоятельной работы по общей биологии, Н.В.Мишина; ; Я иду на урок биологии Н.Г.Иванова;
для учащихся Общая биология поурочные тесты 10-11 класс,Г.И.Лернер; Общая биология рабочие тетради Т.С.Сухова ; Тестовые задания по подготовке к ЕГЭ,Я.В.Скворцова; Задания для самостоятельной работы, Тесты для абитуриентов
Сборники по подготовке к ЕГЭ 2006,2007,2008.2009,2010,2011,2012
MULTIMEDIA- поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон. 2006
- Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
ЦОР:
www.bio.1 september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/
Содержание программы
Эволюционное учение (33 часов)
Тема 7.1.
Развитие представлений об эволюции
живой природы до Ч. Дарвина
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и де
ятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.
Тема 7.2. Дарвинизм
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время пу
тешествия на корабле «Бигль».
■ Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости.
Вид и его критерии.
Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 7.3.
Синтетическая теория эволюции.
Микроэволюция
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди—Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.
- Демонстрация. Схемы,иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ жи
вых растений и животных; гербариев и коллекций,демонстрирующих индивидуальную изменчивость и
разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспо
собленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. - Лабораторная работа
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Тема 7.4.
Основные закономерности эволюции.
Макроэволюция
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
- Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в
процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика
представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной госу
дарства. - Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция;их критерии. Борьба за существование. Естествен
ный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жиз
ни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и
биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, об
щая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова. - Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причи
ны возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окру
жающей среды. - Межпредметные связи. История. Культура
Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории.
Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ 8
Развитие органического мира (18 часов)
Тема 8.1.
Основные черты эволюции животного
и растительного мира
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появ
ление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вы
мерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных.
Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и t
оболочников. Развитие водных растений. i
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру.Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.Бурное развитие цветковых растений, многообра
зие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищ-
ных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный пе- '
риод: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие пред- ;
ки человека и человекообразных обезьян. f
■ Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
Тема 8.2.
Происхождение человека
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. По-пуляционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
- Демонстрация. Модели скелетов человека и по
звоночных животных.
Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли.
Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма» .
- Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих эта
пы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с нату
ральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма». - Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.
Экономическая география. Население мира. География населения мира.
РАЗДЕЛ 9
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (21часов)
Тема 9.1.
Понятие о биосфере
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
■ Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные состав
ные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговоро
та веществ в природе.
Тема 9.2.
Жизнь в сообществах
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоля-
ция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.
■ Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.
Тема 9.3.
Взаимоотношения организма и среды
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
■ Демонстрация и обсуждение диафильмов и кинофильма «Биосфера».
Тема 9.4.
Взаимоотношения между организмами
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, кварти-рантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.
- Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли.Биологическая продуктивность. Живое вещество и
его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические
факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз,
биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и вос
становление биоценозов. - Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологиче
ских системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотноше
ний в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания. - Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их
химические свойства.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.
РАЗДЕЛ 10 Биосфера и человек (30 часов)
Тема 10.1.
Взаимосвязь природы и общества.
Биология охраны природы
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
■ Демонстрация. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных тер
риторий нашей страны и ближнего зарубежья.
Тема 10.2. Бионика
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
- Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе
объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника). - Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социаль
ный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неис
черпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники,заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная
инженерия, биотехнология. - Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологиче
ских закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесо
водства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и
рационального природопользования. - Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов
химических производств.
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | ||||
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ | 33 | ||||
1 | Закономерности развития живой природы | 1 | 3.09 | ||
2 | История представлений о развитии жизни на Земле | 1 | 5.09 | ||
3 | Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни | 1 | 6.09 | ||
4 | Система органической природы К. Линнея | 1 | 10.09 | ||
5 | Развитие эволюционных идей | 1 | 12.09 | ||
6 | Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 | 13.09 | ||
7 | Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина | 1 | 17.09 | ||
8 | Экспедиционный материал Ч.Дарвина | 1 | 19.09 | ||
9 | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | 1 | 20.09 | ||
10 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | 24.09 | ||
11 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | 1 | 26.09 | ||
12 | Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Макроэволюция | 1 | 27.09 | ||
13 | Вид. Критерии и структура. | 1 | 1.10 | ||
14 | Эволюционная роль мутаций | 1 | 3.10 | ||
15 | Генетическая стабильность популяций | 1 | 4.10 | ||
16 | Генетические процессы в популяциях | 1 | 8.10 | ||
17 | Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга | 1 | 10.10 | ||
18 | Лабораторная работа. №1. Вид и его критерии | 1 | 11.10 | ||
19 | Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен). | 1 | 15.10 | ||
20 | Лабораторная работа. №2 . Изучение изменчивости | 1 | 17.10 | ||
21 | Лабораторная работа.№3 Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений | 1 | 18.10 | ||
22 | Лабораторная работа. №4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания | 1 | 22.10 | ||
23 | Основные закономерности эволюции. | 1 | 24.10 | ||
24 | Макроэволюция. | 1 | 25.10 | ||
25 | Главные направления эволюционного процесса. Арогенез | 1 | 29.10 | ||
26 | Аллогенез и прогрессивное приспособление к определённым условиям существования. | 1 | 31.10 | ||
27 | Катагенез как форма достижения биологического процветания организмов. | 1 | 1.11 | ||
28 | Основные закономерности биологической эволюции. | 1 | 12.11 | ||
29 | Правила эволюции. | 1 | 14.11 | ||
30 | Результаты эволюции. | 1 | 15.11 | ||
31 | Эволюция. Закрепление знаний. | 1 | 19.11 | ||
32 | Обобщение. Эволюционное учение. | 1 | 21.11 | ||
33 | Контрольная работа . эволюционное учение. | 1 | 22.11 | ||
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА | 18 | ||||
34 | Геохронологическая история Земли. | 1 | 26.11 | ||
35 | Этапы эволюции органического мира на Земле | 1 | 28.11 | ||
36 | Развитие жизни в архейской и протеро- зойской эрах. | 1 | 29.11 | ||
37 | Развитие жизни в палеозойской эре. | 1 | 3.12 | ||
38 | Развитие жизни в палеозойской эре. | 1 | 5.12 | ||
39 | Развитие жизни в мезозойской эре. | 1 | 6.12 | ||
40 | Развитие жизни в мезозойской эре. | 1 | 10.12 | ||
41 | Развитие жизни в кайнозойской эре. | 1 | 12.12 | ||
42 | Обобщение. Развитие жизни на Земле. | 1 | 13.12 | ||
43 | Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира. | 1 | 17.12 | ||
44 | Эволюция приматов. | 1 | 19.12 | ||
45 | Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. | 1 | 20.12 | ||
46 | Древние люди. | 1 | 24.12 | ||
47 | Первые современные люди. | 1 | 10.01 | ||
48 | Современный этап эволюции человека. Человеческие расы.Критика расизма и социального дарвинизма. | 1 | 14.01 | ||
49 | Обобщение. Происхождение человека. | 1 | 16.01 | ||
50 | . Развитие органического мира. Обобщение. | 1 | 17.01 | ||
51 | Контрольная работа. Развитие органического мира. | 1 | 21.01 | ||
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 21 | 23.01 | |||
52 | Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы. | 1 | 24.01 | ||
53 | Живое вещество биосферы. | 1 | 28.01 | ||
54 | Круговорот веществ в природе. | 1 | 30.01 | ||
55 | Круговорот веществ в природе. | 1 | 31.01 | ||
56 | Обобщение. Понятие о биосфере. | 1 | 4.02 | ||
57 | Жизнь в сообществах. История формиро- вания сообществ живых организмов. | 1 | 6.02 | ||
58 | Биогеография. Основные биомы суши. | 1 | 7.02 | ||
59 | Неарктическая область. Палеарктическая область. | 1 | 11.02 | ||
60 | Восточная область. Неотропическая область | 1 | 13.02 | ||
61 | Эфиопская область. Австралийская область. | 1 | 14.02 | ||
62 | Обобщение. Жизнь в сообществах. | 1 | 18.02 | ||
63 | Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов | 1 | 20.02 | ||
64 | Абиотические факторы среды. Температура. | 1 | 21.02 | ||
65 | Абиотические факторы среды. Влажность, ионизирующее излучение. | 1 | 25.02 | ||
66 | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | 27.02 | ||
67 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. | 1 | 28.02 | ||
68 | Биотические факторы среды. | 1 | 4.03 | ||
69 | Закон оптимума. Закон минимума. Биологический ритм. Фотопериодизм. | 1 | 6.03 | ||
70 | Пищевые цепи и сети питания. | 1 | 7.03 | ||
71 | Смена биоценозов. | 1 | 11.03 | ||
72 | Обобщение. Взаимоотношения организма и среды. | 1 | 13.03 | ||
БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК | 30 | ||||
73 | Взаимоотношения между организмами. Симбиоз. | 1 | 14.03 | ||
74 | Кооперация. | 1 | 18.03 | ||
75 | Мутуализм. | 1 | 20.03 | ||
76 | Комменсализм. | 1 | 21.03 | ||
77 | Антибиотические отношения. Хищничество. | 1 | 1.04 | ||
78 | Паразитизм. | 1 | 3.04 | ||
79 | Паразитические отношения у растений. | 1 | 4.04 | ||
80 | Конкуренция | 1 | 8.04 | ||
81 | Нейтрализм | 1 | 10.04 | ||
82 | Обобщение. Взаимоотношения между организмами. | 1 | 11.04 | ||
83 | Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества. | 1 | 15.04 | ||
84 | Природные ресурсы и их использование | 1 | 17.04 | ||
85 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха. | 1 | 18.04 | ||
86 | .Загрязнение пресных вод и Мирового океана | 1 | 22.04 | ||
87 | Антропогенные изменения почвы. | 1 | 24.04 | ||
88 | Влияние человека на растительный и животный мир. | 1 | 25.04 | ||
89 | Радиоактивное загрязнение биосферы. | 1 | 29.04 | ||
90 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | 1 | 1.05 | ||
91 | Обобщение. Взаимодействие человека на природу. | 1 | 2.05 | ||
92 | Бионика | 1 | 6.05 | ||
93 | Использование человеком принципов организации растений и животных. | 1 | 8.05 | ||
94 | Формы живого в природе и их промышленные аналоги | 1 | 9.05 | ||
95 | Обобщение. Ноосфера. | 1 | 13.05 | ||
96 | .Контрольная работа. Взаимоотношения организма и среды. Ноосфера. | 1 | 15.05 | ||
97 | Клетка-структурно-функциональная единица живого. | 1 | 16.05 | ||
98 | Метаболизм – основа существования живых организмов. | 1 | 20.05 | ||
99 | Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов | 1 | 21.05 | ||
100 | Основы генетики. Закономерности наследования признаков. | 1 | 22.05 | ||
101 | Закономерности изменчивости | 1 | 23.05 | ||
102 | Заключение | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень) ( Г.М.Дымшиц,П.М. Бородин)
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...
Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень)
Программа по биологии для учащихся 11-го класса - профильный уровень. Программа составлена к учебнику " Общая биология" 10-11 класс под редакцией В.К.Шумного, Г.М.Дымшица. Программа содерж...
Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень)
Программа по биологии для учащихся 10-го класса - профильный уровень. Программа составлена к учебнику " Общая биология" 10-11 класс под редакцией В.К.Шумного, Г.М.Дымшица. Программа содерж...
Рабочая программа по биологии (профильный уровень) для 10 класса (автор В.Б. Захаров - М: Дрофа, 2010)
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4ч. в неделю)...
Рабочая программа по биологии. 11 класс, профильный уровень
Преподаю биологию в химико-биологическом профильном классе...
Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень.
Рабочая программа по биологии для профильного уровня по программе Захарова ( 3 часа в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (10 класс) в профильном классе
Рабочая программа по курсу «Общая биология» для биологической группы в 10 классе составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования, Примерно...