Рабочая программа по биологии 11 профильный класс
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме

Габидуллина Миляуша Хатиповна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11  классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии в 11 классе на профильном уровне отводится - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для   11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_11_profil.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11  классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии в 11 классе на профильном уровне отводится - 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для   11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри-предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей программы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на профильном  уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к Уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета

«Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

                 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии в 11 классе на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Харди – Вайнберга;); закономерностей (основные закономерности эволюции; ); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); строение  экологических  объектов: эры; вида и экосистем (структуры); биосферы; ноосферы; бионики.
  • сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование,   влияние   элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и Зиосфере, эволюция биосферы;
  • современную    биологическую    терминологию и символику;

уметь

•        объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой  и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические   теории,-   законы   и   правила;   взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов,   человека,   биосферы,   единства  человеческих рас,  устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать     взаимосвязи   движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать особей вида по морфологическому критерию,   экосистемы   и   агроэкосистемы   своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме,  источники  мутагенов  в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

сравнивать  биологические  объекты  (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и  оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  человеческих рас,  глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять    самостоятельный    поиск биологической   информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде,);
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук.
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации
    живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит инте-гративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Учебно – тематическое  планирование.

                       

         по__биологии

Класс  11

  Учитель    Габидуллина Миляуша Хатиповна

  Количество  часов:

  Всего  102  часов;  в  неделю_3 часа.

  Плановых  контрольных  уроков_3_ч.,  зачётов –  ч.,   тестов_15;

   лабораторных работ-4  Экскурсии-.

  Административных  контрольных  уроков  2 .

  Планирование  составлено  на  основе : программы образовательных учреждений   для 6-11 классов ( профильный уровень) ( В.Б.Захаров ,издательство «Дрофа», 2007) , Федерального государственного  стандарта среднего(полного)общего образования (М.:, Дрофа, 2007) и кодификатора ЕГЭ по биологии.

                                                               

         Учебник  :  Общая биология  (профильный уровень В.Б.Захаров , С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова., -М.:Дрофа,2012).                

  Дополнительная литература

для учителя Биология  в таблицах,Т.А.Козлова,2007; Активные формы и методы обучения биологии;  Основы теории эволюции.,А.А.Попов; Основы экологии А.А.Попов; Занимательные материалы и факты по общей биологии,М.М.Боднарук ,2007; Как это было на самом деле? Уроки общей биологииВ.М.Корсунская;Комплексные поурочные планы,М.В.Брякина;Задания для самостоятельной работы по общей биологии, Н.В.Мишина; ; Я иду на урок биологии Н.Г.Иванова;  

для учащихся   Общая биология поурочные тесты 10-11 класс,Г.И.Лернер; Общая биология рабочие тетради  Т.С.Сухова ; Тестовые задания по подготовке к ЕГЭ,Я.В.Скворцова; Задания для самостоятельной работы, Тесты для абитуриентов

Сборники  по подготовке к ЕГЭ 2006,2007,2008.2009,2010,2011,2012

MULTIMEDIA- поддержка курса «Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон. 2006
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

ЦОР:

www.bio.1 september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 http://school-collection.edu.ru/

Содержание программы

Эволюционное учение (33 часов)

Тема 7.1.

Развитие представлений об эволюции

живой природы до Ч. Дарвина

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

■        Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и де
ятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

Тема 7.2. Дарвинизм

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■        Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время пу
тешествия на корабле «Бигль».

■        Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости.

Вид и его критерии.

Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.

Тема 7.3.

Синтетическая теория эволюции.

Микроэволюция

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди—Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

  • Демонстрация. Схемы,иллюстрирующие процесс географического видообразования. Показ жи
    вых растений и животных; гербариев и коллекций,демонстрирующих индивидуальную изменчивость и
    разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспо
    собленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
  • Лабораторная работа

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 7.4.

Основные закономерности эволюции.

Макроэволюция

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

  • Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в
    процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика
    представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной госу
    дарства.
  • Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция;их критерии. Борьба за существование. Естествен
    ный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жиз
    ни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и
    биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, об
    щая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
  • Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причи
    ны возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окру
    жающей среды.
  • Межпредметные связи. История. Культура
    Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории.
    Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ    8

Развитие органического мира (18 часов)

Тема 8.1.

Основные черты эволюции животного

и растительного мира

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появ
ление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вы
мерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных.
Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых;   общая   характеристика   бесчерепных   и
        t

оболочников. Развитие водных растений.        i

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие  жизни  на  Земле  в  мезозойскую  эру.Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.Бурное развитие цветковых растений,  многообра
зие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных   млекопитающих,   появление   хищ-
        
ных. Возникновение приматов. Появление первых  представителей семейства Люди. Четвертичный пе-
        '
риод: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие пред-
        ;
ки человека и человекообразных обезьян.                              f

■ Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Тема 8.2.

Происхождение человека

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. По-пуляционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

  • Демонстрация. Модели скелетов человека и по
    звоночных животных.

Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли.
Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма» .

  • Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих эта
    пы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с нату
    ральными объектами. Давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
  • Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.

Экономическая география. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ   9

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (21часов)

Тема 9.1.

Понятие о биосфере

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

■        Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные состав
ные части. Таблицы видового состава
и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговоро
та веществ в природе.

Тема 9.2.

Жизнь в сообществах

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоля-

ция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

■ Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.

Тема 9.3.

Взаимоотношения организма и среды

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

■ Демонстрация и обсуждение диафильмов и кинофильма «Биосфера».

Тема 9.4.

Взаимоотношения между организмами

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, кварти-рантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

 Демонстрация. Примеры симбиоза представителей различных царств живой природы.

  • Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли.Биологическая продуктивность. Живое вещество и
    его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические
    факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз,
    биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и вос
    становление биоценозов.
  • Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологиче
    ских системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотноше
    ний в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их
    химические свойства.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

РАЗДЕЛ   10 Биосфера и человек (30 часов)

Тема   10.1.

Взаимосвязь природы и общества.

Биология охраны природы

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

■        Демонстрация. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных тер
риторий нашей страны и ближнего зарубежья.

Тема 10.2. Бионика

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

  • Демонстрация. Примеры структурной организации живых организмов и созданных на этой основе
    объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
  • Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социаль
    ный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неис
    черпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники,заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная
    инженерия, биотехнология.
  • Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологиче
    ских закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесо
    водства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и
    рационального природопользования.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Защита природы от воздействия отходов
    химических производств.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

33

1

Закономерности развития живой природы

1

3.09

2

История представлений о развитии жизни на Земле

1

5.09

3

Античные и средневековые представления о сущности  и развитии жизни

1

6.09

4

Система органической природы К. Линнея

1

10.09

5

Развитие эволюционных идей

1

12.09

6

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

1

13.09

7

Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина

1

17.09

8

Экспедиционный материал Ч.Дарвина

1

19.09

9

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1

20.09

10

Учение Ч.Дарвина  об искусственном отборе

1

24.09

11

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

26.09

12

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Макроэволюция

1

27.09

13

Вид. Критерии и структура.

1

1.10

14

Эволюционная роль мутаций

1

3.10

15

Генетическая стабильность популяций

1

4.10

16

Генетические процессы в популяциях

1

8.10

17

Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга

1

10.10

18

Лабораторная работа. №1. Вид и его критерии

1

11.10

19

 Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, Л.Л.Шмальгаузен).

1

15.10

20

Лабораторная работа. №2 . Изучение изменчивости

1

17.10

21

Лабораторная работа.№3 Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений

1

18.10

22

Лабораторная работа. №4. Изучение приспособленности организмов к среде обитания

1

22.10

23

Основные закономерности эволюции.

1

24.10

24

Макроэволюция.

1

25.10

25

 Главные направления эволюционного

процесса. Арогенез

1

29.10

26

Аллогенез и прогрессивное приспособление к определённым условиям

существования.

1

31.10

27

 Катагенез как форма достижения

биологического процветания организмов.

1

1.11

28

Основные закономерности

биологической эволюции.

1

12.11

29

Правила эволюции.

1

14.11

30

Результаты эволюции.

1

15.11

31

 Эволюция. Закрепление знаний.

1

19.11

32

 Обобщение. Эволюционное учение.

1

21.11

33

Контрольная работа . эволюционное учение.

1

22.11

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

18

34

 Геохронологическая история Земли.

1

26.11

35

Этапы эволюции органического мира на Земле

1

28.11

36

Развитие жизни в архейской и протеро-

зойской эрах.

1

29.11

37

Развитие жизни в палеозойской эре.

1

3.12

38

Развитие жизни в палеозойской эре.

1

5.12

39

Развитие жизни в мезозойской эре.

1

6.12

40

Развитие жизни в мезозойской эре.

1

10.12

41

 Развитие жизни в кайнозойской эре.

1

12.12

42

 Обобщение. Развитие жизни на Земле.

1

13.12

43

 Происхождение человека. Положение

человека в системе органического мира.

1

17.12

44

 Эволюция приматов.

1

19.12

45

 Стадии эволюции человека.

Древнейшие люди.

1

20.12

46

Древние люди.

1

24.12

47

 Первые современные люди.

1

10.01

48

Современный этап эволюции человека.

Человеческие расы.Критика расизма и социального дарвинизма.

1

14.01

49

Обобщение. Происхождение человека.

1

16.01

50

. Развитие органического мира. Обобщение.

1

17.01

51

 Контрольная работа.

Развитие органического мира.

1

21.01

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

21

23.01

52

Биосфера- живая оболочка планеты.

Структура биосферы.

1

24.01

53

 Живое вещество биосферы.

1

28.01

54

 Круговорот веществ в природе.

1

30.01

55

 Круговорот веществ в природе.

1

31.01

56

 Обобщение. Понятие о биосфере.

1

4.02

57

Жизнь в сообществах. История формиро-

вания сообществ живых организмов.

1

6.02

58

 Биогеография. Основные биомы суши.

1

7.02

59

 Неарктическая область. Палеарктическая

область.

1

11.02

60

 Восточная область. Неотропическая область

1

13.02

61

 Эфиопская область. Австралийская область.

1

14.02

62

 Обобщение. Жизнь в сообществах.

1

18.02

63

 Взаимоотношения организма и среды.

Естественные сообщества живых организмов

1

20.02

64

 Абиотические факторы среды. Температура.

1

21.02

65

 Абиотические факторы среды.

Влажность, ионизирующее излучение.

1

25.02

66

 Интенсивность действия факторов среды.

1

27.02

67

Взаимодействие факторов среды.

Ограничивающий фактор.

1

28.02

68

Биотические факторы среды.

1

4.03

69

Закон оптимума. Закон минимума. Биологический ритм. Фотопериодизм.

1

6.03

70

Пищевые цепи и сети питания.

1

7.03

71

 Смена биоценозов.

1

11.03

72

 Обобщение. Взаимоотношения организма и среды.

1

13.03

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

30

73

Взаимоотношения между организмами.

Симбиоз.

1

14.03

74

Кооперация.

1

18.03

75

Мутуализм.

1

20.03

76

Комменсализм.

1

21.03

77

 Антибиотические отношения. Хищничество.

1

1.04

78

Паразитизм.

1

3.04

79

Паразитические отношения у растений.

1

4.04

80

Конкуренция

1

8.04

81

Нейтрализм

1

10.04

82

Обобщение. Взаимоотношения между

организмами.

1

11.04

83

Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества.

1

15.04

84

Природные ресурсы и их использование

1

17.04

85

Последствия хозяйственной деятельности

человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха.

1

18.04

86

.Загрязнение пресных вод и Мирового океана

1

22.04

87

Антропогенные изменения почвы.

1

24.04

88

Влияние человека на растительный и

животный мир.

1

25.04

89

Радиоактивное загрязнение биосферы.

1

29.04

90

Охрана природы и перспективы

рационального природопользования.

1

1.05

91

Обобщение. Взаимодействие человека на

природу.

1

2.05

92

Бионика

1

6.05

93

Использование человеком принципов

организации растений и животных.

1

8.05

94

Формы живого в природе и их промышленные аналоги

1

9.05

95

Обобщение. Ноосфера.

1

13.05

96

.Контрольная работа. Взаимоотношения организма и среды. Ноосфера.

1

15.05

97

Клетка-структурно-функциональная единица

живого.

1

16.05

98

Метаболизм – основа существования

живых организмов.

1

20.05

99

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов

1

21.05

100

Основы генетики. Закономерности наследования признаков.

1

22.05

101

Закономерности изменчивости

1

23.05

102

Заключение

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень) ( Г.М.Дымшиц,П.М. Бородин)

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...

Рабочая программа по биологии 11 класс (профильный уровень)

Программа по биологии для учащихся 11-го класса - профильный уровень. Программа составлена к учебнику  " Общая биология" 10-11 класс  под редакцией В.К.Шумного, Г.М.Дымшица. Программа содерж...

Рабочая программа по биологии 10 класс (профильный уровень)

Программа по биологии для учащихся 10-го класса - профильный уровень. Программа составлена к учебнику  " Общая биология" 10-11 класс  под редакцией В.К.Шумного, Г.М.Дымшица. Программа содерж...

Рабочая программа по биологии. 11 класс, профильный уровень

Преподаю биологию в химико-биологическом профильном классе...

Рабочая программа по биологии 11 класс. Профильный уровень.

Рабочая программа по биологии для профильного уровня по программе Захарова ( 3 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (10 класс) в профильном классе

Рабочая программа по курсу «Общая биология» для биологической группы в 10 классе составлена на основе  Федерального  Государственного стандарта общего образования, Примерно...