Урок-КВН "В мире птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок-КВН по биологии в 7 классе "В мире птиц". Тип урока: обощение и систематизация знаний о строении и многообразии птиц, о значении птиц в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kvn_v_mire_ptits.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока – КВН «В мире птиц».
1.ФИО: Севрук Светлана Георгиевна
2.Место работы: МОУ средняя школа №3 г. Богородицка Тульской области
3. Должность: учитель биологии и химии
4. Предмет: «Биология»
5. Класс: 7А класс.
6. Цель урока:
создание условий для закрепления приобретенных знаний о многообразии, строении и значении птиц; формирования универсальных учебных действий под руководством учителя.
7. Задачи урока:
1. Образовательные: повторить и обобщить знания о строении и многообразии птиц; о среде обитания и приспособленности птиц к ней; о значении птиц в природе и жизни человека. 2. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умение анализировать и сравнивать; формировать навыки групповой работы.
3. Воспитательные: формирование у учащихся чуткого отношения к живой природе, в том числе и к птицам..
8. Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
9. Методы урока: игровые технологии;
10. Формы работы учащихся: работа в группах.
11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к сети
Интернет; мультимедийный проектор; ресурсы ЭОР (Слайды к уроку).
12. Оборудование: картины птиц, чучела птиц, инструктивные карточки.
13. План урока:
1. Организационный момент.
2. Представления команд. 3. Викторина: «Блиц – турнир».
4. Конкурс: «Систематика птиц».
Конкурс болельщиков: «Шуточные вопросы».
5. Конкурс: «Исправь ошибку».
Конкурс болельщиков: «Загадки».
6. Конкурс: «Заполни таблицу».
Конкурс болельщиков: «Знатоки пословиц»,
7. Конкурс: «Узнай меня».
8. Конкурс капитанов.
14. Ход урока:
Ребята, сегодня мы проведем заключительный, обобщающий урок по теме: «Птицы». На нашем уроке мы должны обобщить знания о строении и многообразии птиц; их роли в природе и жизни человека.
Проводить наш урок мы будем в форме игры в КВН. Класс будет поделен на 2 команды игроков, команду болельщиков и жюри. Каждая играющая команда предварительно получила домашнее задание: дать название команде, выбрать ее капитана и девиз, нарисовать рисунки птиц. Скорее же познакомимся с нашими игроками. Итак, первая команда, ваш выход!
- Вторая команда, представьтесь пожалуйста!
Первым конкурсом нашей игры является викторина, которая будет проходить в виде Блиц – турнира. Каждой команде, по очереди, будет задаваться вопрос на который она должна дать ответ в течении 1 минуты (очень быстро). За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если команда отвечает неверно, то может ответить и получить дополнительный балл другая команда.
1 конкурс: Блиц - турнир 1.Самая большая птица в мире? (Страус). 2.Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.) 3.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.) 4.Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова) 5.Эту птицу называют пернатой кошкой. (Сова) 6.Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)
7.Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.) 8.Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы) 9. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа)
10. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).
11.Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри). 12. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.) 13.Самая маленькая птица нашей страны. (Королек) 14.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел) 15.Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре – 60-70 градусов? (Императорский пингвин). 16.Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
17.Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
18. У кого бывает исполнение «свадебных песен» - токование? ( у глухарей)
19.Птица, которая хорошо подражает голосам другим птиц (особенно хищных) и самым разнообразным звукам (сойка)
20. Какая птица высиживает яйцо на ногах, прижимая к брюху? (пингвин)
- Уважаемое жюри, скажите, сколько баллов набрала каждая команда.
2 конкурс: «Систематика птиц».
Команды одновременно получают список птиц, которых нужно распределить по отрядам за определенное время – 5 минут. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
Список птиц: синица, утка – кряква, цапля серая, фазан, иволга, лебедь – шипун, аист белый, дрозд – рябинник, рябчик, ястреб – перепелятник, филин, казарка, сойка, сплюшка, пустельга, перепелка.
отряд Воробьиные | отряд Гусеобразные | отряд Дневные хищные | отряд Ночные хищные | отряд Куриные | отряд Аисто- образные |
- Пока игроки выполняют полученное задание, команда болельщиков будет отвечать на шуточные вопросы.
Конкурс болельщиков: «Шуточные вопросы».
1) Какая птица носит фамилию великого русского писателя? ( Гоголь)
2) В названии какой птицы сорок букв «А»? (Сорока)
3) Какой город летает? ( Орёл)
4) Какой гриб летает и плавает? (Поганка)
5) Какая птица носит название танца? ( Чечётка)
6) Какая птица самая глупая? ( Глупыш)
7) Когда носорог летает? ( Когда это птица)
8) Какая птица носит название корабля? ( Фрегат)
9) Какая птица самая глупая? ( Глупыш)
10) Лесной барабанщик? (дятел)
11) Живой будильник? (петух)
12) Название какой птицы связано с цветом неба при хорошей погоде? (Лазоревка)
13) Какая синица носит название детали каждой машины? ( Гаечка)
14) У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента? ( Лирохвост)
15) Какую птицу в народе называют воровкой? ( Сороку)
16) Какая птица со струнами? ( Гриф)
3 конкурс: «Исправь ошибку»
Командам дается текст, в котором они должны найти ошибки и исправить их. Время выполнения задания – 5 минут. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Тело птиц покрыто перьями: контурными, пуховыми и пухом.
2) Кожа у птиц влажная и содержит много потовых и сальных желез.
3) У птиц 3х камерное сердце и состоит из 2х предсердий и 1 желудочка.
4) Органы дыхания у птиц – легкие и воздушные мешки.
5) Размножение у птиц происходит путем откладывания яиц, необходима инкубация.
6) У птиц с гнездовым типом развития появляются птенцы опушенные, зрячие, способные самостоятельно ходить за матерью.
- А пока ребята выполняют задание, команда болельщиков будет отгадывать загадки.
Конкурс болельщиков: «Загадки».
1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая (сорока)
2. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)
3. Еще в низинах снег и лед, но небеса весенние, а он летает и поет блистая оперением (жаворонок)
4. Он по-рабочему одет, удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка (дятел)
5. Проживает в странах жарких, а не в жарких – в зоопарках. И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив. Им любуется он сам и показывает нам (павлин)
6. Не ворона, не лисица, как зовется эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку» (кукушка)
7. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли)
8. Я весь день ловлю жуков, поедаю червяков, в край далекий не летаю, под карнизом обитаю (воробей)
9. Без рук, без топоренка построена избенка?
10. Эту птицу знает каждый. На шесте ее дворец. Червяков птенцам таскает, суетясь с конца в конец (скворец)
4 Конкурс: «Заполни таблицу».
Каждая команда получает задание – не полностью заполненную таблицу, в пустые колонки которой они должны вписать ответы за 5 минут.
Отряд птиц | Представители отряда | Характерные признаки отряда |
Сова, филин, сыч, сплюшка. | 1. 2. 3. 4. 5. | |
Куриные | 1. 2. 3. 4. 5. | |
1. клюв широкий и плоский, шея длинная и гибкая. 2. ноги короткие; имеют плавательные перепонки между пальцами . 3. водоплавающие птицы. 4. перья не смачиваются водой. 5.выводковый тип развития. | ||
Цапля, аист, журавль | 1. 2. 3. 4. 5. |
- И пока игроки заняты делом, наши болельщики вспомнят пословицы про птиц.
Конкурс болельщиков: «Знатоки пословиц».
- Плоха та птица, … (- которой гнездо свое не мило).
- Слово не воробей, … (- вылетит, не поймаешь).
- Лучше синица в руках, … (- чем журавль в небе).
- Гусь свинье … (- не товарищ).
- Старого воробья…(- на мякине не проведешь).
- На чужой сторонушке, … (- рад своей воронушке).
- Ворон ворону, …(- глаз не выклюнет).
- Всяк кулик, … (- свое болото хвалит).
- Против сотни воробьёв довольно … (- одного ястреба)
- Лучше слушать одного соловья, чем … (- стаю воробьёв).
5 Конкурс: «Узнай меня».
Вам нужно по описанию узнать птиц. Командам по очереди зачитывается про одну птицу. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1.Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 –15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (Сова)
2.Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает до 750 – 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители. ( Дятел)
3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)
4. Эта птица имеет своеобразное строение клюва, с помощью которого она быстро и ловко раскрывает шишки хвойных деревьев. С урожаем связано и размножение птиц. Так как семена хвойных созревают только зимой, то и гнездиться и выводить своих птенцов они начинают в это самое время. Что это за птица? (Клест).
5. Эта птица обитает только на быстрых ручьях и реках с каменистым дном и чистой водой. Строит гнездо около воды. Добывает корм под водой. Оперение необычайно плотное и обильно смазано жиром, ноздри и уши закрываются клапанами. Ныряет на глубину до 1,5 м и пробегает по дну до 20 м. Нырять в стоячую воду не может. Корм – водные беспозвоночные. (Оляпка)
6 Конкурс капитанов.
1. «Третий лишний» (капитаны вытягивают карточку с заданием)
- Кряква, казарка, синица (по семейству)
- Воробей, цапля, сойка (по семейству)
- Орел, дятел, фазан (по типу развития)
- Лебедь, сова, голубь (по типу развития)
2. «Значение птиц».
- Сойки и кедровики делают запасы на зиму. Какова их роль в природе и в жизни растений? (т.о. они распространяют плоды и семена).
- Вороны, галки, сороки часто кормятся на помойках и свалках. Какую пользу они при этом приносят? (эти птицы являются санитарами).
- При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается. Чем это можно объяснить? (хищные птицы регулируют численность популяций жертвы, уничтожая в первую очередь больных и ослабленных особей. При уменьшении числа хищных птиц, в популяциях жертв происходит увеличение числа больных животных, что может привести к зарожению и массовой гибели в популяциях жертв).
- В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные, молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Их лишили жилья и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.).
Наш урок подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги (Зачитывается протокол, проводится награждение участников).
Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение –
«Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна, и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть,
И для них тепло.
Разве можно забывать.
Улететь могли,
А остались заодно
Зимовать с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать ВЕСНУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путушествие "В мире птиц".Биология.7 класс
Игра-путешествие«В мире птиц»7 классУчитель биологии: Жиркова Татьяна Максимовна...
Зоологическая интеллектуальная игра для учащихся 5-7 классов "В мире птиц"
Интересное и увлекательное мероприятие, в ходе которого можно узнать много нового о строении, жизни, поведении птиц....
Викторина "В мире птиц"
Викторина разработана в форме лото. по разделам повышающим позновательную активность учащихся; урок дополнен сведениями о мифологических птицах из устного народного творчества....
КВН"В МИРЕ ПТИЦ"
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ БИОЛОГИЯ , С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ....
Сценарий познавательной игры « В мире птиц». ( для учащихся 3-4 классов)
Сценарий познавательной игры « В мире птиц».( для учащихся 3-4 классов) Цель: Формирование у учащихся природоохранной деятельности....
Викторина "В мире птиц"
Задания к операции "Кормушка"...
Методическая разработка. "Автоматизация звука "Р" в словах и в предложениях, объединённых темой "В мире птиц".
В занятии дети участвуют в телепередаче" В мире птиц". Телезрители задают вопросы,а дети отвечают,...