"Плоды" 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока с применением технологии развития критического мышления в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plody26.09.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект урока биологии

6 класс

Тема урока: «Плоды»

Долинина Вера Васильевна

Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов.

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь; продолжить формирование умения работать с недостаточной информацией.

Воспитательные: содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, частично – поисковый, словесный, приемы технологии развития критического мышления.

.
Формы работы: групповая, индивидуальная.

Средства обучения: доска, таблица «Верю - не верю»,отпечатанный текст.

Ход урока:

До начала урока необходимо разделить детей на равноценные группы.

I. Организационный момент.

- Урок биологии. Проверьте вашу готовность к уроку.

-Сегодня нам предстоит работа в группах.

-Давайте повторим правила успешной работы в группе.

II. Стадия вызова.

-Давайте постараемся настроиться на хорошую работу и пожелаем друг другу удачи!

Игра «Верите ли вы, что…». У каждого на парте таблица.

- Прочитайте вопросы и дайте на них либо положительный, либо отрицательный ответ. Вторую  графу оставьте пока пустой. 

№ п/п

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы, что плод состоит из околоплодника и семян?

 

 

2.

Верите ли вы, что плоды бывают 2 разновидностей - простые и сложные?

 

 

3.

Верите ли вы, что в зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды?

 

 

4.

Верите ли вы, что по количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные?

 

 

5.

Верите ли вы, что околоплодник - разросшиеся стенки завязи?

 

 

6.

Верите ли вы, что семена образуются из семязачатков?

 

 

7.

Верите ли вы, что важнейшие функции плода - защита и распространение семян.?

 

 

8.

Верите ли вы, что часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе?

 

 

- Сколько у вас утвердительных ответов? Отрицательных ответов? Почему?

- Сейчас я покажу вам, что у меня спрятано в мешочке, ваша задача открыть свои тетради и записать, всё то, что я Вам покажу.

Дети записывают в свои тетради все те плоды, которые показывает учитель.

-Пожалуйста, перечислите всё то, что я вам показала.

(дети перечисляют -картофель, яблоко, киви, грецкий орех, виноград, огурец, банан, арахис, семечки и т. д. )

- Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом?

(звучат ответы детей с каждой команды- плоды).

III.Объявление темы урока.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для организмов, так и для нас темой Плоды.

Тема урока отображается на слайде.

-С какой целью мы будем работать по данной теме?

-Что вы бы хотели узнать о плодах?

-Мы попытаемся ответить на этот вопрос в течение урока.

-Обсудите в группе и  сформулируйте определение  плода.

- Давайте сравним ваши определения с определением, записанным на доске.

-Рассмотрите и сравните плоды, находящиеся у вас на столах и ответьте на вопрос: что собой представляет плод?

- Ребята, а что ещё вы знаете о плодах и зачем их нужно изучать?

IV.Этап «Осмысление»

- Чтобы узнать ещё больше о плодах я для каждой команды приготовила распечатанный текст на листочках, которые лежат у вас на столах.

-Сейчас каждый в группе возьмет текст и прочитает, делая соответствующие пометки.

 Текст для чтения:

Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Семена образуются из семязачатков.

Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сложный плод (малина, ежевика).

По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Ягодовидные- так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. К ним относятся подвиды: ягода, яблоко тыква.

Костянковидные плоды. К ним относятся плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой. Имеют два подвида: костянка, многокостянка.

Ореховидные плоды. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: орех, жёлудь, семянка, зерновка.

Коробочковидные плоды. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: боб, стручок, коробочки.

При чтении размечайте текст с помощью специальных значков «V», «+», «-», «?» 

-Обсудите в группе полученную вами информацию.

- Кто готов продолжить работу?

- Что вам было уже известно из прочитанного текста?

- Какие новые факты из жизни обитателей аквариума вы узнали?

-О чем думали иначе?

V. Физкультминутка.

Музыкальная пауза.

VI.Продолжение этапа «Осмысление»

-Продолжаем нашу работу.

-А теперь  предлагаю вам выполнить следующее задание-

1 команда  подготовит кластер о  строении плода,

 2 команда- с функциями плода,

3 команда- с классификацией плодов,

4 команда- с видами плодов

Заполнение кластера «Плоды» на распечатанных листах .

- А теперь каждая команда выберет одного человека, который расскажет о своём задании и результатах работы.

 После ответа учащегося, каждая команда задает ему один вопрос по теме текста, а отвечающий должен на него ответить (элемент «Зигзаг»- «вопрос – ответ» учащимися группы друг другу).

VII. Этап «Рефлексия».

-Спасибо всем отвечающим и тем, кто задавал вопросы. Сейчас перед вами на доске заполненный кластер на тему «Плоды», благодаря вам, команды, мы его с вами заполнили. А теперь я хочу вызвать к доске того, кто смог бы ещё раз рассказать всё то, что говорили тут представители команд и сделать некий итог урока.

-Прошу вас повторно поработать с таблицей.

-Заполните 2 графу таблицы.

Повторное заполнение таблицы «Верю – не верю».

-

№ п/п

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы, что плод состоит из околоплодника и семян?

 

 

2.

Верите ли вы, что плоды бывают 2 разновидностей - простые и сложные?

 

 

3.

Верите ли вы, что в зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды?

 

 

4.

Верите ли вы, что по количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные?

 

 

5.

Верите ли вы, что околоплодник- разросшиеся стенки завязи?

 

 

6.

Верите ли вы, что семена образуются из семязачатков?

 

 

7.

Верите ли вы, что важнейшие функции плода- защита и распространение семян.?

 

 

8.

Верите ли вы, что часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.?

 

 

- Пронаблюдайте, что изменилось?

VIII.Итог урока.

-Спасибо всем отвечающим и тем, кто задавал вопросы. Сейчас перед вами на доске заполненный кластер на тему «Плоды», благодаря вам, команды, мы его с вами заполнили.

- А теперь я хочу вызвать к доске того, кто смог бы ещё раз рассказать всё то, что говорили тут представители команд и сделать некий итог урока.

Презентация материала учащимся класса на основе составленного кластера.

- Чему вы учились на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Что было трудным на уроке? Почему?

-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке и работу вашей группы.

-Кто готов высказаться?

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

IX. Домашнее задание.

Используя параграф учебника дополнить кластер «Плоды» подпунктом - подвиды плодов, составить синквейн на тему «Плоды».

X. Организационное окончание урока.

- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Семена образуются из семязачатков.

Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сложный плод (малина, ежевика).

По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Ягодовидные- так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. К ним относятся подвиды: ягода, яблоко тыква.

Костянковидные плоды. К ним относятся плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой. Имеют два подвида: костянка, многокостянка.

Ореховидные плоды. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: орех, жёлудь, семянка, зерновка.

Коробочковидные плоды. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: боб, стручок, коробочки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m4ff2997e.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m4ff2997e.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e0a5019.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m682cdf42.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e9430e4.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_172a53f0.gif

ПЛОДЫ

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m4ff2997e.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m4ff2997e.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_4071a06b.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_4071a06b.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e0a5019.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e9430e4.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m3eff98c3.gif

ПЛОДЫ

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m2a7690f7.gif

ПЛОДЫ

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_me50ded6.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_me50ded6.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_me50ded6.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m682cdf42.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e9430e4.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m682cdf42.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e0a5019.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_26e870b7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_26e870b7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_26e870b7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_26e870b7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_26e870b7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_26e870b7.gif

ПЛОДЫ

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m2a7690f7.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e0a5019.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e0a5019.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e9430e4.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m682cdf42.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_7e0a5019.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_m63f59d60.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_2d2985a9.gif

http://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_6e407263.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_1afb67dc.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_1afb67dc.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_1afb67dc.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_6e407263.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/72/72445/hello_html_1afb67dc.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....