Иммунитет - живая крепость.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?
Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.
Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т. д.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Иммунитет
Цели:
Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Задачи:
Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.
Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;
Воспитательные: формирование диалектико-материалистического мировоззрения; воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
Оборудование: таблица “Кровь”, портрет И. И. Мечникова, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Виды иммунитета”.
Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека.
Гиппократ
(запись на доске).
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Ребята поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Садитесь.
Человечество на протяжении всей своей жизни страдало от многих болезней. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования разных болезней, от которых; “Города и селения опустошались. Жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.
Сейчас конечно ситуация изменилась. К счастью, таких страшных болезней, когда люди умирали десятками и тысячами нет. Потому что мы с вами живем в XXI веке, в веке высоких технологий и хорошо развитой медицины. Но все-таки нельзя забывать трагические страницы нашей истории, для того чтобы как сказал Гиппократ: «Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека».
Поэтому небольшое лирическое отступление. Я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения А. С. Пушкина. «Пир во время чумы». (Слайд 1).
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
Посмотрите ребята, даже писателей и поэтов волновали эти страшные болезни.
Некоторым из вас было дано домашнее задание подготовить сообщения о самых страшных болезнях прошлых веков. Пожалуйста, Абдуллах. Альбина. Альбина. (Слайд 3). (По ходу демонстрации слайдов выступают ученики с сообщениями об этих болезнях).
1. Чума известна с глубокой древности. Вот некоторые статистические данные. В 6 веке в Византийской империи болезнь продолжалась 50 лет и унесла 10 млн. человек.
В 19 веке в Европе погибла четверть населения - 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Что такое чума? Это зоонозная природно-очаговая бактериальная болезнь, с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатической системы, сепсисом и высокой летальностью. Возбудитель грамотрицательная полиморфная бактерия. Источниками возбудителя являются грызуны и их эктопаразиты. Эпидемия чумы практически перестала грозить человеку, т.к. почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой и служили переносчиками заболевания. (Слайд 4).
2. В начале 19 века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 крупных эпидемий холеры. В Россию ее завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из Западной Европы. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась с 1902 по 1926 гг. в России до 1917 года за 59 «холерных» лет заболело более 5 млн. человек, причем половина погибла.
Что сегодня известно о холере? Холера — это антропонозная бактериальная инфекционная болезнь, характеризующаяся нарушением водно-солевого и белкового обмена. Возбудителем холеры является холерный вибрион. Он хорошо сохраняется в воде, легко переносит холод, но плохо выдерживает нагревание. От хлорной извести и хлорамина он погибает. Поэтому при угрозе холерной эпидемии рекомендуют тщательно кипятить воду, молоко, а перед едой тщательно мыть руки. (Слайд 5).
3. От оспы погибло еще больше людей, чем от чумы. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся. Из 8 человек трое умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались очень редко. Особенно опасна оспа для людей с I группой крови. Поэтому оспа, попавшая в Америку практически приводила к вымиранию целых племен индейцев, у которых преобладала I группа. В 1796 году английский врач Э. Дженнер сделал первую в мире прививку – прививку от оспы. Для этого он втер в ранку восьмилетнему мальчику жидкость из гнойника на коровьем вымени. Через полтора месяца он заразил ребенка гноем натуральной оспы и мальчик не заболел: у него выработался иммунитет к оспе.
Да, ребята, после каждой эпидемии было много жертв, но были и выжившие после болезни и не заболевшие совсем. Как вы думаете, почему это происходило? (Слайд 6).
ОТВЕТ:
Да ребята, оказывается, наш организм хорошо защищен от инфекционных заболеваний, от проникновения чужеродных веществ и тел и он имеет несколько преград:
В первую очередь – это кожа и слизистые оболочки, поэтому, когда недавно эпидемия гриппа была, что вам ваши мамы делали?
Смазывали носовые полости оксицилиновой мазью, а ещё мы с вами носили маски, чтобы защитить слизистую оболочку.
Но и, конечно же, вторая преграда это – иммунитет.
Вопрос: Что же такое иммунитет? (Слайд 7).
ИММУНИТЕТ – ЭТО НЕВОСПРИЕМЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА К ИНФЕКЦИОННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Иммунитет – живая крепость». Ребята, как вы думаете почему де иммунитет является живой крепостью? (Запишите, пожалуйста, сегодняшнюю число и тему в тетрадях. Запишите определение иммунитета). (Слайд 8, 9, 10).
Ребята, как вы думаете, почему де иммунитет является живой крепостью?
Наиболее древней формой иммунитета является неспецифический иммунитет, осуществляемый лейкоцитами путем фагоцитоза, открытого И.И. Мечниковым. (Слайд).
Ребята, как вы думаете, почему данная форма иммунитета называется неспецифическим?
_ Потому что здесь лейкоциты действуют на все микроорганизмы, независимо от их химической природы.
Другая форма иммунитета – специфический иммунитет: организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожают только эти чужеродные клетки и вещества (Слайд). Они образованы лимфоцитами. Лимфоциты - это группа клеток, которые относятся к одной из разновидностей лейкоцитов.
Два наиболее важных типа лимфоцитов - это В- и Т-лимфоциты, играющие различную роль в реакции иммунной системы при уничтожении чужеродных белков (антигенов).
Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробные и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит.
(Антитела — это специальные белки, которые с удивительной точностью — как ключ, подогнанный к замку, — узнают тот субстрат, против которого они направлены. Антигены — это белки или фрагменты белков, несущие признаки чужеродности и вызывающие иммунный ответ при введении в организм).
Защита организма от проникающих в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, а также ликвидация отмирающих и изменившихся собственных клеток тела осуществляется иммунной системой, которая существует как самостоятельная наряду с нервной, пищеварительной и др. системами.
- Какими же органами она образована?
Иммунная система включает в себя совокупность всех лимфоидных органов, тканей и клеток организма: вилочковую железу (тимус), селезенку, лимфатические узлы, лимфоциты костного мозга и крови. (Это костный мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы.
Итак ребята, мы с вами узнали;
- Что такое иммунитет?
- Разобрали, какие клетки отвечают за иммунитет? (Лейкоциты).
- Какие виды лейкоцитов вам известны?
- Узнали, в каких органах вырабатывается иммунитет. Это, какие органы?
Мы ещё с вами не сказали, какие виды иммунитета бывают. Сейчас поговорим об этом.
ВОПРОС: какие виды иммунитета существуют? (Таблицу записать в тетеради).
Виды иммунитета:
Вид иммунитета | Определение | Вырабатывается или возникает в результате приобретения | Продолжительность действия |
Естественный (врождённый) | Невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения | Передаётся по наследству | В течение жизни |
Естественный (приобретённый) | Вырабатывается в результате перенесенных болезней | Вырабатывается в результате перенесённых заболеваний (корь, коклюш) | В течение жизни |
Искусственный (активный) | Вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины | Вырабатывается после прививки (антитела вырабатываются самостоятельно) | В течение жизни: 1) долгосрочный (дифтерия); 2) краткосрочный (грипп) |
Искусственный (пассивный) | Введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки | Возникает после введения лечебной сыворотки (с готовыми антителами) | В период болезни |
Естественный врожденный (природный) иммунитет - это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет - это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.
Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Учитель:
- Очень страшно это трагедия когда у человека нет совсем иммунитета. Сейчас вы посмотрите видеофрагмент.
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).
Одним из самых известных нарушений является синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). Он вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), атакующим T-лимфоциты и записывающим в их ДНК собственную информацию. ВИЧ передаётся от матери к ребёнку, при переливании крови или половым путём. Инкубационный период (до момента проявления симптомов) сильно варьирует; обычно он продолжается около 10 лет. СПИД – чрезвычайно опасная и пока что неизлечимая болезнь. Каждый день в мире заражается от 8 до 10 тысяч человек.
Вывод:
Как же мы можем себя защитить от СПИДа?
Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:
· Исключение случайных половых связей;
· Использование для инъекций одноразовых шприцов.
Ребята! Мы сегодня поговорили с вами о многих болезнях, о профилактике этих болезней. Сегодня на нас обрушилась ещё одна болезнь, унёсший немало жизни - это свиной грипп. Что же нам известно про эту болезнь на сегодняшний день? (Сообщение учащегося). (Мадина).
Итак, ребята, давайте попробуем сделать выводы:
1. Что вредно действует на нашу иммунную систему?
2. К каким последствиям может привести отсутствие иммунитета или его ослабление?
3. Чтобы всего этого не произошло, попробуйте сейчас составить «рецепт» иммунитета. (Написать в тетрадях).
- Соблюдение режима.
- Грамотное и здоровое питание.
- Активный отдых на свежем воздухе.
- Отказ от вредных привычек.
- Строгое соблюдение правил личной гигиены.
- Своевременное посещение лечащего врача, своевременные прививки.
ПОМНИ! В жизни много соблазнов, сулящих удовольствия. Помимо блестящих развлечений есть и обратная сторона. Посмотрите, пожалуйста, на доску, на слова Гиппократа: «Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека», еще раз нам напоминает о великой силе знаний. Знающего невозможно победить!
V. Домашнее задание.
1. §18,19,
2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция
Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта с аналогичным названием. После постановки данного ...
Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета
Второй урок темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...
Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »
Цели урока:Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...
конспект урока СБО "Иммунитет. Виды иммунитета"
Цель: познакомить учащихся что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки....
материалы к уроку Иммунитет - защитная крепость организма
Методическая разработка урока с использованием деятельностного подхода к организации урока, групповыми формами работы. Презентация к уроку Приложения с заданиями и памятками выполнения заданий....
Разработка урока в 8 классе на тему "Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа."
Тема урока: «Иммунитет. Виды иммунитета. Профилактика СПИДа».Цель урока: овладение учащимися знаниями об иммунитете и его видах, о его значении для здоровья человека.Тип урока:...
урок биологии в 8 классе "Живая крепость"
Урок изучения иммунитета...