Внутренняя среда. Значение крови и её состав
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Технологическая карта откытого урока предназначена для учителй, работающих в 8 классе.
Деятельностная цель | Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.
|
Предметно - дидактическая цель | Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови, ее составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови.Расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.
|
Задачи | Образовательная: способствовать формированию у учащихся новых анатомо- физиологических понятий о внутренней среде, составе и функциях крови. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся стремления к здоровому образу жизни. Воспитывать интерес к урокам биологии. Развивающая: развивать навыки работы с наглядными пособиями, стимулировать развитие познавательного интереса, развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_8_klasse.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок, направленный на формирование функциональной грамотности ученика»
8 класс
на тему:
«Внутренняя среда. Значение крови и её состав»
Автор:
учитель биологии
МБОУ СОШ №1 г. Моздок
Джахаева И.А
План урока:
Класс: 8 класс
Тип урока: урок введения нового знания;
Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав»
Деятельностная цель | Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий. |
Предметно - дидактическая цель | Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови, ее составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови.Расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов. |
Задачи | Образовательная: способствовать формированию у учащихся новых анатомо- физиологических понятий о внутренней среде, составе и функциях крови. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся стремления к здоровому образу жизни. Воспитывать интерес к урокам биологии. Развивающая: развивать навыки работы с наглядными пособиями, стимулировать развитие познавательного интереса, развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Тип, вид урока | Комплексное применение знаний, умений, навыков. |
Планируемые образовательные результаты: | |
Предметные | Обучающийся будет знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови (форменные элементы), составляющие плазмы; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы. |
Личностные | Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности. |
Метапредметные | Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность. Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение). |
Понятия и термины | Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы (клетки крови): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. |
Оборудование | Микроскоп, микропрепараты «Клетки крови человека» и «Клетки крови лягушки». |
Учебно-методическое обеспечение: микропрепараты крови человека и лягушки; микроскопы; презентация
Этапы урока:
1.Орг. момент
2.Стадия вызов.
3.Стадия осмысление;
4.Первичная проверка понимания;
5.Первичное закрепление;
6. Рефлексия
Ход урока:
Этап Урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Планируемые результаты | Форма организации урока |
1.Орг. момент | Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с одной из важнейших тканей тела человека, узнаем много нового и интересного. | Здороваются с учителем, слушают. | ||
2. Стадия вызов | Приём «Корзина идей» Сегодня мы познакомимся с уникальной тканью, входящей в состав тела человека. -Ребята, что вам известно о крови? Запишите, пожалуйста в тетради всё, что знаете о крови 2.(строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). Теперь давайте поделимся вашей информацией с соседом по парте. (Время на обсуждение не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Теперь каждая пара по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” на доске идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации | Вначале слушают учителя, затем в тетради записывают всё, что известно о крови. Обсуждают информацию с соседом по парте. Затем предоставляют информацию от пары. | Индивидуальная, групповая | |
3. Стадия осмысление Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни. Клод Бернар | Создание «мобильных групп» по желанию учащихся. Создание проблемной ситуации. Учитель задаёт вопросы ученикам: -Много ли жидкости в организме человека? -Почему говорят, что человек состоит из воды? | Предполагают, формулируют гипотезу о том, много ли жидкости в организме человека, работают парами. | К: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения Р: Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Групповая |
Работают с текстом. Маркировка текста по типу Инсерт. «V» - галочкой отмечают то, что известно; «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста; «-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали; «?» - вопросительный знак, если не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее. Опорные текст по данной теме: «Большинство клеток нашего организма функционируют в жидкой среде. Из неё клетки получают питательные вещества, кислород, в неё выделяют продукты своей жизнедеятельности. Внутреннюю среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь движется по сосудами непосредственно не контактирует с клетками ткани. В организме взрослого человека 5-6 л крови. Кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Доставляет клеткам кислород, забирает углекислый газ, разносит питательные вещества. Кровь-красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов-красных кровяных клеток(эритроцитов), белых кровяных клеток (лейкоцитов), кровяных пластинок (тромбоцитов). Эритроциты- имеют форму двояковогнутого диска и красный цвет. Их окраска обусловлена содержанием пигмента гемоглобина. Который соединяется с О2 и может легко отдавать его. Функция: перенос О2 от лёгких ко всем органам. Эритроциты человека(млекопитающих) в отличие от других классов позвоночных животных не содержат ядра. Оно выталкивается по мере созревания клетки и эритроцит приобретает соответствующую форму двояковогнутого диска. За счёт чего, увеличивается поверхность соприкосновения эритроцита с воздухом лёгочных пузырьков и увеличивает его полезный объём. Частично СО2 переносит плазма крови, а частично эритроциты. Лейкоциты: являются бесцветными кровяными клетками, они больше по размеру и имеют ядро. Лейкоциты способны проникать через стенки сосудов, поэтому их можно обнаружить в любой части тела. Особенно много их скапливается в поражённых местах. Приближаясь к микробам, белые клетки крови поглощают, а затем уничтожают их, при этом погибая. Гной находящийся на месте поражения, содержит множество микробов и погибших лейкоцитов. Илья Ильич Мечников открыл способность определённых клеток лейкоцитов захватывать микробы и уничтожать их, он назвал данные клетки- фагоцитами(пожиратели). Так же в крови содержатся лимфоциты, которые имеют вид шарика, на поверхности которого находятся многочисленные ворсинки. При помощи, которых лимфоциты обнаруживают чужеродные соединения- антигены. При помощи этих ворсинок лимфоцит обследует поверхность фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Затем лимфоцит посылает через кровь химический сигнал другим лимфоцитам и они начинают вырабатывать по образцу противоядие-антитела. Антитела выходят за пределы кровеносных сосудов и на поверхности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Являясь своеобразными ловушками для вирусов, склеивая, растворяя или разрушая их. Тромбоциты-кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови. Когда кровь вытекает из места поранения, тромбоциты склеивают рану, сами разрушаются, а содержащийся в них фермент попадает в кровь. Плазменный белок фибриноген образует фибрин. В нитях фибрина и фибриногена застревают эритроциты, образуется тромб. Плазма крови-желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая из воды, минеральных веществ, белков, жиров, углеводов и основной части- воды. От органов пищеварения в плазму попадают питательные вещества, которые она разносит по всему телу. Плазма содержит белок фибриноген, который превращается в нерастворимые нити фибрина» Работа с текстом и ответы на вопросы: -Какие компоненты входят в состав крови? - За счёт каких структур происходит процесс свёртывания крови? - Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? -Какие структуры обеспечивают защитную функцию, за счёт уничтожения микробов? - С чем связано отсутствие в эритроцитах человека ядра? -Назовите основную функцию гемоглобина? -Назовите компоненты плазмы крови человека? -Количество крови в организме человека? -Что представляет собой гной, скапливающийся в песте поражения? -Назовите ИФО учёного открывшего фагоциты? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата? | Работают с текстом, микроскопом (препарат кровь человека). Отвечают на вопросы после прочтения текста. | П: умение работать с источниками биологической информации; Р: Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Работа в парах | |
4.Первичная проверка понимания | Организует устный коллективный анализ учебной задачи. -Верно ли что кровь является жидкой тканью? Да/ Нет -Верно ли, что гемоглобин это белок, участвующий в транспортировке кислорода и углекислого газа? Да/ Нет -Верно ли, что кровь выполняет в организме транспортную, защитную, дыхательную, терморегулирующую, питательную функции? Да/ Нет | Уточняют «знания и незнания» | К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих знаний. Р: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Фронталь-ная |
5. Первичное закрепление | 1.Раздает вырезанные из цветной бумаги фигуры форменных элементов крови (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты) – формирует группы сменного состава по названию элемента крови. | Характеризуют различные формы строения элементов клетки крови, изображенные на рисунках используя только прилагательные.
1 группа Изображают в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа характеристика данного форменного элемента 2группа Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”, Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают строение эритроцита. 3 группа Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител. | П: конструируют новый способ действия и формируют понятия К: проводят коллективное исследование | Групповая |
Заслушивает представителя групп с результатами работы. Просит назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. Проводит рефлексию деятельности в группах. - Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. - Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. - Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4.Структурирует материал в виде схемы (кластера) | Выступление представителей групп, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера). | Р: Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату; К: участвуют в обсуждении содержания материала | Групповая | |
Предлагает выполнить задания
2. Определить виды лейкоцитов по их назначению. 3. Выполнить лабораторную работу «Сравнение эритроцитов человека и эритроцитов лягушки». (Работа с микроскопами и презентацией) 4. Задает вопрос: – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. | Выполняют задание.
Выполняют задание в группах, заполняют таблицу и затем обсуждают. Отвечают на основной вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения | П: отработка операций, в которых допущены ошибки, применяют новый способ. Р: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | Работа в парах | |
6.Рефлексия | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом: - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? -Давайте составим «синквейн» о крови 2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание: §14, схемы в тетради. Подготовить сообщения по темам: 1. Группы крови человека. 2. R-фактор. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Составляют «синквейн»: Например (Жидкая, красная. Транспортирует, защищает, питает, регулирует Очень важна в жизни человека) | П: анализируют, контролируют и оценивают результат, К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своего знания, умении и действий Л: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | Фронталь-ная |
Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии "Внутренняя среда орагинзма. Значение крови и её состав" 8 класс.
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав" Программа И.Н. Пономаревой....
Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"
Презентация к уроку в 8 классе "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав"...
Урок анатомии. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
Задачи урока:1.Показать, что внутренняя среда организма, состоящая из крови, тканевойжидкости и лимфы, представляет собой единую систему2.Сформировать первоначальное понятие о составе крови...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Разработка поурочного материала на тему "Внутренняя среда. Значение крови её состав".
Урок. Внутренняя среда. Значение крови её состав. Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в...
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав» (методическая разработка урока биологии в 8 классе)
Урок биологии проведен в 8 классе в котором обучается 21 человек. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная. Уровень учебной мотивации средний, часть учащихся имеют не в...
Урок биологии 8 класс. “Внутренняя среда. Значение крови и ее состав”.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать в ходе урока у учащихся новые понятия о внутренней среде, составе и функциях крови, продолжить развивать умения у обучающихся вы...
- Мне нравится (1)