Биосинтез белков
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Класс: 9 класс.
УМК: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Предмет Общая биология
Тема: Биосинтез белков.
Цели:
ü углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
ü сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.
ü продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, решать биологические задачи. воспитание биологического мышления, внимания.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Методы и методические приемы:
- Беседа по предыдущим темам;
- Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
- Работа в группах (по рядам);
- Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Оборудование: таблица «Синтез белков в клетке», презентация «Биосинтез белков»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biosintez_belka_.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Онуфриенко Н. Н.
ОУ: МБОУ «СШ №34»
Класс: 9 класс.
УМК: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Предмет Общая биология
Тема: Биосинтез белков.
Цели:
- углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
- сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.
- продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, решать биологические задачи. воспитание биологического мышления, внимания.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Методы и методические приемы:
- Беседа по предыдущим темам;
- Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
- Работа в группах (по рядам);
- Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Оборудование: таблица «Синтез белков в клетке», презентация «Биосинтез белков»,
Ход урока
I Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.
II Актуализация знаний.
1. Характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов. (Ответы учащихся у доски.)
2. Фронтальная беседа по вопросам:
- Есть ли среди растений организмы с гетеротрофным типом питания? Если да, то приведите примеры (растения-паразиты: петров крест, заразиха и др.).
- Известны ли вам организмы со смешенным типом питания? (Эвглена зеленая, росянка, омела белая.)
- Какой процесс называется фотосинтезом?
- В каких клетках протекает фотосинтез?
- Какова роль фотосинтеза на нашей планете?
- Какое значение имеет хемосинтез?
- Какой процесс — фотосинтез или хемосинтез — является более эффективным с энергетической точки зрения?
4) Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий?
III Формирование новых знаний.
1. Значение процесса синтеза белков в клетке. Введение понятия «ген». (Самостоятельная работа с учебником с. 70-71)
Биосинтез белка – это создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК.
Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.
- Генетический код. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 33 учебника.)
Триплет – комбинация из трех нуклеотидов в молекуле ДНК.
Генетический код – зависимость между триплетами нуклеотидов и аминокислотами.
Свойства генетического кода.
1. Код «врожден» т.е. одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами.
2. Код специфичен – один триплет всегда обозначает только одну аминокислоту.
3. Код универсален – для всех живых организмов, что свидетельствует о единстве происхождения всех живых организмов.
4. Один нуклеотид не может одновременно входить в состав соседних триплетов.
5. Код не имеет знаков препинаний, и если один нуклеотид выпадает из тройки, то его место занимает ближайший нуклеотид из соседней тройки.
- Транскрипция. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 34 учебника.)
Транскрипция – биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК.
- Роль тРНК в биосинтезе белка. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы и рисунка 35 учебника.)
- Трансляция. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков 36 и 37 учебника.)
Трансляция – это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка.
Кодон – участок иРНК, состоящий из трех последовательных нуклеотидов.
Антикодон – участок молекулы тРНК, состоящий из трех нуклеотидов и распознающий комплементарно соответствующий ему участок иРНК.
Полисома – все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок, закодированный в данной и-РНК.
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме
Молекулы | Роль в биосинтезе | Процессы в рибосомах |
Информационная РНК (иРНК) | Является матрицей | Обеспечивает закодированную последовательность мономеров в полипептидной цепи |
Транспортная РНК (тРНК) | Обеспечивает перенос аминокислот из цитоплазмы | Доставляет аминокислоты в рибосомы |
Белки-ферменты | Катализируют образование химических связей | Катализируют возникновение пептидных связей между аминокислотами в процессе образования полипептида |
АТФ | Обеспечивает биосинтез энергией | Обеспечивает энергией образование пептидных связей |
IV Закрепление.
Как вы понимаете утверждение: «Генетический код универсален для всех живых организмов на нашей планете»?
Решение биологических задач:
- Участок гена имеет такую последовательность нуклеотидов:
ТТТ - ТАЦ – АЦА – ТГТ – ЦАГ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК и последовательность аминокислот в белковой молекуле, которая синтезируется под контролем этого гена.
- Какую последовательность имеет молекула иРНК, которая синтезируется на участке гена с такой последовательностью нуклеотидов:
А) ЦТГ – ЦЦГ – ЦТТ – АГТ – ЦТТ;
Б) ЦАЦ – ТАТ – ЦЦТ – ТЦТ – АГГ.
Определите последовательность аминокислот в белковой молекуле.
- В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Решение:
30тРНК = 30 аминокислот
30 аминокислот = 30 триплетов
30х3 = 90 нуклеотидов.
- Белок состоит из 50 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру этого белка?
Решение:
50х3 = 150.
V. Задание на дом.
Изучить § 2.12, § 2.13, задания в рабочей тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биосинтез белка.
Понимание механизма синтеза белка—результат длительной и сложнейшей работы многих ученых. Это блестящее достижение сейчас является одним из основных положений биологической науки. Но все же еще ...
Биосинтез белка
Биосинтез белка -урок с использованием ЭОР и презентация к уроку....
Биосинтез белка
Презентация создана для урока биологии в 10 классе по теме "Биосинтез белка"....
Урок "Биосинтез белка"
Цель урока сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция. Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на осн...
Биосинтез белка 10 класс
Открытый урок для учителей биологии Невского района Санкт-Петербурга с применением ТРИИК-технологий...
Урок биологии в 10 классе. Биосинтез белка.
Конспект урока биологии в 10 классе с применением инновационных ТРИИК - технологий...
Задачи по биосинтезу белка
Могут использоваться для проверки знаний учащихся...