Биосинтез белков
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Класс: 9 класс.

УМК:   А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник.   Предмет Общая биология

  Тема: Биосинтез белков.  

  Цели:

ü  углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;

ü  сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.

ü  продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, решать биологические задачи. воспитание биологического мышления, внимания.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

  Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;
  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
  • Работа в группах (по рядам);
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

 Оборудование: таблица «Синтез белков в клетке», презентация «Биосинтез белков»,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biosintez_belka_.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Онуфриенко Н. Н.

ОУ:  МБОУ «СШ №34»

Класс: 9 класс.

УМК:   А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник.   Предмет Общая биология

  Тема: Биосинтез белков.  

  Цели: 

  • углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
  • сформировать, знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекулы белка.
  • продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, решать биологические задачи. воспитание биологического мышления, внимания.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

  Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;
  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
  • Работа в группах (по рядам);
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

 Оборудование: таблица «Синтез белков в клетке», презентация «Биосинтез белков»,

Ход урока

I   Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.

II  Актуализация  знаний.

1. Характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов. (Ответы учащихся у доски.)

2. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Есть ли среди растений организмы с гетеротрофным типом питания? Если да, то приведите примеры (растения-паразиты: петров крест, заразиха и др.).
  2. Известны ли вам организмы со смешенным типом питания? (Эвглена зеленая, росянка, омела белая.)
  3. Какой процесс называется фотосинтезом?
  4. В каких клетках протекает фотосинтез?
  5. Какова роль фотосинтеза на нашей планете?
  6. Какое значение имеет хемосинтез?
  7. Какой процесс — фотосинтез или хемосинтез — является более эффективным с энергетической точки зрения?

4)        Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий?

III  Формирование новых знаний.

1. Значение процесса синтеза белков в клетке. Введение понятия «ген». (Самостоятельная работа с учебником с. 70-71)

Биосинтез белка –  это создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК.

Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.

  1. Генетический код. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 33 учебника.)

Триплет – комбинация из трех нуклеотидов в молекуле ДНК.

Генетический код – зависимость между триплетами нуклеотидов и аминокислотами.

Свойства генетического кода.

1. Код «врожден»  т.е. одна аминокислота может кодироваться несколькими триплетами.

2. Код специфичен – один триплет всегда обозначает только одну аминокислоту.

3. Код универсален – для всех живых организмов, что свидетельствует о единстве происхождения всех живых организмов.

4. Один нуклеотид не может одновременно входить в состав соседних триплетов.

5. Код не имеет знаков препинаний, и если один нуклеотид выпадает из тройки, то его место занимает ближайший нуклеотид из соседней тройки.

  1. Транскрипция. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблиц и рисунка 34 учебника.)

Транскрипция – биосинтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК.

  1. Роль тРНК в биосинтезе белка. (Объяснение учителя с элементами беседы и использованием таблицы и рисунка 35 учебника.)
  2. Трансляция. (Объяснение учителя с использованием таблицы и рисунков 36 и 37 учебника.)

Трансляция – это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка.

Кодон – участок иРНК, состоящий из трех последовательных нуклеотидов.

Антикодон – участок молекулы тРНК, состоящий из трех нуклеотидов и распознающий комплементарно соответствующий ему участок иРНК.

Полисома – все рибосомы, синтезирующие один и тот же белок, закодированный в данной и-РНК.

Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме

Молекулы

Роль в биосинтезе

Процессы в рибосомах

Информационная РНК (иРНК)

Является матрицей

Обеспечивает закодированную последовательность мономеров в полипептидной цепи

Транспортная РНК (тРНК)

Обеспечивает перенос аминокислот из цитоплазмы

Доставляет аминокислоты в рибосомы

Белки-ферменты

Катализируют образование химических связей

Катализируют возникновение пептидных связей между аминокислотами в процессе образования полипептида

АТФ

Обеспечивает биосинтез энергией

Обеспечивает энергией образование пептидных связей

IV Закрепление.

Как вы понимаете утверждение: «Генетический код универсален для всех живых организмов на нашей планете»?

Решение биологических задач:

  1. Участок гена имеет такую последовательность нуклеотидов:

ТТТ - ТАЦ – АЦА – ТГТ – ЦАГ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК и последовательность аминокислот в белковой молекуле, которая синтезируется под контролем этого гена.

  1. Какую последовательность имеет молекула иРНК, которая синтезируется на участке гена с такой последовательностью нуклеотидов:

А) ЦТГ – ЦЦГ – ЦТТ – АГТ – ЦТТ;

Б) ЦАЦ – ТАТ – ЦЦТ – ТЦТ – АГГ.

Определите последовательность аминокислот в белковой молекуле.

  1. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Решение:

30тРНК = 30 аминокислот

30 аминокислот = 30 триплетов

30х3 = 90 нуклеотидов.

  1. Белок состоит из 50 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене кодирует первичную структуру этого белка?

Решение:

50х3 = 150.

V.  Задание на дом.

Изучить § 2.12,  § 2.13, задания в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биосинтез белка.

Понимание механизма синтеза белка—результат длительной и сложнейшей работы многих ученых. Это блестящее  достижение сейчас является одним из основных положений биологической науки. Но все же еще ...

Биосинтез белка

Биосинтез белка -урок с использованием ЭОР и презентация к уроку....

Биосинтез белка

Презентация создана для урока биологии в 10 классе по теме "Биосинтез белка"....

Урок "Биосинтез белка"

Цель урока сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция.  Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на осн...

Биосинтез белка 10 класс

Открытый урок для учителей биологии Невского района Санкт-Петербурга с применением ТРИИК-технологий...

Урок биологии в 10 классе. Биосинтез белка.

Конспект урока биологии в 10 классе с применением инновационных ТРИИК - технологий...

Задачи по биосинтезу белка

Могут использоваться для проверки знаний учащихся...