рабочая программа Биология 39.02.01 Компьютерные системы и комплексы 2014-2015
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа по дисциплине Биология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_39.02.01_kompyuternye_sistemy_i_kompleksy_2014-2015.docx | 61.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины Биология
код, специальность 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Москва
2014 год
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией _____________________________________________________________________________________________________________________ (наименование комиссии) Протокол № ____ от «___»______ 20___ г. Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________ / _______________________ подпись Ф.И.О. | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования автора: Константинова В.М., доктора биологических наук, профессора, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы Заместитель директора по учебной (учебно-методической) работе _____________/ _________________________ подпись Ф.И.О. |
Составитель (автор): Ахломова Светлана Александровна, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4 _________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
_______________________________________________________________________________
Рецензент:___________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
______________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………... | 4 | |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………... | 9 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………... | 14 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………….. | 16 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП ФГОС по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, в соответствии с примерной программой дисциплины Биология, с учетом технического профиля получаемого образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и реализуется с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями:
1) самоорганизация:
- определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
- сравнение полученных результатов с учебной задачей;
- владение различными формами самоконтроля;
- оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
- определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
- постановка цели самообразовательной деятельности;
- определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
2) самообучение:
- работа с основными компонентами учебника;
- использование справочной и дополнительной литературы;
- различение и правильное использование разных литературных стилей;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление планов различных видов;
- создание текстов различных типов;
- владение разными формами изложения текста;
- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
- составление тезисов, конспектирование;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- подготовка доклада, реферата;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента.
3) информационный блок:
- выявление существенных признаков объекта;
- определение соотношения компонентов объекта;
- проведение разных видов сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
- оперирование понятиями, суждениями;
- классификация информации;
- владение компонентами доказательства;
- формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4) коммуникативный блок:
- выслушивание мнения других;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- ведение дискуссии.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Наиболее значимыми элементами содержания в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы являются: Тема № 2 «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»; Тема № 8 «Основы экологии».
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
- Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
- Путем отбора дидактических единиц программы по географии, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
- Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
- Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
При реализации программы используются межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами: физика, математика, химия.
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка – 115 часов,
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 77 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 38 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине: Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине Биология, отвечающие требованиям профессиональной направленности:
добавлены часы на темы № 1 «Учение о клетке», № 3 «Основы генетики и селекции», № 4 «Эволюционное учение» и № 7 «Бионика» из резерва учебного времени.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 115 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы | 77 16 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
№ 1: Составление сообщения в форме презентации «Биология и моя будущая профессия» № 2: Составление сообщения на тему «Витамины, ферменты и гормоны, и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке» № 3: Составление сообщения в форме презентации «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» № 4: Составление опорного конспекта «Центры происхождения культурных растений и домашних животных» № 5: Составление сообщения в форме презентации «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества» № 6: Составление сообщения на тему «Устойчивое развитие природы и общества» № 7: Составление сообщения в форме презентации «Живые прототипы искусственных систем» 2. Подготовка к учебным занятиям. | 38 25 5 3 5 2 4 2 4 13 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана | 2 | 2 |
Тема 1. Учение о клетке | Содержание учебного материала | 20 | |
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. | 10 | 3 | |
Практические работы | 2 | ||
Практическое занятие № 1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений и животных» | 3 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 8 | ||
№ 1: Составление сообщения в форме презентации «Биология и моя будущая профессия» № 2: Составление сообщения на тему «Витамины, ферменты и гормоны, и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке». | 5 3 | ||
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
| Содержание учебного материала | 8 | |
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 8 | 2 | |
Тема 3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | 29 | |
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития | 16 | 3 | |
Практические работы | 6 | ||
Практическое занятие № 2 «Решение задач на моногибридное скрещивание» Практическое занятие № 3 «Решение задач на ди- и полигибридное скрещивание» Практическое занятие № 4 «Анализ фенотипической изменчивости» | 3 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 7 | ||
№ 3: Составление сообщения в форме презентации «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» № 4: Составление опорного конспекта «Центры происхождения культурных растений и домашних животных» | 5 2 | ||
Тема 4. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | 14 | |
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | 10 | 3 | |
Практические работы | 4 | ||
Практическое занятие № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» Практическое занятие № 6 «Изучение морфологического критерия вида» | 3 | ||
Тема 5. История развития жизни на Земле | Содержание учебного материала | 6 | |
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 3 | ||
Тема 6. Основы экологии | Содержание учебного материала | 20 | |
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | 6 | 3 | |
Практические работы | 4 | ||
Практическое занятие № 7 «Сравнение естественной природной системы и агроэкосистемы» Практическое занятие № 8 «Решение экологических задач» | 3 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 10 | ||
№ 5: Составление сообщения в форме презентации «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества» № 6: Составление сообщения на тему «Устойчивое развитие природы и общества» № 7: Составление сообщения в форме презентации «Живые прототипы искусственных систем» | 4 2 4 | ||
Тема 7. Бионика | Содержание учебного материала | 3 | |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. | 3 | 3 | |
Всего: | 102 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа (подготовка домашних заданий к учебным занятиям) | 13 | ||
Итого: | 115 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины «Биология» требует наличия учебного кабинета «Биологии».
Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол
- учебно-наглядные пособия по биологии в соответствии с изучаемыми темами;
- лабораторное оборудование (микроскопы), коллекции в соответствии с изучаемыми темами.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
УМК включает следующие блоки: нормативно-методические материалы, учебно-информационные, учебно-методические, в том числе, учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов, учебно-методические материалы по контролю знаний обучающихся в соответствии с требованиями примерной программы и ФГОС по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, полностью систематизированный по компонентам.
- ГОС СПО по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
- Государственные стандарты общего образования по дисциплине «Биология».
- Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных дисциплин по составлению рабочей учебно-программной документации в соответствии с требованиями ФГОС СПО – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
- Примерная программа учебной дисциплины «Биология», Константинова В.М., одобренная ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
- Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
- Календарно-тематический план по дисциплине «Биология» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы».
- Особенности изучения дисциплины «Биология» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Социально
экономический профиль: метод. рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
- Комплексные методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ.
- Формирование общеучебных компетенций обучающихся в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: Методические рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
- Разработка требований к минимуму знаний по общеобразовательным дисциплинам, необходимых для освоения основных профессиональных образовательных программ ФГО НПО и СПО. Социально-экономический профиль: метод. рекомендации. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012.
- Информационно-коммуникационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеев Е.О. Биология. – М., 2011.
Дополнительные источники:
2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс», М.: Дрофа, 2011
3. В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс», М.: Мнемозина, 2010
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология». 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2008
5. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2002.
6. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001
7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002
8. Интернет-ресурсы:
- www. krugosvet.ru /универсальная энциклопедия «Кругосвет»/;
- http:// scitecIibrary.ru /научно-техническая библиотека/
- www.auditorium.ru /библиотека института «Открытое общество»/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Общеучебные и общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | ||
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; | Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Общеучебные компетенции: самоорганизация, самообучение, информационные, коммуникативные. | Текущий контроль знаний: - тестирование, - устный опрос, - творческие индивидуальные задания, - проверочные работы по темам, - домашняя работа; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа. Итоговая аттестация в форме зачета. |
Умения: | ||
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа регионального компонента по математике для 11 класса на 2014 - 2015 учебный год
В связи с модернизацией российского образования, введения нового Федерального и Регионального базисного учебного плана обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпус...
Рабочая программа по литературе 5 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Ли...
Рабочая программа по литературе 6 класс. Учебник В.П. Полухиной. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений &la...
Рабочая программа по литературе 7 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений &la...
Рабочая программа по математике для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год
Настоящая программа по математике для 5 класса составлена на основе: 1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.2) Примерной программы для общеобразо...
Рабочая программа по географии для основного общего образования. (Базовый уровень).2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по географии для основного общего образования.(Базовый уровень).2014-2015 учебный год. Статус документа: Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основно...
рабочая программа Химия 39.02.01 Компьютерные системы и комплексы 2014
Рабочая программа дисциплины Химия...