Рабочая программа факультатива "Живой организм"
календарно-тематическое планирование по биологии (7, 8 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 7 и 8 классы (1 час в неделю). Предусматривает как практические так и лабораторные работы, в том числе виртуальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультатив "Живой организм" | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 38
Утверждаю
Приказ № _____ от ________
Директор___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, 7-8 класс
Программа составлена Обсуждена и согласована Принята на заседании
Учителем биологии и химии на заседании МО _______ педагогического совета
Рзаева Е.Е. Протокол №____ от____
Протокол №____ от_____
Мурманск
2014 год
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного образования. Элективный курс «Живой организм» предназначен для учащихся 7-8 класса средней общеобразовательной школы.
Курс «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (клеточном, тканевом, системно-органном). Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении природоведения и биологии в 1 – 4, 5 – 7 классах.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных современных педагогических методов и приемов: лекционно-семинарской системы занятий, дискуссий, диспутов и т.д. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.
Изучение материала данного курса способствует целенаправленной подготовке школьников к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 7 классе и 34 часа учебных занятий в 8 классе средней школы.
Основной целью курса является формирование у учащихся научного представления о живых организмах как открытых биологических системах, обладающих общими принципами организации и жизнедеятельности.
Задачи курса:
- Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.
- Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.
- Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
- химический состав клеток;
- особенности строения прокариотической и эукариотической клеток;
- сходство и различие строения клеток растений, грибов, животных;
- особенности неклеточных форм жизни;
- строение, происхождение и функции растительных тканей;
- строение, происхождение и функции животных тканей;
- внешнее и внутреннее строение, видоизменения, функционирование вегетативных и генеративных органов растений;
- строение и особенности функционирования физиологических систем органов животных (на примере млекопитающих);
- основные процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов;
- особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных;
- основные этапы эволюции животных и растений;
- основные экологические понятия, факторы и экологические группы организмов.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы) и процессы, делать выводы на основе сравнения;
- распознавать и описывать основные части и органоиды клеток на таблицах, органы цветковых растений на живых объектах и таблицах, органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;
- схематично изображать строение органов и систем органов;
- изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты биологических опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети интернет;
- составлять краткие сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Контроль знаний не считается главным в работе на элективных занятиях. Главная мотивация работы – это сознательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы и таблицы. Итогом выполнения лабораторных работ являются отчеты с выводами и рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовки к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить его результаты.
В качестве основного образовательного результата выступает сформированный интерес к предмету и стремление к научно-исследовательской работе в рамках изучаемого курса.
Рекомендуемая литература 7 класс:
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Рекомендуемая литература 8 класс:
| |||
| |||
| |||
| |||
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ:
Наименование программы, раздела: Живой организм.
Цель: создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять знания через содержание курса.
Категория слушателей: учащиеся 7 класса.
Срок обучения: 34 часов.
Форма обучения: классно-урочная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№п | Наименование раздела | Тема | Часы | Практические и лабораторные работы | Формы контроля |
1. | Введение. | Научные методы исследования в биологии. | 1 | - | - |
2-5 | Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого. |
| 4 | Лабораторная работа 1. Устройство микроскопа и техника микроскопирования. | Самостоятельная работа. |
| |||||
| |||||
| |||||
6-7 | Раздел 2. Ткани. |
| 2 | Лабораторная работа 2. Определение тканей растений и животных под микроскопом. | |
| |||||
4. | Раздел 3. Органы, системы органов. Организм как единое целое |
| 3 | Составление сравнительной таблицы «Функции органов растений и животных». | |
| |||||
| |||||
5. | Раздел 4. Жизнедеятельность организма. |
| 12 | Лабораторная работа 3. Интенсивность дыхания прорастающих семян. Виртуальная лабораторная работа 4. Процессы жизнедеятельности. | Доклады. Составление сравнительной таблицы. Доклады. |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
7. | Раздел 5. Эволюция живого мира. |
| 4 | Дискуссия Составление эволюционного древа растений и животных. | |
| |||||
| |||||
| |||||
8. | Раздел 6. Экология растений и животных. |
| 6 | Практическая работа 1. Решение экологических задач. Практическая работа 2. Решение экологических задач. Практическая работа 3. Решение экологических кейсов. | Доклады. Самостоятельная работа. |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
9. | Заключение. |
| 2 | Дискуссия. Презентации и доклады. | |
| |||||
Итого | 34 | Лабораторных работ: 4. Практических 3. |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ:
Наименование программы: Живой организм.
Цель: создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять знания через содержание курса.
Категория слушателей: учащиеся 8 класса.
Срок обучения: 34 часов.
Форма обучения: классно-урочная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№п | Наименование раздела | Тема | Часы | Практические и лабораторные работы | Формы контроля |
1. | Введение. | Научные методы исследования в биологии. | 1 | - | - |
2. | Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого. |
| 5 | Лабораторная работа 1. Устройство микроскопа и техника микроскопирования. Лабораторная работа 2. Выделение ДНК. | Самостоятельная работа. Дискуссия, самостоятельная работа. |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
3. | Раздел 2. Ткани. |
| 2 | Лабораторная работа 3. Определение тканей человека под микроскопом. | Доклады. |
| |||||
4. | Раздел 3. Органы, системы органов. Организм как единое целое |
| 3 | Дидактическая игра. Самостоятельная работа, таблицы. | |
| |||||
| |||||
5. | Раздел 4. Жизнедеятельность организма. |
| 11 | Виртуальная лабораторная работа 4. Изучение скелета человека. Лабораторная работа 5. Функциональные пробы с задержкой дыхания. Лабораторная работа 6. Состав и свойства пищеварительных секретов. Практическая работа 1. Решение кейсов. Лабораторная работа 7. Определение типа телосложения. | Самостоятельная работа. Составление сравнительной таблицы. Доклады. Самостоятельная работа. |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
7. | Раздел 5. Эволюция человека. |
| 6 | Дискуссия Доклады. Работа с контурными картами. Составление эволюционного древа растений и животных. | |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
8. | Раздел 6. Экология человека. |
| 3 | Доклады. Диспут. Деловая игра. Встреча с экологом. | |
| |||||
| |||||
9. | Раздел 7. Здоровье и болезнь. |
| 3 | Дискуссия Доклады. Самостоятельная работа. | |
| |||||
| |||||
10. | Заключение. |
| 1 | Дискуссия. Презентации и доклады. | |
Итого | 34 | Лабораторных работ: 7. Практических работ: 1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
примерная рабочая программа по курсу "Разнообразие живых организмов: доядерные,растения, грибы, лишайники"
Примерная рабочая программа была разработана на основе авторской программы А.А. Вахрушева. В ней учитывались новые требавания к целям и результатам прохождения курса согласно стандартам второго ...
Рабочая программа по биологии "Многообразие живых организмов" 7 класс
Рабочая программа для 7 класса по биологии по линии Н.И.Сонина (УМК)Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального государственного образовательного ...
Рабочая программа по учебному курсу "Биология. Многообразие живых организмов" для 7 класса
Рабочая программа по биологии для 7 класса к учебнику Н.И.Сонина расчитана на 70 часов...
Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"
Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные и практические работ...
Рабочая программа учебного курса" Биология Живой организм" . 5 кл
Учебный курс « Живой организм» составлен с учетом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников...
Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс
Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...