Программы элективного курса "Практическая экология" 5-9 классы.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа выполнена по всем современным требованиям, состоит из 5 отдельных разработок, привязана к изучениюкурса биологии в соответствующих классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_ekol_5_kl.docx | 33.01 КБ |
prakt_ekol_9kl.docx | 36.37 КБ |
prakt._ekol_6kl.docx | 27.41 КБ |
prakt._ekol_7kl.doc | 100 КБ |
prakt._ekol_8kl.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Учебным планом ОГООУ санаторная школа – интернат № 12 г. Иркутска на 2014-2015 учебный год предусмотрен в 5 классе факультативный курс «Практическая экология» за счет часов школьного компонента в количестве 1 часа в неделю. Рабочая программа факультативного курса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития физических, химических, биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.
Факультативные занятия помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, воспитанию экологически грамотной личности.
Школа работает над организацией экологического образования школьников в интересах личностного развития. Программа факультатива способствует решению определенных вопросов экологического воспитания ребят.
Данная программа нацелена на развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и своему здоровью, составляет основу формирования познавательных, информативно—коммуникативных и рефлексивных компетенций.
Изучение курса «Практическая экология» направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о биосфере как глобальной экосистеме; природных сообществах как элементарных экологических системах; месте и роли человека в экосистеме планеты;
· овладение простейшими естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
· развитие познавательного интереса школьников к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач; · воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.
Предлагаемая программа является одновременно закономерным продолжением программ по курсу природоведения начальной школы и содержательным дополнением изучаемого в 5 классе курса природоведения.
Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает обучающихся к последующему изучению естественнонаучных предметов.
Программа рассчитана на 34 часа. Недельная нагрузка – 1 час. Курс предусматривает 9 лабораторных работ и 3 экскурсии ( проводятся весной в конце курса).
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Лабораторные работы | Экскурсии | Уроки обобщения |
Тема 1. Введение | 1 | 1 | |||
Тема 2. Биосфера | 3 | 3 | |||
Тема 3. Среды жизни и приспособленность к ним живых организмов | 11 | 11 | 7 | ||
Тема 4. Взаимоотношения между живыми организмами | 6 | 6 | 1 | ||
Тема 5. Природные сообщества | 7 | 7 | 1 | ||
Тема 6. Человек как часть природы. Использование природы человеком | 5 | 5 | 2 | 1 | |
Обобщение | 1 | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 34 | 34 | 9 | 3 | 1 |
Содержание программы
Введение (1ч). Предмет и задачи экологии. Экологические знания и умения как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального природопользования. Демонстрация таблиц, рисунков с изображением последствий деятельности человека в природе; фотографий редких и исчезающих растений и животных, Красной Книги РФ.
- Биосфера (3ч).
Природа как совокупность неживого и живого. Неживые компоненты природы: литосфера, гидросфера и атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые компоненты природы: бактерии, грибы, растения, животные, их распределение по сферам.
Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Вертикальное распределение живых организмов на Земле (зональность) в зависимости от температуры, влажности, содержания кислорода и других климатических условий.
Демонстрация таблиц по геосферам Земли; таблиц, рисунков с изображением бактерий, грибов, растений, животных.
- Среды жизни и приспособленность к ним живых организмов (11ч).
2.1. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.
2.2. Вода как среда жизни: признаки и свойства воды ( большая плотность, теплопроводность, текучесть, прозрачность, малое содержание кислорода, высокое давление на больших глубинах, сильное поглощение солнечных лучей и др.).
Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.
Водопотребление. Загрязнение воды бытовыми и промышленными отходами. Определение загрязнения воды по внешним показателям. Влияние загрязненной воды на состояние ее обитателей.
2.3. Наземно-воздушная среда жизни, ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха и др.). влияние растений на качество воздуха.
Наличие влаги как условие жизни организмов наемно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды.
Живые организмы, обитающие на поверхности земли, и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Загрязнение воздуха. Определение загрязнения воздуха. Роль леса в воспроизводстве и очистке воздуха. Защита воздуха от загрязнения.
2.4. Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Структур почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с уменьшением глубины. Способность почвы удерживать воздух, влагу. Живые организмы- обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почвенной среде.
Использование почвы человеком. Сельское хозяйство и его влияние на почву. Градостроительство и его влияние на состояние почвы. Загрязнение почв промышленными отходами и нефтепродуктами. Определение загрязнения почв. Защита почв от загрязнения.
2.5. Живые организмы как среда обитания других живых организмов, их приспособительные особенности. Паразитизм. Особенности животных , растений, грибов, ведущих паразитический образ жизни.
Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекций, влажные препараты); живых объектов, обитающих в разных средах жизни; их приспособлений к обитанию в разных условиях; видеофильмов по различным аспектам охраны сред жизни.
Лабораторные работы:
- Изучение приспособленности водных животных к среде обитания (на примере рыб).
- Определение наличия загрязнения воды по внешним показателям.
- Изучение способ очистки воды от некоторых видов загрязнений.
- Изучение запыленности воздуха.
- Исследование структуры почвы различных видов.
- Изучение приспособленности животных, обитающих в почве, к среде обитания.
- Изучение организмов – паразитов (на примере спорыньи, головни, фитофторы, аскариды).
- Взаимоотношения между живыми организмами (6ч, из них 1ч-на экскурсию).
Биотические отношения. Типы взаимоотношений между живыми организмами. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Конкурентные взаимоотношения живых организмов типа «хищник - жертва», «паразит - хозяин». Нейтральные отношения между живыми организмами.
Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах; видеофильмов, иллюстрирующих примеры биотических отношений.
Наблюдения за взаимоотношениями между организмами, населяющими аквариум школьного кабинета биологии.
Экскурсия
- Муравейник как модель взаимоотношений между живыми организмами.
4)Природные сообщества (7ч, из них 1ч – экскурсия).
Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах: организмы – производители, организмы – потребители и организмы – разрушители органических веществ. Цепи питания в сообществах живых организмов.
Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
Луг как сообщество живых организмов. Поле и сад как искусственное сообщество живых организмов.
Лесопарк как искусственное сообщество.
Сезонные изменения в природных сообществах. Схема природных сообществ . факторы, влияющие на смену сообществ. Влияние человека на смену природных сообществ
Демонстрация таблиц, фотографий, слайдов, видеофильмов, иллюстрирующих разнообразные природные и искусственные сообщества.
Экскурсия 2) в ближайшее природное сообщество( сосново-березовую рощу).
5)Человек как часть природы. Использование природы человеком (5ч, из них 1ч – экскурсия).
Природа как источник жизни человека.
Природные ресурсы и их классификация: минерально – сырьевые, водные, почвенные, лесные, энергетические. Примеры их использования. Природные ресурсы Нижегородской области. Исчерпаемость природных ресурсов.
Загрязнение воды, атмосферы, почвы – основная причина изменения состояния окружающей среды. Виды загрязнений 6 химические, механические, шумовые, микробиологические. Примеры влияния различных видов загрязнений на человека – основной источник загрязнений природной среды. Потеря эстетических качеств природы и окружающей среды.
Охрана растений, охрана животных. Нормы поведения, способствующие сохранению среды и сбережению ресурсов.
Лабораторные работы:
8) Ознакомление с почвенными ресурсами Иркутской обл. по почвенной карте.
9) Знакомство с полезными ископаемыми Иркутской обл. (по коллекциям).
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы , слайдов, журналов, книг по экологии и охране окружающей среды ,коллекция природных ресурсов, географических карт России, Иркутской обл.
Экскурсия
3) Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное окружение.
Обобщение (1ч)
Роль экологических знаний и умений в жизни современного человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
Знать/понимать:
- Определения основных экологических понятий;
- Типы взаимодействий между организмами;
- Основные среды жизни, их основные характеристики;
- Основные положения учения о биосфере;
- Структуру природных сообществ;
- Сущность процессов формирования приспособленности ,круговорота веществ и превращения энергии в природных сообществах;
- Место человека в экосистеме Земли (современные взаимоотношения человека и природы, социально- экологические связи);
- Современные аспекты проблемы охраны природы;
- Современное состояние и охрану атмосферы (ее загрязнения и источники загрязнения, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и т. д.);
- Рациональное использование и охрана водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, использование оборотных вод и др.);
- Рационально использование и охрана почв (причины потери плодородия и разрушения; защита почв от загрязнения и разрушения и т. д.).
Уметь:
- Объяснять роль экологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы; влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; устойчивости природных систем; необходимость сохранения окружающей среды;
- Решать элементарные экологические задачи;
- Описывать основные среды жизни;
- Выявлять приспособления организмов к среде обитания; антропогенные изменения в природных сообществах своей местности;
- Сравнивать тела живой и неживой природы; природные и искусственные сообщества своей местности; делать выводы на основе сравнения;
- Определять с использованием простейших методик уровень загрязнения воздуха, воды, почв;
- Анализировать и оценивать региональные и локальные экологические проблемы и пути их решения; последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- Находить информацию об экологических проблемах и биологических объектах в различных источниках ( учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях0 и критически ее оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- Определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
- Соблюдения правил поведения в природной среде;
- Анализа различных видов хозяйственной деятельности человека;
- Охраны растений, животных.
Критерии оценки
Факультативный курс «Практическая экология » безоценочный.
Литература для учителя:
- Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Лениздат; изд-во «Союз», 2001. – 78с.
- Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с.
Литература для учащихся:
- Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Лениздат; изд-во «Союз», 2001. – 78с.
Интернет ресурсы:
- www. bio.1septеmber.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Приложение
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Практическая экология »
5 класс( 1 час в неделю всего 34 часа)
№ урока | № темы | Название темы, тема урока | Дата провед. | Факт | Приме чания | |
1. | 1.1. | Введение.(1час) Предмет и задачи экологии | ||||
2. | 2.1. | Биосфера.(3 часа) Природа как совокупность живого и неживого | ||||
3. | 2.2. | Неживые компоненты природы | ||||
4. | 2.3. | Живые компоненты природы. | ||||
5. | 3.1. | Среды жизни и приспособленность к ним живых организмов. (11 часов) Основные среды жизни | ||||
6. | 3.2. | Признаки и свойства воды как среды жизни | ||||
7. | 3.3. | Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде. Лабораторная работа №1 Изучение приспособленности рыб к среде обитания | ||||
8. | 3.4. | Загрязнение и охрана водной среды. Лабораторная работа №2 Определение наличия загрязнения воды по внешним показателям. Лабораторная работа №3 Изучение способов очистки воды от некоторых видов загрязнений | ||||
9. | 3.5. | Признаки и свойства наземно-воздушной среды | ||||
10. | 3.6. | Живые организмы наземно-воздушной среды и их приспособленность к условиям жизни на суше | ||||
11. | 3.7. | Загрязнение и охрана атмосферного воздуха. Лабораторная работа №4Изучение запыленности воздуха | ||||
12. | 3.8. | Признаки и свойства почвы как среды жизни Лабораторная работа №5 Исследование структуры почвы различных видов | ||||
13. | 3.9. | Живые организмы – обитатели почвы и их приспособленность к жизни в почвенной среде. Лабораторная работа №6 Изучение приспособленности животных, обитающих в почве, к среде обитания | ||||
14. | 3.10. | Использование почв человеком, загрязнение и охрана почв | ||||
15. | 3.11. | Живые организмы как среда жизни других организмов. Лабораторная работа №7 Изучение организмов паразитов | ||||
16. | 4.1. | Взаимоотношения между живыми организмами. (6 часов-1 час на экскурсию) Типы взаимоотношений между живыми организмами | ||||
17. | 4.2. | Взаимовыгодные отношения между организмами | ||||
18. | 4.3. | Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам | ||||
19. | 4.4. | Конкурентные отношения между живыми организмами | ||||
20. | 4.5. | Нейтральные отношения между живыми организмами | ||||
21. | 5.1. | Природные сообщества. (7 часов-1 час на экскурсию) Сообщества живых организмов, или биоценозы | ||||
22. | 5.2 | Основные группы живых организмов в природных сообществах | ||||
23. | 5.3. | Природные и искусственные сообщества | ||||
24. | 5.4. | Пруд или озеро как искусственное сообщество. Аквариум как искусственный пресноводный водоем | ||||
25. | 5.5. | Характеристика наземных природных (на примере луга) и искусственных сообществ (на примере поля, сада, лесопарка) | ||||
26. | 5.6. | Сезонные изменения в природных сообществах. Смена природных сообществ | ||||
27. | 6.1. | Человек как часть природы. Использование природы человеком. (5часов-1 час на экскурсию) Природа как источник жизни человека. Природные ресурсы и их классификация. Лабораторная работа №8 Ознакомление с почвенными ресурсами Иркутской обл по почвенной карте. | ||||
28. | 6.2. | Природные ресурсы Иркутской области. Лабораторная работа №9 Знакомство с полезными ископаемыми Иркутской обл. (по коллекциям). | ||||
29. | 6.3. | Загрязнение – основная причина изменения состояния окружающей среды | ||||
30. | 6.4. | Охрана растений и животных. | ||||
31. | Экскурсия №1 | Муравейник как модель взаимоотношений между живыми организмами | ||||
32. | Экскурсия №2 | Природное сообщество | ||||
33. | Экскурсия №3 | Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное окружение. | ||||
34. | 7.1. | Обобщение.(1 час) Роль экологических знаний и умений в жизни современного человека. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Экология – это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей средой. Она раскрывает все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями, людьми и средой их обитания.
Головокружительный рывок совершили люди в век научно – технического прогресса. Но стало ли человечество счастливее, наша планета краше, а условия жизни на ней благоприятнее для ее обитателей?
Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. За последние полвека деятельность человека настолько преобразила большинство районов нашей планеты, что истощение природных ресурсов и загрязнение биологической среды отходами хозяйственной деятельности стало очевидностью: от заброшенных шахт до окурков на газонах и десятков тонн отравляющих веществ, извергаемых химическими комбинатами. Нет числа свалкам промышленных и бытовых отходов.
Цель программы:
- формирование особой образовательной среды, способствующей повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии, развитию познавательного интереса и удовлетворению образовательных потребностей и склонностей школьников.
Задачи:
- сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников в вопросах охраны природы;
- развивать умение работать с различными источниками информации, способами обработки полученных результатов с помощью компьютерных программ;
- развивать творческие умения детей, практические умения и навыки по подготовке и проведению мероприятий экологической направленности;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только формирование умений практического характера, но и получение знаний о биосфере, ее компонентах, закономерностях протекания различных биологических процессов, а также воспитание экологической культуры.
Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, умение определять редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней.
Учебно-познавательная деятельность детей организуется в интерактивном режиме на основе технологий: информационно-коммуникационных, практико-ориентированных, здоровьесберегающих, с использованием следующих методов обучения: объяснительно-иллюстративных, практических, исследовательских, проблемных.
В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, работа с дополнительной литературой, ресурсами Интернет, что способствует их саморазвитию, самообразованию и формированию ключевых компетенций.
Формы текущего контроля: лабораторные работы, беседы, тестирование
Форма итогового контроля: защита проектов в форме презентации
Программа рассчитана на 34 часа, в том числе: лабораторных и практических работ 12 часов, экскурсий – 7 часов, консультаций – 3 часа, семинаров – 2 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- предмет и задачи экологии;
- экологические факторы и их взаимодействие;
- закономерности действия факторов среды на организм;
- принципы строения и функционирования экосистем;
- понятия: «цепи питания», «сети питания», «экологические пирамиды»;
- видовой состав редких видов растений и животных своего региона;
- значение природы в жизни человека, противоречивость взаимодействия человека с природой;
- глобальные экологические проблемы человечества и способы их решения;
- нравственные нормы поведения человека в природе.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять многоаспектное значение природы в жизни человека;
- строить цепи и сети питания;
- создавать простые модели экосистем;
- элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности, проводить экологические опыты и наблюдения;
- распознавать наиболее распространенные растения и животных своей местности;
- наблюдать изменение естественных сред обитания под влиянием деятельности человека, устанавливать последствия этих изменений;
- обосновывать свою точку зрения на возникновение и разрешение экологических проблем;
- выполнять нормы и правила поведения в природе;
- работать с научной и учебной литературой, готовить презентации и проекты по заданным темам, выступать с сообщениями.
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Учебный план
^ Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ (2часа)
Экология как наука, её задачи. Значение экологии для решения проблем охраны природы и здоровья человека. Выбор темы проекта для итогового контроля.
СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (13 часов)
Экосистема, живые и неживые компоненты экосистемы. Воздух и вода как среда в экосистеме. Свет как фактор экосистемы. Изменения вещества и энергии в организмах. Энергетическая роль пищи.
Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих структуру экосистем луга, леса, степи, водоемов.
Наблюдения за поведением обитателей аквариума, за адаптациями растений и животных различных экосистем к взаимному существованию.
Экскурсии
- «Изучение состава, численности и плотности особей в лесной экосистеме»
- «Изучение приспособленности растений и животных к совместному обитанию в городских экосистемах»
Практические и лабораторные работы
- «Описание основных ярусов леса».
- «Изучение водной экосистемы».
- «Рассматривание под микроскопом одноклеточных зелёных водорослей»,
- «Создание модели водной экосистемы в банке с водой»
- Проведение опыта, доказывающего необходимость световой энергии для фотосинтеза.
- «Оценка состояния экосистемы, определение степени её деградации под воздействием человека».
Творческие задания
Подготовка и защита презентаций на темы: «Описание экосистемы леса», «Описание экосистемы луга» и т.п.
ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ В ЭКОСИСТЕМАХ (7 часов)
Цепи и сети питания в экосистемах. Трофические уровни. Экологическая пирамида. Правило 10%. Типы связей и зависимостей в экосистемах.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих пищевые цепи, гербарных экземпляров растений, чучел животных, коллекций насекомых, видеофрагментов.
Наблюдения за путями движения вещества в экосистеме, за поведением консументов различных уровней, за разными типами взаимодействия между организмами на примере видеофрагментов.
Экскурсии
- «Трофическая структура лесного сообщества».
- «Типы биотических связей в природе»
Практические и лабораторные работы
- «Установление видов взаимосвязей в экосистеме водоёма».
- «Построение цепей питания в различных экосистемах».
Творческое задание
Моделирование экологических пирамид численности, биомассы, энергии.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМ (9 часов)
Факторы среды и их воздействие на организмы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Смена экосистем.
Демонстрация таблиц и видеофрагментов, иллюстрирующих действие факторов среды на организмы, первичные и вторичные сукцессии.
Наблюдения за влиянием различной степени освещенности на развитие проростков злаков, за сменой одной экосистемы другой.
Экскурсии
- «Изучение влияния леса на микроклимат».
- «Влияние факторов среды на распределение растительности леса и луга»
- « Установление степени антропогенного воздействия на растительное сообщество».
Практические и лабораторные работы
- «Сравнительное изучение видового разнообразия сообщества в местах, подвергающихся наибольшему и наименьшему антропогенному воздействию»
- «Влияние различной освещённости на развитие проростков злаков».
Творческое задание
Подготовка и защита проектов на тему «Лучший пришкольный участок»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ( 3 часа)
Современное состояние окружающей среды. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Потребление ресурсов в прошлом, настоящем и будущем. Вопросы бытовой экологии.
Демонстрация карты промышленных регионов Поволжья, результатов измерения ПДК в воздухе, воде, продуктах питания, видеофрагментов.
Творческое задание
Подготовка и защита проектов на тему «Пути решения глобальных экологических проблем»
^ Тематическое планирование учебного материала
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
| ||||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
| ||||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
| ||||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| ||
|
|
| ||
| ||||
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
^ Материалы для учителя.
Примерные темы проектов к семинару (урок № 34) «Круглый стол «Пути решения глобальных экологических проблем»
- Рост потребностей человека и глобальная экологическая нестабильность.
- Снижение отрицательного воздействия человечества на природную среду и отказ от потребительского отношения к ней.
- Экологические проблемы и задачи дальнейшего экономического развития общества.
- Поддержание экологического равновесия в городской экосистеме.
- Мониторинг состояния окружающей среды.
- Альтернативные способы очистки сточных вод.
- Биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
- Использование отходов сельского хозяйства для решения экологических проблем.
- Роль биотехнологии в защите и оздоровлении биосферы.
- Рациональное управление природными ресурсами.
Тестовая работа по теме «Структура экосистем»
1. Какой из перечисленных биогеоценозов является искусственным:
А) озеро В) пруд
Б) болото Г) река
2. Какой из перечисленных биогеоценозов является естественным:
А) парк В) поле
Б) сад Г) луг
3. Планктонными организмами являются:
А) мелкие водоросли и простейшие В) коралловые полипы
Б) водоросли и моллюски Г) медузы и водоросли
4. Древесно – травянистым биогеоценозом является:
А) пустыня В) степь
Б) саванна Г) болото
5. Наименее устойчивым является биогеоценоз:
А) пустыни В) тропического леса
Б) смешанного леса Г) поля
6. Верхний плодородный слой земной коры называется:
А) почва В) перегной
Б) гумус
7. Ресурсы, скорость использования которых человеком во много раз превышает темпы их образования, называют:
А) неисчерпаемыми Б) исчерпаемыми
8. К неисчерпаемым ресурсам можно отнести:
А) энергию солнечной радиации В) природный газ
Б) каменный уголь Г) леса
9. Значение озонового слоя:
А) задерживает ультрафиолетовое излучение
Б) препятствует тепловому излучению в космическое пространство
В) защищает поверхность земли от кислотных дождей
10 Какое из перечисленных растений относится к мезофитам:
А) кактус В) ландыш
Б) рогоз Г) калужница
11. Примером косвенного влияния человека на природу является:
А) вырубка леса В) рыболовство
Б) сброс сточных вод в реку Г) охота
12. Территория, на которой полностью исключается хозяйственная деятельность человека, называется:
А) заповедник В) национальный парк
Б) заказник Г) лесничество
Ответы:
1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б, 5-Г, 6-А, 7-Б, 8-А, 9-А, 10-В, 11-Б, 12-А.
Литература:
- Алексеев С. В., Беккер А. М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Санкт-Петербург, 1998.
- Биология. Школьный курс в вопросах и ответах / Сост. Шахович В. Н. – Минск: «Интерпрессервис», 2003.
- Зверев И. Д. Практические занятия по экологии для учащихся 9 класса. – М.: Просвещение, 2002.
- Иваненко Л. В., Быкова П. Г. Экологические проблемы города и утилизация отходов. – Самара: Кн. изд-во, 1995.
- Крискунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: «Дрофа», 2003.
- Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. – М.: Мысль, 1993.
- Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. – М.: Мысль, 1994.
Интернет-ресурсы:
- Википедия – свободная энциклопедия http//ru.wikipedia.org/wiki/
- www.advertology.ru/article28118.htm
- www.sup99.ru/content/1409
- www.biotechnolog.ru
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа продолжат вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Введение в экологию». Такие общие экологические понятия. Как «Экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда» и др., объясняются на конкретных примерах растений. От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения разнообразия растений.
На основе данной программы организуется учебный курс из расчёта 1 час в неделю, всего 34 часов.
Целью прохождения настоящего курса является:
-содействие формированию экологической культуры у учащихся;
-ответственного отношения к природе;
- рациональное использование растительного мира;
В ходе достижения цели курса решаются задачи:
- формировать систему знаний общеобразовательного минимума сведений в области экологии.
- Совершенствовать умения объяснять, преобразовывать информацию, подбирать дополнительную литературу, выполнять творческие работы исследовательского характера, наблюдать.
- Развивать волевые качества у учащихся , потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Практическая экология »
- Называть основные экологические факторы в жизни растений.
- Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
- Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
- Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
- Давать характеристику различным природным сообществам.
- Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
- Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.
- Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
- Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении разнообразия растений.
- Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
- Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Лабораторные и практ.работы | Экскурсии | Уроки обобщения |
ТЕМА 1. Экология растений – раздел науки и учебный предмет. | 2 | 2 | 1 | ||
ТЕМА 2. Свет в жизни растений. | 3 | 3 | 2 | ||
Тема 3. Тепло в жизни растений. | 3 | 3 | 1 | ||
Тема4. Вода в жизни растений. | 3 | 3 | 1 | ||
Тема 5. Воздух в жизни растений. | 3 | 3 | 1 | ||
Тема 6. Почва в жизни растений. | 3 | 3 | 1 | ||
Тема 7.Животные и растения. | 2 | 2 | |||
Тема 8.Влияние растений друг на друга. | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 9.Грибы и бактерии в жизни растений. | 3 | 3 | 1 | ||
Тема10.Сезонные изменения в жизни растений. | 2 | 2 | 1 | ||
Тема11.Изменения растений в течении жизни. | 2 | 2 | |||
Тема12.Разнообразие условий существования растений. | 2 | 2 | 1 | ||
Тема13.Растительные сообщества. | 1 | 1 | 1 | ||
Тема14.Охрана растительного мира. | 3 | 3 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 34 | 10 | 4 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Практическая экология »
6 класс( 1 час в неделю всего 34 часа)
№ п/п | Содержание темы | Дата | Примечания | |
План. | Факт. | |||
ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа) | ||||
1 | Предмет изучения экологии растений. Окружающая среда, экологические факторы | |||
2 | Экскурсия №1 « Живой организм, его среда обитания и условия существования» | |||
ТЕМА 2. СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||
3 | Свет в жизни растений. Пр. работа №1 «Определение количества солнечных дней в году» | Презентация | ||
4 | Экологические группы растений по отношению к свету. Лаб. работа « Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом» | |||
5 | Приспособление зелёных растений к использованию света | |||
ТЕМА 3. ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||
6 | Тепло в жизни растений. Пр. работа №2 «Определение среднегодовой температуры своей местности» | |||
7 | Температура тела растений и её зависимость от окружающей среды | |||
8 | Приспособление растений к высоким и низким температурам | Слайды | ||
ТЕМА 4 . ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||
9 | Вода как необходимое условие жизни растений. Пр. работа №3«Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности» | |||
10 | Приспособление растений к водному режиму | |||
11 | Лабораторная работа №2«Знакомство с водными, влаголюбивыми и засушливыми растениями | |||
Тема 5. ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||
12 | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Лабораторная работа №3 «Определение с помощью домашних растений степени запылённости воздуха» | Видеофрагмент | ||
13 | Ветер. Приспособление растений к ветроопылению, распространению плодов и семян. Лаб. Работа №4 «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению плодов и семян» | |||
14 | Влияние атмосферных загрязнений на растения | |||
ТЕМА 6. ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||
15 | Почва – необходимое условие жизни растений | Видеофрагмент | ||
16 | Экологические группы растений по отношению к разным типам почв | |||
17 | Улучшение почв человеком Экскурсия №2 «Человек и почва» | |||
ТЕМА 7. ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа) | ||||
18 | Взаимное влияние животных и растений | Видеофрагмент | ||
19 | Значение растений для животных | |||
ТЕМА 8. ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час) | ||||
20 | Взаимоотношения между растениями. Лаб. Раб № 5 «Взаимодействие лиан с другими растениями» | |||
ТЕМА 9. ГРИБЫ И БАКТЕРИИ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||
21 | Роль грибов и бактерий в жизни растений | презентация | ||
22 | Бактериальные и грибные болезни растений. Лаб работа № 6 «Грибные заболевания злаков» | |||
ТЕМА 10. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ ( 2 часа ) | ||||
23 | Приспособленность растений к сезонам года | Видеофрагмент | ||
24 | Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.Экскурсия № 3 «Приспособления растений к сезонам года» | |||
ТЕМА 11. ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ( 1 час) | ||||
25 | Периоды жизни и возрастные состояния растений | Слайды | ||
ТЕМА 12. РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ ( 2 часа) | ||||
26 | Условия существования растений | Презентация | ||
27 | Жизненное состояние растений. Пр. работа №4 «Воздействие человека на растительность» | Слайды | ||
ТЕМА 13. ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ ( 1 час) | ||||
28 | Разнообразие жизненных форм растений. Пр. работа №5 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном учаске» | |||
ТЕМА 14. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа) | ||||
29 | Растительные сообщества, их видовой состав | презентация | ||
30 | Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Пр. работа № 6 «Изучение состояния сообщества школьного сада» | |||
31 | Состояние растительных сообществ. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.Экскурсия №4 «Строение растительного сообщества | |||
ТЕМА 15. ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ( 3 часа) | ||||
32 | Редкие и охраняемые растения Пр. работа № 7 «Охраняемые территории | |||
33 | Редкие и охраняемые растения своей местности | презентация | ||
34 | Итоговое тестирование по курсу «Практическая экология » |
Используемая литература:
- Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя./ Сост. Н.И. Сонин М: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
- Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. М.: 5 за знания, 2007.- 96с.
- Дзятковск4ая Е.Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике.- Иркутск: издательство «Папирус», 1994.- 64 с.
- Литвинов Н.И. Экология. Учебное пособие. Иркутск: ИГСХА, 1997. – 224 с.
- Музалевская О.В. Учебная практика по биоразнообразию. Физиология растений: учеб.-метод. пособие.- Иркутск: Иркут. Ун-т. 2005. – 64 с.
- Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение. 1994. – 415 с.
- Петрусова Р.А., Косорукова Л.А. Программированные задания по биологии. Растения Пособие для учащихся и учителей / Под Ред. Проф. Никишова А.И. – М.: Илекса, 1999. – 48 с.
- Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.- 672с.
- Полевая практика по почвоведению. Методические указания. Составители: Лыков О.С., Сазонов А.Г. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-т., 1986. 41с.
- Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978. 207 с.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботаники: Для учащихся 5-6 кл. М.: Просвещение, 1985. – 223 с.
- Экология и устойчивое развитие. Хрестоматийный сборник по курсам экология, регионоведение, рациональное природопользование, теория устойчивого и безопасного развития. Сост. Напрасникова Е.Н. Иркутск: Иркутский ун-т., 2002. – 128с.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5, 6 классах. Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе. На основе данной программы организуется учебный курс из расчёта 1 час в неделю, всего – 34 часа. Природа нашей планеты многообразна и удивительна. Землю населяют миллионы организмов – бактерий, грибов, растений, животных. Они вместе обитают и в водах Мирового океана, и в знойных пустынях, и в тропических леса. Изучая курс «Практическая экология », дети узнают о том, как животные, обитающие на Земле, взаимодействуют друг с другом , с людьми и как они вместе влияют на окружающую среду. Понимают, почему необходимо беречь и охранять животных, которые вместе с нами обитают на нашей планете.
Целью прохождения настоящего курса является:
-содействие формированию экологической культуры у учащихся;
- создание условий для формирования экологической ответственности как основной черты личности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимания опасности надвигающийся экологической катастрофы;
В ходе достижения цели курса решаются задачи:
- Показать всё многообразие связей животных с живой и неживой природой, продемонстрировать их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, дать основные понятия о строении, видов живых существ, а так же роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
- Формировать систему знаний общеобразовательного минимума сведений в области экологии.
- Совершенствовать умения объяснять, преобразовывать информацию, подбирать дополнительную литературу, выполнять творческие работы исследовательского характера, наблюдать.
- Развивать волевые качества у учащихся , потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класса по курсу «Практическая экология »
- Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
- Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
- Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными.
- Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов в зависимости от действия экологических факторов.
- Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам.
- Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеров.
- Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека, значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
- Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных и в уменьшении их биоразнообразия.
- Объяснять роль и значение животных в распределении животного вещества на планете Земля.
- Прогнозировать изменения в развитии животного мира под воздействием природоохранной, селекционной деятельности человека.
- Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
- Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Приложение
Учебный план.
Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Лабораторные работы | Практические работы | Экскурсии | Уроки обобщения |
Тема 1. Экология животных – раздел науки и учебный предмет. | 1 | 1 | ||||
Тема 2. Условия существования животных. | 4 | 4 | ||||
Тема 3. Среды жизни | 5 | 5 | ||||
Тема 4. Жилища в жизни животных. | 1 | 1 | ||||
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных. | 3 | 3 | ||||
Тема 6.Свет в жизни животных. | 1 | 1 | ||||
Тема 7. Вода в жизни животных. | 2 | 2 | 1 | |||
Тема 8. Температура в жизни животных. | 2 | 2 | 1 | |||
Тема 9. Кислород в жизни животных. | 1 | 1 | ||||
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных. | 4 | 4 | 1 | 1 | ||
Тема 11. Численность животных. | 3 | 3 | 1 | |||
Тема 12. Изменения в животном мире. | 5 | 5 | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 34 | 4 | 1 | 1 | 1 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Практическая экология »
7 класс( 1 час в неделю всего 34 часа)
№ п/п | Содержание темы | Дата | Примечания | |
План. | Факт. | |||
ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (1 час) | ||||
1 | Что изучает экология животных. | |||
ТЕМА 2. УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯЖИВОТНЫХ (4 часа) | ||||
2 | Среды жизни. Условия существования | Презентация | ||
3 | Предельные условия существования животных | |||
4 | Пища животных | Слайды | ||
5 | Способы добывания пищи | |||
ТЕМА 3. СРЕДЫ ЖИЗНИ (5 часов) | ||||
6 | Животный мир суши: животные тундры, животные лесов умеренной зоны | Видеофраг- мент | ||
7 | Животный мир суши: животные степей, саванн и прерий, животные пустынь | Видеофраг- мент | ||
8 | Животный мир суши: животные тропических лесов, животные горных областей | Слайды | ||
9 | Водная среда обитания | Слайды | ||
10 | Почва как среда обитания. Живые организмы как среда обитания. | Слайды | ||
ТЕМА 4. ЖИЛИЩА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||
11 | Жилище как среда обитания | |||
ТЕМА 5. БИОТИЧЕСКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ(3 часа) | ||||
12 | Животные и растения | Видеофрагмент | ||
13 | Взаимоотношения между животными одного вида | |||
14 | Отношения между животными различных видов | |||
ТЕМА 6. СВЕТ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||
15 | Свет в жизни животных | Видеофрагмент | ||
ТЕМА 7. ВОДА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (2 часа) | ||||
16 | Значение воды в жизни животных | Видеофрагмент | ||
17 | Лабораторная работа №1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы | |||
ТЕМА 8. ТЕМПЕРАТУРА В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (2 часа) | ||||
18 | Температура среды обитания | |||
19 | Лабораторная работа №2 «Движение амёбы при различных температурах» | |||
ТЕМА 9. КИСЛОРОД В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||
20 | Воздух в жизни животных | |||
ТЕМА 10. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ (4 часа) | ||||
21 | Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования | |||
22 | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Домашняя практическая работа № 2«Фенологические наблюдения за животными зимой и весной» | |||
23 | Лабораторная работа № 3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке» | |||
24 | Миграция животных | |||
ТЕМА 11. ЧИСЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ (3 часа) | ||||
25 | Популяции животных | Слайды | ||
26 | Как и почему меняется численность животных | Слайды | ||
27 | Лабораторная работа №4 «Динамика численности дрозофил» | |||
ТЕМА 12. ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОТНОМ МИРЕ (6 часов) | ||||
28 | Причины сокращения численности видов | Презентация | ||
29 | Дикие животные и человек | Слайды | ||
30 | Одомашнивание животных | Слайды | ||
31 | Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. | Презентация | ||
32 | Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. | |||
33 | Экскурсия №2 «Экскурсия на одну из ближайших охраняемых природных территорий или краеведческий музей» | |||
34 | Обобщающий урок по курсу « Практическая экология» |
Литература для учителя:
- И.П. Черидниченко. Экология 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность. Волгоград: Учитель,2010
- Н.А. Степанчук. Экология 7-8 класс: практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009
- Г.А. Фадеева. Неделя экологии в школе. Волгоград: Учитель, 2007
Литература для учащихся:
- Акимушкин и.и. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные. М: Мысль, 1989,
- Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М: Мысль, 1995,
- Красная книга Иркутской области. / Правительство Иркутской области. Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Ответственный редактор В. В. Попов. — Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010. 480 с.
- Учебное электронное издание – Экология . Московский государственный институт электроники и математики, 2004г.
- Учебное электронное издание - Экологическое образование 5-11 классы. (Программы, рекомендации, из опыта работы), Издательство «Учитель, 2010
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность
В рамках программы среднего образования естественные науки должны рассказать об устройстве природы, объяснить ее явления, показать роль человеческой деятельности в природе. Казалось бы, это очевидно. Но на самом деле это очень сложный вопрос. Чтобы определить свое место в природе и социуме, быть способным не навредить ни себе, ни природе, надо хорошо понимать, что же представляет собой окружающий мир и каковы его составляющие: биологическая и экологическая картины мира.
Следовательно, задачей преподавателей профильной школы является:
- - показать ребенку материальность окружающего мира;
- - установить единство законов живой и неживой природы;
- - продемонстрировать взаимосвязь этих законов;
- - помочь понять единую картину мира;
- - определить собственную позицию взаимодействия с окружающей средой.
Одним из факторов, который определяет содержание предметов, является небольшой объем времени, который можно отвести для школы раннего интеллектуального развития. Учет этого фактора требует создания «особых» курсов, а также разгрузки учебного материала от необязательных сведений. Отсюда вытекает другой важнейший принцип современного школьного обучения –фундаментализация знаний, осуществляемая путем тщательного подбора учебного материала и обобщения его с мировоззренческих позиций. Достичь этой цели можно и нужно на минимальном объеме фактического материала.
Обучение будет бесполезным, если у ученика не вызвать заинтересованности к предложенному материалу. Мотивация обучения, в первую очередь определяется содержанием курса. Содержание должно быть таким, чтобы школьник получал знания с увлечением, оно должно касаться непосредственно сегодняшней жизни школьника: приносить ему пользу, помогать самоутверждаться в высокой самооценке.
Главным стимулом умственных усилий ученика служит не столько конечная цель обучения – овладения знанием, сколько сам характер умственного труда с его эмоциональными всплесками и интеллектуальными затруднениями. Здесь на первый план выходит возможность и необходимость разноуровнего обучения. Ученик – это партнер, имеющий право на принятие собственного решения. Естественно, в этом случае и ответственность за выполнение решения в должной мере ложиться на самого ученика.
Главная задача и обязанность учителя – помочь ученику сделать правильный выбор, помочь определиться в сфере своих познавательных интересов.
Новизна
В основу разработки положена следующая идея: курсам, предложенным для изучения, следует подходить не как к изучению химии, биологии, экологии, а как к познанию основных законов природы.
Методологические положения Принципиальное отличие нового содержания естественнонаучного образования – вариативность и разноуровненность. Идея, определяющая новые подходы к преподаванию, - гуманизация образования, и в первую очередь развитие личности ребенка, его эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, каждый ученик должен научиться принимать самостоятельные и осмысленные решения, «просеивать» информацию, увязывать ее части между собой.
Главные задачи преподавания в школе – повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных умений, расширение ситуативных умений, развитие рефлексивных качеств. Учитель на занятиях работает «изнутри», он является дирижером. Идет совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений, т.е. процесс сотрудничества. Это отвечает требованию коллективного учебного исследования, включающего критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов.
Изложенные концептуальные принципы развивающего, личностно-ориентированного образования определяют выбор педагогических технологий, например, технологии развития критического мышления, технологии построения проектов и др.
Происходящие сегодня изменения в обществе, средствах коммуникации требуют отражения в педагогической практике. Для этого важно усилить коммуникативные компетенции, использовать различные информационные технологии.
Цель и задачи факультативного курса:
Цели:
- Формирование экологически грамотного отношения к живой природе и к своему здоровью.
- Повышение мотивации к изучению естественных наук
- Приобретение навыков практических природоохранных действий
- Приобретение учащимися навыков работы «в команде»
Задачи:
- Повышение уровня владения специальной терминологией в устной и письменной форме,
- Развитие коммуникативных умений для работы в группе или участия в дискуссии
- Расширение ситуативных умений – способность ориентироваться в нестандартной ситуации,
- Развитие способности к самоанализу и самокоррекции. Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Практические работы | Экскурсии | Уроки обобщения |
Тема 1. Введение в экологию | 1 | 1 | |||
Тема 2. Городская среда обитания живых организмов | 1 | 1 | 1 | ||
Тема3. Типы живых организмов | 1 | 1 | |||
Тема 4. Экологические факторы | 4 | 4 | 1 | ||
Тема5.Приспособительные формы организмов | 2 | 2 | 1 | ||
Тема 6. Особенности распределения видов | 1 | 1 | |||
Тема 7. Редкие и исчезающие виды | 14 | 14 | 1 | 1 | |
Тема 8. Охрана природы | 2 | 2 | 2 | ||
Тема 9. Жизненные формы | 7 | 7 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 34 | 2 | 5 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Практическая экология »
8 класс( 1 час в неделю всего 34 часа)
№ | Тема урока | Тип урока | Интеграция с другими предметами | Наглядность | Оборудование урока |
Тема 1. Введение в экологию | |||||
1 | Предмет экологии. Ее разделы. | Стандартный урок | Биология | ||
Тема 2. Городская среда обитания живых организмов | |||||
2 | Жизнь природы. Городская среда. | Урок- экскурсия | |||
Тема3. Типы живых организмов | |||||
3 | Типы живых организмов | Стандартный урок | Биология. | Видеофильм | |
Тема 4. Экологические факторы | |||||
4 | Общие законы зависимости организмов от факторов внешней среды. | Урок с элементами моделирования | Биология | Таблицы | Оборудование для рисования |
5 | Экологические факторы. | Контрольная работа, новый учебный материал | Химия | Таблицы | |
6 | Абиотические факторы. | Интегрированный урок | Химия | Таблицы | |
7 | Биотические факторы. | Интегрированный урок. Контроль знаний | Биология, физика | Таблицы | Справочные издания |
8 | Основные среды жизни. Влияние организмов на среду обитания. | Интегрированный урок. Контроль знаний | Биология, химия, физика | Иллюстрации из специальной литературы. | Справочные издания |
Тема5.Приспособительные формы организмов |
9 | Приспособительные формы организмов. | Повторен.Практическая работа. | Биология | Таблицы | Микроскопы, постоянные препараты. Гербарий. |
10 | Способы выживания в неблагоприятных условиях среды. | Стандартн. урок | Биология и география | Карты | Видеофильм |
Тема 6.Особенности распределения видов | |||||
11 | Особенности распределения видов. | Интегрированный урок. | Биология, география. | Набор тестовых карточек | |
Тема 7. Редкие и исчезающие виды | |||||
12 | Редкие и исчезающие виды. | Урок с элемент. моделирования | Биология | Справочные издания | |
13 | Урок-экскурсия: Редкие и исчезающие виды. | Урок - экскурсия | |||
14 | Красная книга. | Урок- исследов. | Биология. | Таблицы | Справочные издания |
15 | Красная книга Иркутской области. | Конферен. | Таблицы | Справочные издания |
16 | Красные книги регионального значения. | Повторен. Тестиров. | Биология, география | Таблицы | Справочные издания |
17 | Виды животных из региональных Красных книг | Проектная деятельнос. | Биология, география | Таблицы. | Карточки с заданиями |
18 | Виды животных из региональных Красных книг. | Проектная деятельнос. | Биология, география | Таблицы | Оборудование для рисования |
19 | Виды животных из региональных Красных книг. | Проектная деятельнос. | Биология, география | Таблицы | Оборудование для рисования |
20 | Виды животных из региональных Красных книг. | Проектная деятельнос. | Биология, география | Таблицы | Карточки с заданиями |
21 | Виды животных из региональных Красных книг. | Проектная деятельнос. | Биология, география | Таблицы | Справочная литература |
22 | Виды животных из региональных Красных книг. | Проектная деятельнос. | Биология, география | Видеофильм | |
23 | Конференция: «Исчезающие и редкие животные Прибайкалья» | Конференц | Биология, география | Тесты из ЕГЭ | Таблицы |
24 | Конференция: «Исчезающие и редкие животные Прибайкалья» | Конференц | Биология, география | Таблицы | |
25 | Конференция: «Исчезающие и редкие животные Прибайкалья» | Конференц | Биология, география | Таблицы | Справочная литература |
Тема 8. Охрана природы | |||||
26 | Охрана природы | Урок-экскурсия |
27 | Жизнь природы. Городская среда. | Урок - экскурсия | Биология | Таблицы | Видеофильм |
Тема 9. Жизненные формы | |||||
28 | Формы живых организмов. | Интегрированный урок | Биология, география | Таблицы | Видеофильм |
29 | Жизненные формы растений | Урок - экскурсия | Биология | Таблицы | Видеофильм |
30 | Жизненные формы животных | Стандартный - урок | Биология, география | Таблицы | Видеофильм |
31 | Микроорганизмы. Жизненные формы | Практич. работа | Биология | Таблицы | Микроскопы. |
32 | Географическое распространение жизненных форм | Интегрированный урок | География | Видеофильм | |
33 | Географическое распространение жизненных форм | Интегрированный урок | |||
34 | Жизненные формы. | Заключительный урок- зачет | Видеофильм |
Список литературы
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М. Молодая гвардия. 1972. 304 с.
- Биология. Метод. указ/ Сост. Музалевская О.В. – Иркутск: Иркут. Ун-т., 2004. – 88 с.
- Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя./ Сост. Н.И. Сонин М: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
- Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. М.: 5 за знания, 2007.- 96с.
- Дзятковск4ая Е.Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике.- Иркутск: издательство «Папирус», 1994.- 64 с.
- Литвинов Н.И. Экология. Учебное пособие. Иркутск: ИГСХА, 1997. – 224 с.
- Музалевская О.В. Учебная практика по биоразнообразию. Физиология растений: учеб.-метод. пособие.- Иркутск: Иркут. Ун-т. 2005. – 64 с.
- Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение. 1994. – 415 с.
- Петрусова Р.А., Косорукова Л.А. Программированные задания по биологии. Растения Пособие для учащихся и учителей / Под Ред. Проф. Никишова А.И. – М.: Илекса, 1999. – 48 с.
- Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.- 672с.
- Полевая практика по почвоведению. Методические указания. Составители: Лыков О.С., Сазонов А.Г. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-т., 1986. 41с.
- Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978. 207 с.
- Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
- Практикум по физиологии растений. Сост. Третьяков Н.Н., Карнаухова Т.В., Паничкин Л.А. и др. – М.: Агропромиздат, 1990.-271 с.
- Практические задания по курсу «Экология». – Иркутск: Иркут. Ун-т. 2002. – 80 с.
- Райнботе Хорст. Тайна растений. М.: Знание, 1979. -208 с.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1990 – 544 с.
- Руководство к лабораторным занятиям по биологии: Учебное пособие. Сост. Чебышев.Н.В., Богоявленский Ю.К., Демченко А.Н. и др. М.: Медицина, 1996. -352 с.
- Смелова В.Г. Игры на обобщающих уроках ботаники. Методическое пособие. М.: «Первое сентября», 2005. – 32 с.
- Смирнов А.В. Мир растений. М.: Молодая гвардия. – 1982.- 335 с.
- Судакова Е.А., Чата Е.Н. Водоросли Прибайкалья (Краткий определитель). Иркутск: Изд-во Иркут. Пед. Ун-та. 2003.- 73с.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботаники: Для учащихся 5-6 кл. М.: Просвещение, 1985. – 223 с.
- Экология и устойчивое развитие. Хрестоматийный сборник по курсам экология, регионоведение, рациональное природопользование, теория устойчивого и безопасного развития. Сост. Напрасникова Е.Н. Иркутск: Иркутский ун-т., 2002. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».
Курс «Графические редакторы» является предметным элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...