Урок биологии по теме "Экологические проблемы города Биробиджана"( для учащихся 9 класса)
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Номоконова Анна Александровна

Класс

9

Тип урока

Урок-исследование

Раздел

Основы экологии

Тема

Экологические проблемы города Биробиджана

Цель

формирование отношения детей к экологическим проблемам города Биробиджана

Задачи:

 

Образовательные:

Познакомить учащихся с экологическими проблемами современного города

Развивающие:

Продолжить развивать навык самостоятельной работы с разными источниками информации

Воспитывающие:

Создать условия, обеспечивающие воспитание экологической культуры.

Методы работы учащихся

самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами (ссылки)

Информационно-технологические ресурсы :

http://enc-dic.com/philosophy/Metod-1366/

http://reshit.ru/metody-biologicheskix-issledovanij

http://multiurok.ru/nomokonova/files/issliedovatiel-skii-priekt-po-ekologhii-tvierdyie-bytovyie-otkhody-ekologhichieskaia-probliema-ghoroda-birobidzhana.html

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/05/14/ustnyy-zhurnal-my-v-otvete

Оборудование

  1. Карточки с заданиями для групп учащихся

  2. Лабораторное оборудование:

- микроскоп

- пробирка с пробой воды р.Безымянка

- предметные стекла

- пипетка

- лакмусовая бумага

3. Письмо-телеграмма

Длительность урока

45 мин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_laboratoriya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме: Экологические проблемы города Биробиджана

Автор

Номоконова А.А.

Предмет

Биология

Класс

9

Тип урока

Урок-исследование  

Раздел

Основы экологии

Тема

Экологические проблемы города Биробиджана

Цель

формирование отношения детей к экологическим проблемам города Биробиджана

Задачи:

Образовательные: 

Познакомить учащихся с  экологическими проблемами современного города

Развивающие: 

Продолжить развивать навык самостоятельной работы с   разными  источниками  информации

Воспитывающие:

Создать условия, обеспечивающие воспитание экологической культуры.

Методы  работы учащихся

самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами (ссылки)

Информационно-технологические ресурсы :  

 http://enc-dic.com/philosophy/Metod-1366/

http://reshit.ru/metody-biologicheskix-issledovanij

http://multiurok.ru/nomokonova/files/issliedovatiel-skii-priekt-po-ekologhii-tvierdyie-bytovyie-otkhody-ekologhichieskaia-probliema-ghoroda-birobidzhana.html

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/05/14/ustnyy-zhurnal-my-v-otvete

Оборудование

  1. Карточки с заданиями  для групп учащихся
  2. Лабораторное оборудование:

- микроскоп

- пробирка с пробой воды р.Безымянка

- предметные стекла

- пипетка

- лакмусовая бумага

   3. Письмо-телеграмма

Длительность урока

45 мин.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Я желаю всем  доброго здоровья и приглашаю вас на урок – исследование. Сегодня  у нас  есть возможность поработать в экологической лаборатории под названием «Почемучки». А как вы думаете, почему  у  нашей  эколаборатории  такое  название?

 Предположительные ответы учащихся:  

-  Потому что мы хотим  узнать больше о проблемах современного города.

- Потому что мы хотим ответить на многие  вопросы «ПОЧЕМУ?»

- Потому что мы хотим ответить на вопрос: «Почему люди нашего города равнодушны ко всему, что нас окружает: горы мусора, бесхозные свалки, грязные подъезды, бездомные животные?»

Учитель: Вы правы, ребята. И сегодня мы будем в роли ученых и попробуем решить конкретные проблемы, попробуем ответить на некоторые вопросы, касающиеся экологии города, в котором мы с вами живем. Мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученых, и ощутить радость  открытий. По словам В.И. Вернадского: «Ученые – те же фантазеры и художники; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают». В своей работе при проведении исследований ученые  используют разные методы. Что означает  это слово в науке? (Учитель выслушивает предположительные ответы учащихся, если учащиеся затрудняются ответить учитель рекомендует воспользоваться Интернет-ресурсом ссылка: http://enc-dic.com/philosophy/Metod-1366/

Учащиеся (озвучивают ответ на заданный вопрос): Метод в науке означает способ познания действительности, прием исследования.

Учитель: Какие методы  ученые используют при проведении  исследований?

Учащиеся: Описательный, сравнительный, экспериментальный.

Учитель: А теперь дайте характеристику каждому из перечисленных методов, используя Интернет-ресурс, перейдя по  ссылке:

http://reshit.ru/metody-biologicheskix-issledovanij

Перейдя по ссылке, учащиеся устно дают характеристику  трем  методам исследований.

(Раздается стук в дверь и учителю охранник школы  вручает письмо-телеграмму)

Учитель: Ребята, к нам поступила телеграмма  (зачитывает текст телеграммы):

Уважаемые, ученые лаборатории «Почемучки»!

Каждый год растет количество бытового мусора в Биробиджане.

Горожане выбрасывают  бытовые отходы не только около своих домов,

 но и  в пригородных лесах, вдоль  рек  Бира и Безымянка.

Загрязнение  окружающей среды бытовым мусором способствует  увеличению количества мышей и крыс,

 а эти животные являются переносчиками многих заболеваний.

 На улицах нашего города мы видим бездомных животных,

которые живут в подвалах, на свалках и  на детских площадках.

 Не могли бы вы нам помочь в борьбе за чистоту нашего города

 и здоровье его жителей.

Для этого биробиджанцам необходимо разъяснить,

 как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора и

как сократить количество  бездомных животных.

Надеемся на вас и заранее благодарны за помощь.

Комитет по экологии

Организация самостоятельной работы в группах

Учитель: Давайте подумаем, как мы можем помочь г, Биробиджану в решении проблемы ликвидации бытового мусора и  бездомных животных. Итак, представьте себе, что мы приступаем к работе в экологической лаборатории, в которой   нам предстоит  провести свои  собственные исследования. В нашем распоряжении справочная литература, лабораторное оборудование, Интернет-ресуры. В лаборатории  будет  работать 4  группы ученых- экологов ( по  6-7 человек): «Очумелые ручки», «Исследование», «Пресс-центр» и «Аварийная служба». Каждый коллектив ученых –экологов после решения проблемы представит  отчет о своей работе в устной форме. Итак, получите задания и приступайте к их решению (учитель выдает конверты группам экологов, который озвучивают задания).  На  выполнение заданий  вам дается  15 мин. Желаю вам творческих успехов!

 «Очумелые ручки» :  Перед вами нарисованное мусорное ведро, на котором маркером  вы должны записать названия бытового мусора, например: газета, пищевые отходы, сломанные игрушки, порванные колготки, погибшее комнатное растение, старые вещи, старая книга, сломанный карандаш, пластиковая бутылка,  батарейки и т.д). Так вы заполните данное ведро бытовым мусором. Для каждой категории отходов продумайте, каким образом  можно:

- снизить их количество,

- найти им новое применение или вторично использовать.

Ответьте на вопрос: «Чем опасны использованные батарейки и как с ними поступать?», Воспользуйтесь  помощью Интернет –ресурса, пройдя по ссылке:

http://multiurok.ru/nomokonova/files/issliedovatiel-skii-priekt-po-ekologhii-tvierdyie-bytovyie-otkhody-ekologhichieskaia-probliema-ghoroda-birobidzhana.html

«Исследование»: Жители микрорайона Бумагина и ул. Набережная отметили появление желтой пленки на поверхности реки Безымянка. Взяли пробу воды из данного водоема и просят исследовать образец, проанализировать  и ответить на вопрос: «С чем связано

данное явление и какие меры (если нужно) необходимо принять для обеспечения безопасности населения?» (группа работает с  микроскопом и пробой воды по карточке — алгоритму):

  1. Определение прозрачности воды:

Проба воды

  1. Высота определения шрифта текста
  1. Вывод

р. Безымянка

  1. 20 см.

В данной  пробе воды шрифт текста читается        на        высоте        20-25        см., следовательно, вода прозрачная.

 2. Определение интенсивности запаха и рН:

Проба воды

Характеристика запаха

Интенсивность запаха (в баллах)

Среда пробы

 р. Безымянка

отчетливый запах- неприятный и может быть причиной отказа от питья

4

нейтральная

Отчет группы:

 В пробе воды р. Безымянка присутствуют загрязнители, о чем говорит неприятный запах и присутствие простейших, вызывающих «цветение» воды. Мы   обнаружили эвглену зеленую (представителя простейших).Так что же происходит с р. Безымянка в районе Бумагина? Жизнь в природном чистом водоеме очень напоминает работу нашего кишечника. Там тоже действуют полезные микроорганизмы. Но, как вы знаете, в работе кишечника могут быть сбои. Это когда количество полезных микроорганизмов        уменьшается,        зато возрастает        число  вредных. Дисбактериозом называется. То же самое происходит в нашем водоеме, когда на его дне накапливается вместо природного ила ил техногенный. В таких донных отложениях могут полностью отсутствовать полезные бактерии. И самоочищения водоема от органических соединений не происходит. Водоем начинает «цвести», особенно в жаркую и сухую погоду. Знаете, что это означает? Это огромный живой организм кричит: «Я болен!». Он болен от того, что вдоль водоема валяются бумага, пластмассовые бутылки, окурки от сигарет, стекло, фекалии животных.

«Пресс-центр»: Прочитайте экологический рассказ «Воскресенье на берегу Биры». Найдите ошибки поведения людей при выезде на природу, озвучьте их. Составьте листовку – обращение к жителям города Биробиджана об уменьшении мусора и охране окружающей среды.

Экологический рассказ  «Воскресенье на берегу Биры»

   Веселой музыкой мы оповестили Биру: мы прибыли! Бегали по берегу, бросали камни в воду. Вдруг мы увидели лягушку, которая была в воде, держась линии берега. Решив, что ей там не комфортно, мы поместили ее в банку, а потом взяли с собой – в школе пригодится. В  траве мы нашли гнездо какой-то птицы, там были яички, которые мы подержали  в руках и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. В воздухе  появились «летающие цветы» - бабочки. Мы начали их ловить, чтобы сделать коллекцию насекомых,  и первым экземпляром  нашей коллекции стал красавец  – махаон. Постепенно набежали тучи, стало темно, засверкала молния, загремел гром. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева. С неба упало несколько капель, но дождь так и не пошел.                                                                                                  

Наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли домой. Иванов бросил банки и полиэтиленовые мешки в траву, сказав: «Микробы все равно их разрушат!».              Горящие искры костра подмигивали нам на прощанье. По дороге домой мы рвали красивые травы и цветы, с охапками которых  мы возвращались домой.

Ошибки (озвучивают после изучения текста):

  1. Громкая музыка на природе – недопустима – она пугает обитателей экосистемы.
  2. Для костра собирают сухие ветки.
  3. Нельзя оставлять мусор: полиэтилен  разрушается через 220 лет, а металлические банки – через 100.
  4. Костер  всегда следует тушить.
  5. Трогать яйца  птиц нельзя – птица может больше не сесть  на них.
  6. Лесные цветы рвать не следует охапками. Жизнь сорванных цветов недолга, и, кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения или вредные для здоровья насекомые.
  7. Брать животных из природной среды  в городские условия не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть обратно.
  8. Нельзя из живых насекомых делать коллекции, так как в вашей коллекции могут оказаться редкие и охраняемые  экземпляры, как например – махаон. Или наоборот, в ваших руках могут оказаться ядовитые представители фауны, которые отрицательно повлияют на ваше здоровье.
  9. Прятаться от грозы под одиноким деревом  опасно – в него может попасть молния.

«Аварийная служба»: Сегодня у жителей нашего города есть очень много друзей: собаки, кошки, черепахи, попугаи, хомячки и рыбки. Они радуют своих хозяев  преданностью, но почему-то на улицах Биробиджана все чаще стали появляться бездомные кошки и собаки.. Во многих странах мира для таких брошенных и забытых созданы приюты и больницы, а вот у нас они живут в подвалах домов,  бродят по дворам и детским площадкам. Предложите варианты решения проблемы бездомных животных в Биробиджане и определите по предложенным фотографиям, переносчиками каких болезней могут быть бездомные животные? Назовите симптомы заболеваний, пути заражения и меры предосторожности одной из названных болезней. При выполнении данного задания воспользуйтесь Интернет-ресурсом, перейдя по ссылке:

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/05/14/ustnyy-zhurnal-my-v-otvete

Завершающий этап: Подведение итогов работы  4-х  групп  ученых- экологов (учащиеся озвучивают результаты исследований – 5-6 мин.).

Учитель: Ребята, сегодня мы убедились, что равнодушными ко всему, что нас окружает быть нельзя, потому что это наше здоровье. А чистый город – это не только красиво, но и необходимо для сохранения здоровья каждого из вас и окружающих вас людей. Спасибо за урок! Доброго вам здоровья и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Экологические проблемы в современном мире",7 класс

Цели урока:     1. Развитие умений обмениваться информацией, полученной из стихотворения “Alexanderplatz”....

Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.

Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...

Презентация урока: "Экологические и водные проблемы Поволжья" по географии 9 класса

Презентация урока по географии 9 класса. Программа В.П. Дронов....

Урок-экскурсия "Расселение населения России. Города и села." 8 класс

Урок географии по теме « Расселение населения России»  Статья отнесена к разделу: Преподавание географииЦель: формирование у обучающихся представлений о закономерностях, определяющих размещение н...

Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся

Выступление  учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...

Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс

Данный урок проводился в рамках  методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная....