Урок биологии по теме "Экологические проблемы города Биробиджана"( для учащихся 9 класса)
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Класс | 9 |
Тип урока | Урок-исследование |
Раздел | Основы экологии |
Тема | Экологические проблемы города Биробиджана |
Цель | формирование отношения детей к экологическим проблемам города Биробиджана |
Задачи:
| Образовательные: Познакомить учащихся с экологическими проблемами современного города Развивающие: Продолжить развивать навык самостоятельной работы с разными источниками информации Воспитывающие: Создать условия, обеспечивающие воспитание экологической культуры. |
Методы работы учащихся | самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами (ссылки) |
Информационно-технологические ресурсы : | http://enc-dic.com/philosophy/Metod-1366/ http://reshit.ru/metody-biologicheskix-issledovanij http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/05/14/ustnyy-zhurnal-my-v-otvete |
Оборудование |
- микроскоп - пробирка с пробой воды р.Безымянка - предметные стекла - пипетка - лакмусовая бумага 3. Письмо-телеграмма |
Длительность урока | 45 мин. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_laboratoriya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме: Экологические проблемы города Биробиджана |
Автор | Номоконова А.А. |
Предмет | Биология |
Класс | 9 |
Тип урока | Урок-исследование |
Раздел | Основы экологии |
Тема | Экологические проблемы города Биробиджана |
Цель | формирование отношения детей к экологическим проблемам города Биробиджана |
Задачи: | Образовательные: Познакомить учащихся с экологическими проблемами современного города Развивающие: Продолжить развивать навык самостоятельной работы с разными источниками информации Воспитывающие: Создать условия, обеспечивающие воспитание экологической культуры. |
Методы работы учащихся | самостоятельная работа, работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами (ссылки) |
Информационно-технологические ресурсы : | http://enc-dic.com/philosophy/Metod-1366/ http://reshit.ru/metody-biologicheskix-issledovanij http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/05/14/ustnyy-zhurnal-my-v-otvete |
Оборудование |
- микроскоп - пробирка с пробой воды р.Безымянка - предметные стекла - пипетка - лакмусовая бумага 3. Письмо-телеграмма |
Длительность урока | 45 мин. |
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Я желаю всем доброго здоровья и приглашаю вас на урок – исследование. Сегодня у нас есть возможность поработать в экологической лаборатории под названием «Почемучки». А как вы думаете, почему у нашей эколаборатории такое название?
Предположительные ответы учащихся:
- Потому что мы хотим узнать больше о проблемах современного города.
- Потому что мы хотим ответить на многие вопросы «ПОЧЕМУ?»
- Потому что мы хотим ответить на вопрос: «Почему люди нашего города равнодушны ко всему, что нас окружает: горы мусора, бесхозные свалки, грязные подъезды, бездомные животные?»
Учитель: Вы правы, ребята. И сегодня мы будем в роли ученых и попробуем решить конкретные проблемы, попробуем ответить на некоторые вопросы, касающиеся экологии города, в котором мы с вами живем. Мы сможем понять трудности, с которыми сопряжена работа ученых, и ощутить радость открытий. По словам В.И. Вернадского: «Ученые – те же фантазеры и художники; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают». В своей работе при проведении исследований ученые используют разные методы. Что означает это слово в науке? (Учитель выслушивает предположительные ответы учащихся, если учащиеся затрудняются ответить учитель рекомендует воспользоваться Интернет-ресурсом ссылка: http://enc-dic.com/philosophy/Metod-1366/
Учащиеся (озвучивают ответ на заданный вопрос): Метод в науке означает способ познания действительности, прием исследования.
Учитель: Какие методы ученые используют при проведении исследований?
Учащиеся: Описательный, сравнительный, экспериментальный.
Учитель: А теперь дайте характеристику каждому из перечисленных методов, используя Интернет-ресурс, перейдя по ссылке:
http://reshit.ru/metody-biologicheskix-issledovanij
Перейдя по ссылке, учащиеся устно дают характеристику трем методам исследований.
(Раздается стук в дверь и учителю охранник школы вручает письмо-телеграмму)
Учитель: Ребята, к нам поступила телеграмма (зачитывает текст телеграммы):
Уважаемые, ученые лаборатории «Почемучки»!
Каждый год растет количество бытового мусора в Биробиджане.
Горожане выбрасывают бытовые отходы не только около своих домов,
но и в пригородных лесах, вдоль рек Бира и Безымянка.
Загрязнение окружающей среды бытовым мусором способствует увеличению количества мышей и крыс,
а эти животные являются переносчиками многих заболеваний.
На улицах нашего города мы видим бездомных животных,
которые живут в подвалах, на свалках и на детских площадках.
Не могли бы вы нам помочь в борьбе за чистоту нашего города
и здоровье его жителей.
Для этого биробиджанцам необходимо разъяснить,
как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора и
как сократить количество бездомных животных.
Надеемся на вас и заранее благодарны за помощь.
Комитет по экологии
Организация самостоятельной работы в группах
Учитель: Давайте подумаем, как мы можем помочь г, Биробиджану в решении проблемы ликвидации бытового мусора и бездомных животных. Итак, представьте себе, что мы приступаем к работе в экологической лаборатории, в которой нам предстоит провести свои собственные исследования. В нашем распоряжении справочная литература, лабораторное оборудование, Интернет-ресуры. В лаборатории будет работать 4 группы ученых- экологов ( по 6-7 человек): «Очумелые ручки», «Исследование», «Пресс-центр» и «Аварийная служба». Каждый коллектив ученых –экологов после решения проблемы представит отчет о своей работе в устной форме. Итак, получите задания и приступайте к их решению (учитель выдает конверты группам экологов, который озвучивают задания). На выполнение заданий вам дается 15 мин. Желаю вам творческих успехов!
«Очумелые ручки» : Перед вами нарисованное мусорное ведро, на котором маркером вы должны записать названия бытового мусора, например: газета, пищевые отходы, сломанные игрушки, порванные колготки, погибшее комнатное растение, старые вещи, старая книга, сломанный карандаш, пластиковая бутылка, батарейки и т.д). Так вы заполните данное ведро бытовым мусором. Для каждой категории отходов продумайте, каким образом можно:
- снизить их количество,
- найти им новое применение или вторично использовать.
Ответьте на вопрос: «Чем опасны использованные батарейки и как с ними поступать?», Воспользуйтесь помощью Интернет –ресурса, пройдя по ссылке:
«Исследование»: Жители микрорайона Бумагина и ул. Набережная отметили появление желтой пленки на поверхности реки Безымянка. Взяли пробу воды из данного водоема и просят исследовать образец, проанализировать и ответить на вопрос: «С чем связано
данное явление и какие меры (если нужно) необходимо принять для обеспечения безопасности населения?» (группа работает с микроскопом и пробой воды по карточке — алгоритму):
- Определение прозрачности воды:
Проба воды |
|
|
р. Безымянка |
| В данной пробе воды шрифт текста читается на высоте 20-25 см., следовательно, вода прозрачная. |
2. Определение интенсивности запаха и рН:
Проба воды | Характеристика запаха | Интенсивность запаха (в баллах) | Среда пробы |
р. Безымянка | отчетливый запах- неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 | нейтральная |
Отчет группы:
В пробе воды р. Безымянка присутствуют загрязнители, о чем говорит неприятный запах и присутствие простейших, вызывающих «цветение» воды. Мы обнаружили эвглену зеленую (представителя простейших).Так что же происходит с р. Безымянка в районе Бумагина? Жизнь в природном чистом водоеме очень напоминает работу нашего кишечника. Там тоже действуют полезные микроорганизмы. Но, как вы знаете, в работе кишечника могут быть сбои. Это когда количество полезных микроорганизмов уменьшается, зато возрастает число вредных. Дисбактериозом называется. То же самое происходит в нашем водоеме, когда на его дне накапливается вместо природного ила ил техногенный. В таких донных отложениях могут полностью отсутствовать полезные бактерии. И самоочищения водоема от органических соединений не происходит. Водоем начинает «цвести», особенно в жаркую и сухую погоду. Знаете, что это означает? Это огромный живой организм кричит: «Я болен!». Он болен от того, что вдоль водоема валяются бумага, пластмассовые бутылки, окурки от сигарет, стекло, фекалии животных.
«Пресс-центр»: Прочитайте экологический рассказ «Воскресенье на берегу Биры». Найдите ошибки поведения людей при выезде на природу, озвучьте их. Составьте листовку – обращение к жителям города Биробиджана об уменьшении мусора и охране окружающей среды.
Экологический рассказ «Воскресенье на берегу Биры»
Веселой музыкой мы оповестили Биру: мы прибыли! Бегали по берегу, бросали камни в воду. Вдруг мы увидели лягушку, которая была в воде, держась линии берега. Решив, что ей там не комфортно, мы поместили ее в банку, а потом взяли с собой – в школе пригодится. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы, там были яички, которые мы подержали в руках и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. В воздухе появились «летающие цветы» - бабочки. Мы начали их ловить, чтобы сделать коллекцию насекомых, и первым экземпляром нашей коллекции стал красавец – махаон. Постепенно набежали тучи, стало темно, засверкала молния, загремел гром. Мы успели добежать до одиноко стоящего дерева. С неба упало несколько капель, но дождь так и не пошел.
Наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли домой. Иванов бросил банки и полиэтиленовые мешки в траву, сказав: «Микробы все равно их разрушат!». Горящие искры костра подмигивали нам на прощанье. По дороге домой мы рвали красивые травы и цветы, с охапками которых мы возвращались домой.
Ошибки (озвучивают после изучения текста):
- Громкая музыка на природе – недопустима – она пугает обитателей экосистемы.
- Для костра собирают сухие ветки.
- Нельзя оставлять мусор: полиэтилен разрушается через 220 лет, а металлические банки – через 100.
- Костер всегда следует тушить.
- Трогать яйца птиц нельзя – птица может больше не сесть на них.
- Лесные цветы рвать не следует охапками. Жизнь сорванных цветов недолга, и, кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения или вредные для здоровья насекомые.
- Брать животных из природной среды в городские условия не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова вернуть обратно.
- Нельзя из живых насекомых делать коллекции, так как в вашей коллекции могут оказаться редкие и охраняемые экземпляры, как например – махаон. Или наоборот, в ваших руках могут оказаться ядовитые представители фауны, которые отрицательно повлияют на ваше здоровье.
- Прятаться от грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
«Аварийная служба»: Сегодня у жителей нашего города есть очень много друзей: собаки, кошки, черепахи, попугаи, хомячки и рыбки. Они радуют своих хозяев преданностью, но почему-то на улицах Биробиджана все чаще стали появляться бездомные кошки и собаки.. Во многих странах мира для таких брошенных и забытых созданы приюты и больницы, а вот у нас они живут в подвалах домов, бродят по дворам и детским площадкам. Предложите варианты решения проблемы бездомных животных в Биробиджане и определите по предложенным фотографиям, переносчиками каких болезней могут быть бездомные животные? Назовите симптомы заболеваний, пути заражения и меры предосторожности одной из названных болезней. При выполнении данного задания воспользуйтесь Интернет-ресурсом, перейдя по ссылке:
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/05/14/ustnyy-zhurnal-my-v-otvete
Завершающий этап: Подведение итогов работы 4-х групп ученых- экологов (учащиеся озвучивают результаты исследований – 5-6 мин.).
Учитель: Ребята, сегодня мы убедились, что равнодушными ко всему, что нас окружает быть нельзя, потому что это наше здоровье. А чистый город – это не только красиво, но и необходимо для сохранения здоровья каждого из вас и окружающих вас людей. Спасибо за урок! Доброго вам здоровья и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Экологические проблемы в современном мире",7 класс
Цели урока: 1. Развитие умений обмениваться информацией, полученной из стихотворения “Alexanderplatz”....
Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.
Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...
Презентация урока: "Экологические и водные проблемы Поволжья" по географии 9 класса
Презентация урока по географии 9 класса. Программа В.П. Дронов....
Урок-экскурсия "Расселение населения России. Города и села." 8 класс
Урок географии по теме « Расселение населения России» Статья отнесена к разделу: Преподавание географииЦель: формирование у обучающихся представлений о закономерностях, определяющих размещение н...
Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)
Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...
Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся
Выступление учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...
Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс
Данный урок проводился в рамках методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная....