Статья "Формирование гармонии в подростковом возрасте"
статья по биологии на тему

Статья "Формирование гармонии в подростковом возрасте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гармонии в подростковом возрасте

Чечёта И.И.

учитель химии – биологии МКОУ Советской СОШ

Купинского района Новосибирской области

        Существование человека на планете Земля являет собой ту концепцию, которая играет главную, даже можно утвердительно высказаться, глобально-устойчивую концепцию, только потому, что человек проживает на глобальной живой оболочке и является её живой частичкою, а, следовательно, невозможно , чтобы глобальное, живое и единое претерпевало колебательно неустойчивую позицию. Если учитывать то, что всё между собой находится в самой тесной взаимосвязи, и не может существовать вершина пирамидальная, если рушится её основание, и, наоборот, невозможна стабильность основания, если вершина притуплена, отсюда вытекает логическое заключение, как закон единства жизни человека и природы: всё и все живые внутренне и между собой должны быть гармоничными. Именно через этот закон должна пройти своё развитие ноосфера, именно гармония-это та материя, которая и даст общепланетарное биосферное  устойчивое развитие. А всё начинается всегда от самого маленького первого шага, называемого желанием человеческим преобразовать своё в высоких мерках «Я», чтобы преобразовать уровень биосферный, словно  уравновешать на чашечках природных весов человека и всё живое, которое находится рядом с человеком. И, наверное, если бы знались ключи, раскрывающие, прежде всего человека каждого, и освобождающие его от концентрирующего негативного облака, тогда бы и ноосфера раскрылась полностью перед  человеком. Только таким образом возможна единая гармонизация всего живого на биосферном уровне.

         Чаще всего человек, взрослея, утрачивает детскую любознательность и умение открыто общаться с природой, потому необходимо понять, где, в каком возрасте западает звено, и как выровнять это звено западающее. Проходя через последовательность взросления, словно губка всё впитывает в себя душа детская, словно земля пропускает через себя воду после дождя обильного, а, значит, прежде всего от взрослых зависит, что же каждый день капается, и что проливается на детские души, что накапливает, и что с особой лёгкостью пропускает она через себя, сжимаясь комочком, или словно цветочек улыбчиво-нежный раскрываясь перед взрослым. Под взрослым понимается и родитель, и учитель, и воспитатель, и потому, если выдерживаются единые негласно-неписаные правила между ними как соглашение самое разумно-правильное, тогда и ребёнок растёт как единое целое себя не раздваивая и с душою внутри гармоничною . Что значит для взрослых душа ребёнка? Душа ребёнка-это чистый лист, иль пластилин-душа ребёнка? От взрослых зависит, как и чем заполним этот чистый лист, от взрослых зависит ,в какие руки попадёт душа как пластилин наивного ребёнка. Из дня в день трактуя на словах прописные истины, невозможно до конца понять маленький мир души ребёнка в масштабе природной гармонизации, никогда не заменит виртуальный мир общения с природой истинного с ней человеческого общения. В суматохе бешеных скоростей за самым большим перестал человек замечать удивительное и интересное рядом. Централизованность, глобализация всегда выставляют себя напоказ через проблематичность высшего уровня, но всегда таковая проблема себя сама изживает, если устойчивость не теряет своего равновесия на более ранних этапах формирования маленького человека как личности гармонично развитой.

Исходя из личного опыта, считаю, что такой период приходится на среднее звено основного школьного образования, хотя не исключаю и начальное звено, но мыслительно-понимаемая через общение с натуральными объектами познавательность приходится именно на среднее звено основного школьного Российского образования. Если, понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от первого к четвёртому классу, если в младших классах ребёнок воспринимает мир через понятие «так надо», потому что это в природе так происходит, и на свои многочисленные «почему» он все равно находит ответ, пропуская его через уровень понимания собственный, то уже к 5 классу в них происходят удивительные перемены. Ребята как бы теряют уверенность в себе, начинают критически относиться к тем неточным сведениям, тем полузнаниям , которые вполне удовлетворяли их в младших классах. Именно в среднем звене дети проходят более углубленный этап погружения в мир собственного себя понимания. Часто можно услышать от них: «это сложно. Я этого не знаю, не могу объяснить». Таким образом, подростки отдают себе отчет в том, что их знания о природных явлениях крайне не достаточны, и потому именно в этот период, как  никогда им необходимо реализация от взрослых (родитель – учитель) негласно – неписаного соглашения, через которое и идет формирование ребенка как целостной гармоничной личности. Невозможно разорвать нить единую, если это все действительно настолько взаимосвязано между собой, насколько на земле все взаимосвязано с космосом. У детей появляется желание поговорить с природой. Такой разговор детей с природой проходит в березовой роще в окрестности поселка Советского, Купинского района, Новосибирской области, где ребята не только знакомятся с живыми объектами, но и познают взаимосвязь всего живого между собой. Через совместные экскурсии даже мыслительная способность детская в природе намного раскрепощённее и мировоззренчески расширенная, если сравнивать ее же в стенах классной комнаты. Считаю, что именно через такое с природой общение зарождаются будущие писатели-философы, поэты, а в класс возвращаются маленькие мыслители с мыслями самыми чистыми и с еще большим желанием с природой дальше дружить.

        Наблюдая за детьми в природе, пришла к выводу, что эстетическое восприятие природы мальчиками и девочками несколько различно. Девочки более чётки к отдельному цветку, к птице, к бабочке. Мальчики, скорее схватывают общее: их поражает величавая красота ландшафта, их манит открывающаяся перспектива, волнует проявление мощи природных явлений. («Ого, какой стволище!», «Ох, и молния ударила! Силища!») Ничего не остается без внимания,  потому как настолько в природе все гармонично и она как магнит притягивает ребячий взор, тем самым стимулируя еще больший познавательный интерес.

         Целостность и тем себя определяет, что в природе всё едино и неразрывно, исходя из своих законов во согласованности, без антропогенно- отрицательного в неё вмешательства, потому природа ещё и лекарем называется. Велик потенциал гармонизации через энергоёмкость природного преобразования в энергию, направленную на поступки разумно – человеческие. Совместно с детьми приходим к выводу: находясь в природе, нельзя быть только просителем её даров, необходимо учить учиться, отдавать для неё через дела добрые ради заботы и видового разнообразия воспроизведения. Можно посадить в лесу смородину, она разрастётся на радость людям, а в березовой роще посадили пушистые сосенки, а весной залечивали раны на березе. Всё накопленное внутри, через образно- эстетическое восприятие всегда ищет выхода из внутреннего мира концентрации. А это уже воля творческого воображения ребят. После экскурсии они сочиняли, делали поделки из природного материала. Они спрашивают,но уже сами ищут ответы в настольной литературе учителя с самостоятельным осмысливанием. Они с радостью вспоминают ,как им вольно дышалось, как интересно было, как устали, как потом набрались сил с берёзками пообнимавшись, как помогли вылечить ежа и предоставить ему свободу. Удивительно то, что дети получают заряд радости и это видно на фотографиях до начала экскурсии и после. Всю гармонию и все эмоции девочки и мальчики: Жумадилова Махабат, Ладан Саша, Морозова Вика, Казаков Саша и др., переложили на стихотворный путеводитель экскурсии и составили фоторепортаж «Исследование берёзовой рощи п.Советского», где рефлексировали такими словами :            

                         Закончился маршрут наш –

                         К школе мы пришли.

                         И материал природный с собою принесли.

                         Коряги, сухостой, трутовики, листву…

                         Глядите, мы довольны и силы мы полны.

                         Глаза наши, заметьте , намного веселей,

                         Зимой работы много

                         К весне мы познакомим вас и с ней.

                         А мы довольны всё же,

                         Что здесь мы родились.

                         В глубинке воздух чистый-дыши не надышись!

                         И познаём себя мы

                         С природой наравне.

                         Её душа и наша –

                         Мы гармоничны все!

        А к весне были готовы творческие работы – поделки из природного материала, а Дубова Юля приняла участие во всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета. Жизнь сибирского леса и судьбы людей», где заняла 1 место.

         Таким образом, многолетний опыт работы позволяет сделать вывод о том , что системная и целенаправленная деятельность именно в среднем звене основной общеобразовательной школы должна не декларировать любовь к природе, а воспитывать, прививать её и процесс этот кропотливый, требующий учета многих факторов: характера и наклонностей учащихся, образа мышления, а также изначальных знаний природы, заложенных в младшем звене. Считаю , что таким образом не будет утрачена единая гармония человека и природы.                          

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые проблемы подросткового возраста.

Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?

Родительское собрание для 6 класса...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...