Рабочая программа по биологии по курсу "Человек и его здоровье" (8 класс)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Куст Ирина Владимировна

Рабочая программа для 8 класса по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанная на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8kl.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено

На заседании Творческой группы

Протокол №1

Руководитель ТГ

                                 Поленок А.П.

Приказ №

Директор школы:

Горбачева С.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Колюдовская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Колюдовская СОШ )

Рабочая программа  

по биологии

для 8 класса

по курсу «Человек и его здоровье»

                                                                                         Учитель:

                                                                                           Куст И.В.

                                                                                                       

2015

 

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней пре дусмотрено проведение  9 практических и 7 лабораторных работ.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании. Общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; структуру курса с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторных работ; учебно – тематическое планирование по курсу «Человек и его здоровье»; содержание курса «Человек и его здоровье»; требования к уровню подготовки учащихся; литература.

Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных часов.

       

Общая характеристика учебного предмета.

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.

В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа разработана на основе федерального плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 8 кл-70ч.;

 Данная рабочая программа разработана с учетом 70 часов в 8 классе (2часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Человек и его здоровье» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентировочного личностно-ориентировочного подхода, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрики «Знать понимать «включает требования, ориентированные на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрике «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.

Структура курса «Человек и его здоровье» - 8 класс.

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Биологическая и социальная природа человека.

1

2

Организм человека. Общий обзор.

5

3

Опорно-двигательная система.

8

4

Кровь и кровообращение.

9

5

Дыхательная система.

5

6

Пищеварительная система.

7

7

Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

8

Мочевыделительная система.

2

9

Кожа.

4

10

Эндокринная система.

2

11

Нервная система.

5

12

Органы чувств. Анализаторы.

5

13

Поведение и психика.

6

14

Индивидуальное развитие человека.

5

15.

Контроль знаний по курсу «Человек»

1

Повторение по курсу «Человек»

2

Всего

70

Перечень лабораторных работ курса «Человек и его здоровье».

№ п/п

Тема

1.

Клетки и ткани под микроскопом.

2.

Строение костной ткани (просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани)

3.

Состав костей (исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости)

4.

Сравнение крови человека с кровью лягушки.

5.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

6.

Дыхательные движения. Изготовление самодельной модели Дондерса.

7.

Действие ферментов слюны на крахмал.

Итого – 7

Перечень практических работ курса «Человек и его здоровье».

№ п/п

Тема

1

Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение

2

Роль плечевого пояса в движении руки

3

Функции костей предплечья при повороте кисти

4

Утомление при статической и динамической работе мышц

5

Выявление нарушений осанки и плоскостопия

6

Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение

7

Пульс и движение крови

8

Определение скорости кровотока крови в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки

9

Изучение приемов остановки капиллярного , венозного, артериального кровотечения.

10

Определение запыленности воздуха в зимний период

11

Наблюдение за подъемом гортани при глотании , функцией надгортанника и небного язычка

12

Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

13

Действие прямых и обратных связей

14

Принцип работы хрусталика, функции зрачка. Обнаружение слепого пятна

15

Определение выносливости вестибулярного аппарата

16

Изучение внимания при разных условиях


Тема урока.      Тип урока. Д/З.

Требования к уровню подготовки уч – ся.

Предв.дата

Фактич. дата

                         Введение (1ч).

1.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.          Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З введение, п.1

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

              Тема №1. Общий обзор организма человека (5ч).

2.

Общий обзор организма человека. Место человека  в живой природе. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.2.

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающих и отряда Приматы. Характеризовать особенности человека , обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

3.

Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность. Комбинированный урок Д/З п.3.

Называть органоиды клетки; процессы жизнедеятельности клетки; роль ферментов. Сравнивать клетки растений , животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления.

4.

Ткани животных и человека.  Комбинированный урок.  Д/З п.4.   Лабораторная работа.№1 Клетки и ткани под микроскопом.

Давать определение понятию ткань. Называть основные группы тканей человека. Рассматривать готовые микропрепараты ткани человека. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием организма.

5.

Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р №1 Получение мигатльного рефлекса и его торможение. Комбинированный урок. Д/З п.5.

Давать определения понятиям ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы  и системы органов. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

6.

Зачет «Общий обзор организма человека».   Урок контроля и оценки знаний.

Тема №2. Опорно – двигательная система (8ч.).

7.

Скелет. Строение, состав, соединение костей. Л.р. №2, №3Строение костной ткани. Состав костей.  Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Называть особенности строение скелета человека; функции опорно-двигательной системы. Распознавать основные части скелета человека.

8.

Скелет головы и туловища.  Комбинированный урок. Д/З п. 7.

Называть особенности скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища.

9.

Скелет конечностей.  Комбинированный урок . Д/З п.8. Пр.р.№2 Роль плечевого пояса в движении руки. Пр №3 Функции костей предплечья при повороте кисти.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью

10.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Комбинированный урок. Д/З п.9.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, оказания первой помощи при травмах.

11.

Мышцы человека. Работа мышц.     Комбинированный урок. Д/З п.11. Пр.р №4. Утомление при статической и динамической работе.

Распознавать на таблицах основные группы мышц. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомления мышц.

12.

Нарушение осанки и плоскостопие. Комбинированный урок. Д/З п.12. ПР.р.№5 Проверить правильность осанки (с.59), наличие плоскостопия (с.61), гибкость позвоночника (с.62).

Использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдения за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

13.

Развитие опорно-двигательной системы. Комбинированный урок.

Использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

14.

Зачёт «Опорно-двигательная система». Урок контроля и оценки знаний.

Тема№3. Кровь и кровообращение (9ч.).

15.

Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Комбинированный урок. Д/З п.14.Лабораторная работа№4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

Называть составляющие внутренней среды организма; составляющие крови, плазмы. Характеризовать сущность свертывания крови. Рассматривать микропрепараты крови человека и лягушки.

16.

Иммунитет.   Комбинированный урок. Д/З п.15.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

17.

Тканевая совместимость и переливание крови. Комбинированный урок Д/З п.16.

Называть особенности организма человека, свою группу крови, резус- фактор. Находить в различных источниках информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

18.

Строение и работа сердца. Комбинированный урок. Д/З п.17.

Распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения, органы кровеносной системы. Описывать работу сердца.

19.

Круги кровообращения. Комбинированный урок. Д/З п.17

Давать определения понятиям аорта, артерии, вены, капилляры. Распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения. Характеризовать транспорт веществ, сущность кругов кровообращения.

20.

Движение лимфы.   Комбинированный урок. Д/З п. 18. Пр.р №6. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

Называть органы лимфосистемы. Распознавать и описывать органы лимфатической системы. Характеризовать сущность лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системами.

21.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.  Комбинированный урок. Д/З п.19,20. ПР.р.№7  Подсчет ударов пульса  в покое и при нагрузке. №8Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма; автоматизм сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для наблюдений за состоянием собственного организма.

22.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Комбинированный урок. Д/З п.21. Пр.р. №9 Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием организма; профилактики вредных привычек; для оказания первой помощи при травмах.

23.

Зачет «Кровь и кровообращение». Урок контроля и оценки знаний.

Тема №4. Дыхание (5ч.).

24.

Значение дыхания. Органы дыхания, строение лёгких. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.23. Л,Р№5Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Называть органы дыхательной системы. Распознавать и описывать их на таблицах. Характеризовать сущность дыхания.

25.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения, Л.Р.№6 Дыхательные движения. Комбинированный урок. Д/З п.24,25,26.

Характеризовать сущность дыхания, транспорта веществ, регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для наблюдений за состоянием собственного организма.

26.

Гигиена дыхания. Комбинированный урок. Д/З п.27. Пр.р.№10 Определение запыленности воздуха в зимнее время.

Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

27.

Первая помощь при поражениях органов дыхания.  Комбинированный урок.  Д/З п.28.

Называть приемы первой помощи при отравлении газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи.

28.

Контроль знаний по теме «Дыхание».

Тема№5. Пищеварение (7ч.).

29.

Значение и состав пищи.   Комбинированный урок.  Д/З п.29.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность питания.

30.

Органы пищеварения. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.30. Пр.р№11.Наблюдения за подъемом гортани при глотании ….

Называть органы пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность питания, пищеварения.

31.

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.  Комбинированный урок. Д/З п.31, 32. Л.р№7 Действие ферментов слюны.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Характеризовать сущность питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием организма.

32.

Пищеварение в желудке.    Комбинированный урок.   Д/З п.32.34.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Характеризовать сущность питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием организма.

33.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Комбинированный урок. Д/З п.33.

Давать определение понятию фермент. Характеризовать сущность питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов.

34.

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.  Комбинированный урок. Д/З п.35.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за организмом.

35.

Контроль знаний по теме «Пищеварение».

Тема №6. Обмен веществ и энергии (3ч.).

36.

Обменные процессы в организме. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.36.

Давать определение понятиям пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и энергии.

37.

Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Комбинированный урок. Д/З п.37. Пр.р№12.Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Давать определение понятиям пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и энергии. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с обменом веществ; для рациональной организации труда и отдыха.

38.

Витамины. Комбинированный урок Д/З п.38.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме. Их влияние на жизнедеятельность Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний

Тема№7 Выделение(2ч)

39.

Строение и работа почек. Комбинированный урок. Д/З п.39.

Называть органы мочевыделительной системы; другие системы участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах органы выделительной системы. Характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ.

40.

Предупреждение заболеваний почек, Питьевой режим. Комбинированный урок. Д/З п.40.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Тема №8. Кожа (4ч.).

41.

Кожа. Строение и значение кожи. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.41.

Называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать структурные компоненты кожи. Устанавливать связь между строением и функциями кожи.

42.

Роль кожи в теплорегуляции. Комбинированный урок. Д/З п.42.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

43.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Комбинированный урок. Д/З п.43.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек; Профилактики кожных заболеваний; оказания первой помощи при ожогах , обморожениях, травмах.

44.

Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа».

Тема №9. Эндокринная системе (2ч.).

45.

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Комбинированный урок. Д/З п.44.

Называть особенности строения желез эндокринной системы. Различать железы внешней и внутренней секреции. Распознавать и описывать их на таблицах.

46.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Комбинированный урок.  Д/З п.45.

Давать определение понятию гормон. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гипер функцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии, и поведении организма.

Тема №10. Нервная система (5ч.).

47.

Значение и строение нервной системы. Урок изучения и закрепления знаний.  Д/З п.46. Пр.р. №13 Действие прямых и обратных связей.

Давать определение рефлексу. Называть особенности строения, функции ,нервной системы; Распознавать и описывать органы нервной системы. Устанавливать связь между строением и функциями. Составлять дугу простого рефлекса.

48.

Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. Комбинированный урок. Д/з п.47,48.

Называть отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме. Устанавливать связь между функциями нервной и эндокринной систем.

49.

Строение и функции спинного мозга. Комбинированный урок. Д/З п. 49.

Называть особенности строения спинного мозга; Функции . Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

50.

Отделы головного мозга. Комбинированный урок.  Д/З п.50.

Называть особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции. Распознавать и описывать основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

51.

Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы». Урок контроля и оценки знаний.

Тема №11. Органы чувств и анализаторы(5ч.).

52.

Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Комбинированный урок. Д/З п.51,55.

Давать определения понятиям орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств. Характеризовать роль органов чувств в жизни человека.

53.

Орган зрения и зрительный анализатор. Комбинированный урок. Д/З п.52. Пр.р.№14Принцип работы хрусталика, зрачка. Обнаружение слепого пятна.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать основные части органа зрения. Объяснять результаты наблюдений.

54.

Заболевания и повреждения глаз.  Комбинированный урок. Д/З п.53.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органа зрения; профилактики вредных привычек.

55.

Органы слуха и равновесия, их анализаторы.  Комбинированный урок. Д/З п.54. Пр.р.№15 Определение выносливости вестибулярного аппарата.

Называть особенности строения органа слуха и анализатора. Распознавать и описывать их по таблицам. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха, профилактики вредных привычек.

56.

Контроль знаний по темам «Органы чувств и анализаторы».

Тема№12. Поведение и психика (6ч.).

57.

Закономерности работы головного мозга.   Комбинированный урок. Д/З п.56,57.

Давать определение понятиям безусловные, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга, биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

58.

Врожденные и приобретенные формы поведения. Комбинированный урок. Д/З п.58.

Давать определения понятиям. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга; сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха.

59.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Комбинированный урок. Д/З п.59.

Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха; проведение наблюдений за состоянием своего организма.

60.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.  Комбинированный урок.  Д,/ п.60.

Называть и характеризовать особенности нервной деятельности и поведения человека. Использовать знания для проведения наблюдений за состоянием организма; организации учебной деятельности.

61.

Воля и эмоции. Внимание. Комбинированный урок.   Д/З п.61. Пр.р№16.Изучение внимания при разных условиях.

Называть и характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.   Использовать знания для проведения наблюдений за состоянием организма; организации учебной деятельности.  

62.

Динамика работоспособности. Режим дня. Комбинированный урок. Д/З п.62.

Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать знания для проведения наблюдений за состоянием организма; организации учебной деятельности.  

63.

Половая система человека. Комбинированный урок. Д/З п.63.

Называть особенности строения мужской и женской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах органы мужской и женской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать знания для проведения наблюдений за организмом.

64.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Комбинированный урок.  Д/З п.64.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекций.

65.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Комбинированный урок. Д/З п.65.

Давать определения понятиям размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, профилактики вредных привычек.

66.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Урок комплексного применения ЗУН

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье. Использовать знания для профилактики вредных привычек.

67.

Личность и её особенности. Комбинированный урок. Д/З п.67.

Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики личности. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

68.

Контроль знаний по курсу «Человек и его здоровье».

69-70

Повторение по курсу: «Человек и его здоровье».

Организм человека как биосистема.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Человек и его здоровье»

Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)

         Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Тема 2. Организм человека. Общий обзор. (5 часа)

         Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.

         Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

         Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

         Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

         Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

         Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.

         Лабораторные работы.

  • Клетки и ткани под микроскопом.

Тема 3. Опорно-двигательная система. (8 часов)

         Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

         Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

         Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

         Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения суставов, мышц.

         Практическая работа. Роль плечевого пояса в движении руки.

Функции костей предплечья при повороте кисти.

Утомление при статической и динамической работе мышц.

Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

         Лабораторные работы. 

  • Строение костной ткани.
  • Состав костей.

Тема 4. Кровь и кровообращение. (9 часов)

         Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

         Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

         Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

         Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра) и способов их использования.

         Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

         Практические работы.

  • Пульс и движение крови.
  • Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
  • Изучение приемов остановки капиллярного венозного артериального кровотечения.

Тема 5. Дыхательная система. (5 часов)

         Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

         Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

         Лабораторные работы. 

  • Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
  • Дыхательные движения.

         Практическая работа. Определение запыленности воздуха в зимний период.

Тема 6. Пищеварительная система. (7 часов)

         Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

         Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

         Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).

         Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал.

Практическая работа. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)

         Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

         Практическая работа. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

Тема 8. Мочевыделительная система. (2 часа)

         Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

         Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.

Тема 9. Кожа. (4 часа)

         Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

         Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

         Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.

Тема 10. Эндокринная система. (2 часа)

         Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

         Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.

Тема 11. Нервная система. (5 часа)

         Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.

         Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

         Практические работы.

Действие прямых и обратных связей.

Тема 12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)

         Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

         Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

         Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

         Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

         Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

         Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.

Практическая работа. Принцип работы хрусталика, функций зрачка. Обнаружение слепого пятна.

Определение выносливости вестибулярного аппарата.

Тема 13. Поведение и психика. (6 часов)

         Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

         Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

         Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.

         Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

         Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

         Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

         Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

         Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

         Практические работы.

  • Изучение внимания при разных условиях.

Тема 14. Индивидуальное развитие человека. (5 часа)

         Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

         Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

         Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

         Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

1. признаки биологических объектов: живых организмов;

2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;

4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

6. проводить самостоятельный поиск биологической информации; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

2. оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

                            ЛИТЕРАТУРА  

1. Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы :программы.-М.:Вентана –Граф. 2008.-176с.

2.Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.

4. Учебно-Методическая и научно популярная газета для преподавателей биологии, экологии, естествознания.

5. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек : 8 класс :Методическое пособие. -М.: Вентана – Граф 2005.-228с.

6. Воронина Г.А. Биологический тренажер:6-11 классы: дидактические материалы. - М.: Вентана-Графф,2012.

7. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах. - М.:Эксмо,2011.

8. Маш Р.Д. Биология:8класс:рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных школ. -М.: Вентана - Граф.

9.Сергеев Б.В.Занимательная физиология. - М.: Просвещений,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)

Планирование содержит перечень уроков  по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)

Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...

Рабочая программа по биологии «Обо всем живом» для 5 класса - А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, С.Н. Ловягина. Уровень: общеобразовательный.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...

ФГОС рабочая программа по биологии УМК Сферы для 5-го класса

В своей разработке постарался избежать не нужного дублирования информации и, там, где это целесообразно, формализовать описание буднично-рутинных моментов учебного процесса. Рабочую программу органичн...

рабочая программа по биологии фгос линия Пасечник 5-9 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами: 1).Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 20...

Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...

Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов 2021-2026 гг. (срок реализации программы)

Рабочая программа  по биологии (одаренные дети)  для 5 – 11 классов2021-2026 гг.  (срок реализации программы)...