Рабочая программа по биологии по курсу "Человек и его здоровье" (8 класс)
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа для 8 класса по программе И.Н.Пономаревой, рассчитанная на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8kl.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждено
На заседании Творческой группы
Протокол №1
Руководитель ТГ
Поленок А.П.
Приказ №
Директор школы:
Горбачева С.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колюдовская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Колюдовская СОШ )
Рабочая программа
по биологии
для 8 класса
по курсу «Человек и его здоровье»
Учитель:
Куст И.В.
2015
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. В ней пре дусмотрено проведение 9 практических и 7 лабораторных работ.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2010 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании. Общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; структуру курса с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторных работ; учебно – тематическое планирование по курсу «Человек и его здоровье»; содержание курса «Человек и его здоровье»; требования к уровню подготовки учащихся; литература.
Большинство представленных в программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных часов.
Общая характеристика учебного предмета.
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа разработана на основе федерального плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 8 кл-70ч.;
Данная рабочая программа разработана с учетом 70 часов в 8 классе (2часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Человек и его здоровье» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентировочного личностно-ориентировочного подхода, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрики «Знать понимать «включает требования, ориентированные на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрике «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.
Структура курса «Человек и его здоровье» - 8 класс.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Биологическая и социальная природа человека. | 1 |
2 | Организм человека. Общий обзор. | 5 |
3 | Опорно-двигательная система. | 8 |
4 | Кровь и кровообращение. | 9 |
5 | Дыхательная система. | 5 |
6 | Пищеварительная система. | 7 |
7 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 |
8 | Мочевыделительная система. | 2 |
9 | Кожа. | 4 |
10 | Эндокринная система. | 2 |
11 | Нервная система. | 5 |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 |
13 | Поведение и психика. | 6 |
14 | Индивидуальное развитие человека. | 5 |
15. | Контроль знаний по курсу «Человек» | 1 |
Повторение по курсу «Человек» | 2 | |
Всего | 70 |
Перечень лабораторных работ курса «Человек и его здоровье».
№ п/п | Тема |
1. | Клетки и ткани под микроскопом. |
2. | Строение костной ткани (просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани) |
3. | Состав костей (исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости) |
4. | Сравнение крови человека с кровью лягушки. |
5. | Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. |
6. | Дыхательные движения. Изготовление самодельной модели Дондерса. |
7. | Действие ферментов слюны на крахмал. |
Итого – 7 |
Перечень практических работ курса «Человек и его здоровье».
№ п/п | Тема |
1 | Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение |
2 | Роль плечевого пояса в движении руки |
3 | Функции костей предплечья при повороте кисти |
4 | Утомление при статической и динамической работе мышц |
5 | Выявление нарушений осанки и плоскостопия |
6 | Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение |
7 | Пульс и движение крови |
8 | Определение скорости кровотока крови в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки |
9 | Изучение приемов остановки капиллярного , венозного, артериального кровотечения. |
10 | Определение запыленности воздуха в зимний период |
11 | Наблюдение за подъемом гортани при глотании , функцией надгортанника и небного язычка |
12 | Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки |
13 | Действие прямых и обратных связей |
14 | Принцип работы хрусталика, функции зрачка. Обнаружение слепого пятна |
15 | Определение выносливости вестибулярного аппарата |
16 | Изучение внимания при разных условиях |
№ | Тема урока. Тип урока. Д/З. | Требования к уровню подготовки уч – ся. | Предв.дата | Фактич. дата | |
Введение (1ч). | |||||
1. | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З введение, п.1 | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | |||
Тема №1. Общий обзор организма человека (5ч). | |||||
2. | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.2. | Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающих и отряда Приматы. Характеризовать особенности человека , обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | |||
3. | Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность. Комбинированный урок Д/З п.3. | Называть органоиды клетки; процессы жизнедеятельности клетки; роль ферментов. Сравнивать клетки растений , животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления. | |||
4. | Ткани животных и человека. Комбинированный урок. Д/З п.4. Лабораторная работа.№1 Клетки и ткани под микроскопом. | Давать определение понятию ткань. Называть основные группы тканей человека. Рассматривать готовые микропрепараты ткани человека. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием организма. | |||
5. | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р №1 Получение мигатльного рефлекса и его торможение. Комбинированный урок. Д/З п.5. | Давать определения понятиям ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга. Называть органы и системы органов. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | |||
6. | Зачет «Общий обзор организма человека». Урок контроля и оценки знаний. | ||||
Тема №2. Опорно – двигательная система (8ч.). | |||||
7. | Скелет. Строение, состав, соединение костей. Л.р. №2, №3Строение костной ткани. Состав костей. Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Называть особенности строение скелета человека; функции опорно-двигательной системы. Распознавать основные части скелета человека. | |||
8. | Скелет головы и туловища. Комбинированный урок. Д/З п. 7. | Называть особенности скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища. | |||
9. | Скелет конечностей. Комбинированный урок . Д/З п.8. Пр.р.№2 Роль плечевого пояса в движении руки. Пр №3 Функции костей предплечья при повороте кисти. | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах основные части скелета. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью | |||
10. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Комбинированный урок. Д/З п.9. | Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, оказания первой помощи при травмах. | |||
11. | Мышцы человека. Работа мышц. Комбинированный урок. Д/З п.11. Пр.р №4. Утомление при статической и динамической работе. | Распознавать на таблицах основные группы мышц. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомления мышц. | |||
12. | Нарушение осанки и плоскостопие. Комбинированный урок. Д/З п.12. ПР.р.№5 Проверить правильность осанки (с.59), наличие плоскостопия (с.61), гибкость позвоночника (с.62). | Использовать приобретённые знания и умения для проведения наблюдения за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | |||
13. | Развитие опорно-двигательной системы. Комбинированный урок. | Использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. | |||
14. | Зачёт «Опорно-двигательная система». Урок контроля и оценки знаний. | ||||
Тема№3. Кровь и кровообращение (9ч.). | |||||
15. | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Комбинированный урок. Д/З п.14.Лабораторная работа№4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | Называть составляющие внутренней среды организма; составляющие крови, плазмы. Характеризовать сущность свертывания крови. Рассматривать микропрепараты крови человека и лягушки. | |||
16. | Иммунитет. Комбинированный урок. Д/З п.15. | Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | |||
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. Комбинированный урок Д/З п.16. | Называть особенности организма человека, свою группу крови, резус- фактор. Находить в различных источниках информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | |||
18. | Строение и работа сердца. Комбинированный урок. Д/З п.17. | Распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения, органы кровеносной системы. Описывать работу сердца. | |||
19. | Круги кровообращения. Комбинированный урок. Д/З п.17 | Давать определения понятиям аорта, артерии, вены, капилляры. Распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения. Характеризовать транспорт веществ, сущность кругов кровообращения. | |||
20. | Движение лимфы. Комбинированный урок. Д/З п. 18. Пр.р №6. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. | Называть органы лимфосистемы. Распознавать и описывать органы лимфатической системы. Характеризовать сущность лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системами. | |||
21. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Комбинированный урок. Д/З п.19,20. ПР.р.№7 Подсчет ударов пульса в покое и при нагрузке. №8Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. | Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма; автоматизм сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретенные знания для наблюдений за состоянием собственного организма. | |||
22. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Комбинированный урок. Д/З п.21. Пр.р. №9 Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием организма; профилактики вредных привычек; для оказания первой помощи при травмах. | |||
23. | Зачет «Кровь и кровообращение». Урок контроля и оценки знаний. | ||||
Тема №4. Дыхание (5ч.). | |||||
24. | Значение дыхания. Органы дыхания, строение лёгких. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.23. Л,Р№5Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха | Называть органы дыхательной системы. Распознавать и описывать их на таблицах. Характеризовать сущность дыхания. | |||
25. | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения, Л.Р.№6 Дыхательные движения. Комбинированный урок. Д/З п.24,25,26. | Характеризовать сущность дыхания, транспорта веществ, регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для наблюдений за состоянием собственного организма. | |||
26. | Гигиена дыхания. Комбинированный урок. Д/З п.27. Пр.р.№10 Определение запыленности воздуха в зимнее время. | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. | |||
27. | Первая помощь при поражениях органов дыхания. Комбинированный урок. Д/З п.28. | Называть приемы первой помощи при отравлении газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи. | |||
28. | Контроль знаний по теме «Дыхание». | ||||
Тема№5. Пищеварение (7ч.). | |||||
29. | Значение и состав пищи. Комбинированный урок. Д/З п.29. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность питания. | |||
30. | Органы пищеварения. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.30. Пр.р№11.Наблюдения за подъемом гортани при глотании …. | Называть органы пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы. Характеризовать сущность питания, пищеварения. | |||
31. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Комбинированный урок. Д/З п.31, 32. Л.р№7 Действие ферментов слюны. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Характеризовать сущность питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием организма. | |||
32. | Пищеварение в желудке. Комбинированный урок. Д/З п.32.34. | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Характеризовать сущность питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием организма. | |||
33. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Комбинированный урок. Д/З п.33. | Давать определение понятию фермент. Характеризовать сущность питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. | |||
34. | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Комбинированный урок. Д/З п.35. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; профилактики вредных привычек, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; проведения наблюдений за организмом. | |||
35. | Контроль знаний по теме «Пищеварение». | ||||
Тема №6. Обмен веществ и энергии (3ч.). | |||||
36. | Обменные процессы в организме. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.36. | Давать определение понятиям пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и энергии. | |||
37. | Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов. Комбинированный урок. Д/З п.37. Пр.р№12.Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. | Давать определение понятиям пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и энергии. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с обменом веществ; для рациональной организации труда и отдыха. | |||
38. | Витамины. Комбинированный урок Д/З п.38. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме. Их влияние на жизнедеятельность Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний | |||
Тема№7 Выделение(2ч) | |||||
39. | Строение и работа почек. Комбинированный урок. Д/З п.39. | Называть органы мочевыделительной системы; другие системы участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах органы выделительной системы. Характеризовать сущность процесса выделения и его роль в обмене веществ. | |||
40. | Предупреждение заболеваний почек, Питьевой режим. Комбинированный урок. Д/З п.40. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | |||
Тема №8. Кожа (4ч.). | |||||
41. | Кожа. Строение и значение кожи. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.41. | Называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать структурные компоненты кожи. Устанавливать связь между строением и функциями кожи. | |||
42. | Роль кожи в теплорегуляции. Комбинированный урок. Д/З п.42. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | |||
43. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Комбинированный урок. Д/З п.43. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек; Профилактики кожных заболеваний; оказания первой помощи при ожогах , обморожениях, травмах. | |||
44. | Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | ||||
Тема №9. Эндокринная системе (2ч.). | |||||
45. | Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Комбинированный урок. Д/З п.44. | Называть особенности строения желез эндокринной системы. Различать железы внешней и внутренней секреции. Распознавать и описывать их на таблицах. | |||
46. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Комбинированный урок. Д/З п.45. | Давать определение понятию гормон. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гипер функцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии, и поведении организма. | |||
Тема №10. Нервная система (5ч.). | |||||
47. | Значение и строение нервной системы. Урок изучения и закрепления знаний. Д/З п.46. Пр.р. №13 Действие прямых и обратных связей. | Давать определение рефлексу. Называть особенности строения, функции ,нервной системы; Распознавать и описывать органы нервной системы. Устанавливать связь между строением и функциями. Составлять дугу простого рефлекса. | |||
48. | Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция. Комбинированный урок. Д/з п.47,48. | Называть отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме. Устанавливать связь между функциями нервной и эндокринной систем. | |||
49. | Строение и функции спинного мозга. Комбинированный урок. Д/З п. 49. | Называть особенности строения спинного мозга; Функции . Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | |||
50. | Отделы головного мозга. Комбинированный урок. Д/З п.50. | Называть особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции. Распознавать и описывать основные части головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | |||
51. | Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы». Урок контроля и оценки знаний. | ||||
Тема №11. Органы чувств и анализаторы(5ч.). | |||||
52. | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Комбинированный урок. Д/З п.51,55. | Давать определения понятиям орган чувств, рецептор, анализатор. Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств. Характеризовать роль органов чувств в жизни человека. | |||
53. | Орган зрения и зрительный анализатор. Комбинированный урок. Д/З п.52. Пр.р.№14Принцип работы хрусталика, зрачка. Обнаружение слепого пятна. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать основные части органа зрения. Объяснять результаты наблюдений. | |||
54. | Заболевания и повреждения глаз. Комбинированный урок. Д/З п.53. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органа зрения; профилактики вредных привычек. | |||
55. | Органы слуха и равновесия, их анализаторы. Комбинированный урок. Д/З п.54. Пр.р.№15 Определение выносливости вестибулярного аппарата. | Называть особенности строения органа слуха и анализатора. Распознавать и описывать их по таблицам. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха, профилактики вредных привычек. | |||
56. | Контроль знаний по темам «Органы чувств и анализаторы». | ||||
Тема№12. Поведение и психика (6ч.). | |||||
57. | Закономерности работы головного мозга. Комбинированный урок. Д/З п.56,57. | Давать определение понятиям безусловные, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга, биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | |||
58. | Врожденные и приобретенные формы поведения. Комбинированный урок. Д/З п.58. | Давать определения понятиям. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга; сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха. | |||
59. | Биологические ритмы. Сон и его значение. Комбинированный урок. Д/З п.59. | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха; проведение наблюдений за состоянием своего организма. | |||
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Комбинированный урок. Д,/ п.60. | Называть и характеризовать особенности нервной деятельности и поведения человека. Использовать знания для проведения наблюдений за состоянием организма; организации учебной деятельности. | |||
61. | Воля и эмоции. Внимание. Комбинированный урок. Д/З п.61. Пр.р№16.Изучение внимания при разных условиях. | Называть и характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Использовать знания для проведения наблюдений за состоянием организма; организации учебной деятельности. | |||
62. | Динамика работоспособности. Режим дня. Комбинированный урок. Д/З п.62. | Давать определение понятию утомление. Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья. Использовать знания для проведения наблюдений за состоянием организма; организации учебной деятельности. | |||
63. | Половая система человека. Комбинированный урок. Д/З п.63. | Называть особенности строения мужской и женской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах органы мужской и женской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать знания для проведения наблюдений за организмом. | |||
64. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Комбинированный урок. Д/З п.64. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекций. | |||
65. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Комбинированный урок. Д/З п.65. | Давать определения понятиям размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, профилактики вредных привычек. | |||
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. Урок комплексного применения ЗУН | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье. Использовать знания для профилактики вредных привычек. | |||
67. | Личность и её особенности. Комбинированный урок. Д/З п.67. | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики личности. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде. | |||
68. | Контроль знаний по курсу «Человек и его здоровье». | ||||
69-70 | Повторение по курсу: «Человек и его здоровье». Организм человека как биосистема. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Человек и его здоровье»
Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Тема 2. Организм человека. Общий обзор. (5 часа)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
Лабораторные работы.
- Клетки и ткани под микроскопом.
Тема 3. Опорно-двигательная система. (8 часов)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения суставов, мышц.
Практическая работа. Роль плечевого пояса в движении руки.
Функции костей предплечья при повороте кисти.
Утомление при статической и динамической работе мышц.
Выявление нарушений осанки и плоскостопия.
Лабораторные работы.
- Строение костной ткани.
- Состав костей.
Тема 4. Кровь и кровообращение. (9 часов)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра) и способов их использования.
Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы.
- Пульс и движение крови.
- Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки.
- Изучение приемов остановки капиллярного венозного артериального кровотечения.
Тема 5. Дыхательная система. (5 часов)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы.
- Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
- Дыхательные движения.
Практическая работа. Определение запыленности воздуха в зимний период.
Тема 6. Пищеварительная система. (7 часов)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал.
Практическая работа. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.
Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 8. Мочевыделительная система. (2 часа)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Тема 9. Кожа. (4 часа)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.
Тема 10. Эндокринная система. (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Тема 11. Нервная система. (5 часа)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Практические работы.
Действие прямых и обратных связей.
Тема 12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.
Практическая работа. Принцип работы хрусталика, функций зрачка. Обнаружение слепого пятна.
Определение выносливости вестибулярного аппарата.
Тема 13. Поведение и психика. (6 часов)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практические работы.
- Изучение внимания при разных условиях.
Тема 14. Индивидуальное развитие человека. (5 часа)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
1. признаки биологических объектов: живых организмов;
2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;
5. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
6. проводить самостоятельный поиск биологической информации; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
2. оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы :программы.-М.:Вентана –Граф. 2008.-176с.
2.Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
4. Учебно-Методическая и научно популярная газета для преподавателей биологии, экологии, естествознания.
5. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек : 8 класс :Методическое пособие. -М.: Вентана – Граф 2005.-228с.
6. Воронина Г.А. Биологический тренажер:6-11 классы: дидактические материалы. - М.: Вентана-Графф,2012.
7. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах. - М.:Эксмо,2011.
8. Маш Р.Д. Биология:8класс:рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных школ. -М.: Вентана - Граф.
9.Сергеев Б.В.Занимательная физиология. - М.: Просвещений,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)
Планирование содержит перечень уроков по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)
Рабочая программа по биологии для основной школы (5-9 классы) (авторская линия Пономаревой И.Н.)...
Рабочая программа по биологии «Обо всем живом» для 5 класса - А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, С.Н. Ловягина. Уровень: общеобразовательный.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...
ФГОС рабочая программа по биологии УМК Сферы для 5-го класса
В своей разработке постарался избежать не нужного дублирования информации и, там, где это целесообразно, формализовать описание буднично-рутинных моментов учебного процесса. Рабочую программу органичн...
рабочая программа по биологии фгос линия Пасечник 5-9 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1).Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 20...
Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов 2021-2026 гг. (срок реализации программы)
Рабочая программа по биологии (одаренные дети) для 5 – 11 классов2021-2026 гг. (срок реализации программы)...