Рабочая программа по биологии для 9 класса по курсу "Основы общей биологии"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова; 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9kl.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждено Утверждено
На заседании Творческой группы Приказ №
Протокол №1 от Директор школы
Руководитель ТГ
Рабочая программа
по биологии
для 9 класса
по курсу «Основы общей биологии»
Учитель:
Куст И.В.
2012
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений (курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.). Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально- ориентированной системы обучения.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана - Граф», 2009 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании. Общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; структуру курса с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, перечень лабораторных работ, экскурсий; учебно – тематическое планирование по курсу «Основы общей биологии»; содержание курса «Основы общей биологии»; требования к уровню подготовки учащихся; литература.
.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Изучение биологии в основной школе (9 класс) направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа разработана на основе федерального плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 9 кл-68 ч.;
Данная рабочая программа разработана с учетом 68 часов в 9 классе (2часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Основы общей биологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентировочного личностно-ориентировочного подхода, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрики «Знать понимать «включает требования, ориентированные на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрике «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск информации.
Структура курса «Основы общей биологии» для 9 класса.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение в основы общей биологии | 4 |
2 | Основы учения о клетке | 10 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 6 |
7 | Учение об эволюции | 8 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 6 |
9 | Основы экологии | 12 |
10 | Заключение | 1 |
68 |
Перечень лабораторных работ по курсу «Основы общей биологии»
№ п/п | Тема |
1 | Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток |
2 | Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения |
3 | Решение генетических задач |
4 | Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях |
5 | Изучение изменчивости у организмов |
6 | Приспособленность организмов к среде обитания |
7 | Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места |
Учебно – тематическое планирование по курсу «Основы общей биологии» - 9класс.
№ | Тема урока, тип урока. | Требования к уровню подготовки учащихся. | Предв. дата | Фактич. дата | |
Тема №1. Введение в основы общей биологии (4ч.). | |||||
1 | Биология – наука о живом мире. Вводный урок. д/з п.1. | Давать определение термину биология, как системе биологических наук. Приводить примеры практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять методы научного исследования. Выделять предмет изучения биологии. | |||
2. | Общие свойства живых организмов. Комбинированный урок. д/з п.2. | Давать определение понятиям жизнь, открытая система. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. | |||
3. | Многообразие форм живых организмов. Комбинированный урок. д/з п.3. | Давать определение термину таксон, система. Называть уровни организации жизни и элементы, образующие уровни; основные царства живой природы, основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях. | |||
4. | Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас. | ||||
Тема №2. Основы учения о клетке. (10ч.) | |||||
5. | Цитология- наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. д/з п.4. | Приводить примеры организмов , имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Доказывать , что клетка- живая структура. Давать оценку значению открытия клеточной теории. | |||
6. | Химический состав клетки. Урок изучения и первичного закрепления знаний. д/з.п.5. | Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Приводить примеры макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть неорганические и органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; солей; углеводов и липидов. | |||
7. | Органические вещества клетки: белки и нуклеиновые кислоты. Комбинированный урок. д/з п.5,6. | Давать определение понятиям белки, ферменты, нуклеиновые кислоты. Называть продукты, богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетки; мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать функции белков, нуклеиновых кислот. | |||
8. | Строение клетки. Комбинированный урок. д/з п.7. | Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток прокариот и эукариот. Называть способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки. Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | |||
9. | Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий. Урок комплексного применения ЗУН. Лабораторная работа №1 Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, бактерий. Работать с микроскопом, изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать и описывать на готовых препаратах особенности клеток растений, животных , бактерий. Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот и прокариот. Сравнивать клетки растений, животных, делать вывод на основе сравнения. | |||
10. | Обмен веществ и энергии в клетки. Комбинированный урок. д/з п.9. | Давать определение понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. | |||
11. | Биосинтез белков в живой клетки. Комбинированный урок. д/з п.10. | Давать определение терминам ген, триплет, код, транскрипция, трансляция, антикодон. Называть свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Характеризовать механизм транскрипции, трансляции, принцип комплементарности. | |||
12. | Биосинтез углеводов - фотосинтез. Комбинированный урок. д/з п.11. | Давать определение терминам питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растений, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. Сравнивать фотосинтез и хемосинтез. | |||
13. | Обеспечение клетки энергией. Комбинированный урок. д/з п. 12. | Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть вещества- источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. | |||
14. | Обобщающий урок по теме: «Основы учения о клетки». Урок оценки и коррекции знаний. д/з: выполнение заданий на стр. 43. | ||||
Тема №3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) ( 5 часов) . | |||||
15. | Типы размножение организмов. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д /З п.13. | Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | |||
16. | Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения Комбинированный урок. Д / З п.14. | Понятие митоза. Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла . Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | |||
17. | Образование половых клеток. Мейоз . Комбинированный урок. Д / З п.15. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Объяснять биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. | |||
18. | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Комбинированный урок. Д / З п.16. | Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организма. Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | |||
19. | Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» . Урок оценки и коррекции знаний. Д / З повторение. | ||||
Тема №4. Основы наследственности и изменчивости. ( 11 часов). | |||||
20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.17, 18. | Давать определение понятиям генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов = генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. | |||
21. | Генетические опыты Г. Менделя. Комбинированный урок. Д / З п.19. Основные генетические закономерности. | Давать определение понятиям гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правил единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. Составлять схему моногибридного скрещивания, анализирующего и неполного доминирования. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | |||
22. | Дигибридное скрещивание. Комбинированный урок. Д / З п.20. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание основных определений; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов , вероятность проявления признака в потомстве. | |||
23. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Комбинированный урок. Д / З .п.21. | Давать определение терминам гомологичные хромосомы, коньюгация. Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | |||
24. | Взаимодействие генов и их множественное действие. Комбинированный урок. Д / З п.22. | Давать определение терминам. Приводить примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | |||
25.— 26. | Наследование признаков , сцепленных с полом. Урок комплексного применения ЗУН Лабораторная работа №3. «Решение генетических задач». Д/З п.23. | Давать определение терминам аутосома, гетерогаметный и гомогаметный пол. Называть число хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры заболеваний, сцепленных с полом.Объяснять причину соотношения полов 1:1, причины, проявления наследственных заболеваний. Решать простейшие генетические задачи. | |||
27. | Наследственная изменчивость. Комбинированный урок. Д / З п.24. | Давать определение терминам изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Называть биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости, виды наследственной изменчивости, свойства мутаций. Приводить примеры генных, хромосомных, геномных мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | |||
28. | Другие типы изменчивости. Урок комплексного применения ЗУН. Д/З п.25. Практическая работа№4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. | Приводить примеры модификаций, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание понятий. Выявлять и описывать различные формы изменчивости. | |||
29. | Наследственные болезни человека. Комбинированный урок. Д/З п.26. | Приводить примеры генных и хромосомных болезней. Объяснять причину болезней. | |||
30. | Обобщающий урок по теме: «Основы наследственности и изменчивости». Урок коррекции и оценки знаний. | ||||
Тема №5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов). | |||||
31. 32. | Генетические основы селекции организмов. Центры многообразия происхождения культурных растений. Комбинированный урок. Д/З п.27-29. | Приводить примеры сортов растений и пород животных. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров происхождения культурных растений с центрами древних цивилизаций; роль биологии в практической деятельности людей. | |||
33. | Особенности селекции растений. Комбинированный урок . Д/З п.28. | Давать определение понятиям сорт, порода, гетерозис. Называть методы селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | |||
34. | Особенности селекции животных. Комбинированный урок. Д / З п.30. | Характеризовать понятия. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород животных. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения, ухода за ними. | |||
35. | Основные направления селекции микроорганизмов. Комбинированный урок. Д/З п.31. | Давать определение понятиям биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промыщленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. | |||
Тема №6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5часов). | |||||
36. 37. | Представления о возникновении жизни на Земле. Д/З п.32.
Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.33. | Давать определение термину гипотеза . Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. | |||
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Комбинированный урок. Д/З п.34. | Давать определение основным понятиям автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы эволюции. Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки. | |||
39. | Этапы развития жизни на Земле. Урок комплексного применения ЗУН. Д/З п.35. | Давать определения терминам ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных, идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. | |||
40. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Комбинированный урок. Д/З. подготовить сообщения о разработке идей развития органического мира в биологии. | Называть приспособления растений и животных, в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | |||
Тема №7. Учение об эволюции (11часов). | |||||
41. | Идея развития органического мира в биологии. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д/З п.36. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Выделять отличие во взглядах Ламарка и Дарвина. | |||
42. | Основные положения теории Ч.Дарвина. Комбинированный урок. Д/З п.37. | Давать определения понятиям наследственность, изменчивость, борьба за существования, естественный отбор. Называть основные положения теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существования . | |||
43.- 44 | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Лабораторная работа №5 Изучение изменчивости у организмов. Урок применения ЗУН. Д/З п.37. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособлений. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать способы приспособленности живых организмов к среде обитания. | |||
45. | Современные представления об эволюции органического мира. Комбинированный урок. Д/З .п.38. | Объяснять роль биологии в формировании естественно- научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | |||
46. | Вид, его структура и особенности. Комбинированный урок . Д/З п.39. | Называть признаки популяций. Перечислять критерии вида. Отличать понятия вид и популяция. Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | |||
47. | Процесс образования видов – видообразование. Комбинированный урок. Д/З п.40. | Анализировать понятие микроэволюция. Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического , экологического видообразований. | |||
48. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Комбинированный урок. Д/З п.41. | Давать определения понятиям биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | |||
49. | Основные направления эволюции. Комбинированный урок. Д/З п.42. | Давать определения понятиям ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Объяснять роль биологии в формировании естественно - научной картины мира. | |||
50. | Основные закономерности эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Комбинированный урок. Д/З п. 43. | Анализировать понятия биологическая эволюция. Объяснять необратимый характер эволюции. Выявлять зависимость приспособлений от условий среды. | |||
51. | Обобщающий урок по теме: «Учение об эволюции». Урок коррекции и оценки знаний. Д/З подготовить сообщения на тему «Роль селекции в обеспечении человека продуктами сельского хозяйства и микробиологического производства. | ||||
Тема №8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов). | |||||
52. | Место и особенности человека в системе органического мира. Комбинированный урок. Д/З п.44. | Давать определение терминам антропология, антропогенез. Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными. Определять принадлежность человека к классу Млекопитающих , отделу Приматов. | |||
53. | Доказательства эволюционного происхождения человека. Комбинированный урок. Д/З п.45. | Объяснять роль и место человека в природе; родство человека с млекопитающими. | |||
54. | Этапы эволюции вида Человек разумный. Комбинированный урок. Д/З п.46, 47. | Называть признаки биологического объекта – человека. Перечислять факторы антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. Объяснять роль и место человека в природе; родство человека с млекопитающими. | |||
55. | Человеческие расы, их родство и происхождение. Комбинированный урок. Д/З п.48. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. | |||
56. | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Комбинированный урок. Д/З п.49. | Объяснять человек как биологический вид и влияние человека на природу. Называть виды исчезнувшие с Земли. | |||
57. | Обобщающий урок по теме: «Происхождение человека» Урок коррекции и оценки знаний. | ||||
Тема №9. Основы экологии (10часов). | |||||
58. | Среды жизни на Земле. Экологические факторы воздействия на организмы. | Давать определения терминам экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры экологических факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. | |||
59. | Закономерности действия факторов среды на организмы. Комбинированный урок. Д/З п. 51. | Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия в экосистеме. | |||
60. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Лабораторная работа №6. Приспособленность организмов к среде обитания. Комбинированный урок. Д/З п. 52. | Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | |||
61. | Биотические связи в природе. Комбинированный урок. Д/З п.53. Популяция как форма существования видов в природе. Комбинированный урок. Д/З п.54. | Давать определения терминам конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы, гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Называть признаки биологического объекта - -популяции; показатели структуры популяции (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту. Изучать процессы происходящие в популяции. | |||
62. | Функционирование популяции и динамика её численности природе. Комбинированный урок. Д/З п.55. | Называть признаки популяции; показатели структуры популяций (численность , плотность и др.) . Изучать процессы происходящие в популяции. | |||
63. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Составление схем передачи веществ и энергии. Комбинированный урок. Д\З п. 56.-57 | Давать определения понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Назывть компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистеме и круговороте веществ. Составлять схемы пищевых цепей | |||
64. | Развитие и смена биогеоценозов. Комбинированный урок Д/З п.58. | Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессий. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойства сукцессий. Объяснять причины и сущность сукцессий. | |||
65. | Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы. Лабораторная работа №7. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места. Комбинированный урок Д/З п.59.- 60. | ||||
66. | Итоговая контрольная работа по курсу общей биологии. Урок контроля и оценки знаний. | ||||
67-68. | Анализ контрольной работы. Заключение по курсу «Основы общей биологии». | ||||
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы : программы.- М.: Вентана –Граф. 2008.-176с.
2.Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007.
3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.- Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
4.Пономарёва И. Н., Симонова Л.В.,Кучменко В.С. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс.- М.:Вентана-Граф. 2005-144с.
5.Козлова Т.А.,КучменкоВ.С.Биология:9класс:Рабочая тетрадь для учащихся. - М.: Вентана Граф,2009.-112с.
6.Учебно-Методическая и научно популярная газета для преподавателей биологии, экологии, естествознания.
7.Воронина Г.А. Биологический тренажер:6-11 классы: дидактические материалы. - М.: Вентана-Графф,2012.
8.Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах.-М.:Эксмо,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Рабочая программа по биологии для 5 класса основное общее образование 5-9 класс срок реализации 2015-2020 год
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего о...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень образования (класс): основное общее ( 6 класс) Количество часов: 34 часа 1 раз в неделю Учитель: Савинкова О.В.
Рабочая программа составлена на основе «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс», авторской программы «Биология. Живой ...