ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

 «На Земле нет силы более могущественной по своим  последствиям, чем живое существо».

В.И. Вернадский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologicheskie_sistemy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЙОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конспект урока  по теме: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА 

Эпиграф: «На Земле нет силы более могущественной по своим  последствиям, чем живое существо».

В.И. Вернадский

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления

Задачи:

сформировать знания о биоценозе и экосистеме, классификации экосистем,  особенностях их строения и функционирования, роли экосистемы города  в жизни человека.

развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию, вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу,  развитие коммуникативной компетенции, навыки защиты группового продукта работы.

воспитательная – создать условия для увлеченного учения, уважение к чужой точке зрения, активность в познании окружающего мира, интерес к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ:  таблицы «Экологические сообщества», презентация, компьютер, карточки с заданиями для работы в группах. 

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Метод: технология развития критического мышления, ИКТ. 

Методические приёмы: самостоятельная работа с учебником, беседа, составление опорного конспекта.

Формы деятельности учащихся:   индивидуальная и групповая работа.

ХОД УРОКА:

I.   Орг. момент.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого  русского ученого И.В.Вернадского.  (слайд 2)

Я вас приглашаю сегодня на уроке к сотрудничеству, быть активными.

II. Стадия вызова и целеполагания.  

С целью актуализации знаний проводится фронтальная беседа по следующим вопросам (ответы не оцениваются):

  1. Что такое экология?

 (экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. Термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году.  Вспомните,   какой важный закон был сформулирован этим ученым? (Биогенетический закон).

2. Что называют популяцией?        

 (Группа одновидовых организмов, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций).

3. Что называют биологическим видом?

(это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической средой)

Мы изучаем экологию, в основе всех направлений которой лежат фундаментальные биологические идеи об отношении живых организмов с окружающей средой.

Откройте учебник на с. 318. прочитайте тему §81.

Что вы знаете об экологических сообществах? Что бы вы хотели узнать о биологических сообществах?

Давайте вместе сформулируем задачи урока.

Записываем на доске предложенные задачи.  (Слайд 4)

III.  Стадия осмысления. Работа в группах.

 Для работы в группах учащиеся получают рабочие листы, в которых приведены заранее составленные задания, соответствующие поставленному исследовательскому вопросу  (объединиться в группы по желанию).  Во время выполнения групповых заданий учитель при необходимости помогает учащимся: разъясняет задания, направляет их внимание на решение вопросов и т.д.

IV.    Стадия  размышления и рефлексии.

1. Представление ответов,  коллективное обсуждение итогов работы, обмен мнениями. В ходе обсуждения исключаются ошибочные версии, вносятся дополнения, формулируются выводы. Что узнали по пройденной теме?

  1. Что  хотели бы узнать? (Или задайте вопрос на который не получили ответа)

                 Подведение итогов.

 Комментирование работы групп.  

Выставление оценок.

Спасибо! Вы сегодня были молодцы

Д. з. §81. Сделайте описание любого биогеоценоза.

"Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!"

Рабочий лист 1 группы.

Задание 1.  Прочтите текст  §81 с.  318 – 320 до статьи «Искусственные экосистемы».

Задание 2. Объясните, что называют «Экосистемой»? Приведите примеры.

Задание 3. Объясните, что называют «Биогеоценозом»?    

Рис. 131.   с. 319.

Задание 4. По каким признакам  классифицируют экосистемы? Составление графической  схемы.  

"Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!"

Рабочий лист 2-й  группы.

Задание 1.   Прочтите  статью «Искусственные экосистемы»,   §81, страница 320.  

Что называют искусственной экосистемой?

Какие искусственные экосистемы вам известны?

Задание 2.  Прочтите статью «Сравнение искусственных и естественных экосистем» §81, с.320 – 321.

Задание 3. Определите критерии  различия, сравните искусственные и естественные экосистемы.

 

"Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!"

Рабочий лист 3-й  группы.

Задание 1.  Прочтите статью «Экосистемы городов»  с.321 –323 §81.

Задание 2. Коково экологическое соотношение организмов в городе?

Задание 3. В  чем влияние экосистемы города на человека?

Задание 4. Можно ли создать благоприятную среду обитания для человека в крупных городах?

 

Информационный продукт  1 группы.

 

Экосистема – сообщество живых существ вместе с его физической средой обитания, функционирующее как единое целое. (пруд, степь… ).

 

(Слайд  5. термины)

  • Название «биоценоз»  ввел в науку немецкий ученый Карл Мебиус в 1877г.
  • Понятие «экосистема» ввёл в науку английский ботаник А. Тесли.

  • Учение о «биогеоценозе» и сам термин  создал российский ученый-ботаник, академик  Владимир Николаевич Сукачёв.
  • Учение о «биосфере» создал В.И. Вернадский.  

Слайд 6 - естественные экосистемы,

Слайд 7 – пруд.

Классификация экосистем

(представитель группы фиксирует на доске)

1. По признаку растительного сообщества

2. по климатическим            признакам                                                           3. по признаку местообитаний

             

               

Информационный продукт 2 - й группы:

искусственные экосистемы – созданные человеком.  (Слайды 8 – 10 подсолнечное, пшеничное поля, посадки роз.)

Слайд 11 Типы экологических систем

Агробиоценозы.

(Слайд 12).  Пищевые  цепи представлены продуцентами, консументами, редуцентами.  

Человек – обязательное звено в этих пищевых цепях.

Сравнение экосистем (представитель фиксирует на доске)

Естественная экосистема

Искусственная экосистема

90%

10% суши

устойчива

Не устойчива

Энергия солнца

Солнце и деятельность человека

Сохранение круговорота веществ

Нарушение круговорота, продукция изымается

Сохранение плодородия

Потеря плодородия


Информационный продукт 3 группы.

  1. Нарушение соотношения продуцентов, консументов, редуцентов в эколосистеме города. Человек регулирует потоки веществ и энергии в городе.

  1. Нарушение здоровья человека, повышенный уровень заболеваемости. Загрязнение воздуха приводит к отравлению окисью углерода, «шумовое загрязнение».

  1. Создание благоприятной среды в городе: (слайд 13 экосистема города)

  1. чистый воздух.

  1. сочетание социальных аспектов (зданий, дорог, транспорта)  и  биологических. (зеленые массивы, парки, скверы).

  1. зеленые уголки  в жилых микрорайонах,  на участках детских учреждений.

  1. защитные зелёные зоны  вокруг промышленных предприятий, автострад (устойчивые к загрязнению деревья и кустарники – клен американский, вязы, можжевельник казацкий, ива белая, дуб и т.д.)

общая площадь зелёных насаждений должна занимать больше половины площади городов.

(Слайды школьного ландшафта 15,16 …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».

Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами....

"Сообщество. Структура сообщества"

 Данный урок составлен на основе УМК В.В. Пасечника. В связи с тем, что современные цели образования, ориентируют учителя на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного пр...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Презентация "Экологические сообщества"

Презентация может быть использована при изучении раздела "Основы экологии" в 11 классе, а также для повторения и обощения знаний по курсу общей биологии...

Организация сообществ и общественное поведение. Организация сообществ.

Предствлена методическая разработка по теме "Организация сообществ и общественное поведение. Организация сообществ."....

"Экологические сообщества". 11 класс. В.В. Пасечник.

Презентация составлена к уроку "Экологические сообщества". 11 класс. В.В. Пасечник. Материал помогает усвоить понятийный материал....