Открытый урок "Наследственные болезни у человека"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
«Наследственные болезни человека»
Цель урока: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний, меры профилактики их возникновения и возможность лечения
Оборудование: мультимедийная презентация «Наследственные болезни человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy.doc | 75.5 КБ |
nasl.bol_._-_kopiya.rar | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок
«Наследственные болезни человека»
Цель урока: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний, меры профилактики их возникновения и возможность лечения
Оборудование: мультимедийная презентация «Наследственные болезни человека»
Организационный момент.
Ход урока:
- Побуждения. Мотивация деятельности учащихся (введение в тему). Составление мини текста по опорным терминам. Время 3-5 минут.
-
Задание: Даны опорные слова, необходимо составить мини рассказ. 3-5 минут, зачитать работы.
(организм, факторы, изменения, мутации, ДНК, заболевания, клетка). Заслушать варианты ответов учащихся. Обратить внимание на единую мысль в текстах, перейти в теме урока.
II. Осмысление. Изучение нового материала:
Действительно, вы правы, главное, что прозвучало в ваших мини рассказах, что многие факторы вызывают изменения в молекуле ДНК (мутации), что приводит к возникновению разных заболеваний. Сегодня на уроке мы будет говорить о наследственных заболеваниях человека.
Тема – слайд 1 «Наследственные болезни человека».
Эпиграф – слайд 2 « Быть хорошо рождённым – право каждого человека »
Л.Н.Толстой
Что такое «наследственные заболевания»? (ответ) Слайд 3
Сегодня на уроке, мы познакомимся с примерами наследственных заболеваний человека, обратим внимание на их особенности, и выясним, к какому виду мутаций относятся они.
Изучение нового материала:
План урока:
(Слайд 4)
- Наследственные болезни:
- Классификация наследственных болезней
- Моногенные болезни
- Хромосомные болезни
- Полигенные болезни
- Факторы риска возникновения наследственных заболеваний
- Профилактика и лечение наследственных болезней
- Наследственные болезни
- Один из величайших авторитетов рода людского Л.Н. Толстой сказал в романе “Анна Каренина”, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, посмею все же не согласиться с ним до конца. Бесспорно, с социальной точки зрения это так. А с биологической? Исходя из многообразия наследственных признаков, счастье всех счастливых семей столь же разнообразно, отлично друг от друга, как и несчастье несчастных. Такова, увы, жизненная аксиома. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.
Каковы причины этих несчастий?
Наследственные болезни связаны с нарушениями в генетическом материале (хромосомными и генными мутациями, возникающими у родителей или самого организма), или определенными комбинациями генов у потомков.
Последствия наследуемых мутаций, фенотипическое их проявление приводит к определенным симптомам болезни. При нарушениях, обусловленных одним геном, аллель, вызывающий нарушения, может быть доминантен по отношению к нормальному аллелю или рецессивен. Такие болезни до сих пор еще не поддаются лечению, но в некоторых случаях воздействием на них можно значительно уменьшить проявление симптомов. В этих случаях направленная генетическая консультация становится эффективной мерой.
- Классификация наследственных болезней
Выделяются моногенные, хромосомные и полигенные мутации (Слайд 5).
С помощью биохимического метода были обнаружены заболевания генного уровня, т.е. генные мутации.
Всего известно около 1700 наследственных болезней с ферментативным дефектом и 500 болезней неферментативного белка.
- Моногенные болезни
(Слайд - 6)
- Обусловлены мутациями или отсутствием отдельных генов и наследуются в полном соответствии с законами Менделя (аутосомное или сцепленное с X-хромосомой наследование, доминантное или рецессивное).
- Хотя распространенность моногенных болезней невысока, полностью они не исчезают.
- Для моногенных болезней характерны «молчащие» гены, действие которых проявляется под влиянием окружающей среды.
Группа ребят изучали генные аномалии
Мокан Дарья подготовила сообщение о заболевании – фенилкетонурия
( Слайд 6-7)
Фенилкетонурия – лечение и профилактика
Фенилкетонурия на сегодняшний день лечится единственным методом – своевременно организованной диетотерапией, которая основана по принципу ограничения содержащегося в пище фенилаланина. При этом полностью исключаются из рациона продукты, содержащие повышенное количество белка (творог, рыба, мясо, шоколад, крупы, бобовые, яйцо, хлебобулочные изделия, орехи и др.). В лечебном питании больных на ФКУ применяются специализированные продукты зарубежного и отечественного производства.
Для питания детей до года продукты по составу приближены к грудному молоку – смеси «Лофенилак», «Афенилак» и другие. Для старших детей рекомендуется употребление смесей «Максамум-ХР», «Тетрафен», «Фенил-фри». Для больных фенилкетонурией источником жира является сливочное, топлённое и растительное масло. Также включают в рацион соки, сахара, фрукты и овощи. Больные дети постоянно находятся под наблюдением психоневролога и участкового педиатра. Также регулярно контролируют содержание фенилаланина в сыворотке крови по специальному графику.
Следующее заболевание изучила Будаковская Лиза и расскажет нам о серповидно-клеточной анемии. ( Слайд 8-9)
Охахлина Настя подготовила сообщение о прогерии ( Слайд 10-11)
А теперь послушаем сообщение о заболевании сцепленном с полом.
Гемофилия- Баймурзаева Диана ( Слайд 12-14)
Газбекова Милана подготовила сообщение о заболевании - альбинизм. ( Слайд 15-16)
Физ. минутка - Упражнение для глаз « Фигуры».
1) Нарисовать глазами квадрат, круг, треугольник, овал, ромб по часовой стрелке, а затем - против часовой стрелки.
2) Посмотрите на кончик носа, и на самый дальний предмет класса.
3) Посмотреть в правый верхний угол класса, закрыть глаза на 5 сек. и открыть глаза.
- Хромосомные болезни
- а. Возникают вследствие изменения числа или структуры хромосом.
- б. При каждом заболевании наблюдается типичный кариотип и фенотип (например, синдром Дауна).
- в. Хромосомные болезни встречаются значительно чаще моногенных
(6-10 из 1000 новорожденных).
Синдром Дауна - сообщение подготовил Пономарев А. ( Слайд 17-19)
Следующее сообщение о синдроме Шерешевского-Тернера - Толстых Лена ( слайд 20-21)
Информацию о синдроме Клайнфельтера подготовила Казиянматова М. ( Слайд 22 -23)
5.Полигенные (мультифакториальные) болезни ( Слайд 24)
- Обусловлены взаимодействием определенных комбинаций аллелей разных локусов и экзогенных факторов.
- Полигенные болезни не наследуются по законам Менделя.
- Для оценки генетического риска используют специальные таблицы
Примеры болезней (Слайд 25) - некоторые злокачественные новообразования, пороки развития, а также предрасположенность к ИБС, сахарному диабету и алкоголизму, расщепление губы и неба, врожденный вывих бедра, шизофрения, врожденные пороки сердца.
Расщелины губы и неба составляют 86,9% от всех врожденных пороков развития лица.
6. Факторы риска возникновения наследственных заболеваний
( Слайд 26-28 )
- Профилактика и лечение наследственных болезней ( Слайд 29)
Генетическая консультация. Поводы для обращения в генетическую консультацию могут быть весьма различными. Обращаться в нее могут, например, родители, если они опасаются рождения у них ребенка с генетически обусловленной болезнью. Генетические исследования позволяют предсказать вероятность такого рода заболеваний, если, например:
- У родителей имеется генетическое заболевание в роду;
- Семейная пара уже имеет больного ребенка;
- В семейной паре жена неоднократно имела выкидыши;
- Пожилая пара;
- Имеются родственники, больные генетическими заболеваниями.
Лечение: (Слайд 30)
- Диетотерапия
- Заместительная терапия
- Удаление токсических продуктов обмена веществ
- Медикаментозное воздействие (на синтез ферментов)
- Исключение некоторых лекарств (барбитуратов, сульфаниламидов и др.)
- Хирургическое лечение
Сегодня активно развивается новый метод – генная терапия. Он может быть использован для исцеления человека с генетически обусловленным заболеванием, или, по крайне мере, для уменьшения тяжести заболевания.
С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены «здоровыми» и болезнь может быть прекращена в результате устранения причины (дефектного гена). Однако направленное вмешательство в генетическую информацию человека несет опасность злоупотреблений путем манипуляций с зародышевыми клетками, и поэтому активно оспаривается многими.
На уроке вы ознакомились со многими наследственными заболеваниями, убедились, что все они разные, имеют свои характерные особенности, и каждое из этих наследственных заболеваний можно определить и изучить используя определённый метод в генетике.
9. Закрепление: - работа по индивидуальным карточкам.
Карточка № 1.
1. Главная часть эукариотической клетки __ __ __ __
2. Действие солей тяжёлых металлов (свинца, ртути), формальдегиды, красители может вызвать в живом организме __ __ __ __ __ __ __
3. В состав, каких структур клетки входит молекула ДНК __ __ __ __ __ __ __ __
4. Как называется человека, который лишён пигментации __ __ __ __ __ __ __ __
5. Группа генов, полученная от родителей называется __ __ __ __ __ __ __
6. Если происходят увеличение Х хромосомы в 21 паре хромосом, то это синдром __ __ __ __ __
7. Наука, изучающая наследственность организма __ __ __ __ __ __ __ __
8. Название женской гаметы __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Карточка № 2.
1. Какая структура клетки содержит хромосомы __ __ __ __
2. Как называется пигмент, входящий в состав кожи, волос __ __ __ __ __ __ __
3. Как называются нитевидные структуры, в которых храниться наследственная информация __ __ __ __ __ __ __ __ __
4. Свойство организмов, сохранять и передавать признаки из поколения в поколение __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __
6. Как называются признаки, которые проявляются у организма __ __ __ __ __ __
7. Название половой клетки женского организма __ __ __ __ __ __ __ __
Карточка № 3.
1. Женская гамета __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
2. Действие ультрафиолетовых, рентгеновских, радиоактивных лучей может вызвать в организме __ __ __ __ __ __ __
3. У здорового человека в генотипе 46 __ __ __ __ __ __ __ __
4. Наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови __ __ __ __ __ __ __ __ __
5. Округлое тельце клетки __ __ __ __
6. Если генотип пишут заглавной латинской буквой, например А, то это указывает на то, что данный признак __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
7. Какой метод генетики позволяет изучать рождение двойняшек, близнецов
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Карточка № 4.
1. Как называется женская половая клетка __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
2. Как называются изменения в генетическом материале организма __ __ __ __ __ __ __
3. Как называется наследственное заболевание, связанное с преждевременным старением организма __ __ __ __ __ __ __ __
4. Если рождается 2, 3 ребёнка одного пола (мальчики или девочки), то их называют __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __
6. В генетике существуют альтернативные признаки: рецессивный и
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
7. Жидкая часть клетки __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
Наследственных заболеваний очень много, постоянно учёные открывают всё новые и новые. Однако мы видим, что огромные шаги по защите наследственности человека или её «улучшению» уже сделаны. Но генетики продолжают работать. И современные медицинские генетики дают в руки не только медицине, но и всему обществу оружие для избавления от накопленной в предыдущих поколениях наследственной патологии и предотвращения наследственной угрозы от факторов окружающей среды.
И в конце урока я хотела бы вернуться к словам эпиграфа, которые звучал в начале урока «Быть хорошо рождённым – право каждого человека» Л.Н.Толстой.
И самое главное вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь.
. Ребята, мы иногда встречаемся с людьми, имеющими различные нарушения: физические или психические. Мне очень хочется надеяться, зная причины таких заболеваний, вы будете гуманнее, добрее и относиться к ним как к равным.
Подведение итогов работы на уроке.
Учитель. Ребята, вы понимаете, что урок у нас получился далеко не развлекательный. Однако хочу переключить ваше внимание на этот фильм.
Рефлексия. Хромосома настроения.
Спасибо за урок. Будьте здоровы!!!
Завершающий синквейн, сотворчество с учениками
Человек
Разумный, несовершенный.
Живет, созидает, страдает.
Он, конечно, достоин счастья!
Бесспорно
Генетически обусловленные болезни
Заболевание | Причина возникновения | Проявление | Лечение |
Фенилкетонурия (ФКУ) | Генная мутация – замена одного нуклеотидного основания в ДНК | Нарушение расщепления фенилаланина; этим обусловлено слабоумие, вызываемое гиперфенилаланинемией | При своевременно назначенной и соблюдаемой диете (питание, обедненное фенилаланином) и применении определенных медикаментов, клинические проявления этого заболевания практические отсутствуют |
Серповидно-клеточная анемия | Генная мутация; замена одного из нуклеотидных оснований в ДНК | Неправильный синтез гемоглобина, ограниченное связывание кислорода. Образование серповидных эритроцитов | Особенно распространена в Африке. При гетерозиготных носителях признака – несущественное снижение сопротивляемости организма, но повышенная сопротивляемость по отношению к малярии; у гомозигот обычна смерть в юные годы |
Синдром кошачьего крика | Хромосомная мутация; потеря фрагмента хромосомы в 5-й паре | Неправильное развитие гортани, крики, подобные кошачьим, в раннем детском возрасте, отставание в физическом и умственном развитии | |
Трисомия 21 (болезнь Дауна) | Генная мутация; наличие трех хромосом вместо двух в 21-й паре | Значительно снижена способность к обучению, сокращена длительность жизни | Частота рождения больного ребенка зависит от возраста родителей и увеличивается особенно при беременности после 38-го года жизни |
Гемофилия (кровоточивость) | Генная мутация | Недостаточное развитие факторов свертывания крови (тромбокиназ), сильно затягивающееся время свертывания крови; при ранениях большие потери крови |
«Хромосомные заболевания человека »
Название заболевания | Характерные признаки проявления болезни | Причины возникновения заболевания |
Синдром Дауна | Нарушение роста костей, умственная отсталость, узкие раскосые глаза, маленькие уши, округлая голова, маленький нос, толстые губы, язык высунут наружу, конечности короткие, половые признаки развиты слабо, бесплодие | Нарушение созревания половых клеток у матерей особенно позднородящих, нерасхождение 21 –ой хромосомы |
Синдром Кляйнфельтера | Три половые хромосомы у мужчины ХХY. Задержка полого развития, повышен уровень женских гормонов, умеренное слабоумие, патология легких, нет растительности на лице, высокий рост, длинные руки, короткое туловище, отложение жира по женскому типу, бесплодие обратимо | Нерасхождение хромосом на ранних стадиях дробления зиготы. |
Синдром Шерешевского-Тернера | Отставание в росте, отклонение в строении лица, шеи- крыловидные складки, отсутствие развития или недоразвитость вторичных половых признаков, бесплодие. | Возникшая мутация и как следствие отсутствие одной хромосомы. Хромосомный набор ХО |
Подписи к слайдам:
Наследственные болезни:Классификация наследственных болезнейМоногенные болезниХромосомные болезниПолигенные болезниФакторы риска возникновения наследственных заболеванийПрофилактика и лечение наследственных болезней
План урока:
МОНОГЕННЫЕ
ХРОМОСОМНЫЕ
ПОЛИГЕННЫЕ
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ
Аутосомно-доминантныеАутосомно-рецессивныеСцепленные с полом
геномные мутациихромосомные мутации
Моногенные болезниФенилкетонурия
Серповидно-клеточная анемия
Прогерия
Ашанти 7 лет с мамой.
Прогерия Я начал стареть, жизнь и так коротка.У многих людей она, как река –Несется куда-то в манящую даль,Даруя то радость, то скорбь, то печаль. Моя же подобна скале с водопадом,Что падает с неба серебряным градом;Той капле, которой секунда дана,Лишь чтобы разбиться о камни у дна. Но зависти нет к могучей реке,Что ровно течет по тропе на песке.Удел их один, – закончив скитанья,Покой обрести в морях состраданья. Пусть век мой не долог, судьбы не боюсь,Ведь, в пар превратясь, вновь к небу вернусь. 29 сентября 2000 года Бычков Александр
Гемофилия
Альбинизм
Хромосомные болезниСиндро́м Да́уна
Мать гимнаста Андрея Вострикова, инвалида 1 группы из Воронежа, шестикратного чемпиона Всемирной Специальной Олимпиады в Шанхае, вынуждена собирать пожертвования, прежде всего, через интернет, чтобы сын мог и дальше участвовать в спортивных соревнованиях. Оказывается, спортсменам-олимпийцам с синдромом Дауна не положена государственная поддержка.
Синдром Шерешевского- Тернера
Синдром Клайнфельтера
Выполненная художником с нормальным цветовым зрением
Выполненная художником - дальтоником
Обусловлены взаимодействием определенных комбинаций аллелей разных локусов и экзогенных факторов. Полигенные болезни не наследуются по законам Менделя. Для оценки генетического риска используют специальные таблицы
некоторые злокачественные новообразования, пороки развития, а также предрасположенность к ИБС, сахарному диабету и алкоголизму, расщепление губы и неба, врожденный вывих бедра, шизофрения, врожденные пороки сердца
Физические факторы (различные виды ионизирующей радиации, ультрафиолетовое излучение)Химические факторы (инсектициды, гербициды, наркотики, алкоголь, некоторые лекарственные препараты и др.вещества)Биологические факторы (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др.)
алкоголь
никотин
Наркотические вещества
Действие на гаметы
Замедление роста зародыша
Тормозят развитие нервных клеток
Функциональные расстройства
мутации
Медико-генетическое консультирование при беременности в возрасте 35 лет и старше, наличии наследственных болезней в родословной Исключение родственных браков
ДиетотерапияЗаместительная терапияУдаление токсических продуктов обмена веществМедикаментозное воздействие (на синтез ферментов)Исключение некоторых лекарств (барбитуратов, сульфаниламидов и др.)Хирургическое лечение
Берегите своё здоровье и здоровье своих будущих детей!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс
Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...
Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе
Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...
Разработка открытого урока по природоведению "Человек и окружающая среда" 5 класс.
Данный материал представлен в виде конспекта урока....
Открытый урок по теме «Человек, которым ты восхищаешься». Аудирование. Краткие комментарии
Обобщающий урок по теме "Человек, которым я горжусь"....
Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."
Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...