Открытый урок "Наследственные болезни у человека"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Пономарева Людмила Александровна

«Наследственные болезни человека»

 

Цель урока: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний, меры профилактики их возникновения и возможность лечения

Оборудование: мультимедийная презентация «Наследственные болезни человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc75.5 КБ
Файл nasl.bol_._-_kopiya.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

«Наследственные болезни человека»

Цель урока: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний, меры профилактики их возникновения и возможность лечения

Оборудование: мультимедийная презентация «Наследственные болезни человека»

Организационный момент.

Ход урока:

  1. Побуждения. Мотивация деятельности учащихся (введение в тему). Составление мини текста по опорным терминам. Время 3-5 минут.
  2.  
    Задание: Даны опорные слова, необходимо составить мини рассказ. 3-5 минут, зачитать работы. 
    (организм, факторы, изменения, мутации, ДНК, заболевания, клетка). Заслушать варианты ответов учащихся. Обратить внимание на единую мысль в текстах, перейти в теме урока. 

    II. Осмысление. Изучение нового материала: 

    Действительно, вы правы, главное, что прозвучало в ваших мини рассказах, что многие факторы вызывают изменения в молекуле ДНК (мутации), что приводит к возникновению разных заболеваний. Сегодня на уроке мы будет говорить о наследственных заболеваниях человека. 
    Тема – слайд 1 «Наследственные болезни  человека». 

    Эпиграф – слайд 2 « Быть хорошо рождённым – право каждого человека » 
    Л.Н.Толстой 

  3.      Что такое «наследственные заболевания»? (ответ)  Слайд 3

  4.    
    Сегодня на уроке, мы познакомимся с примерами наследственных заболеваний человека, обратим внимание на их особенности, и выясним, к какому виду мутаций относятся они.

 
Изучение нового материала:

План урока:

(Слайд 4)

  1. Наследственные болезни:
  2. Классификация наследственных болезней
  3. Моногенные болезни
  4. Хромосомные болезни
  5. Полигенные болезни
  6. Факторы риска возникновения наследственных заболеваний
  7. Профилактика и лечение наследственных болезней

  1. Наследственные болезни

- Один из величайших авторитетов рода людского Л.Н. Толстой сказал в романе “Анна Каренина”, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, посмею все же не согласиться с ним до конца. Бесспорно, с социальной точки зрения это так. А с биологической? Исходя из многообразия наследственных признаков, счастье всех счастливых семей столь же разнообразно, отлично друг от друга, как и несчастье несчастных. Такова, увы, жизненная аксиома. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.

                   Каковы причины этих несчастий?

Наследственные болезни связаны с нарушениями в генетическом материале (хромосомными и генными мутациями, возникающими у родителей или самого организма), или определенными комбинациями генов у потомков.

Последствия наследуемых мутаций, фенотипическое их проявление приводит к определенным симптомам болезни. При нарушениях, обусловленных одним геном, аллель, вызывающий нарушения, может быть доминантен по отношению к нормальному аллелю или рецессивен. Такие болезни до сих пор еще не поддаются лечению, но в некоторых случаях  воздействием на них можно  значительно уменьшить проявление симптомов. В этих случаях направленная генетическая консультация становится эффективной мерой.

  1. Классификация наследственных болезней

Выделяются моногенные, хромосомные и полигенные мутации (Слайд 5).

С помощью биохимического метода были обнаружены заболевания генного уровня, т.е. генные мутации.

Всего известно около 1700 наследственных болезней с ферментативным дефектом и 500 болезней неферментативного белка.

  1. Моногенные болезни

(Слайд  - 6)

  • Обусловлены мутациями или отсутствием отдельных генов и наследуются в полном соответствии с законами Менделя (аутосомное или сцепленное с X-хромосомой наследование, доминантное или рецессивное).
  • Хотя распространенность моногенных болезней невысока, полностью они не исчезают.
  •  Для моногенных болезней характерны «молчащие» гены, действие которых проявляется под влиянием окружающей среды.

Группа ребят изучали  генные аномалии

Мокан Дарья  подготовила сообщение о заболевании – фенилкетонурия

 ( Слайд 6-7)

             Фенилкетонурия – лечение и профилактика

Фенилкетонурия на сегодняшний день лечится единственным методом – своевременно организованной диетотерапией, которая основана по принципу ограничения содержащегося в пище фенилаланина. При этом полностью исключаются из рациона продукты, содержащие повышенное количество белка (творог, рыба, мясо, шоколад, крупы, бобовые, яйцо, хлебобулочные изделия, орехи и др.). В лечебном питании больных на ФКУ применяются специализированные продукты зарубежного и отечественного производства.

Для питания детей до года продукты по составу приближены к грудному молоку – смеси «Лофенилак», «Афенилак» и другие. Для старших детей рекомендуется употребление смесей «Максамум-ХР», «Тетрафен», «Фенил-фри». Для больных фенилкетонурией источником жира является сливочное, топлённое и растительное масло. Также включают в рацион соки, сахара, фрукты и овощи. Больные дети постоянно находятся под наблюдением психоневролога и участкового педиатра. Также регулярно контролируют содержание фенилаланина в сыворотке крови по специальному графику.

Следующее заболевание изучила Будаковская Лиза и расскажет нам о серповидно-клеточной  анемии. ( Слайд 8-9)

Охахлина Настя подготовила сообщение о прогерии  ( Слайд 10-11)

А теперь послушаем сообщение о заболевании сцепленном с полом.

 Гемофилия- Баймурзаева Диана ( Слайд 12-14)

Газбекова Милана подготовила сообщение  о заболевании - альбинизм. ( Слайд 15-16)

            Физ.  минутка - Упражнение для глаз « Фигуры». 


1) Нарисовать глазами квадрат, круг, треугольник, овал, ромб по часовой стрелке, а затем - против часовой стрелки.

 2) Посмотрите на кончик носа,  и на самый дальний предмет класса.

 3) Посмотреть в правый верхний угол класса, закрыть глаза на  5 сек. и открыть глаза. 

  1. Хромосомные болезни

  • а. Возникают вследствие изменения числа или структуры хромосом.
  • б. При каждом заболевании наблюдается типичный кариотип и фенотип (например, синдром Дауна).
  • в. Хромосомные болезни встречаются значительно чаще моногенных 

     (6-10 из 1000 новорожденных).

Синдром  Дауна  -  сообщение подготовил Пономарев А. ( Слайд 17-19)

Следующее сообщение о синдроме  Шерешевского-Тернера  -  Толстых Лена  ( слайд 20-21)

Информацию о синдроме  Клайнфельтера  подготовила  Казиянматова М. ( Слайд 22 -23)

5.Полигенные (мультифакториальные) болезни ( Слайд 24)

  1. Обусловлены взаимодействием определенных комбинаций аллелей разных локусов и экзогенных факторов.
  2. Полигенные болезни не наследуются по законам Менделя.
  3. Для оценки генетического риска используют специальные таблицы

Примеры болезней  (Слайд 25) - некоторые злокачественные новообразования, пороки развития, а также предрасположенность к ИБС, сахарному диабету и алкоголизму, расщепление губы и неба, врожденный вывих бедра, шизофрения, врожденные пороки сердца.

Расщелины губы и неба составляют 86,9% от всех врожденных пороков развития лица.

              6. Факторы риска возникновения наследственных заболеваний

( Слайд 26-28 )

  1. Профилактика и лечение наследственных болезней ( Слайд 29)

Генетическая консультация. Поводы для обращения в генетическую консультацию могут быть весьма различными. Обращаться в нее могут, например, родители, если они опасаются рождения у них ребенка с генетически обусловленной болезнью. Генетические исследования позволяют предсказать вероятность такого рода заболеваний, если, например:

  • У родителей имеется генетическое заболевание в роду;
  • Семейная пара уже имеет больного ребенка;
  • В семейной паре жена неоднократно имела выкидыши;
  • Пожилая пара;
  • Имеются родственники, больные генетическими заболеваниями.

Лечение: (Слайд 30)

  • Диетотерапия
  • Заместительная терапия
  • Удаление токсических продуктов обмена веществ
  • Медикаментозное воздействие (на синтез ферментов)
  • Исключение некоторых лекарств (барбитуратов, сульфаниламидов и др.)
  • Хирургическое лечение

Сегодня активно развивается новый метод – генная терапия.  Он может быть использован для исцеления человека с генетически обусловленным заболеванием, или, по крайне мере, для уменьшения тяжести заболевания.

С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены «здоровыми» и болезнь может быть прекращена в результате устранения причины (дефектного гена).  Однако направленное вмешательство в генетическую информацию человека несет опасность злоупотреблений путем манипуляций с зародышевыми клетками, и поэтому активно оспаривается многими.

На уроке вы ознакомились со многими наследственными заболеваниями, убедились, что все они разные, имеют свои характерные особенности, и каждое из этих наследственных заболеваний можно определить и изучить используя определённый метод в генетике.

 

                        9. Закрепление: - работа по индивидуальным карточкам. 


         
Карточка № 1. 
1. Главная часть эукариотической клетки __ __ __ __ 
2. Действие солей тяжёлых металлов  (свинца, ртути), формальдегиды, красители может вызвать в живом организме __ __ __ __ __ __ __ 
3. В состав, каких структур клетки входит молекула ДНК __ __ __ __ __ __ __ __ 
4. Как называется человека, который лишён пигментации __ __ __ __ __ __ __ __
5. Группа генов, полученная от родителей называется __ __ __ __ __ __ __ 
6. Если происходят увеличение Х хромосомы в 21 паре хромосом, то это синдром __ __ __ __ __ 
7. Наука, изучающая наследственность организма __ __ __ __ __ __ __ __ 
8. Название женской гаметы __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 

Карточка № 2. 
1. Какая структура клетки содержит хромосомы __ __ __ __ 
2. Как называется пигмент, входящий в состав кожи, волос __ __ __ __ __ __ __ 
3. Как называются нитевидные структуры, в которых храниться наследственная информация __ __ __ __ __ __ __ __ __ 
4. Свойство организмов, сохранять и передавать признаки из поколения в поколение __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 
5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __ 
6. Как называются признаки, которые проявляются у организма __ __ __ __ __ __
7. Название половой клетки женского организма __ __ __ __ __ __ __ __

Карточка № 3. 
1. Женская гамета __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 
2. Действие ультрафиолетовых, рентгеновских, радиоактивных лучей может вызвать в организме __ __ __ __ __ __ __ 
3. У здорового человека в генотипе 46 __ __ __ __ __ __ __ __ 
4. Наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови __ __ __ __ __ __ __ __ __ 
5. Округлое тельце клетки __ __ __ __ 
6. Если генотип пишут заглавной латинской буквой, например А, то это указывает на то, что данный признак __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 
7. Какой метод генетики позволяет изучать рождение двойняшек, близнецов 
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 

Карточка № 4. 
1. Как называется женская половая клетка __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 
2. Как называются изменения в генетическом материале организма __ __ __ __ __ __ __ 
3. Как называется наследственное заболевание, связанное с преждевременным старением организма __ __ __ __ __ __ __ __ 
4. Если рождается 2, 3 ребёнка одного пола (мальчики или девочки), то их называют __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 
5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __ 
6. В генетике существуют альтернативные признаки: рецессивный и 
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
7. Жидкая часть клетки __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 


Наследственных заболеваний очень много, постоянно учёные открывают всё новые и новые. Однако мы видим, что огромные шаги по защите наследственности человека или её «улучшению» уже сделаны. Но генетики продолжают работать. И современные медицинские генетики дают в руки не только медицине, но и всему обществу оружие для избавления от накопленной в предыдущих поколениях наследственной патологии и предотвращения наследственной угрозы от факторов окружающей среды. 

И в конце урока я хотела бы вернуться к словам эпиграфа, которые звучал в начале урока «Быть хорошо рождённым – право каждого человека» Л.Н.Толстой. 
И самое главное вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь.

 . Ребята, мы иногда встречаемся с людьми, имеющими различные нарушения: физические или психические. Мне очень хочется надеяться,  зная причины таких заболеваний, вы будете гуманнее, добрее и относиться к ним как к равным.  


Подведение итогов работы на уроке.

Учитель. Ребята, вы понимаете, что урок у нас получился далеко не развлекательный.  Однако  хочу переключить ваше внимание на этот фильм.

Рефлексия. Хромосома настроения.

Спасибо за урок. Будьте здоровы!!!

Завершающий синквейн, сотворчество с учениками

Человек 
Разумный, несовершенный.
Живет, созидает, страдает.
Он, конечно, достоин счастья!
Бесспорно

Генетически обусловленные болезни

Заболевание

Причина возникновения

Проявление

Лечение

Фенилкетонурия (ФКУ)

Генная мутация – замена одного нуклеотидного основания в ДНК

Нарушение расщепления фенилаланина; этим обусловлено слабоумие, вызываемое гиперфенилаланинемией

При своевременно назначенной и соблюдаемой диете (питание, обедненное фенилаланином) и применении определенных медикаментов, клинические проявления этого заболевания практические отсутствуют

Серповидно-клеточная анемия

Генная мутация; замена одного из нуклеотидных оснований в ДНК

Неправильный синтез гемоглобина, ограниченное связывание кислорода. Образование серповидных эритроцитов

Особенно распространена в Африке. При гетерозиготных носителях признака – несущественное снижение сопротивляемости организма, но повышенная сопротивляемость по отношению к малярии; у гомозигот обычна смерть в юные годы

Синдром кошачьего крика

Хромосомная мутация; потеря фрагмента хромосомы в 5-й паре

Неправильное развитие гортани, крики, подобные кошачьим, в раннем детском возрасте, отставание в физическом и умственном развитии

Трисомия 21 (болезнь Дауна)

Генная мутация; наличие трех хромосом вместо двух в 21-й паре

Значительно снижена способность к обучению, сокращена длительность жизни

Частота рождения больного ребенка зависит от возраста родителей и увеличивается особенно при беременности после 38-го года жизни

Гемофилия (кровоточивость)

Генная мутация

Недостаточное развитие факторов свертывания крови (тромбокиназ), сильно затягивающееся время свертывания крови; при ранениях большие потери крови

«Хромосомные заболевания человека »

Название заболевания

Характерные признаки проявления болезни

Причины возникновения заболевания

Синдром Дауна

Нарушение роста костей, умственная отсталость, узкие раскосые глаза, маленькие уши, округлая голова, маленький нос, толстые губы, язык высунут наружу, конечности короткие, половые признаки развиты слабо, бесплодие

Нарушение созревания половых клеток у матерей особенно позднородящих, нерасхождение 21 –ой хромосомы

Синдром Кляйнфельтера

Три половые хромосомы у мужчины ХХY. Задержка полого развития, повышен уровень женских гормонов, умеренное слабоумие, патология легких, нет растительности на лице, высокий рост, длинные руки, короткое туловище, отложение жира по женскому типу, бесплодие обратимо

Нерасхождение хромосом на ранних стадиях дробления зиготы.

Синдром Шерешевского-Тернера

Отставание в росте, отклонение в строении лица, шеи- крыловидные складки, отсутствие развития или недоразвитость вторичных половых признаков, бесплодие.

Возникшая мутация и как следствие отсутствие одной хромосомы. Хромосомный набор ХО



Подписи к слайдам:

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА « Быть хорошо рождённым – право каждого человека »  Л.Н.Толстой
Наследственные болезни:Классификация наследственных болезнейМоногенные болезниХромосомные болезниПолигенные болезниФакторы риска возникновения наследственных заболеванийПрофилактика и лечение наследственных болезней
План урока:
МОНОГЕННЫЕ
ХРОМОСОМНЫЕ
ПОЛИГЕННЫЕ
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ
Аутосомно-доминантныеАутосомно-рецессивныеСцепленные с полом
геномные мутациихромосомные мутации
Моногенные болезниФенилкетонурия
Серповидно-клеточная анемия
Прогерия
Ашанти 7 лет с мамой.
Прогерия Я начал стареть, жизнь и так коротка.У многих людей она, как река –Несется куда-то в манящую даль,Даруя то радость, то скорбь, то печаль. Моя же подобна скале с водопадом,Что падает с неба серебряным градом;Той капле, которой секунда дана,Лишь чтобы разбиться о камни у дна.   Но зависти нет к могучей реке,Что ровно течет по тропе на песке.Удел их один, – закончив скитанья,Покой обрести в морях состраданья. Пусть век мой не долог, судьбы не боюсь,Ведь, в пар превратясь, вновь к небу вернусь.                             29 сентября 2000 года Бычков Александр
Гемофилия
Альбинизм
Хромосомные болезниСиндро́м Да́уна
Мать гимнаста Андрея Вострикова, инвалида 1 группы из Воронежа, шестикратного чемпиона Всемирной Специальной Олимпиады в Шанхае, вынуждена собирать пожертвования, прежде всего, через интернет, чтобы сын мог и дальше участвовать в спортивных соревнованиях. Оказывается, спортсменам-олимпийцам с синдромом Дауна не положена государственная поддержка. 
Синдром Шерешевского- Тернера
Синдром Клайнфельтера
Выполненная художником с нормальным цветовым зрением
Выполненная художником - дальтоником
Обусловлены взаимодействием определенных комбинаций аллелей разных локусов и экзогенных факторов. Полигенные болезни не наследуются по законам Менделя. Для оценки генетического риска используют специальные таблицы
некоторые злокачественные новообразования, пороки развития, а также предрасположенность к ИБС, сахарному диабету и алкоголизму, расщепление губы и неба, врожденный вывих бедра, шизофрения, врожденные пороки сердца
Физические факторы (различные виды ионизирующей радиации, ультрафиолетовое излучение)Химические факторы (инсектициды, гербициды, наркотики, алкоголь, некоторые лекарственные препараты и др.вещества)Биологические факторы (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др.)

алкоголь
никотин
Наркотические вещества
Действие на гаметы
Замедление роста зародыша
Тормозят развитие нервных клеток
Функциональные расстройства
мутации
Медико-генетическое консультирование при беременности в возрасте 35 лет и старше, наличии наследственных болезней в родословной Исключение родственных браков
ДиетотерапияЗаместительная терапияУдаление токсических продуктов обмена веществМедикаментозное воздействие (на синтез ферментов)Исключение некоторых лекарств (барбитуратов, сульфаниламидов и др.)Хирургическое лечение
Берегите своё здоровье и здоровье своих будущих детей!
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс

Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе

Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...

Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."

Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...