статья "Использование ИКТ на уроках биологии"
статья по биологии на тему
Статья содержит теоретические основы использования ИКТ на уроках биологии и методическую разработку урока зоологии с использованием ИКТ "Тип кишечнополостные. Пресноводная гидра" (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 152.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НАУРОКАХ БИОЛОГИИ
Выполнил учитель биологии
МБОУ СОШ №10:
Смирнова Екатерина Владимировна
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Глава 2. Применение ИКТ на уроках биологии
на примере урока «Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра», 7 класс
ВВЕДЕНИЕ
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму.
(древняя китайская мудрость)
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики.
В настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе мультимедийных пособий.
Цель работы: изучить возможности использования ИКТ на уроках биологии.
Объект изучения: процесс обучения биологии в средней общеобразовательной школе.
Предмет изучения: ИКТ в образовательном процессе.
Исходя из цели проекта, были разработаны следующие задачи:
- Определить преимущества мультимедийных технологий по сравнению с традиционными.
- Изучить различные методические приемы использования мультимедийных технологий на уроках биологии.
- Рассмотреть структуру мультимедийного урока.
Гипотеза: использование ИКТ на уроках биологии может стать методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными
Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Информационные технологии позволяют:
• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
• рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
• изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
• представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать различные ЭОР, которые помогают решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету,
• систематизировать усвоенные знания,
• психологически настроить на атмосферу экзамена,
• натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
• сформировать навыки самоконтроля,
• сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
• обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Можно использовать следующие методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:
- Контроль знаний (компьютерные тестирования и т.п.)
- Объяснение нового материала (использование мультимедийных пособий, презентаций, фотографий, видеофрагментов и т.п.)
- Закрепление изученного материала
Конспекты уроков можно оформить при помощи текстового редактора Microsoft Word.
Программа Microsoft Excel позволяет составлять диаграммы наглядные отчеты, анализировать определенные изменения, прослеживать тенденции в развитии чего-либо и многое другое.
Демонстрация материала возможна благодаря программе Microsoft PowerPoint. Элементы визуального ряда для сопровождения урока можно взять в сети Internet или из источников литературы (энциклопедии, справочники и т.д).
Современные компьютерные технологии позволяют изготавливать учебные видеофильмы с мультипликационными вставками.
Медиа – коллекция, включающая в себя большое количество представителей по всем царствам живой природы позволяет сделать урок информативным и наглядным.
Формы использования ИКТ на уроках биологии:
- Использование готовых электронных продуктов
- Использование мультимедийных презентаций
- Использование ресурсов сети Интернет
- Использование программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски)
- Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
Метод проектов получил в последнее время широкое признание. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. В ходе данной деятельности учащиеся не только обобщают и систематизируют полученные знания, но и получают навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности оформляются в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на конференции.
В последнее время наблюдается и массовое внедрение Интернет в школьное образование, постепенно он становится все более доступным в образовательном процессе. Ресурсы Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме. Использование Интернет ресурсов повышает уровень проведения занятий, мотивацию учащихся к обучению, улучшает качество знаний.
Выводы по главе 1
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника на разных этапах урока; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Глава 2. Применение ИКТ на уроках биологии
на примере урока «Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра», 7 класс
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и образа жизни кишечнополостных животных на примере пресноводной гидры.
Задачи:
- Сформировать знания о строении и образе жизни пресноводной гидры.
- Формирование умений работать с микропрепаратами.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Таблица «Пресноводная гидра, мультимедийный проектор, презентация «Пресноводная гидра», микроскопы, микропрепарат «Гидра».
Ход урока:
- Актуализация знаний.
Какие функции может выполнять клетка? Всегда ли клетка – это один организм? Каких многоклеточных животных вы можете назвать?
II. Изучение нового материала
Объяснение учителя: Тип кишечнополостных объединяет 9 тыс. видов двухслойных, многоклеточных организмов с лучевой симметрией тела (гидры, медузы, кораллы). Наружный слой их клеток называется эктодермой (экто - наружный, дерма - кожа), а внутренний – энтодермой (энто - внутренний). Эктодерма выполняет покровную и защитную функции, а энтодерма – функции переваривания пищи.
Большинство кишечнополостных живет в морях и океанах. Они подразделяются на 3 класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.
Основные особенности кишечнополостных – 2 слоя клеток, лучевая симметрия и наличие стрекательных клеток. Впервые появляются 2 типа ткани. Полость тела у них имеет вид мешочка. Заднепроходного отверстия нет. Непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу через рот, окруженный щупальцами. Пищеварение происходит непосредственно в кишечной полости и внутри клетки. У всех кишечнополостных на эктодерме имеются особые стрекательные клетки. У них уже есть и своеобразная нервная система. Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют нервную сеть.
Размножаются кишечнополостные как бесполым (почкование), так и половым путями. Они являются как раздельнополыми организмами, так и гермафродитами. Питаются кишечнополостные мелкими водными организмами и мальками рыб.
Многие кишечнополостные обладают способностью к регенерации (восстановление утраченных частей тела). Например, при повреждении тела гидры промежуточные клетки начинают усиленно расти, и раненное место восстанавливается.
Кишечнополостные живут, свободно плавая в воде, или прикрепляются к различным подводным предметам. Малоподвижные кишечнополостные представлены полипами, а свободноплавающие – медузами. Среди кишечнополостных есть виды, образующие колонии (колониальные красные кораллы). Малоподвижные кишечнополостные прикрепляются под водой к различным предметам или к телу других животных (раковины моллюсков, панцири раков) при помощи подошвы. (слайд 12)
К классу гидроидных относятся пресноводные гидры и морские колониальные полипы, например обелия.
Внешнее строение гидры.
Тело гидры в виде тонкого продолговатого мешочка длиной всего от 2–3 мм до 1 см прикрепляется к растению или другому субстрату нижним концом. Нижняя часть тела называется подошвой. На другом конце тела гидры расположен рот, окруженный венчиком из 6–8 щупалец. (слайд 13)
Работа с микропрепаратом. Рассмотрите внешнее строение гидры.
Зарисуйте в тетрадь внешнее строение гидры, подпишите части тела.
Клеточное строение гидры.
Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. Между ними имеются слабо дифференцированные клетки. Полость, образованная этим мешком, называется кишечной. (слайд 14)
Заполняем схему «Клетки эктодермы» (учащиеся выписывают в тетрадь клетки эктодермы в виде схемы)
Работаем самостоятельно. Заполнить схему «Клетки энтодермы» (учащиеся самостоятельно выполняют задание, пользуясь учебником и презентацией)
Какие процессы жизнедеятельности характерны для живых организмов? (ответы учащихся)
Рассмотрите процесс движения гидры.
Рассмотрите строение нервной системы. Какой тип нервной системы характерен для гидры? (ответы учащихся – диффузный) (слайд 16)
Питание.
Гидра – активный хищник. Если гидра голодна, ее тело вытягивается во всю длину и щупальца свисают вниз. Проглоченная гидрой пища раздражает чувствительные клетки энтодермы. В ответ на раздражение они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием происходит частичное переваривание пищи. (слайд 17, 18)
Размножение
Размножается гидра половым и бесполым (почкование) путями. Почкуется она обычно летом. К осени в теле гидры образуются мужские и женские половые клетки, и происходит оплодотворение (слайд 19,20)
Регенерация.
25 сентября 1740 года Абраам Трамбле разрезал гидру на две части. Обе части после операции продолжали жить. Из одного куска, названного Трамбле "головой", выросло новое тело, а из другого - новая "голова". Спустя 14 дней после эксперимента возникли два новых живых организма. (слайд 21)
III. Закрепление изученного.
Выберите правильные утверждения.
- Среди кишечнополостных животных есть представители с лучевой и двусторонней симметрией тела.
- Все кишечнополостные имеют стрекательные клетки.
- Все кишечнополостные – пресноводные животные.
- Наружный слой тела кишечнополостных образован кожно-мускульными, стрекательными, нервными и промежуточными клетками.
- Передвижение гидры происходит благодаря сокращению стрекательных нитей.
- Все кишечнополостные – хищники.
- У кишечнополостных два типа пищеварения – внутриклеточное и внеклеточное.
- Гидры не способны реагировать на раздражения. (слайд 22)
Заполните таблицу.
Способ размножения | Условия окружающей среды | Биологическое значение |
(слайд 23)
IV. Домашнее задание.
Изучить параграф.
Выводы по главе 2
Использование ИКТ на уроке зоологии «Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра» позволяет подобрать иллюстративный материал в необходимом объеме, что способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме, экономит время на уроке, позволяет организовать активную работу учащихся на уроке, позволяет организовать закрепление материала.
Преимущество уроков биологии с использованием компьютера состоит в том, что с их помощью можно реализовать идею индивидуального, дифференцированного процесса обучения, реально подготовить ребят к активной работе в современных условиях и жизни в информационном обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение ИКТ на уроках биологии может стать методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.
ИКТ на уроке могут рассматриваться: как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования; как возможность личностно-ориентированного подхода; как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:
- Контроль знаний (компьютерные тестирования и т.п.)
- Объяснение нового материала (использование мультимедийных пособий, презентаций, фотографий, видеофрагментов и т.п.)
- Закрепление изученного материала
Школа должна подготовить своих выпускников к жизни и деятельности в информационном обществе. Использование ИКТ на уроках биологии – это маленькая крупица в подготовке учащихся к будущей жизни в информационном обществе. Использование ИКТ способствует повышению интереса учащихся к урокам биологии, создает устойчивую мотивацию к учебной деятельности.
Использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие / И.Г. Захарова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия , 2008.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2005.
- Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2006.
- Современные информационные технологии в науке и образовании: Учеб. пособие / ред.: А.А. Деркач; сост. В.Н. Марков. - М.: Изд-во РАГС, 2007.
- Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2006.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. Ч.1. Основы информатики и информационных технологий: Учеб. пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Использование растений на уроках биологии"
Использование растений на уроках биологии в 6, 9-11 классах при изучении тем : "Лист", "Видоизменения листьев", "Видоизменения корней", "Конвергенция и дивергенция" и т.д....
Статья "Использование ИКТ в преподавании биологии"
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-72017-1477853291.jpg)
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-72017-1477853291.jpg)
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
статья "Использование ИКТ на уроках биологии"
статья об использовании ИКТ на уроках биологии (обобщение опыта)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-927529-1495734400.jpg)
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы) Смирнова Е.П., учитель биологии ГБОУ гимназия № 446
О неумолимом беге времени и неизбежных переменах в жизни людей, с ним связанных, писал А. Тарковский: « Всё меньше тех вещей, среди которых я в детстве жил, на свете остается&helli...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-1446123-1671978383.jpg)
СТАТЬЯ Использование ИКТ на уроках биологии, как способ повышения мотивации обучающихся с ОВЗ
СТАТЬЯ Использование ИКТ на уроках биологии, как способ повышения мотивации обучающихся с ОВЗ...