Презентация и разработка урока по биологии в 7 классе
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Разработка урока
Презентация ( слайды)
Самоанализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока биологии | 48 КБ |
самоанализ урока | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих.
Цель урока: выявить общие черты млекопитающих, изучить особенности внешнего строения.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.
Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда; формировать у учащихся бережное отношение к живой природе.
Ход урока
I.Организационный момент (1 мин).
Здравствуйте ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, сядьте правильно и приступим к работе.
II.Актуализация знаний.
В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Часть классов мы уже изучили, и последний изученный нами класс был? (ответы ребят – птицы).
Ребята! Посмотрите на слайд 3 и найдите животных, которых мы ещё не изучали. Подумайте, почему?
Каких из представленных животных мы изучили? К каким классам они относятся? (пресмыкающиеся, птицы).
Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к этим классам?
III.Изучение нового материала.
- Постановка проблемы и создание проблемной ситуации.
Слайд 4
Что же есть такого особенного в этих животных? (они отличаются от всех остальных).
Проблема: Почему их выделили в особый класс?
Поэтому на сегодняшнем уроке мы и будем изучать «Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих» (записывают тему урока). Слайды 1,2 Какова цель?
Посмотрите, какое многообразие млекопитающих, и это ещё не все отряды. На сегодняшний день насчитывается 4,5 тыс. видов (запись в тетрадь). Слайды 5,6,7
2)Выдвижение гипотезы.
Давайте выдвинем гипотезу. Слайд 8
Если млекопитающие занимают все основные среды обитания на Земле, значит, у них есть какие-то прогрессивные черты организации, которые им в этом помогли.
3)Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы.
Гипотезу нужно проверить, т.е. подтвердить фактами.
Для установления общих признаков млекопитающих обратимся к тексту учебника (самостоятельная работа со статьей учебника «Общая характеристика млекопитающих» стр. 224-225).
Давайте, используя свой жизненный опыт, свои знания, а также статью учебника, попытаемся сформулировать общие отличительные признаки млекопитающих. Сверьтесь со слайдом 9, все ли признаки вы отметили.
1) Высшие позвоночные животные.
2) Теплокровные (постоянная температура тела).
3) Тело покрыто шерстью (волосяным покровом).
4) Имеются кожные железы (потовые, сальные, млечные, пахучие).
5) Рождают живых детенышей и выкармливают их молоком.
6) Обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями.
7) Имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты).
8) Размеры от 4 см до 33 метров, масса от 0,1 граммов до 150 тонн. Слайд 10
Таким образом, Млекопитающие составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей - самая прогрессивная группа животных.
4) Особенности внешнего строения млекопитающих (рассказ учителя).
Слайд11 Тело состоит из головы, туловища, хвоста; хорошо развита шея. Две пары конечностей, которые расположены под туловищем.
Какое это имеет значение? (тело поднимается над поверхностью земли).
Слайд 12
На голове развиты подвижные ушные раковины (наружные уши); рот окружён подвижными губами. Глаза предохраняют хорошо развитые веки. По их наружным краям расположены ресницы. Мигательная перепонка (третье веко) у млекопитающих недоразвита.
Покровы
А) Рассмотрим строение кожи (рассказ учителя). Слайд 14
Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. Состоит из основных слоёв: эпидермиса (наружного слоя), дермы и подкожной клетчатки. В подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества. У позвоночных эпидермис многослойный. Нижний слой клеток эпидермиса производит новые слои клеток на протяжении всей жизни. Клетки верхних слоев эпидермиса превращаются в роговые чешуйки, которые сбрасываются путем отшелушивания или линьки. В дерме проходят кровеносные сосуды (питают клетки кожи), нервы (обеспечивают чувствительность кожи), клубочки потовых желез, луковицы волоса.
Чем покрыто тело млекопитающих?
У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть). Слайд 14
Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы (образующие подшерсток). Особо выделяют жесткие длинные волосы – вибриссы. Слайд 15 Вибриссы – длинные жёсткие волосы, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию. Видоизменениями волос являются щетина (кабана) и иглы (дикобраза и ежа). Лишь немногие из млекопитающих утратили волосяной покров, например дельфины. Волосяной покров периодически меняется. Смена волос (линька), у некоторых животных бывает два раза в год. Другие линяют только раз в год: весной у них выпадает старый мех, летом развивается новый, который окончательно созревает к осени (суслик). Слайд 16
Роговыми производными эпидермиса – верхнего слоя кожи являются:
- ногти, - когти, - копыта, - рога, - волосы (слайд 17 ).
В коже млекопитающих хорошо развиты железы разных типов: (рассказ учителя, типы желез, их функции). Слайд 18
- Потовые железы (выведение продуктов обмена веществ, терморегуляция).
- Сальные железы (смазывание шерсти, защита от снашивания и намокания).
- Пахучие железы (общение между особями, для мечения территории).
- Млечные железы (вскармливание детенышей).
Млечные железы возникли как видоизменение потовых желез.
5)Физкультминутка.
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только вовремя сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.
А) Упражнения для глаз.
На листе ватмана изображают фигуру животного. Во время физкультминутки дается задание: обвести контуры животного взглядом по часовой стрелке и против.
Б) Комплекс упражнений для глаз.
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальные вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против.
Будьте здоровы!
6)Инструктивная карта (ответьте на вопросы и заполните таблицу).
Ребята! Вам на дом было задано рассмотреть внешнее строение своих домашних животных.
Лабораторная работа Слайды 19-24
«Внешнее строение млекопитающих»
IV. Применение знаний.
Учащиеся выполняют тест, самопроверку. Слайды 25,26
Слайды 27-28 Проверьте свои ответы.
V. Домашнее задание. Слайд 31
п. 55, ответить на вопросы: 1) У какого млекопитающего нет глаз?
2) Почему в сильную жару собака высовывает язык?
По желанию: - подготовить сообщение о роли вибрисс в жизни млекопитающих;
- нарисовать рисунки животных.
VI. Рефлексия: Какие открытия сделали на уроке? Слайд 29
- Я запомнил, что:
- Меня удивило, что:
- Я впервые узнал, что:
VII. Подведение итогов. Слайд 30
Мы достигли нашей поставленной цели, подтвердили гипотезу, и на последующих уроках будем продолжать изучать этих животных, используя знания, полученные на этом уроке.
Выставление оценок. Слайд 32.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по биологии на тему «Класс Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих».
Урок проведен в 7 классе. В классе 6 обучающихся. Качество знаний составляет 70 %, успеваемость 100%. Один ученик занимается по программе 7 вида (Панов Дима).
Данный урок является первым в теме: «Млекопитающие» и логическим завершением в разделе «Тип Хордовые».
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Цель урока: выявить общие черты млекопитающих, изучить особенности внешнего строения.
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных.
Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда; формировать у учащихся бережное отношение к живой природе.
Цели и задачи урока даны комплексно и взаимосвязаны между собой. В них учтены возрастные и личностные особенности учащихся: способности к логическому мышлению, обобщению, интерес к предмету, доброжелательных отношений в классе и с учителем, а также возможная необходимость оказания помощи более слабым ученикам при решении заданной проблемной ситуации и усвоении новых знаний.
Структура занятия соответствует структуре урока усвоения новых знаний. Постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности способствуют развитию познавательного интереса учащихся и лучшему восприятию учебной информации. На протяжении всего урока мною соблюдалась логика изложения учебной информации, которая сопровождалась с показом слайдов. Между всеми этапами урока была осуществлена последовательная и логическая связь.
Организационный момент. Прошел быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
На этапе актуализации знаний я старалась логически подвести учащихся к теме урока путём постановки проблемных вопросов. Работа с иллюстрациями слайда дала возможность подвести ребят к изучению новой темы.
Освоение содержания нового материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно организовывали поиск информации из разных источников (учебник, рисунки, наглядный материал), применяли ранее усвоенное и овладевали опытом творческой деятельности.
Использовала различные методы закрепления материала: ответы на вопросы, беседу, лабораторную работу, которая позволит выявить первичные навыки усвоения нового материала.
В ходе всех этапов урока использовала различные методы для развития логического мышления:
- отвечать на поставленные вопросы;
- делать выводы;
- сравнивать;
- работать с иллюстрацией на слайдах;
- выдвигать гипотезы.
Данные формы работы также направлены на отработку навыков учебного труда и формирование коммуникативной культуры учащихся. Деятельность обучающихся в ходе урока была преобразующей, так как учащимися осуществлялось прохождение всех уровней обучения (различение, запоминание, понимание).
Использовались различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную. С этой целью развития познавательного интереса и мотивации к учению мною использовались на уроке презентация, постановка проблемного вопроса, разнообразные виды деятельности.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установлении духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в создании благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядке, формировании внешней и внутренней мотивации учащихся, осуществляя индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. Важно и проведение физкультминутки, которая необходима для физического и психического отдыха.
На этапе самостоятельного применения знаний учащиеся выполняли проверочный тест, что способствовало закреплению изученного материала.
Домашнее задание имело творческий характер и было дифференцировано (обязательное и по выбору).
Была проведена рефлексия и самооценка учениками своей учебной деятельности.
Цель урока можно считать достигнутой, так как учащиеся были максимально включены в учебную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс
Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....
Разработка урока по биологии 7 класс
Разработка урока по биологии в 7 классе "Размножение и развитие рыб"...
Разработка урока по биологии 9 класс
Разработка урока по биологии в 9 классе "Круговорот веществ в биосфере"...
Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."
1. Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2. Предмет биология3....
Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"
Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции, значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...