Методические рекомендации к серии уроков раздела "Основы цитологии"
методическая разработка по биологии (9, 10 класс)
Данный проект включает в себя комплекс слайдов по теме «Основы цитологии» с иллюстрациями, видеоматериалами и интерактивными заданиями для учащихся. Разработано для оборудования MIMIO.
С титульного слайда переход осуществляется через гиперссылки на следующие разделы проекта(уроки):
1. История цитологии. Клеточная теория
2. Методы исследования в цитологии.
3. Неорганические вещества клетки.
4. Вода в составе живых организмов
5. Особенности строения клеток живых организмов
6. Строение органоидов клетки
В связи с ограничениями по размеру файла все остальные материалы к урокам находятся на российской версии сайта mimio - http://www.mimio-edu.ru/projects
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_tsitologii._metodicheskie_rekomendatsii.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивный проект к урокам биологии
для учащихся 9, 10 классов
«Основы цитологии»
Автор: Заговорчева Нина Евгеньевна
учитель биологии и химии
ГОУ Центр образования №100
Выборгский район
2010-2013
Санкт-Петербург
Данный проект включает в себя комплекс слайдов по теме «Основы цитологии» с иллюстрациями, видеоматериалами и интерактивными заданиями для учащихся.
С титульного слайда переход осуществляется через гиперссылки на следующие разделы проекта:
- История цитологии. Клеточная теория
- Методы исследования в цитологии.
- Неорганические вещества клетки.
- Вода в составе живых организмов
- Особенности строения клеток живых организмов
- Строение органоидов клетки
В 6 и 7 классе возможно использование слайдов разделов 1 и 5 по усмотрению учителя.
В 8 классе также возможно выборочное использование информации о строении клетки животного организма, работа с интерактивными заданиями по строению клетки.
В 9 и 10-11 классах учащиеся знакомятся с разделом «Общая биология», значимой частью которого является раздел «Основы цитологии».
Полностью использовать ресурс данного проекта, учитывая федеральные программы для общеобразовательных учебных заведений по биологии, возможно при обучении учащихся 10 классов. Для учащихся 9 классов невостребованными могут остаться некоторые слайда разделов 1,2,5 и разделы 3,4 данного проекта.
В данном проекте сделан акцент на происхождении терминов и понятий, что позволяет учащимся лучше понимать и запоминать биологический язык без «зубрежки» малопонятных терминов. Возле латинских и греческих слов везде дается перевод, НО перевод слов всегда спрятан за шторку, что позволяет учащимся сначала попробовать самим перевести слова и объяснить происхождение термина (понятия). Подобный поисково-дедуктивный метод позволяет активизировать учащихся, помогает им лучше усваивать материал, приучает их работать впоследствии с любым термином самостоятельно, учит формулировать определения, прививает интерес к познанию.
Разделы проекта запускаются как через гиперссылки с титульного слайда, так и открытием необходимого раздела напрямую.
Внутри разделов встречаются гиперссылки на анимированные gif – рисунки, переход по слайдам внутри раздела осуществляется последовательно через средства управления mimio.
Видеофрагменты, в основном, вставлены и запускаются внутри слайда.
Работа с учащимися ведется в полноэкранном режиме.
Описание работы внутри разделов проекта.
Раздел 1. История цитологии.
Слайд 1.
Является титульным слайдом раздела. Представлены слова citos и logos - учащимся предлагается вспомнить перевод слов, дается возможность самостоятельно сформулировать определение науки цитологии. Перевод слов скрыт под подвижными прямоугольниками, совпадающими по цвету с фоном слайда.
Слайд 2.
Левый верхний угол несет информацию о времени открытия – указан век.
На слайде предложена информация об истории открытия растительных и животных клеток.
Учитель обращает внимание на портреты ученых, даты совершенных открытий и просит внимательно просмотреть видеофрагмент и дать ответ на вопросы обозначенные на слайде – какие открытия совершили Р. Гук и А. ван Левенгук?
ДЛЯ ПРОСМОТРА ВИДЕОФРАГМЕНТА НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ ЕГО РАЗМЕР! (Видео является неблокированным и растягивается на экран, временно закрывая портреты ученых. На экране остается заголовок слайда и ниже во всю ширину экрана раскрывается видео. Во время просмотра желательно сделать паузу - заострив внимание учащихся на оригинальной конструкции микроскопа Левенгука.)
По окончании просмотра видеофрагмент снова надо уменьшить и учащиеся дают ответы на вопросы о вкладе этих ученых. Правильные ответы скрыты под подвижными прямоугольниками со знаками вопроса и легко передвигаются стилусом за пределы слайда.
Учащимся дается время откорректировать записанную информацию.
Слайд 3.
Левый верхний угол несет информацию о времени открытия – указан век.
Ниже по центру указаны имена двух ученых, неблокированное видео и вопрос позволяющий обобщить информацию с двух слайдов.
Задание учащимся – на основе видеофрагмента дать ответ на вопрос о том, какие открытия совершили Р. Броун и Т. Шванн.
Затем видео сворачивается (можно отправить в корзину) и под ним находятся портреты ученых, дата и описание открытия.
Только после этого логично обратить внимание на вопрос, находящийся внизу слайда, и предложить учащимся сформулировать к какой точке зрения на живые организмы придут ученые после открытий совершенных в 18-19 веках.
Слайд 4.
Левый верхний угол несет информацию о времени открытия – указан век.
На слайде дана информация о времени и авторах клеточной теории. Указано основное положение клеточной теории.
Слайд 5.
Левый верхний угол несет информацию о времени открытия – указан век.
На слайде дана информация об открытиях, позволивших дополнить и расширить клеточную теорию.
При работе со слайдом возможно использование инструмента «прожектор» для концентрации внимания учащихся. Форма прожектора - скругленный прямоугольник.
Слайд 6.
На слайде представлена информация об открытиях Беляева и Бэра.
Учащимся предлагается сделать собственный вывод – каким положением возможно дополнить клеточную теорию, на основании открытий совершенных учеными 19 века.
Слайд 7.
На слайде предлагается полностью сформулированная современная клеточная теория.
При работе со слайдом логично использование инструмента «затемнение» для концентрации внимания учащихся.
Раздел 2. Методы исследований в цитологии.
Слайд 1.
Титульный слайд. Желательно предложить учащимся вспомнить, в чем будет состоять сложность изучения клеток, исходя из особенностей их строения.
Слайд 2.
На слайде перечислены методы исследования клеток в следующем порядке:
- Микроскопия
- Ультрацентрифугирование
- Замедленная кино- и фотосъемка
- Радиоактивные метки
- Создание культуры клеток
- Моделирование, эксперимент
- Хроматография
- Рентгеноструктурный анализ
Учащимся можно заранее выдать темы мини-сообщений по данным методам исследований клеток живых организмов. В таком случае слайд поможет наглядно систематизировать изучаемый материал.
Слайд 3.
Представлены разные варианты световых микроскопов. Указан принцип работы светового микроскопа.
Слайд 4.
Представлен видеофрагмент по истории микроскопии – от микроскопа Гука до электронного микроскопа. Сформулирован принцип работы электронного микроскопа.
Слайд 5.
В предложенном задании по разделам 1и 2! Учащимся необходимо совместить фамилию ученого с его открытием или высказыванием и назвать неуказанную фамилию ученого.
Подсказка: одна из перечисленных фамилий является лишней.
Раздел 3. Неорганические вещества клетки.
Слайд 2.
На слайде представлена информация об основных группах, на которые подразделяются химические элементы в живых организмах.
Биогенные элементы.
Учащимся предлагается объяснить значение термина «биогенные» и затем на основе ответа высказать мнение о том, какие вещества относятся к «создающим жизнь». За шторками возле термина указаны сами элементы и их суммарная доля в клетке.
Учащимся дается время для записи информации (по необходимости).
Шторки закрыть (для концентрации внимания на следующей группе веществ).
Макроэлементы.
Микроэлементы.
Ультрамикроэлементы.
Работа ведется аналогичным образом по схеме:
- Выяснение значения термина.
- Знакомство с элементами
- Сведения о количественном содержании элементов в живых организмах.
Слайд 3.
Учащимся предложена диаграмма соотношения химических элементов в живых организмах и вопрос – чем обусловлено такое соотношение? Данный слайд предоставляет возможность более наглядно продемонстрировать разницу в количественном соотношении элементов в живых организмах.
Слайд 4.
Интерактивное задание – правильно расставить предложенные химические элементы по группам, значимым для живых организмов. Знаки химических элементов перетаскиваются стилусом в соответствующее облако с уже указанными названиями групп химических элементов.
Раздел 4. Вода в составе живых организмов.
Слайд 1
На титульном слайде, сразу под заголовком помещен видеофрагмент о значении и распространенности воды на нашей планете.
При обсуждении видеофрагмента возникает вопрос – какие особенности строения молекулы воды позволили ей играть большую роль в развитии живых организмов?
Слайд 2
Структура воды.
На слайде рассмотрена информация о строении молекулы воды, возникающих зарядах на атомах кислорода и водорода.
Приведены графические структурные формулы воды, объемный рисунок молекулы воды.
Под шторкой представлены данные об электроотрицательности кислорода и водорода по шкале Полинга.
Учащимся предлагается задание – составить схему образования водородных связей из имеющихся молекул воды (готовые структурные формулы помещены в стаканчик).
При работе со слайдом возможно использование инструмента «прожектор» для концентрации внимания учащихся. Форма прожектора - скругленный прямоугольник.
Слайд 3.
На слайде представлен видеофрагмент и вопрос к учащимся. Необходимо сформулировать свойства воды, значимые для живых организмов.
Слайд 4.
На слайде систематизированы свойства воды, значимые для живых организмов.
Дается возможность проработать с учащимися термины – гидрофильный и гидрофобный. Под шторками спрятаны значения корней слов, составляющих вышеприведенные термины.
Каждое из свойств воды представлено на отдельном планшете (прямоугольнике) и скрыто под шторку. Учащимся предлагается назвать свойство опираясь на представленные иллюстрации.
После записи информации отработанный планшет убирается за край экрана.
Слайд 5.
Учащимся предлагается интерактивное задание «Подбери пример» по свойствам воды.
Пользуясь инструментами mimio (перо, линия) необходимо подобрать пары свойство-иллюстрация.
Слайд 6.
Является иллюстрацией к работе буферных систем живого организма. Форма работы с учащимися на усмотрение учителя.
На слайде также предложены 2 задания для учащихся по смещению равновесия и предполагаемому ответу со стороны буферных систем организма.
Каждое задание рассматривает только один вариант смещения равновесия для одной буферной системы.
Задания и ответы спрятаны за прямоугольниками, совпадающими по цвету с фоном слайда. Задания находятся сразу над стрелочкой, указывающей видоизменение буферной системы. Ответы находятся под стрелочкой соответствующей буферной системы.
Прямоугольники, закрывающие вопросы и ответы убираются стилусом за пределы слайда по мере необходимости.
Раздел 5. Особенности строения клеток живых организмов.
Слайд 2.
Работа с учащимися над терминами «прокариотическая» и «эукариотическая» клетка.
Слайд 3.
Интерактивное задание для учащихся.
На слайде даны рисунки прокариотической и эукаритической (животной клетки); по центру слайда перечислены органоиды, входящие в состав этих клеток.
Пользуясь инстументами mimio (перо, линия) необходимо восстановить подписи к рисункам.
Слайд 4.
Учащимся предложена таблица для анализа работы по предыдущему слайду. В графы таблицы учащиеся пером проставляют ответы по принципу да/нет (есть или отсутствует органоид у данного типа клеток).
Под таблицей предложены вопросы для обобщения и более глубоко понимания изучаемого материала. Заполненная таблица служит опорой для ответов.
Слайд 5.
Интерактивное задание для учащихся.
На слайде даны рисунки растительной и животной клетки; по центру слайда перечислены органоиды, входящие в состав этих клеток.
Пользуясь инструментами mimio (перо, линия) необходимо восстановить подписи к рисункам.
Слайд 6.
Учащимся предложена таблица для анализа работы по предыдущему слайду. В графы таблицы учащиеся пером проставляют ответы по принципу да/нет (есть или отсутствует органоид у данного типа клеток).
Под таблицей предложен вопрос для обобщения и более глубоко понимания смысла изучаемого материала. Заполненная таблица служит опорой для ответов.
Раздел 6. Строение органоидов клетки.
Слайд 2.
Плазматическая мембрана.
На слайде представлен многокомпонентный рисунок демонстрирующий местоположение и особенности строения цитоплазматической мембраны.
При работе со слайдом целесообразно использование инструмента «прожектор» для концентрации внимания учащихся. Прожектор логично установить в центральной части слайда, ближе к правому краю и затем его постепенно передвигать против часовой стрелки.
В левом верхнем углу дано латинское написание термина мембрана вместе с переводом.
Слайд 3.
Функции плазматической мембраны.
На слайде представлен многокомпонентный рисунок демонстрирующий местоположение и выполняемые функции мембран клетки.
При работе со слайдом целесообразно использование инструмента «прожектор» для концентрации внимания учащихся.
Слайд 4.
Механизмы транспорта сквозь мембрану. Пассивный транспорт.
Информация сразу представлена в виде схемы, есть гиперссылки на анимированные gif-рисунки, помогающие более наглядно представить сложную для усвоения учащимися информацию.
gif-рисунки закрываются по двойному щелчку мыши ( выход из демонстрации РоwerPoint ).
Слайд 5.
Механизмы транспорта сквозь мембрану. Активный транспорт.
Информация сразу представлена в виде схемы, есть гиперссылка на анимированный видеофрагмент, помогающий более наглядно представить сложную для усвоения учащимися информацию. ( пояснение к видеофрагменту звучит на иностранном языке! )
Под маленькими шторками находится информация к терминам «эндоцитоз» и «экзоцитоз».
Большая шторка скрывает текстовую и иллюстративную информацию о фагоцитозе и пиноцитозе.
Слайды 6-12.
Последовательно располагается информация о строении и функциях органоидов клетки.
По необходимости дается латинское/греческое написание терминов вместе с переводом.
На некоторых слайдах есть гиперссылки на анимированные gif-рисунки, помогающие более наглядно представить сложную для усвоения учащимися информацию
При работе со слайдами 7-10 может быть более целесообразно использование инструмента «прожектор» для концентрации внимания учащихся.
Порядок слайдов, несущих информацию об органоидах клетки:
6.ЭПС
7.Аппарат Гольджи
8.Лизосомы
9. Митохондрии
10. Пластиды
11. Ядро
12. Рибосома. Клеточный центр.
Слайд 13.
На слайде представлено задание к учащимся по предложенному видеофрагменту.
Для учителя необходимо заранее познакомится с видеофайлом, чтобы по мере просмотра делать паузы, давая учащимся рассмотреть объем и структуру органоидов.
Данный видеофайл дает представление о клетке как постоянно живой, меняющейся системе, в которой существование каждого органоида имеет смысл.
Слайды 14-15.
На слайдах представлены интерактивные задания для учащихся - пользуясь инструментами mimio (перо, линия) необходимо восстановить подписи к рисункам растительной и животной клеток. Данное задание является расширенным по сравнению с аналогичным заданием в разделе типы клеток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»
Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....
Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс
УМК под ред. И.Н.Сухих предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близ...
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»
Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....
Методические рекомендации по планированию урока и составлению технологической карты урока.
Даны методические рекомендации по составлению технологической карты урока....
Методические рекомендации для серии уроков по моделированию
Конструирование и моделирование швейных изделий- это одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».С элементами моделирования швейных изделий ученицы встречаются начиная...