Урок по биологии для 7 класса по теме "Рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Кисина Татьяна Алексеевна

Данный урок является обобщающим и позновательным уроком для учеников 7 класса по теме "Рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_7_klass_ryby.odt25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 7класс

Крылья есть, да не летают
ног нет, да не догонишь...

Тема урока: Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

Задачи урока: раскрыть характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение; совершенствовать умение узнавать изученных

План урока:

  1. Вступительное слово учителя. Объявляется тема урока, ставятся задачи урока
  2.     1) За 1 урок узнать о многообразии рыб, конечно, не возможно. От поверхности вод до громадных глубин океана живут рыбы. Есть рыбы, которые закрываются на дне в грунт, есть и такие, что вылезают на сушу, есть рыбы летающие над поверхностью моря. Многие рыбы очень с очень красивой окраской, встречаются съедобные и ядовитые, есть очень опасные рыбы. Сегодня мы познакомимся с основными группами рыб, но прежде нам необходимо проверить свои знания о внутреннем и внешнем строении рыб, их приспособленности к водной среде обитания.

         2) Выполнение задания:

             Какие утверждения верны? Если суждение верно — знак (+), если не верное знак (-)

1. Рыбы обитают в воде (+)

2. По чешуе можно узнать возраст рыбы (+)

3. Все плавники парные (-)

4. У рыбы есть кожа (+)

5. У всех рыб есть плавательный пузырь (-)

6. В позвоночном канале располагается спиной мозг (+)

7. Рыбы дышат жабрами (-)

8. Кровеносная система замкнутая (+)

9. Рыбы теплокровные животные (-)

10. Сердце рыб 3-х камерное (-)

11. Боковая линия — орган воспринимающий движение воды (+)

12. Развитие рыб происходит в воде (+)

13. Скелет у всех рыб костный (-)

14. Сердце 2-х камерное (+)

15. Тело костных рыб покрыто слизью (-)

            3) Часть ребят выполняют индивидуальные задания по карточкам

  1. Изучение нового материала

    1) Учащиеся подготовившие сообщения о рыбах заполняют водоем, рассказывая о основных признаках рыб

 (На доске систематическая запись и схема водоема)

Царство                   Животные

Подцарство              Многоклеточные

Тип                            Хордовые

Подтип                     Позвоночные

Классы                     Хрящевые                                                 Костные

Подклассы          Лучеперые    Хрящекостные    Двоякодышашие   Кистеперые

     2) Учитель после каждого сообщения обобщает, выделяет главные признаки. Учащиеся делают записи в тетради: названия рыб, их основные признаки

     3) Небольшая передышка. Отгадайте загадки к каким подклассам относятся эти рыбы?

         Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине, и щука не проглотит.

                                                                                                         /Ерш/

          Не человек, не зверь, а с усами

                                                    /Сом/

        У нее во рту пила

        Под водой она жила

        Всех пугала, всех глотала

        А теперь в котел попала

                                /Щука/

        С зубастой трехметровой рыбкой

        Знакомство было бы ошибкой

                                 /Акула/

/Ерш, сом, щука — Класс Костные рыбы

Акула — Класс Хрящевые рыбы/

  1. Закрепление. Закончите пословицу:
  1.           Была бы рыба, а.........(Рыбак найдется)

Сейчас предлагаем «рыбакам» выловить из нашего водоема любую рыбу и ответить на вопрос

 / «Рыбаки» вылавливают рыбу и называют № вопроса, учитель задает — «рыбак» отвечает/

Вопросы:

  1. Каковы особенности двоякодышаших рыб?
  2. Назовите главные признаки хрящекостных рыб (Белуга)
  3. Каково значение рыб в природе.
  4. Назовите рыб у которых кожа покрыта своеобразной чешуей, напоминающей зубы, тело имеет торпедообразное строение. Какие еще признаки строения характерны для них?
  5. Какую ядовитую рыбу едят в Японии (Фугу)
  6. Какую роль играют рыбы в жизни человека? (
  7. Каких рыб называют живыми электростанциями? Какие их основные признаки?

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Ребята тоже оценивают понравился им урок или нет, у каждого есть смайлик

  1. Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Урок по биологии 7 класс. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак.

Задачи: 1)познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания             2) обобщить знания учащихся об...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...