КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. ЭССЕ
материал по биологии на тему

Корягин Дмитрий Александрович

Творческая работа Корягина Д.А., представленная для всероссийского конкурса "Молодой уичитель" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования администрации Дмитровского района

МОУ Дмитровская общеобразовательная школа № 2

Всероссийский конкурс «Молодой учитель»

Конкурсная работа

Корягин Дмитрий Александрович

Учитель биологии МОУ Дмитровская СОШ № 2

ЭССЕ

Концептуальные идеи в организации

процесса обучения биологии

Дмитров 2011


Одна из главных особенностей биологического образование на школьной ступени - это способность заинтересовать ученика самой фундаментальностью окружающего мира для всего существующего внутри него, в том числе и человека. Уделяя внимание проведению параллелей между природными явлениями и явлениями в обществе, можно добиться не только интереса к предмету, но и желания самостоятельно, посильно проводить такие параллели, уметь видеть сходства и различия систем, формировать собственное представление о тех или иных природных объектах, впоследствии проверяя верность своих суждений, руководствуясь достоверными источниками. В нашей современности достаточно сложно добиться интереса, а, подчас, даже желания к изучению биологии в виду постепенного отчуждения человека от природы, его «атомизации». Знания об элементах природы медленно вычеркиваются из списка необходимых, в условиях урбанизации, развития техники, усложнения общественных структур – возникновению все новых и новых ступеней на пути человека к своему началу, что делает эту «лестницу» неимоверно длинной, а вершину – получение достоверного знания чувственным путем – труднодостижимой.

 Неотделимо от общества происходит коренная перестройка образовательного процесса на всех его уровнях. Несомненно, ключевой момент подобной перестройки – это совершенствование подходов к развитию самостоятельности, а так же унифицированных компетенций, начиная с младших классов общеобразовательных учреждений, особенно при изучении предметов естественно - научного цикла, в том числе и биологии. Процесс обучения биологии, как одной из естественных дисциплин, способен стать той средой, в которой и происходит развитие универсальных умений, прикладных как к школьному курсу естествознания, так и к процессам повседневной жизни. Среди таких умений можно выделить: целеполагание, подбор средств, необходимых для достижения предполагаемого результата, способность к выбору путей решения поставленной задачи, умение сравнивать, осуществлять самокоррекцию и самоконтроль. Иными словами цель обучения биологии в школе остается неизменной, цитируя высказывание П.И. Третьякова – это
«…превращение человека из объекта управления (обучения и воспитания) в субъект управления (обучения и воспитания), формирование у него самостоятельности и способности к самоуправлению (самообразованию, самовоспитанию, самореализации)». Но вместе с тем, учитывая современные тенденции в развитии науки, техники, и эволюцию мышления подрастающего поколения, а также традиционные методы и средства обучения предмету, создать такие условия, которые будут способствовать развитию личности ребенка в соответствии с требованиями современного общества.

Неизменность цели биологического образования, а именно «научить учиться», не оставляет сомнений в эффективности сформировавшихся парадигм образования, отраженных в многочисленных учебно-методических материалах, опыте накопленном учеными-натуралистами и методистами. Вместе с тем остро встает вопрос об использовании современных технических ресурсов в процессе обучения естественным наукам. Важным этапом в решении обозначенной задачи столкновения традиций и инноваций в естествознании необходимо считать поиск путей объединения методов, основываясь, прежде всего на психологических особенностях восприятия информации и осуществления жизнедеятельности современным человеком. Имея разнообразный технический инструмент поиска и обработки всех видов данных, новое поколение учащихся недостаточно подготовлено к использованию его в самообразовании, ограничиваясь лишь коммуникационной составляющей. Здесь возникает своеобразный «диссонанс» в познании окружающего мира: отходя от варианта получения знаний путем изучения натурального (за невозможностью либо не желанием), мы приходим к неумению в полной мере использовать технические копии этого натурального. Подобное явление может грозить не только утерей способности получать достоверные знания самостоятельно, но спровоцировать общий кризис развития познания.

Плюсом использования современных средств ИКТ является не только наглядность, отнюдь не заменяющая натуральные биологические объекты. Использование техники в процессе контроля, исключение тесного психологического контакта с преподавателем, уменьшает возможность возникновение стрессовых ситуаций, волнения, а если и не исключает полностью, то фактически, минимизирует возможность возникновения их.

Современное поколение получило огромное преимущество вместе с использованием ИКТ – это ни что иное как возможность мгновенного поиска, обработки и обмена информацией, что играет большую роль, как в быту, так и в процессе образования, в частности в самостоятельной творческой деятельности. Такое свойство современного информационного общества как никакое другое может поспособствовать развитию унифицированных умений. Среди таких умений способность производить анализ полученной информации с последующим синтезом проанализированных данных воедино, индуктивные действия, направленные на формирование обобщенных представлений об изучаемом объекте и др. Еще одной важной особенностью электронных источников информации является способность доступа к ней практически из любого места, благодаря все тем же ИКТ.

Рассматривая вопрос о целесообразности изучения в рамках школьной программы современных достижений и открытий в области биологии, следует заметить, что  в XXI веке таким  нишам биологической науки, как генетика, биохимия, молекулярная биология, отведена особая роль. Генетика и ее практическая область – селекция – наиболее прогрессивно развивающиеся отрасли, ставшие не только научно, но и социально-значимыми. Задача учителя на период изучения данного материала – сформировать и закрепить те фундаментальные представления и знания, которые помогут ориентироваться учащимся в современных научных достижениях, исключить ложные представления о тех или иных процессах происходящих в живой материи, навязываемые недостоверными источниками.

Одной из высших форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся является – самостоятельная (практическая, лабораторная) работа,  как средство организации и управления познавательной деятельностью учеников. Не стоит отрицать, что само существование школьного предмета биологии без изучения натуральных биологических объектов  ставится под сомнение. Именно в процессе лабораторных и практических работ, учащиеся приобретают новые знания и актуализируют уже имеющиеся. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся обычно основана на использовании различных средств обучения – носителей учебной информации. При этом учителю предоставляется большое разнообразие  таких средств. Специфика учебного предмета биологии позволяет привлечь для обучения все существующие ресурсы – натуральные объекты, а так же  виртуальные модели объектов, систем,  процессов.

Углубить, а так же продемонстрировать накопленные практические и теоретические знания и умения учащимся на протяжении многих лет помогает олимпиадное движение различных уровней (школьное, районное, региональное и т.д.). Естественно, участие в биологической олимпиаде требует усиленной работы, как учителя, так и учащегося, но тот мотивационный подъем, который испытывают и объект подготовки (учащийся), и субъект ее (учитель), в момент достижения положительного результата,  сам по себе грандиозен. Зачастую для педагогов существует две значительные проблемы при подготовке участников олимпиад: 1) – выявление заинтересованных в детальном изучении предмета учащихся; 2) – поиск ресурсов времени, необходимых для работы с заинтересовавшимися наукой школьниками. Рассматривая пути решения возникающих проблем можно отметить положительную  роль уже обозначенных нами информационных средств коммуникации. В первом случае использование коммуникационных технологий способствует мотивации к изучению биологии, через возможность доступа учащегося к современным научным и образовательным ресурсам, во втором случае – это выход процесса подготовки участника олимпиады за пространственно-временные рамки, благодаря возможности удаленного контакта педагога и школьника. Но все это так или иначе технические моменты вопроса. В случае успеха достигнутого при решении проблемы, касающейся выявления неподдельного интереса школьника к изучению биологии, возникает другая, не менее важная -  учет психологических особенностей одаренного ребенка. Факт того что когнитивные процессы таких учащихся протекают сравнительно интенсивнее, дает основание предполагать и возможность быстрого утомления. Рациональное соотношение нагрузки и отдыха в работе по подготовке школьника к участию в олимпиаде, во многом определяет конечный результат. Педагог, взявший на себя данные обязательства, должен быть готов не только к трансляции и контролю материала. В течение своей работы учитель должен проявлять себя  как психолог, учитывая эмоциональное состояние ребенка, уметь использовать методы психологического воздействия, как в момент успеха ребенка, так и в момент неудачи, при которой существует процент риска потери мотивации к дальнейшей деятельности.

Исходя из рассмотренных вопросов, возникающих в настоящее время в связи с эволюцией мышления нового поколения, развития социальных сфер деятельности, реформами образования, можно обозначить некоторые концептуальные особенности преподавания школьного курса биологии:

  1. Учет современных достижений в области естественных наук, использование новейших данных в качестве ресурса для мотивации учащихся к изучению биологии.
  2. Внедрение в образовательный процесс современных технических средств в интеграции с традиционными методами и средствами обучения биологии, уделяя особое внимание процессу чувственного познания, путем созерцания и практической деятельности, через применение простых натуральных биологических объектов, дополненных виртуальными моделями сложных явлений и их механизмов, в процессе теоретической и практической работы.
  3. Анализ интенсивности обучения (количества единиц новых знаний выносимых на урок), необходимый для оценки уровня готовности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. На основе подобного анализа последующая разработка занятий, в процессе которых основной упор делается на развитие умений учащихся касающихся регуляции собственной учебной деятельности (целеполагание, самоконтроль  и самокоррекция).
  4. Работа с заинтересованными предметом учащимися, посредством использования информационных ресурсов, средств коммуникации. Создание интерактивной среды (интернет страницы,  раздела сайта школы) содержащей материалы, способствующие мотивации учащихся к углубленному изучению биологии.
  5. Учет психологических особенностей мотивированных учащихся в процессе их подготовки к участию в биологических олимпиадах. Постоянный контроль (возможно удаленный) над результатами подготовки, достоверностью получаемых учащимся знаний. По-возможности создание соответствующих цифровых образовательных ресурсов.

Рассматривая вышеперечисленные концептуальные особенности процесса обучения биологии, способные ответить, по нашему мнению, современным требованиям к естественнонаучному образованию, в рамках их реализации,   следует учесть, как необходимость использования традиционного инструментария, так и внедрение инноваций,  в совокупности способствующих формированию такого важного на качества личности, как самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы организации самостоятельной работы в процессе обучения биологии

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении биологии. Содержат примерные тесты, кроссворды и др. задания....

Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе

Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии...

Программа работы «Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, будут мобильно ориентироваться в...

Статья "Дистанционное обучение как форма организации процесса обучения".

Современная система образования определяет новые цели и задачи, которые должны привести к модернизации процесса обучения. Основной целью организации взаимоотношений между учеником и учителем является ...

Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обучения биологии» 2019 – 2020 гг.

Отчет о работе академической площадки АСОУ МБОУ СОШ №10 г.о. Королев по теме «Совершенствование методической системы организации индивидуально-групповой деятельности учащихся в процессе обу...