Авторская научно-исследовательская эколого-биологическая Программа "Мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
В данной научно-практической Программе описывается реализация биолого-экологического воспитания незрячих и слабовидящих школьников, что способствует выработке у учащихся интереса к научно-исследовательской работе, вовлекает школьников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, способствует раннему определению в выборе будущей профессии. Это является стимулом для правильной расстановки жизненных приоритетов, способствует социализации детей и их реабилитации в открытом обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_programma.doc | 530.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Государственное казенное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №62 III – IV вида
Программа рецензирована Заведующей лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Федерального государственного учреждения «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования | Программа рассмотрена и утверждена на заседании школьного методического объединения |
канд. пед. наук, доцентом Денискиной В.З. | Протокол от «14 » января 2014 г. № __11__ |
|
Авторская научно-исследовательская биолого-экологическая программа:
« Мониторинг за состоянием
зеленых насаждений города Улан-Удэ».
Автор программы, руководитель работы: кандидат биологических наук, учитель биологии
Чердонова В.А.
Улан-Удэ
2014 г.
Авторская научно-исследовательская биолого-экологическая Программа:
« Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ».
«Экология - это мы. Заботясь о состоянии окружающей среды,
в частности, о зеленых насаждениях городов,
мы заботимся о здоровье человека и всего живого на планете»
Аннотация: в данной научно-практической Программе описывается реализация биолого-экологического воспитания незрячих и слабовидящих школьников, что способствует выработке у учащихся интереса к научно-исследовательской работе, вовлекает школьников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, способствует раннему определению в выборе будущей профессии. Это является стимулом для правильной расстановки жизненных приоритетов, способствует социализации детей и их реабилитации в открытом обществе.
Осуществляемая в нашей стране реформа общеобразовательной школы на принципах всемерной ее гуманизации, демократизации, дифференцированного подхода к развивающему образованию, требует радикального обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания, в том числе - научно-исследовательской деятельности, изучения потенциальных возможностей школьников, и условий их реализации в современной школе.
По данным Министерства здравоохранения РФ, более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или плохо- высотные здания, мир животных, насекомых и растений, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Помимо этого, такие дети имеют затруднения при вхождении в общество: им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.
Нарушение социальных контактов приводит к появлению негативных особенностей личности ребенка, что может быть связано с недостатками в области чувственного познания, неудачным опытом познавательной, исследовательской и ориентировочной деятельности, с выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со сверстниками и взрослыми людьми.
Для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество, необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать совместная проектная научно-исследовательская деятельность слабовидящих и незрячих школьников с состоявшимися в науке и практике — учеными-специалистами из ведущих университетов и академий Бурятии.
Цель: Формировать ответственное отношение к роли отдельной личности в жизни общества, природы, окружающей среды.
Задачи:
- Выработать интерес к научно-исследовательской работе с обучением правильного оформления полученных результатов.
- Обеспечивать развитие научно-исследовательских навыков, умений, учить применять экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.
- Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экскурсий, исследовательская деятельность в природе, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты).
- Стимулировать учащихся к постоянному наполнению знаний об окружающей среде.
- Способствовать раннему определению в выборе будущей профессии.
- Способствовать развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия деятельности человека.
Для реализации выше названных задач используются следующие направления:
1. Исследовательская деятельность учащихся, биолого-экологический проект, мониторинг.
2. Внеклассные мероприятия, уроки – размышления на экологические темы.
3. Организация работы школьной Программы по мониторингу за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ.
Направление данной программы- биолого-экологическое.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
строение цветочных и древесных растений, среду их жизни;
основные способы размножения древесной и кустарниковой растительности;
вредителей древесных растений города;
болезни древесных растений города;
неблагоприятные условия произрастания древесных растений и газонных покрытий;
приемы выращивания растений;
растения городской среды;
основы декоративной оценки древесной и кустарниковой растительности города.
основы оценки древесной и кустарниковой растительности города.
Учащиеся должны уметь:
оценить биолого-экологическое состояние зеленых насаждений города (по 6-ти бальной шкале)
оценить декоративность зеленых насаждений города (по 5-ти бальной шкале)
провести посадку растений;
произвести размножение растений ;
ухаживать за декоративными кустарниками и растениями;
анализировать и обобщить полученный результат.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды и экологии является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, бережного отношения к природе и ее богатствам, тем выше эффективность воспитания.
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна насладиться её сокровищами он должен знать природу, уметь приспособиться к ней, не навредить себе и природе.
Данная программа обучает и воспитывает школьников жить в гармонии с природой, учит использовать природные ресурсы, а в частности, растительные ресурсы, и бережно относиться к ним, а значит и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.
Программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего города, республики. Биолого-экологическое образование в Программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений научно-практического характера, что позволяет учащимся нести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Деятельность учащихся ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой - это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. Приоритетное направление данной программы - создание условий для самореализации учащихся, стимулирование их творческой активности и развитие индивидуальных задатков и способностей.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 9 до 15 лет, талантливых и любознательных, интересующихся биологией, экологией и географией. Оптимальное для работы количество детей в группе: 9-10 человек. Переход от одного года обучения проходит по принципу повторения, обобщения, углубления знаний, проведения полевых работ из года в год и анализу полученных данных с выявлением динамики состояния зеленых насаждений города Улан-Удэ.
В работе используются лекции, беседы, познавательные игры, экскурсии, диспуты, практическая исследовательская работа на местности, участие в экологических акциях, запланированы встречи с ведущими научными сотрудниками БГСХА,БНЦ СО РАН, станции защиты леса Улан-Удэ и БГУ.
Применение специальных коррекционных приборов и тифлотехники, увеличительной оргтехники и приспособлений, а также контрастный, масштабированный и рельефный учебный, дидактический и дополнительный материал, позволяют осуществить данную Программу в полной мере.
Для слабовидящих и незрячих школьников, работа в биолого-экологическом кружке- большой стимул для дальнейшей расстановки приоритетов в жизни- их социализации, реабилитация, в обществе, выбор дальнейшей профессии на этапе среднего школьного возраста.
Преимущества научно-исследовательской биолого-экологической Программы: «Мониторинг за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ»:
1. Данная программа формирует инициативу детей-инвалидов и слабовидящих школьников на исследование родного края, глубокое понимание географической и экологической самобытности России.
2. Стимулирует активное участие школьников в природоохранной деятельности и формирует этику ответственного отношения к окружающей среде и их социализации в обществе.
3. Дети учатся с помощью старших коллег сбору, обработке и распространению достоверных общественно значимых данных о природе родного края и города.
Описание программы:
В последнее время произошли значительные перемены во многих сферах жизни нашей страны. Особенно эти перемены коснулись нашего города. Значительно увеличилось население, гигантски возросла транспортная нагрузка. Многие перемены носят негативный характер воздействия на экологическую ситуацию в городе.
Зеленые насаждения города Улан-Удэ и его окрестностей- неотъемлемая часть планировочной структуры и архитектуры города Улан-Удэ. Они входят в систему жизнеобеспечения города как важнейший средообразующий (средоформирующий) и средозащитный фактор, обеспечивающий комфортность и качество среды обитания человека, и как обязательный и важный элемент городского ландшафта и окружающей среды.
Растительность в городе выполняет многообразные полезные функции санитарно-гигиенического и противоэрозионного, водоохранного и климаторегулирующего храктера, она к тому же является важным социальным стабилизирующим фактором, обеспечивая повседневные потребности человека в краткосрочном отдыхе, снижая напряженность и конфликтность городской среды и облагораживая условия обитания человека.
Зеленые насаждения позволяют оптимизировать условия проживания людей в городе, защищая от пыли и шума, очищая городской воздух от промышленных и автомобильных выбросов и обогащая его кислородом.
В условиях интенсивного градостроительного развития и хозяйственного освоения территории города, ценность зеленых насаждений Улан-Удэ, обеспечивающих комфортность городской среды обитания, постоянно возрастает. Учитывая значимость зеленых насаждений для города, необходимо провести уникальные работы со школьниками по мониторингу состояния зеленых насаждений г. Улан-Удэ.
Необходимость организации работ по мониторингу состояния зеленых насаждений Улан-Удэ обусловлена сложившейся потребностью в восстановлении и повышении устойчивости, декоративности, санитарно-гигиенических, ландшафтообразующих и других многообразных средоохранных и средоформирующих свойств зеленых насаждений города в усложнившейся экологической ситуации и в связи с возрастающими антропогенными нагрузками.
Организация работы со школьниками по мониторингу состояния зеленых насаждений в Улан-Удэ, является первым опытом такого рода в России (за исключением города Москвы), а получаемая на основании мониторинга информация будет способствовать восстановлению и повышению устойчивости и полезных функций зеленого фонда нашего города.
Сегодня, в полном отсутствии данных инвентаризации зеленых насаждений города, мониторинг состояния зеленых насаждений может стать единственным источником аналитической информации о видовом разнообразии растений, возрастной структуре, энтомо-фитопатологическом и дендрологическом состоянии зеленых насаждений на уровне города, а также в разрезе административных районов, типов озелененных территорий и функциональной принадлежности территорий.
Мониторинг состояния зеленых насаждений- это постоянно действующая система контроля за нарушением их устойчивости, повреждения вредителями, поражением болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды, а также система слежения за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций, получение достоверной информации о нежелательных изменениях природы под влиянием антропогенного воздействия и материалов для обоснования и принятия своевременных законодательных, управленческих, хозяйственных, технологических и других решений (Кузьмичев Е.П., Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., 2004).
Т.о., цель мониторинга- слежение за динамикой состояния городских насаждений, определение причин нарушения их устойчивости, поражения и повреждения природными и антропогенными факторами неблагоприятного воздействия, анализ и прогноз экологических ситуаций и использование информации мониторинга для обоснования эффективных технологических и управленческих решений.
Основу мониторинга составляет сеть площадок постоянного наблюдения (далее – ППН). Система мониторинга строится на первоначальной инвентаризации зеленых насаждений на ППН и ежегодном контроле за их состоянием, что позволяет достоверно следить за динамикой состояния насаждений, анализировать полученные результаты, строить прогнозы на будущее. Для каждого дерева, попадающего в программу мониторинга, определяются его дендрологические и фитосанитарные параметры (Приложение 1). Данные исследований ежегодно фиксируются и анализируются.
Строгий учет деревьев и ежегодные комплексные фитосанитарные и дендрологические обследования позволяют наблюдать изменение состояния всех деревьев, попавших в систему мониторинга зеленых насаждений и оценивать с помощью полученных данных состояние аналогичных по функциональному зонированию и породному составу территорий.
Выбор сети мониторинга состояния зеленых насаждений ППН – один из наиболее важных методических аспектов работы, наряду с определением объема исследований.
В нашей работе мы будем руководствоваться «Методикой мониторинга состояния зеленых насаждений», разработанной и утвержденной в 1997 году коллективом авторов (под ред. Якубова Х.Г. Доклад... ,1998) с корректировкой и усовершенствованием для работы со школьниками.
При решении вопроса о размещении площадок постоянного наблюдения текущего года, основополагающим подходом является критерий достоверности получаемых данных, что обеспечивается максимальным охватом всего диапазона типов озелененных территорий, районов и функционального зонирования города. Мониторинг 2014 г. планируется осуществить на городских ППН, охватывающих многие типы озелененных территорий – посадки вдоль магистралей и улиц, скверы, парки, микрорайоны жилых кварталов. ППН планируется расположить на территориях всех административных районов города, а также в центральной части города.
Таким образом, объекты мониторинга 2014 года смогут дать возможность первоначального отражения ситуации о состоянии зеленых насаждений в целом по городу.
Система мониторинга состояния зеленых насаждений должна ежегодно корректироваться с учетом изменений градостроительной обстановки, изменений фитосанитарного состояния древесной и кустарниковой растительности и др.
Социальная значимость программы. Социальную значимость данной программы трудно переоценить. В работе, наряду с учеными, самое активное участие принимают школьники. Для слабовидящих детей, участие в данной программе- большой стимул для дальнейшей расстановки приоритетов в жизни- социализация детей, их реабилитация в обществе, выбор дальнейшей профессии на этапе среднего школьного возраста.
Программы-аналоги в России. Система мониторинга состояния зеленых насаждений в разработанном и усовершенствованном виде существует в России только в Москве, во главе разработки некоторых аспектов и усовершенствования данной системы, наряду с ведущими учеными Москвы, стоял разработчик данной программы (Приложение 2). Также в Москве реализуется программа вовлечения школьников в систему мониторинга с помощью кружковой работы по биологии и экологии. Данный опыт московских коллег нашел положительную оценку на уровне Правительства Москвы и Министерства Образования РФ. Учитывая актуальность данной темы, в связи с необходимостью эколого- биологического воспитания учащихся и их социализации, разработана научно-исследовательская Программа для работы с незрячими и слабовидящими школьниками по экологии родного края-города Улан-Удэ.
Целевая аудитория, на которую расчитан результат мониторинга состояния зеленых насаждений города Улан-Удэ. Результаты мониторинга будут использоваться жителями города Улан-Удэ для знаний о дендрологическом состоянии, фито-и энтомологическом состоянии городских насаждений, а также-проектными организациями при разработке проектной документации, руководителями районов города при актуализации программных мероприятий по реконструкции, озеленению и благоустройству территорий, инспекторами в области природопользования и охраны окружающей среды - при составлении планов инспекторских проверок.
Результаты работы и информационная поддержка.
Будет составлен первоначальный список площадок постоянного наблюдения (ППН) для ежегодного их обследования.
Результаты работы будут освещены в печатном издании- доклад-отчет о состоянии зеленых насаждений города Улан-Удэ на основании обследования площадок постоянного наблюдения.
По результатам работы будут опубликованы статьи в научно-популярных изданиях, примем участие в Международной педагогической конференции (на каждом этапе работы).
Будет тиражирована брошюра по итогам работы учащихся ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида по мониторингу состояния зеленых насаждений г. Улан-Удэ.
Перспективы реализации программы после окончания срока ее реализации:
Данная работа рассчитана на перспективу. Ежегодный контроль позволит вовремя реагировать на очаги болезней и вредителей зеленых насаждений города, осуществлять оздоравливающую обрезку деревьев, на причины усыхания молодых посадок, парковых насаждений. А также рационально выделять финансирование на озеленение города, в частности- в условиях резкоконтинентального климата актуально делать посадку новых насаждений лучшими древесными видами по морозоустойчивости, фито-и энтомо- устойчивости, декоративным качествам, правильно осуществлять посадку и уход за газонами города, что в итоге приведет к рациональному финансовому распределению денежных средств на озеленение города.
Основания для разработки программы:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция ООН о правах ребенка.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Участники реализации программы:
1. Обучающиеся дети и педагоги ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида
2. Родители детей.
- Специалисты-ученые, в том числе-дендрологи, фитопатологи из ведущих ВУЗов и Станции защиты леса, государственные органы власти, отвечающих за озеленение города Улан-Удэ.
- Методическая поддержка- Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, ГБПУ «Мосэкомониторинг» (г. Москва).
Сроки реализации программы: 2013-2016 гг. (3 года)-внедрение программы, с последующей автоматической пролонгацией и работой по данной программе.
Этапы реализации работы:
На первом этапе работы по программе будет создана методическая основа для обследования состояния зеленых насаждений города Улан-Удэ.
Методическая составляющая данной работы заключается в сборе информации, работы с дополнительной литературой, разъяснительных бесед с учащимися, проведения уроков-лекций и семинаров по разделу «Ботаника» для возможности их самостоятельной работы и оценки состояния зеленых насаждений города в летний период, т. е. подготовка учащихся к исследовательской деятельности, с привлечением ученых-энтомологов, ученых-дендрологов из БХСХА, БНЦ СО РАН, БГУ, Станции защиты растений г.Улан-Удэ.
На первом этапе также будет осуществлен отбор репрезентативных площадок постоянного наблюдения (ППН) на разных типах озелененных территорий и в разных районах города с учетом их расположения в эколого-функциональных зонах. Для этого, в весенний период времени, запланированы экскурсии с учащимися по городу с целью установления приемлемых для обследования площадок и выявление их репрезентативности.
Т.о., будет разработана и утверждена сеть ППН, которые могли бы отразить существующее состояние зеленых насаждений города 2 типов:
- для наблюдения за состоянием и динамикой существующих городских зеленых насаждений;
- для оценки приживаемости, причин ослабления и усыхания молодых посадок.
На первом этапе также будут разработаны ведомости для оценки состояния зеленых насаждений города. (
Первый этап работ запланирован в период с сентября 2013 года по март 2014 года.
Второй этап работы по программе- это полевые работы, выезд со школьниками на ППН, исследование на ППН, заполнение ведомостей. Полевые работы на площадках будут включать следующие виды исследований: выявление породного состава насаждений, возрастного состава, оценка состояния зеленых насаждений города будет проведено по унифицированной 6-ти бальной шкале, также будет оценено их декоративное состояние по 5-ти бальной шкале, пораженность болезнями и вредителями (Приложение 3).
Второй этап будет проведен с апреля по середину июня 2014 года, а в индивидуальном порядке с детьми будет организована полевая работа и в летнее время.
Третий этап-камеральный. Будет проведен анализ полученных данных, составлен графический материал. Обобщение данного исследования будет выполнено в форме доклада-отчета по полученным результатам мониторинга состояния зеленых насаждений города Улан-Удэ. Будут опубликованы научно-популярные статьи, запланировано участие в Международной педагогической конференции.
Данный этап будет проходить с сентября 2014 г.- по ноябрь 2015 года.
В следующие года (2015-2016-2017) будет продолжена работа на выбранных ППН, будет также осуществлены исследовательские работы, обобщены результаты и создана База данных- слежение за динамикой состояния зеленых насаждений города Улан-Удэ.
В результате выполнения данной Программы, учащиеся ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида получают следующие навыки и умения:
- Развивают научно-исследовательские навыки, умения, учатся применять экологически и биологически целесообразные решения.
- Обучаются анализу и обобщению полученного научно-исследовательского материала.
- Обучаются грамотному оформлению полученных результатов.
- Обучаются самостоятельному поиску дополнительной литературы и изучению дополнительного материала.
- Выполняют практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
- Определяются в выборе будущей профессии.
- Развивают творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия деятельности человека.
- Применяют на практике полученные знания, которые в последствии помогут сохранить экологию родного края.
- Получают дополнительные углубленные знания, в том числе- по растениям, насекомым и болезням древесных насаждений родного края.
- Сотрудничество с состоявшимися учеными, личностями, способствует активной социализации и реабилитации незрячих и слабовидящих детей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ:
«МОНИТОРИНГ ЗА СОСТОЯНИЕМ
ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ГОРОДА УЛАН-УДЭ»
по плану-35 часов, 1 час в неделю
№ | Тема | Форма занятия | Кол-во часов по плану | Дата | ||
1 | Введение. Что мы будем изучать на биолого-экологическом кружке? | Вводная лекция с элементами беседы. Дискуссия. | 1 | 04.09.13 | ||
2 | Бурятия, город Улан-Удэ на карте нашей Родины | Рассказ учителя, беседа с учениками. Рассказы стихов о родных просторах. Работа с картой Бурятии | 1 | 11.09.13 | ||
3 | Ландшафты и экосистемы своей местности. | Практическая работа выделение природных компонентов земли и природной зоны. | 1 | 18.09.13 | ||
4 | Население своей местности. Хозяйственная деятельность, быт населения, преобладающие профессии | Рассказ учителя. Диспут: удивительное – рядом | 1 | 25.09.13 | ||
5 | Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека. Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности и экологической обстановки. | Беседа, лекция. | 1 | 02.10.13 | ||
6 | Особенности строения цветковых и древесных растений. | Беседа, диспут. | 3 | 09.10 16.10 23.10 | ||
7 | Строение листа растения. Функции листа. Общая информация о болезнях и вредителях листовых пластинок. | Лекция, беседа | 1 | 30.10.13 | ||
8 | Виды болезней древесных растений города Улан-Удэ, их проявление на зеленых насаждениях. | Рассказ, практическая работа, беседа, лекция научного сотрудника из БГСХА. | 2 | 06.11.13 13.11 | ||
9 | Виды вредителей древесных растений города Улан-Удэ, их проявление на зеленых насаждениях. | Рассказ, практическая работа, беседа, лекция научного сотрудника из БГСХА. | 2 | 20.11.13 27.11 | ||
10 | Виды мониторинга за состоянием окружающей среды | Лекция, беседа, диспут. Лекция научного сотрудника из Станции защиты растений г.Улан-Удэ. | 2 | 04.12 11.12 | ||
11 | Разработка ведомостей учета за состоянием зеленых насаждений на ППН | Творческая работа на основе полученных знаний | 3 | 18.12 25.12 30.12 | ||
12 | Методы оценки состояния зеленых насаждений по 6-ти бальной шкале | Рассказ, практическая работа (моделирование ситуации), беседа. | 3 | 10.01 15.01 22.01 | ||
13 | Методы оценки декоративного состояния зеленых насадений города по 6-ти бальной шкале. | Рассказ, практическая работа (моделирование ситуации), беседа. | 3 | 29.01 05.02 12.02 | ||
14 | Установление приемлемых для обследования площадок (ППН) и выявление их репрезентативности. Предварительная закладка ППН для наблюдения за состоянием и динамикой существующих городских зеленых насаждений; | Экскурсия по городу, практическая работа по закладке ППН существующих городских насаждений | 2 | 19.02 26.02 | ||
15 | Установление приемлемых для обследования площадок (ППН) и выявление их репрезентативности. Предварительная закладка ППН для оценки приживаемости, причин ослабления и усыхания молодых посадок. | Экскурсия по городу, практическая работа по закладке ППН молодых посадок | 2 | 05.03 12.03 | ||
16 | Обобщение знаний о болезнях и вредителях городских насаждений, о методике оценки состояния зеленых насаждений. | Диспут, беседа, игра. | 2 | 19.03 26.03 | ||
17 | Тренировка оценки состояния зеленых насаждений на местности недалеко от школы | Практическая работа | 4 | 02.04 09.04 16.04 23.04 | ||
18 | Обследование ППН 3 типов с занесением результатов обследований в ведомости учета (см.Приложение 1) | Совместная практическая научно-исследовательская работа с помощью ученых и специалистов | 7 | 30.04 07.05 14.05 21.05 28.05 04.06 11.06 | ||
Летом с учащимися организуются выезды в индивидуальном порядке для проведения полевых работ на ППН | ||||||
19 | Камеральная обработка ведомостей учета. | Совместная деятельность учителя-ученика | 4 | Данная работа выполняется в следующий учебный год (2014-2015 гг.) | ||
20 | Обобщение полученного материала. | Совместная деятельность учителя-ученика | 4 | |||
21 | Подведение итогов работы и анализ полученных данных. | Совместная деятельность учителя-ученика | 4 | |||
Далее работы в кружке идут по графику с пункта 3 (для новичков, обобщения и углубления знаний учащихся). |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Ведомости для оценки состояния зеленых насаждений
города Улан-Удэ и рекомендации к их заполнению
- Ведомость энтомо-фитопатологического обследования древесных
насаждений от (дата), краткий адрес, на ППН №
№ ППН | № рас-тения | Дата обсле-дования | Вид растения | Категория состояния (по 6-ти бальной шкале) | Пораженность болезнями | Поврежден-ность вреди-телями | Пора-женность другими факторами | Декоративность (5-ти бальная шкала) |
Ведомость фитопатологического обследования древесных насаждений представляет собой таблицу Microsoft Excel или Microsoft Word. Ведомость заполняется по каждой обследованной площадке на отдельном листе одной из рабочих книг Microsoft Excel или как отдельного документа Microsoft Word.
Правила заполнения колонок таблицы ведомости фитопатологического обследования древесных насаждений следующие:
колонка 1 - № ППН;
колонка 2 - номер растения;
колонка 3 - дата обследования;
колонка 4 – вид растения;
колонка 5 - пораженность болезнями. В колонке, через запятую, перечисляются коды болезней, которыми поражено растение, с указанием степени поражения в цифровом выражении;
колонка 6 - поврежденность вредителями. В колонке, через запятую, перечисляются коды вредителей, которыми повреждено растение, с указанием степени повреждения в цифровом выражении;
колонка 7 - признаки поражения другого порядка. В колонке, через запятую, перечисляются признаки поражений другого порядка, которыми поражено растение, с указанием степени поражения в цифровом выражении.
Степени поражения и повреждения в колонках 5, 6 и 7 могут принимать значения от 1 до 4.
Коды вредителей, болезней и повреждений, для составления базы данных по мониторингу за состоянием зеленых насаждений (под ред. Якубова Х.Г. Доклад... ,1998):
Коды основных видов и групп ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ НЕПРАВИЛЬНОГО СТРОЕНИЯ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ
Коды болезней древесных растений
№ | Наименование типов болезней и некоторых видов их возбудителей | Коды | Повреждаемые виды древесных растений |
ГНИЛИ | |||
Гнили стволовые | |||
1 | Гниль стволовая (общ) | Гнcт | Все |
2 | Трутовик ложный | Трл | Лиственные |
3 | Трутовик настоящий | Тн | Лиственные |
4 | Трутовик ложный осиновый | Тдл | Осина, тополь, ива6 |
5 | Трутовик серно-желтый | Тсж | Лиственные |
6 | Трутовик чешуйчатый | Тч | Лиственные |
7 | Трутовик кленовый | Тк | Лиственные |
8 | Трутовик скошенный (чага) | Чг | Береза |
9 | Трутовик северный | Тс | Хвойные |
10 | Хондростереум пурпурный (млечный блеск листьев) | Тхп | Лиственные |
11 | Гребенщик | Греб | Лиственные |
12 | Щелелистник обыкновенный | Щел | Лиственные |
13 | Феллинус точечный | Фт | Лиственные |
14 | Феллинус раковинообразный | Фр | Лиственные |
15 | Чешуйчатка жирная | Чж | Лиственные |
16 | Губка еловая | Ге | Ель |
17 | Губка сосновая | Гс | Сосна |
Гнили корневые и комлевые | |||
18 | Гниль корневая (общ) | Гнк | Все |
19 | Губка корневая | Гк | Сосна, ель |
20 | Опенок | Оп | Все |
21 | Трутовик Швейница | Тш | Все |
22 | Трутовик плоский | Тп | Лиственные |
Сосудистые болезни | |||
23 | Графиоз (Голландская болезнь) | Гб | Ильмовые |
24 | Офиостомоз дуба | Офд | Вяз, береза. |
Раковые болезни (рак) | |||
25 | Рак (общ) | Р | Все |
26 | Рак раневой ели | Рре | Ель |
27 | Рак нектриевый ступенчатый (обыкновенный) | Рнс | Лиственные |
28 | Рак черный гипоксилоновый | Рчг | Осина, тополь |
29 | Рак черный яблони | Рчя | Яблоня |
30 | Рак смоляной (серянка) | Рсс | Сосна обыкновенная |
31 | Рак бактериальный (общ) | Рб | Лиственные |
32 | Рак бактериальный тополя (мокрый рак) | Рбт | Тополь |
33 | Рак бактериальный сосны (бугорчатый рак) | Рбс | Сосна обыкновенная |
Некрозы стволов, ветвей, побегов | |||
34 | Некрозы инфекционные (общ) | Н | Лиственные |
35 | Некроз нектриевый | Нн | Лиственные |
36 | Цитоспороз | Ц | Лиственные |
37 | Некроз дотихицевый | Ндх | Тополь |
Усыхание побегов, листьев, поражение плодов | |||
38 | Парша побегов | Пшп | Лиственные |
39 | Парша плодов | Пшпл | Плодовые |
40 | Монилиоз | Мон | Плодовые |
41 | Клястероспориоз | Клз | Косточковые |
Болезни листвы и хвои | |||
42 | Парша | Пш | Осина, тополь, ива, яблоня, груша |
43 | Пятнистости (общ) | П | Лиственные |
44 | Пятнистость бурая тополя (марссониоз) | Пм | Тополь |
45 | Пятнистость белая тополя (септориоз) | Пс | Тополь |
46 | Пятнистость бурая березы (глеоспориоз) | Пбг | Береза |
47 | Пятнистость филлостиктоз | Пф | Лиственные |
48 | Пятнистость дырчатая косточковых пород (клястероспориоз) | Пдк | Косточковые |
49 | Пятнистости вирусные (общ) | Пв | Лиственные |
50 | Мучнистая роса (общ) | Мр | Лиственные |
51 | Чернь (сажистый грибок) | Ч | Лиственные |
52 | Ржавчина (общ) | Рж | Все |
53 | Шютте (общ) | Ш | Хвойные |
54 | Шютте обыкновенное | Шо | Сосна обыкновенная |
55 | Шютте снежное | Шм | Сосна обыкновенная |
56 | Шютте ели | Ше | Ель обыкновенная |
- КОДЫ ВРЕДИТЕЛЕЙ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ
№ | Экологические группы и виды вредителей | Коды | Повреждаемые породы | |
Вредители листвы, хвои, почек, побегов | ||||
1 | Погрызы (общ) | Пгр | Все | |
2 | Скелетирование (общ) | Скл | Лиственные породы | |
Комплекс листогрызущих насекомых | ||||
3 | Комплекс листогрызущих насекомых (общ) | Клг | Лиственные породы | |
4 | Листовертка (общ.) | Лв | Лиственные породы | |
5 | Листовертка боярышниковая | Лб | Лиственные породы | |
6 | Совки (общ) | Свк | Все | |
7 | Пяденицы (общ) | П | Все | |
8 | Пяденица зимняя | Пз | Лиственные породы | |
9 | Пяденица-обдирало | По | Лиственные породы | |
10 | Пяденица-шелкопряд бурополосая | Пшб | Лиственные породы | |
11 | Шелкопряд непарный | Шн | Лиственные породы | |
12 | Волнянка ивовая | Ви | Осина, тополь, ива | |
13 | Волнянка античная | Ва |
| |
14 | Коконопряд кольчатый | Кк | Лиственные породы | |
15 | Лунка серебристая | Лнс | Лиственные породы | |
16 | Моли горностаевые (общ) | Мгр | Плодовые, черемуха, рябина | |
17 | Листоеды (общ) | Лды | Лиственные породы | |
18 | Пилильщики (общ) | Пк | Все | |
19 | Пилильщики слизистые (общ) | Пксл | Лиственные породы | |
20 | Пилильщик еловый обыкновенный | Пке | Ель обыкновенная | |
21 | Пилильщики сосновые | Пкс | Сосна | |
22 | Слоники (долгоносики) листовые (общ) | Слл | Лиственные породы | |
23 | Семеед березовый | Жс | Береза | |
Галлообразователи | ||||
24 | Галлообразователи (общ) | Гал | Все | |
25 | Клещи галлообразующие(общ) | Клгал | Лиственные породы | |
26 | Орехотворки (общ) | Ор | Лиственные породы | |
27 | Галлицы (общ) | Глц | Лиственные породы | |
28 | Пилильщики галлообразующие (общ) | Пкгал | Лиственные породы | |
29 | Тли галлообразующие (общ) | Тлгал | Лиственные породы | |
30 | Хермесы галлообразующие (общ) | Хгал | Хвойные породы | |
Минеры | ||||
31 | Минеры (общ) | Мин | Все | |
32 | Моли минирующие (общ) | Ммин | Лиственные породы | |
33 | Моль-пестрянка тополевая нижнесторонняя | Мпт | Тополь, осина | |
34 | Моль лиственничная чехликовая | Млч | Лиственница | |
35 | Моль березовая чехликовая | Мбч | Береза | |
36 | Листоверта-иглоед еловая | Лигл | Ель | |
37 | Пилильщики минирующие (общ) | Пкмин | Лиственные породы | |
38 | Жуки минирующие (общ) | Жмин | Лиственные породы | |
Сосущие вредители | ||||
39 | Сосущие (общ) | Сос | Все | |
40 | Медяница | Мд | Лиственные породы | |
41 | Клещи (общ) | Кл | Все | |
42 | Клещи плодовые (общ) | Клпл | Плодовые | |
43 | Клещи паутинные (общ) | Клпт | Все | |
44 | Тли (общ) | Тл | Все | |
45 | Тля серая яблоневая | Тля | Яблоня | |
46 | Хермесы (общ) | Х | Хвойные | |
47 | Листоблошки (общ) | Лбл | Лиственные породы | |
48 | Цикадки (общ) | Цик | Лиственные породы | |
49 | Кокциды | Кок | Все | |
50 | Щитовка (общ.) | Щ | Все | |
51 | Щитовка запятовидная | Щз | Лиственные породы | |
52 | Щитовка ивовая | Щи | Лиственные породы | |
53 | Ложнощитовка акациевая | Лща | Лиственные породы | |
54 | Трубковерты | Трв | Лиственные породы | |
Стволовые вредители | ||||
55 | Короеды | Кор | Все | |
56 | Короед-типограф | Тип | Ель | |
57 | Короед гравер | Грав | Ель | |
58 | Лубоед большой сосновый | Лбе | Сосна | |
59 | Лубоед малый сосновый | Лмс | Сосна | |
60 | Лубоед большой еловый | Лбе | Ель | |
61 | Заболонники | 3 | Лиственные породы | |
62 | Заболонник березовый | 36 | Береза | |
63 | Заболонники ильмовые | Зи | Ильмовые | |
64 | Усачи | Ус | Все | |
65 | Слоники (долгоносики) смолевки | Слсм | Хвойные | |
66 | Златки | Зл | Все | |
67 | Златки узкотелые | Злу | Лиственные породы |
Коды характерных повреждений и особенностей неправильного строения древесных растений
№ | Повреждаемые части растения, типы повреждений и особенности неправильного строения деревьев и кустарников | Коды |
Повреждения и особенности неправильного строения кроны (листьев, хвои, почек, побегов, ветвей) | ||
1 | Пятнистости (некрозы) не инфекционного характера | Пнф |
2 | Некроз краевой листьев | Нкр |
3 | Некроз «рыбий скелет» | Нрс |
4 | Хлороз | Хлз |
5 | Измельчение листьев, хвои | Изм |
6 | Неравномерность размеров листьев, хвои | Нр |
7 | Деформация листьев | Дфл |
8 | Ведьмины метлы | Вм |
9 | Водяные побеги на ветвях | Впв |
10 | Водяные побеги на стволе | Впс |
11 | Усыхание концевых побегов | Укп |
12 | Усыхание скелетных ветвей | Уев |
13 | Усыхание кроны местное | Уме |
14 | Глубокая обрезка кроны | Гоб |
Повреждение и особенности строения ствола | ||
15 | Наклон ствола | Нк |
16 | Искривление ствола | Иск |
17 | Многоствольность | Мгс |
18 | Многовершинность | Мгв |
19 | Смена вершины | Всм |
20 | Деформация ствола | Дфс |
21 | Морозобоина | Мз |
22 | Сухобочина | Сх |
23 | Дупло | Дп |
24 | Кап | К |
25 | Нарост | Н |
36 | Механические повреждения | Мп |
37 | Раны, язвы | Рняз |
38 | Трещины | Тр |
39 | Смолотечение | Смт |
40 | Сокотечение | Скт |
41 | Камедетечение | Кмт |
42 | Огня следы | Ог |
43 | Инородные предметы, вросшие в ствол | Инп |
Повреждение корней | ||
44 | Повреждение корней при земляных работах | Пзрк |
45 | Обнажение корней | Обнк |
46 | Засыпана или заглублена корневая шейка | Зкш |
Приложение 2
Рекомендательное письмо автору Программы
Приложение 3
Шкала категории состояния для хвойных и лиственных пород (Мухина Л.Н., Егорова А.В. и др., 2006).
Категория состояния | Хвойные виды | ||
Основные признаки | Дополнительные признаки | ||
1 | Без признаков ослабления | хвоя зеленая блестящая, крона густая, прирост текущего года нормальный для данного вида, возраста, условий места произрастания и сезона | |
2 | Ослабленные | хвоя часто светлее обычного, крона слабо ажурная, прирост уменьшен не более чем наполовину по сравнению с нормальным | возможны признаки местного повреждения ствола и корневых лап, ветвей |
3 | Сильно ослабленные | хвоя светло-зеленая или сероватая матовая, крова ажурная, прирост уменьшен более чем наполовину по сравнению с нормальным | возможны признаки повреждения ствола, корневых лап, ветвей, объедания хвои, выраженные сильнее, чем у предыдущей категории деревьев; попытки поселения или местные поселения стволовых вредителей на стволе или ветвях |
4 | Усыхающее | хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая, крона заметно изрежена, прирост текущего года еще заметен или отсутствует | признаки повреждения ствола и других частей дерева выражены сильнее, чем у предыдущей категории, возможны признаки заселения дерева стволовыми вредителями (смоляные воронки, буровая мука, насекомые на коре, под корой и в древесине) |
5 | Сухостой текущего года | хвоя серая, желтая или бурая, крона часто изрежена, мелкие веточки сохраняются, кора сохранена или осыпалась | признаки предыдущей категории; в конце сезона возможно наличие на части дерева вылетных отверстий насекомых |
6 | Сухостой прошлых лет | хвоя осыпалась или сохранилась лишь частично, мелкие веточки, как правило обломились, большая часть ветвей и коры осыпалась | на стволе и ветвях имеются вылетные отверстия насекомых, под корой - обильная буровая мука и грибница дереворазрушающих грибов |
Категория состояния |
| ||
Основные признаки | Дополнительные признаки | ||
1 | без признаков ослабления | листва зеленая, блестящая, крона густая, прирост текущего года нормальный для данного вида, возраста, условий места произрастания и сезона | |
2 | умеренно ослабленные | в кроне до 50% сухих ветвей; листва зеленая, мельче или светлее обычной, преждевременно опадает, крона изрежена | могут быть местные повреждения ветвей, корневых лап и ствола, механические повреждения; попытки поселения или удавшееся местные поселения стволовых вредителей, сокотечение и водяные побеги на стволе и ветвях |
3 | сильно ослабленные | сухих ветвей 50-75%; листва мельче или светлее обычной, преждевременно опадает, крона изрежена | признаки предыдущей категории выражены сильнее; попытки поселения или удавшиеся местные поселения стволовых вредителей, сокотечение и водяные побеги на стволе и ветвях |
4 | усыхающее | в кроне более 75% сухих ветвей; листва мельче, светлее или желтее обычной, преждевременно опадает или увядает, крона сильно изрежена | на стволе и ветвях возможны признаки заселения стволовыми вредителями (входные отверстия, насечки, сокотечение, буровая мука и опилки, насекомые на коре, под корой и в древесине); обильные водяные побеги, частично усохшие или усыхающие |
5 | сухостой текущего года | листва усохла, увяла или преждевременно опала, мелкие веточки и кора сохранилась. | на стволе, ветвях и корневых лапах часто признаки заселения стволовыми вредителями и поражения грибами |
6 | сухостой прошлых лет (старый) | листва и часть ветвей опали, кора разрушена или опала на большей части ствола | имеются вылетные отверстия насекомых на стволе, ветвях и корневых лапах, на коре и под корой - грибница и плодовые тела грибов |
Приложение 4
Список литературы:
Доклад о состоянии зеленых насаждений в Москве (по данным мониторинга 1998 г.)/под ред. Якубова Х.Г.//ОАО «Прима-М».-М.:Стагирит-Н,1998.- 200с.
Кузьмичев Е.П., Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г. Болезни древесных растений: справочник [Болезни и вредители в лесах России.Том 1.].-М.: ВНИИЛМ, 2004.-С.5-10.
Мухина Л.Н., Егорова А.В., Серая Л.Г., Ткаченко О.Б., Авсиевич Н.А..Диагностические признаки основных вредителей и болезней древесных и кустарниковых видов растений, контроль их развития с использованием материалов мониторинга состояния зеленых насаждений города Москвы.- М.: НИА-Природа,2006.-356 с.
СОДЕРЖАНИЕ
____________________________________________________
Учебное издание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты работы воспитанников ГКОО СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ по научно-исследовательской эколого-биологической программе «Экологический мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ»
В статье рассмотрены основные результаты работы воспитанников по авторской эколого-биологической Программе "Мониторинг за состоянием зеленых насаждений г. Улан-Удэ"...
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ БИОЛОГО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «МОНИТОРИНГ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ГОРОДА УЛАН-УДЭ» В ГКОУ СКОШИ №62 III-IV ВИДА.
В школе реализуется уникальная Программа мониторинга за состоянием зеленых насаждений города Улан-Удэ. Научно-исследовательская работа по Программе способствует правильной расс...
Реализация научно-исследовательской и проектной деятельности в ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ (результаты работы в рамках экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» г. Москва)
В статье описывается опыт реализации проектной и научно-исследовательской деятельности в школе, а также проведенные мероприятия и результаты работы в рамках экспериментальной площадки за 2013-20...
Урок по теме:"Значение зеленых насаждений"
Урок по профессионально-трудовому обучению предназначен для учеников 9класса коррекционной школы и составлен в соответствии с программой В.В.Воронковой...
Зеленые насаждения Санкт-Петербурга
Данная информация помжет изучить роль зеленые насаждения в городе, изучить классификацию зеленых насаждений, выявить увеличение площади зеленых насаждений в Санкт-Петербурге....
Тема работы: «Сравнительная экологическая оценка состояния древесных насаждений по сосне двух лесных площадок»
Заочный этап областной олимпиады научно-исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды «Созвездие»Номинация «Наш дом – Земля»...
Урок экологии на тему "Роль зеленых насаждений. Лесные богатства России"
Проблема «зеленых насаждений» - это одна из острых экологических проблем на сегодняшний день. Вырубка лесов, уничтожение зелени в городах могут повлечь за собой разрушительные последствия....