Тема:"Образование новых клеток"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока биологии в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_5_kl_obrazovanie_novyh_kletok.docx | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Образование новых клеток»
ФИО: Старкова Надежда Николаевна
Место работы: МБОУ «Комсомольская СОШ»
Должность: Учитель биологии
Предмет: Биология
Класс: 5
Тема /Глава и номер урока: Глава II «Строение клетки», урок № 18
Учебник соответствует ФГОС «Биология. Живой организм» 5-6 класс, Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова - М.: «Просвещение» 2013.
Задачи
Образовательные: актуализировать знания учащихся о хромосомах передающих наследственные признаки от клетки к клетке; показать особенности образования новых клеток; показать биологическое значение деления клеток; познакомить учащихся с ростом клеток.
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
- - о важнейшем свойстве клетки - делении
- - типы деления клеток, и их роль в организме
- - о роли хромосом при делении клеток
уметь:
- рассказывать о механизме деления клетки;
- объяснять биологическое значение деления клеток;
- объяснять смысл биологических терминов: рост, деление, наследственная информация.
Личностные:
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Основные понятия: митоз Ресурсы: основные: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники, тетради. дополнительные: ЭОР (ЦОР): рисунок «Рост клеток», рисунок «Старение клеток», таблица «Типы деления клеток», анимация «Деление клеток», анимация «Деление одноклеточных организмов», «Деление многоклеточных организмов», интерактивные задания в виде тестов и схем.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: Основной:проблемно-поисковый; Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с рисунками, схемами); - практические (составление схем, поиск информации); -дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Технологическая карта урока
«Образование новых клеток»
Этапы урока, время (мин) | Основное содержание деятельности учителя | Виды деятельности ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные результаты | УУД: 1.Регулятивные 2.Познавательные 3.Коммуникативные | Личностные результаты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | 1.Самоконтроль учебной деятельности | ||
2. Актуализация знаний | Вспомните: 1) Какие вы знаете положения клеточной теории? 2)Что такое хромосомы? 3) Кто такие вирусы? | Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. | Обобщают полученные ранее знания о клетке, о хромосомах. | 1. Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. 2. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. 3. Высказывают свою точку зрения. | Осмысливают тему урока. |
3. Изучение новой темы 4. Физкульт минутка |
Вступительное слово. Для многих растений, особенно молодых, характерен быстрый рост, например проростки культурных растений, таких как фасоль, за сутки вырастают в длину на 3-5 см и более. (демонстрация разных проростков фасоли в горшках с почвой). Чем отличается маленький проросток растения фасоль от большого проростка? Для ответа на поставленный вопрос предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Рост растений и большой период роста» http://www.valleyflora.ru/36.html Учитель: Проверяем. Чем отличается маленький проросток растения фасоль от большого проростка? Учитель: рост можно определять как процесс необратимого изменения размеров клетки. Как отличить молодую клетку от старой клетки? Учитель: Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые клетки. Проблемный вопрос: Откуда же берутся новые клетки? 2. Деление клетки. Учитель организует работу в парах по изучению скорости деления клеток.
Учитель: Таким образом, мы убедились, скорость деления у клеток разная, но принцип деления один. Учитель: Как происходит процесс деления клеток? 3. Стадии деления клетки. Для ответа на поставленный вопрос предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Деление клетки - митоз» Учитель: Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у ячменя – 14. 4. Значение деления клеток учитель показывает упражнения физкульт минутки: Раз – подняться, потянуться, | Обсуждают данную информацию. Работают в парах и в ходе обсуждения ЭОР «Рост растений и большой период роста» учащиеся анализируют текст. См. Приложение 1. под руководством учителя записывают определение роста в тетради. Организация самостоятельной работы по тексту учебника с.49 См. Приложение 2. Организация самостоятельной работы в по тексту учебника с.48 рис.2.15, составление таблицы. http://www.teosofia.ru/biologos/viewtopic.php?t=2 См. Приложение 3. под руководством учителя записывают определение деление клетки в тетради. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1359/ДЕЛЕНИЕ (словарь) Работают в парах и входе обсуждения ЭОР «Деление клетки - митоз» под руководством учителя записывают новые термины фаз деления в тетрадь. И выполняют задания в виде схемы. (на столах лежат разрезанные карточки в конверте из которых необходимо составить схему последовательности этапов деления клетки. См. Приложение 4. Проверка на экране. слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Заполняют в тетради схему «Деление клеток картофеля» совместно с учителем. изучают особенности характерные для одноклеточных организмов. Используя ЭОР http://biouroki.ru/material/plants/bakterii.html зарисовывают схему деления бактерии в тетрадь и анализируют роль бактерий в природе. Анализируют текст учебника с.49 «Значение деления клеток»: - изучают особенности характерные для многоклеточных организмов. Повторение упражнений. | Изучают биологический эксперимент по росту растений фасоли.
Учатся выделять существенные признаки живого организма. Выделяют существенный признак. Устанавливают важное значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет. | 1. Корректируют свои знания. 2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы: -информационный поиск; - анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; - сравнение; - установление причинно-следственных связей; - обобщение; - построение речевого высказывания. 3. Участие в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию 4. ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи 1. Учатся переключаться на другой вид деятельности | Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. 1.Формируют представление о значении физкультминутки |
5. Закрепление изученного материала | Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий: http://spheres.ru/biology_s/tests/klass6/team2/23/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec060aeb-2886-4a76-b080-131875a379c1/view/ (тест) | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания. (анимация деления клетки)- составляют опорный конспект Затем учащиеся приходят к выводу: 1.Деление лежит в основе роста. 2.Образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской. 3. Благодаря делению осуществляются процессы замены отмирающих клеток. | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. 3.Осуществляют взаимооценку | Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности |
6. Итоги урока. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Фронтальный метод Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение |
| 1.ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. 2.оценивают собственную деятельность на уроке. 3. анализ и обсуждение работы на уроке | - проявляют интерес к предмету; - стремятся к приобретению новых знаний. |
7. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание зарисовать рост клетки, подготовить вопросы | Осмысливают объем задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование половых клеток. Мейоз.
Разработка урока по биологии 9 класс учебник И.Н. ПономаревойТема. «Образование половых клеток. Мейоз».Урок построен на изучении новой темы в малых группах.Цели: - развить логическое и критическое мыш...
Образование половых клеток и оплодотворение
На данном уроке новый материала учащиеся узучают самостоятельно, работая в группах....
Презентация "Мейоз. Образование половых клеток"
Данная презентация может использоваться на уроках в СПО....
Образование половых клеток. Мейоз
Комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления знаний), целью которого является изучение основных этапов гаметогенеза и фаз мейоза, выявление отличительных особенностей этого...
Образование половых клеток. Мейоз
Презентация к уроку...
Технологическая карта урока по ФГОС "Образование новых клеток". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Образование новых клеток", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, раб...
Карточки для самостоятельной работы "Образование новых клеток"
Карточки для самостоятельной работы "Образование новых клеток"Урок самостоятельного получения новых знаний в 5 классеМатериал к учебнику Л.Н. Сухоруковой...