Тема:"Образование новых клеток"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока биологии в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Образование новых клеток»
ФИО: Старкова Надежда Николаевна
Место работы: МБОУ «Комсомольская СОШ»
Должность: Учитель биологии
Предмет: Биология
Класс: 5
Тема /Глава и номер урока: Глава II «Строение клетки», урок № 18
Учебник соответствует ФГОС «Биология. Живой организм» 5-6 класс, Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова - М.: «Просвещение» 2013.
Задачи
Образовательные: актуализировать знания учащихся о хромосомах передающих наследственные признаки от клетки к клетке; показать особенности образования новых клеток; показать биологическое значение деления клеток; познакомить учащихся с ростом клеток.
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
- - о важнейшем свойстве клетки - делении
- - типы деления клеток, и их роль в организме
- - о роли хромосом при делении клеток
уметь:
- рассказывать о механизме деления клетки;
- объяснять биологическое значение деления клеток;
- объяснять смысл биологических терминов: рост, деление, наследственная информация.
Личностные:
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Основные понятия: митоз Ресурсы: основные: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники, тетради. дополнительные: ЭОР (ЦОР): рисунок «Рост клеток», рисунок «Старение клеток», таблица «Типы деления клеток», анимация «Деление клеток», анимация «Деление одноклеточных организмов», «Деление многоклеточных организмов», интерактивные задания в виде тестов и схем.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: Основной:проблемно-поисковый; Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с рисунками, схемами); - практические (составление схем, поиск информации); -дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Технологическая карта урока
«Образование новых клеток»
Этапы урока, время (мин) | Основное содержание деятельности учителя | Виды деятельности ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные результаты | УУД: 1.Регулятивные 2.Познавательные 3.Коммуникативные | Личностные результаты | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | 1.Самоконтроль учебной деятельности | ||
2. Актуализация знаний | Вспомните: 1) Какие вы знаете положения клеточной теории? 2)Что такое хромосомы? 3) Кто такие вирусы? | Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. | Обобщают полученные ранее знания о клетке, о хромосомах. | 1. Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. 2. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. 3. Высказывают свою точку зрения. | Осмысливают тему урока. |
3. Изучение новой темы 4. Физкульт минутка |
Вступительное слово. Для многих растений, особенно молодых, характерен быстрый рост, например проростки культурных растений, таких как фасоль, за сутки вырастают в длину на 3-5 см и более. (демонстрация разных проростков фасоли в горшках с почвой). Чем отличается маленький проросток растения фасоль от большого проростка? Для ответа на поставленный вопрос предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Рост растений и большой период роста» http://www.valleyflora.ru/36.html Учитель: Проверяем. Чем отличается маленький проросток растения фасоль от большого проростка? Учитель: рост можно определять как процесс необратимого изменения размеров клетки. Как отличить молодую клетку от старой клетки? Учитель: Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые клетки. Проблемный вопрос: Откуда же берутся новые клетки? 2. Деление клетки. Учитель организует работу в парах по изучению скорости деления клеток.
Учитель: Таким образом, мы убедились, скорость деления у клеток разная, но принцип деления один. Учитель: Как происходит процесс деления клеток? 3. Стадии деления клетки. Для ответа на поставленный вопрос предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Деление клетки - митоз» Учитель: Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у ячменя – 14. 4. Значение деления клеток учитель показывает упражнения физкульт минутки: Раз – подняться, потянуться, | Обсуждают данную информацию. Работают в парах и в ходе обсуждения ЭОР «Рост растений и большой период роста» учащиеся анализируют текст. См. Приложение 1. под руководством учителя записывают определение роста в тетради. Организация самостоятельной работы по тексту учебника с.49 См. Приложение 2. Организация самостоятельной работы в по тексту учебника с.48 рис.2.15, составление таблицы. http://www.teosofia.ru/biologos/viewtopic.php?t=2 См. Приложение 3. под руководством учителя записывают определение деление клетки в тетради. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1359/ДЕЛЕНИЕ (словарь) Работают в парах и входе обсуждения ЭОР «Деление клетки - митоз» под руководством учителя записывают новые термины фаз деления в тетрадь. И выполняют задания в виде схемы. (на столах лежат разрезанные карточки в конверте из которых необходимо составить схему последовательности этапов деления клетки. См. Приложение 4. Проверка на экране. слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Заполняют в тетради схему «Деление клеток картофеля» совместно с учителем. изучают особенности характерные для одноклеточных организмов. Используя ЭОР http://biouroki.ru/material/plants/bakterii.html зарисовывают схему деления бактерии в тетрадь и анализируют роль бактерий в природе. Анализируют текст учебника с.49 «Значение деления клеток»: - изучают особенности характерные для многоклеточных организмов. Повторение упражнений. | Изучают биологический эксперимент по росту растений фасоли.
Учатся выделять существенные признаки живого организма. Выделяют существенный признак. Устанавливают важное значение – рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет. | 1. Корректируют свои знания. 2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы: -информационный поиск; - анализ с выявлением существенных и несущественных признаков; - сравнение; - установление причинно-следственных связей; - обобщение; - построение речевого высказывания. 3. Участие в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию 4. ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи 1. Учатся переключаться на другой вид деятельности | Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. 1.Формируют представление о значении физкультминутки |
5. Закрепление изученного материала | Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий: http://spheres.ru/biology_s/tests/klass6/team2/23/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ec060aeb-2886-4a76-b080-131875a379c1/view/ (тест) | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания. (анимация деления клетки)- составляют опорный конспект Затем учащиеся приходят к выводу: 1.Деление лежит в основе роста. 2.Образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской. 3. Благодаря делению осуществляются процессы замены отмирающих клеток. | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. 3.Осуществляют взаимооценку | Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности |
6. Итоги урока. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Фронтальный метод Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение |
| 1.ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. 2.оценивают собственную деятельность на уроке. 3. анализ и обсуждение работы на уроке | - проявляют интерес к предмету; - стремятся к приобретению новых знаний. |
7. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание зарисовать рост клетки, подготовить вопросы | Осмысливают объем задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-226981-1395078054.jpg)
Образование половых клеток. Мейоз.
Разработка урока по биологии 9 класс учебник И.Н. ПономаревойТема. «Образование половых клеток. Мейоз».Урок построен на изучении новой темы в малых группах.Цели: - развить логическое и критическое мыш...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-329983-1383302509.jpg)
Образование половых клеток и оплодотворение
На данном уроке новый материала учащиеся узучают самостоятельно, работая в группах....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/09/picture-153812-1646831793.jpg)
Презентация "Мейоз. Образование половых клеток"
Данная презентация может использоваться на уроках в СПО....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-404792-1691766861.png)
Образование половых клеток. Мейоз
Комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления знаний), целью которого является изучение основных этапов гаметогенеза и фаз мейоза, выявление отличительных особенностей этого...
Технологическая карта урока по ФГОС "Образование новых клеток". 5 класс
Данный файл содержит разработку урока для учащихся 5 классов на тему "Образование новых клеток", который соответствует государственному образовательному стандарту. Материал будет полезен учителям, раб...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-231036-1364481684.jpg)
Карточки для самостоятельной работы "Образование новых клеток"
Карточки для самостоятельной работы "Образование новых клеток"Урок самостоятельного получения новых знаний в 5 классеМатериал к учебнику Л.Н. Сухоруковой...