Образование половых клеток и оплодотворение
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Манченко  Оксана Анатольевна

На данном уроке новый материала учащиеся узучают самостоятельно, работая в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_polov_kl._i_oplodotvorenie.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 10 кл.

Тема урока: «Образование половых клеток и оплодотворение»

Цель урока:

углубление знаний о половом размножении организмов.

Задачи урока:

-расширить знания учащихся о половых клетках, механизмах овогенеза и сперматогенеза;

-развивать умение объяснять взаимосвязь между строением и функциями гамет;

-сформировать представления о механизме процесса оплодотворения у животных, сформировать понятие о двойном оплодотворении у цветковых растений;

-раскрыть биологический смысл оплодотворения вообще и двойного оплодотворения в частности.

Оборудование:

Схема строения овогенеза и сперматогенеза,

схема строения половых клеток,

схема двойного оплодотворения у цветковых растений,

геометрические фигуры: по 4 красных, желтых, зеленых и оранжевых фигур, в форме треугольника, круга, квадрата, пятиугольника,

 листы-сопровождения

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

1. Один ученик работает с аппликацией «Мейоз», его задача расположить стадии мейоза в определенной последовательности, и кратко охарактеризовать каждую из них

2. Охарактеризуйте понятия: мейоз, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, конъюгация.

3. Сравните митоз и мейоз, выделите черты сходства и различия

4. Какое значение имеет независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении?

5. В чем заключается биологическое значение мейоза?

  1. Изучение нового материала

I.Сообщение темы и целей урока

- Какие клетки образуются в результате мейоза (половые)

Но процесс образования женских половых клеток отличается от процесса образования мужских половых клеток. Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности образования женских и мужских половых клеток, выявим отличия в строении яйцеклеток и сперматозоидов, рассмотрим, как происходит процесс оплодотворения у животных и цветковых растений. Работаем по плану, записанному на доске

  1. Особенности сперматогенеза и овогенеза
  2. Особенности строения половых клеток
  3. Оплодотворение у животных
  4. Особенности оплодотворения у цветковых растений

II.Организация работы в группах

Изучать  новый материал будем в группах. Каждый из вас возьмет понравившуюся ему фигуру, а теперь сформируем группы по цвету. За один стол- красные, второй – зеленые и т.п. Каждый учащийся получает лист - сопровождения

  1. группа – красные -изучают особенности сперматогенеза и овогенеза
  2. группа- зеленые –особенности строения половых клеток
  3. группа – желтые – оплодотворение у животных
  4. группа -оранжевые – оплодотворение у цветковых растений.

Группы сформированы, в группах назначены главные (более сильные уч-ся), задача групп изучить так новый материал, что бы потом каждый  из группы смог рассказать его своим одноклассникам (за это отвечают главные в группах, они же, после обсуждения, оценивают работу каждого учащегося и выставляют в лист-сопровождения). (При изучении материала использовать таблицы)

III.Изучение нового материала

После изучения нового материала, формируются новые группы, теперь по форме фигур. Получается, что в каждой новой группе есть по представителю от прежней группы, и задача каждого рассказать изученный им материал. В новых группах так же оценивается работа каждого ученика  (в зависимости от того как они изложили изученный материал)

  1. Закрепление изученного материала

    А.Беседа по вопросам:

-как называются женские половые клетки, как называются мужские половые клетки, чем отличаются сперматозоиды от яйцеклеток?

- в чем их основное отличие сперматогенеза от овогенеза?

-в чем особенности размножения цветковых растений?

Б. Тест:

1 вариант

  1. Процесс образования женских половых клеток называется:

А) сперматогенез                       Б) овогенез            

Г) митоз                                      Д) метаморфоз

              2. В результате сперматогенеза образуется:

                  А) 4 одинаковых клетки с диплоидным набором хромосом

                  Б) 4 одинаковых клетки  с гаплоидным набором хромосом

                  В) 1 большая и 3 маленькие клетки с диплоидным набором

                  Г) 1 большая и 3 маленькие клетки с гаплоидным набором

3. Сперматозоиды в отличие от яйцеклеток  имеют:

    А) большой запас питательных веществ

    Б) имеют головку и хвостик

    В) диплоидный набор хромосом

    4) все разные по размерам

4. В результате оплодотворения у животных образуется:

     А) диплоидная зигота

     Б) гаплоидная зигота

     В) зигота с диплоидным набором хромосом и триплоидный эндосперм

     Г) гаметы

5. Биологическое значение оплодотворения состоит:

     А) новый организм несет признаки обоих родителей

     Б) новый организм – точная копия материнского

Ключ:1б, 2б, 3б, 4а,5а

  1. вариант

1. Процесс образования мужских половых клеток называется:

А) сперматогенез                       Б) овогенез            

Г) митоз                                      Д) метаморфоз

              2. В результате овогенеза образуется:

                  А) 4 одинаковых клетки с диплоидным набором хромосом

                  Б) 4 одинаковых клетки  с гаплоидным набором хромосом

                  В) 1 большая и 3 маленькие клетки с диплоидным набором

                  Г) 1 большая и 3 маленькие клетки с гаплоидным набором

3. Яйцеклетки в отличие сперматозоидов имеют:

    А) большой запас питательных веществ

    Б) имеют головку и хвостик

    В) диплоидный набор хромосом

    4) все одинаковые по размерам

4. В результате оплодотворения растений образуется:

     А) диплоидная зигота

     Б) гаплоидная зигота

     В) зигота с диплоидным набором хромосом и триплоидный эндосперм

     Г) гаметы

5. Биологическое значение оплодотворения состоит:

     А) восстанавливается свойственное данному виду число хромосом

     Б) воспроизводится большое число генетически идентичных организмов

Ключ: 1а, 2г,3а,4в,5а

Оценки: 5 правильных ответов-«5»,4 –«4», 3 –«3», 2 и менее

               правильных ответов оценка  «2»

Проверку тестовой работы можно провести в форме взаимопроверки в парах

4. Рефлексия 

Обсуждение процесса и итогов работы, личностных

        достижений:

-что нового, полезного узнали на уроке?

с каким настроением работали, довольны ли собой?

-насколько комфортно работалось в группе?

-в чём были затруднения? как смогли их преодолеть?

- как оцениваете свою работу?

-произнесите друг другу  комплимент.

    5. Оценки.

Итоговая оценка складывается из оценки за работу в группах, за тестовую работу и индивидуальную активность при устном опросе.

Учащиеся сдают листы-сопровождения и получают оценки.

6.Домашнее задание

   & 23, вопросы 1-5 после параграфа

Лист-сопровождения

Фамилия, имя

Оценка за раб в 1гр

Оценка за раб во 2 гр

Тестовая работа

Оценка за устный ответ

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование половых клеток. Мейоз.

Разработка урока по биологии 9 класс учебник И.Н. ПономаревойТема. «Образование половых клеток. Мейоз».Урок построен на изучении новой темы в малых группах.Цели: - развить логическое и критическое мыш...

Презентация "Мейоз. Образование половых клеток"

Данная презентация может использоваться на уроках в СПО....

Образование половых клеток. Мейоз

Комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления знаний), целью которого является изучение основных этапов гаметогенеза и фаз мейоза, выявление отличительных особенностей этого...

Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»

Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»...

Образование половых клеток

Урок изучения нового материала...

Развитие половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение, его биологическое значение.

ull;Амниоты (Amniota) – это группа четвероногих (наземных позвоночных), которая включает птиц, рептилий и млекопитающих. Амниоты развились в эпоху позднего палеозоя. Особенность, которая отлич...