Портфолио профессиональной деятельности
материал по биологии на тему
Портфолио содержит сведения об учителе, результаты педагогической деятельности, документы по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Портфолио | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Алтанская
средняя общеобразовательная школа»
ПОРТФОЛИО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя биологии
Мищенко Светланы Ильиничны
2012-2015
село Алтан
2015
Сведения об аттестуемом работнике
- ФИО: Мищенко Светлана Ильинична
- Дата рождения: 16 октября 1952 года
- Занимаемая должность, дата назначения: учитель биологии и химии, 15 августа 1977г.
- Место работы: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Алтанская средняя общеобразовательная школа»
- Сведения о профессиональном образовании: высшее профессиональное, Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского, 1977 год, диплом № 238869, серия В - I
- Квалификация по диплому: учитель биологии и химии
- Общий стаж работы: 37 лет
- Педагогический стаж: 37 лет
- Стаж работы в занимаемой должности: 37 лет, в том числе в данном учреждении: 36 лет
- Наличие квалификационной категории: нет
- Награды, звания: Почётная Грамота Министерства народного образования РСФСР, почётное звание «Отличник народного просвещения», Почётная Грамота министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, Благодарственное письмо Губернатора Забайкальского края, Почётная грамота Главы муниципального района «Кыринский район», Грамота Руководителя администрации муниципального района «Кыринский район», Грамота управления образованием «Кыринский район», Грамота Комитета образования муниципального района «Кыринский район», Благодарственное письмо Комитета образования администрации МР «Кыринский район», Почётная Грамота Главы администрации с. Алтан.
- Учёная степень: не имеет
Оглавление
1.Пояснительная записка. .......................................................................................5
2.Инвариантная часть………………………………………………………………..6
2.1.Обоснование выбора образовательной программы и учебно-методического комплекта..................................................................................................................6-7
2.2.Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности. Результативность используемых технологий.............................................................................................................7-9
2.3.Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки образовательных результатов………………………9
3. Вариативная часть……………………………………………………………….10
3.1.Уровень достижений обучающихся…………………………………………10
3.1.1.Динамика качества образования обучающихся за последние три года…………………………………………………………………………………..10
3.1.2.Результативность участия обучающихся в конференциях, конкурсах на муниципальном, международном уровнях…11-12
3.1.3. Участие обучающихся в жизни образовательного учреждения.12
3.2.Уровень профессионализма……………………………………………………12-15
3.2.1.Обобщение и распространение опыта работы на школьном, муниципальном уровнях (результативность работы над методической темой)……………………………………………………………….15
3.2.2.Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки………………………………………………………….15-17
3.2.3. Внеклассная работа по предмету ..............................................17-18
Приложение №1. Документы, отражающие наличие профессионального образования и квалификации
Приложение№2. Документы, отражающие уровень квалификации
Приложение №3. Документы о прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки
Приложение №5. Документы, подтверждающие результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах муниципального и международного уровней
Приложение №6.Владение современными педагогическими технологиями и работа над самообразованием.
Пояснительная записка.
Портфолио профессиональной деятельности состоит из пояснительной записки, инвариантной, вариативной частей, а также приложений.
В состав инвариантной части портфолио входят:
- материалы, содержащие обоснование выбора образовательной программы учебно-методического комплекта;
- материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий;
В состав вариативной части входят материалы, содержащие конкретные результаты профессиональной деятельности:
- динамика качества образования обучающихся за последние три года;
- результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах на муниципальном, международном уровнях;
- активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения;
- сведения о повышении квалификации;
В приложениях портфолио содержатся следующие материалы:
- документы, отражающие наличие профессионального образования и квалификации;
- документы о прохождении курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки;
- документы, подтверждающие результативность участия обучающихся в конкурсах муниципального, международного уровней;
- материалы по самообразованиюю.
2.Инвариантная часть
2.1. Обоснование выбора образовательной программы и учебно-методического комплекта
Обучение биологии осуществляю в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, используя Примерную программу основного, среднего общего образования по биологии и учебно-методические комплекты для 6-9, 10 - 11 классов, созданные авторским коллективом под руководством профессора В.В. Пасечника.
Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность.
УМК (6 класс)
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010.
- Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
- Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2010.
УМК (7 класс)
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010.
- Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
- В. В. Латюшин, В. А. Шапкин Биология. Животные. 7 класс: – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.;
УМК (8 класс)
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010.
- Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010
- Д.В.Колесов Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2010. 336 с.
УМК (9 класс)
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010.
- Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010
- Биология. Введение в общую биологию и экологию, 9 класс вторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Москва. Дрофа 2007.
УМК (10 – 11 класс)
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010.
- Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010
- Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009
Общая структура и содержание курса биологии имеют цель дать школьникам 6-11-го классов общеобразовательную естественнонаучную подготовку, при которой прикладные вопросы хозяйственной деятельности человека базируются на усвоении биологических знаний.
Разработала рабочие программы по биологии с учетом возрастных особенностей обучающихся и логики развития биологических понятий. При отборе содержания программ исходила из принципа «нового синтеза» - синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению и оптимизации природной среды, считая одной из важнейших целей биологического образования – формирование экологической культуры обучающихся. Содержание программ ориентирует обучающихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего.
2.2.Педагогические (образовательные) технологии, используемые в профессиональной деятельности. Результативность используемых технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Педагогические технологии | Достигаемые результаты |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, Интернет ресурсов. 35 % уроков провожу с использованием Интернет ресурсов. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать речемыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Технология развития критического мышления | Использование данной технологии предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. |
Использование перечисленных педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться оптимальных результатов обученности учащихся.
2.3. Диагностический инструментарий, используемый в профессиональной деятельности для оценки образовательных результатов.
Диагностику знаний и умений обучающихся осуществляю в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В качестве инструментария диагностики формирования структуры знаний обучающихся использую тестовый контроль, письменный и устный опрос, которые подчинены ведущим задачам темы, а также учитывают разнообразные форму учебной деятельности и включают в себя задания разного уровня.
3. Вариативная часть
3.1.Уровень достижений обучающихся
3.1.1.Динамика качества образования обучающихся за последние три года
Год | Класс | Успеваемость, % % | Качество знаний, % % | Результаты ГИА | ||||
Количество сдававших | Результат | |||||||
чел. | % | Успеваемость, % | Качество знаний, % | |||||
Биология | ||||||||
2012 - 2013 | 6 | 100 | 62 | |||||
7 | 100 | 44 | ||||||
8 | 100 | 50 | ||||||
9 | 100 | 73 | ||||||
9 | 100 | 73 | 7 | 47 | 100 | 86 | ||
10 | 100 | 57 | ||||||
11 | 100 | 100 | 50 | 100 | 75, 55 | |||
2013 – 2014 | 6 | 100 | 75 | |||||
7 | 100 | 54 | ||||||
8 | 100 | 44 | ||||||
9 | 100 | 36 | - | |||||
10 | 100 | 75 | ||||||
11 | 100 | 43 | 2 | 29 | 100 | 65, 73 | ||
2014 – 2015 | 6 | 100 | 70 | |||||
7 | 100 | 72 | ||||||
8 | 100 | 69 | ||||||
9 | 100 | 44 | 1 | 11 | ||||
10 | 100 | 50 | ||||||
11 | 100 | 72 | 4 | 36 |
Качество знаний учащихся, обучающихся в данной школе длительное время, остается стабильным.
3.1.2. Результативность участия обучающихся в конференциях, конкурсах на муниципальном и международном уровнях
Учебный год | Фамилия, имя учащегося | Кл. | Название мероприятия | Результаты | Уровень |
2013 - 2014 | Ушаков Станислав | 10 | Международный конкурс детского творчества «ИСТОКИ АМУРА -ЖУРАВЛИНАЯ РОДИНА», номинация фотоработы (приложение) | Победитель 1 место | Международ-ный |
2014 -2015 | Ушаков Станислав | 11 | Районный конкурс «Я за здоровый образ жизни или нет вредным привычкам» | Победитель 1 место | Муниципаль-ный |
3.1.3. Участие и достижения обучающихся, воспитанников в олимпиадах, конкурсах на уровне образовательного учреждения
2014/2015 г.
Мероприятие | Количество участников | 1 место | 2 место | 3 место |
Олимпиада по биологии | 17 | 2 | 1 | 3 |
Конкурс рисунков «Осенняя палитра» | 45 | 2 | 2 | 4 |
Конкурс «Необычное в обычном» (выставка поделок из природного материала). | 30 | 5 | 4 | 4 |
Организация работы по изготовлению кормушек и подкормке птиц. Акция «Кормушка». | 15 | 3 | 3 | 2 |
Фотовыставка « Экологические проблемы нашего села» | 5 | 1 | 1 | 1 |
Конкурс листовок «Мы за здоровый образ жизни» | 27 | 3 | 2 | 1 |
Акция «Чистое село» | 114 |
Учебный год | Мероприятие | Результативность класс |
2012/2013 | Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) | Тюменцева Ольга, Телёнкина Екатерина – участники (11 класс), Савельева Елена – призёр (11 класс) |
2013/2014 | Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) | Юдина Валентина – призёр (11 класс) |
2014/2015г. | Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) | Шеломенцевы Елена, Наталья, Евгения – участники (11 класс); Нижегородцева Анастасия – призёр (7 класс) |
3.2.Уровень профессионализма
3.2.1.Обобщение и распространение опыта работы на школьном уровне (результативность работы над методической темой)
Информация о теме самообразования педагога:
В течение нескольких лет работаю над темой: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии»
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики, так как наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Развитие критического мышления, как фактор развития познавательной компетентности обучающихся – одно из направлений работы. Система педагогической деятельности даёт следующие результаты: стабильность уровня успеваемости по итогам учебного года (2012 - 2015 гг - 100%); уровень успеваемости по результатам итоговой (государственной) аттестации выпускников 9, 11 классов по биологии - 100%, учащиеся подтверждают годовые оценки; качество знаний по результатам ГИА по биологии и – 89 %; ежегодное участие обучающихся в олимпиадах.
Опыт работы применяется учителями предметниками школ с целью повышения мотивации учебной деятельности обучающихся.
Учебный год | Тема, форма представления | Методическое мероприятие | Уровень |
2012 - 2013 | Доклад «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности учителя и ученика на уроках биологии» | Педагогический совет «Современные педагогические технологии и распространение опыта учителей» (протокол № 2 от 27.11. 2012 г.) | ОУ |
Доклад «Проектная деятельность на уроках биологии как средство развития познавательной компетенции обучающихся » | Заседание МО учителей естественных наук 30.03.2013г. | ОУ | |
2013 - 2014 | Презентация опыта «Диагностика и мониторинг качества обучения биологии как условие повышения эффективности управления системой образования» | Заседание МО учителей естественных наук. 25. 08. 2013 г. | ОУ |
2013 – 2014 | Презентация опыта «Роль диагностики и мониторинга качества обучения при реализации дифференцированного подхода в преподавании биологии» | Педагогический совет «Современный урок: каким ему быть в условиях введения ФГОС» (протокол №7 от 17.04. 2014 г.) | ОУ |
2013 - 2014 | Презентация опыта «Организация личностно-ориентированного подхода к воспитанию учащихся в условиях малокомплектной школы и малочисленных классов» | Представление опыта работы школы по теме «Организация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях малокомплектной школы и малочисленных классов» для педагогов филиала МАОУ «Алтанская СОШ» - Шумундинской начальной школы 15. 04. 2014 г. | ОУ |
2014 - 2015 | Доклад «Организация личностно-ориентированного подхода к воспитанию учащихся в условиях малокомплектной школы и малочисленных классов» | Педагогический совет «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (протокол № 4 от 19.03.2015 г.) | ОУ |
2014 - 2015 | Доклад «Толерантность как ключевое понятие и подходы к её формированию. Результаты исследования уровня толерантности у школьников» | Заседание МО учителей естественных наук 22.04.2015 г. | ОУ |
3.2.2.Сведения о повышении квалификации или профессиональной переподготовки
Учебный год | Тема | Место прохождения | Количество часов |
2012 – 2013 | Тематический семинар «Организация образовательного процесса на основе индивидуальных программ» | ЗабКИПКРО | 72 часа |
2012 – 2013 | Тематический модуль «ЧС и образовательное учреждение» | УМЦГОЧС | 36 часов |
2014 - 2015 | КПК «Обучение биологии в условиях перехода на ФГОС» | ГБОУ ДПО «ЗАБКИПКРО» | 108 часов |
2014 – 2015 | Семинар «Реализация требований ФГОС в линиях УМК по биологии издательства «Дрофа» | ГБОУ ДПО «ЗАБКИПКРО» | 6 часов |
2014 – 2015 | Вебинар «Формирование читательской компетенции средствами УМК по биологии «Линия жизни» издательства «Просвещение» | ОАО «Издательство «Просвещение» | 2 часа |
2014 - 2015 | Вебинар «Учебно – методические материалы для учителей как инструмент профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» | ОАО «Издательство «Просвещение» | 2 часа |
2014 - 2015 | Вебинар «Формирование у обучающихся информационной компетентности в условиях организации образовательного процесса с использованием компонентов УМК по биологии «Линия жизни» для 5 – 9 классов издательства «Просвещение» под ред. В.В. Пасечника» | ОАО «Издательство «Просвещение» | 2 часа |
2014 - 2015 | Вебинар «Ученические работы – мощный интернет – ресурс нового образовательного содержания» | ОАО «Издательство «Просвещение» | 2 часа |
3.2.3.Результаты участия в экспериментальной (инновационной) деятельности
Год | Тема | Результативность | Уровень |
2012 – 2013 | Апробация ГИА по биологии в 9 классе с участием ШЭК (по тестовым материалам) | - 7 обучающихся (47% выпускников) по биологии (качество знаний 86%). | Школьный |
3.2.3. Внеклассная работа и её результативность
Год | Элективный курс | Название мероприятий | Результативность | Уровень | |
чел. | % | ||||
2013 – 2014 | 4 | 67 | Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели «Твое здоровье - в твоих руках» | Участие | ОУ |
2013 – 2014 | 2 | 24 | Конкурс на лучшую организацию антинаркотической акции в ОУ «Я за здоровый образ жизни!» | 1 место | Муниципальный |
2013 - 2014 | 15 | 42 | Ролевая игра «Правильное питание – залог здоровья» в рамках «Неделя естественных наук» | Участие | ОУ |
2014 - 2015 | 4 | 28 | Конкурс на лучшую организацию декады SOS а антинаркотической акции «Я за здоровый образ жизни» | 2 место | ОУ |
2014 - 2015 | 15 | 23 | В рамках декады SOS диспут «Я выбираю жизнь» | Участие | ОУ |
2014 - 2015 | 55 | 48 | Акция "Мы - за чистое озеро" | Участие | ОУ |
Приложение
Владение современными педагогическими технологиями.
Продуктивность педагогической деятельности по использованию технологий
В современном информационном мире словосочетание «научить учиться» обретает очень глубокий смысл. Это означает вооружить детей навыками свободной работы как с традиционными источниками информации (книга, справочник, словарь, энциклопедия), так и с новыми информационными технологиями (компьютер, медиатехника).
Одна из приоритетных задач, которую ставлю перед собой – активизация познавательной деятельности обучающихся. А это значит, что назрела необходимость включения в образовательный процесс современных образовательных технологий.
- Технология проблемного обучения способствует созданию проблемной ситуации и организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению. Происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развивает мыслительные способности.
Приведу здесь несколько примеров использования познавательных задач.
1. Королевские пингвины оставляют до пяти месяцев детенышей без еды в суровых климатических условиях. Как выживают пингвинята? (Птенцы собираются в большую стаю, в которой постоянно перемещаются птенцы снаружи к центру стаи, согреваясь и охлаждаясь. Все зависит от количества птенцов).
2. Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук? (Тарантул чувствует движение земли, когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).
3. Пыль – необходимая составная часть атмосферы, она обеспечивает естественный ход природных и естественных явлений. Из космоса на поверхность нашей планеты ежегодно поступает 106 т. вещества в виде пыли. При извержении вулкана ее выделяется до 75 млн. куб. м, при испарении капель воды в атмосферу попадает соль, химическая промышленность выделяет 1 млн. т. фреонов, соединений серы и т.д. Какова польза и какой вред пыли в атмосфере? (Пылинка – ядро конденсации водяных паров, от наличия пыли зависят оптические свойства атмосферы, пыль поглощает солнечную радиацию, уменьшает земное излучение, защищает от чрез мерного нагревания и препятствует излишней теплоотдаче, увеличивает турбулентность тропосферы).
4. Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 кв. см, собаки – 64,5 кв. см, у акулы – 130 кв. см. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, иногда и жизнь).
В 6-м классе, изучая тему “Транспорт веществ в растении”, учащиеся впервые должны усвоить такие понятия, как диффузия, осмос, концентрация веществ, транспирация, корневое давление и прочие. Для этого им необходимо знать особенности строения молекулы воды как диполя, то, что разноименно заряженные частицы притягиваются, как происходит испарение, как вещества растворяются и что такое концентрация веществ. Здесь требуются знания из физики, химии, чтобы суметь представить как молекулы воды “карабкаются” по тоненьким трубочкам – сосудам корней, стеблей, листьев, проникая в каждую клеточку.
При изучении темы “Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений” можно использовать задачи следующего содержания.
1. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? (Образуются вздутия – своего рода “спасательные пояса”, наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения, уравновешивая плод в воде).
2. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается и падает).
При изучении темы “Роль зеленых растений в жизни человека”, я использовала в группах задания проблемно-исследовательского характера, выполняя которые, учащиеся используют знания общих закономерностей и находят правильное решение в незнакомой ситуации. В этом задании есть главное понятие, с которым ребята уже знакомы, а метод анализа ситуации запрограммирован в уточняющих вопросах задания, которые заставляют учащихся в новой ситуации выделять уже имеющиеся элементы и соотносить их в соответствии с предложенной ситуацией.
1. Человек за сутки потребляет в среднем 430 г кислорода и выдыхает 900 г углекислого газа. Подсчитайте, какое количество углекислого газа выдыхается всеми жителями нашей станицы за сутки? Какое количество кислорода потребляет население села в течение суток? Сколько гектаров леса необходимо для восстановления нормального состава воздуха, если известно, что один гектар леса поглощает за сутки столько углекислого газа, сколько выдыхает двести человек?”
В 7-м классе по теме “Тип членистоногие” необходимо отследить причинно-следственные связи: функция –> строение –> среда.
1. Рак и беззубка имеют жабры. 2. У пауков и насекомых есть трахеи, благодаря чему воздух поступает прямо к тканям.
А. О каком физическом процессе, происходящем в живых организмах, можно судить по приведенным данным?
Б*. Какой должна быть дыхательная поверхность для того, чтобы могла происходить диффузия?
Ответ:
А. Процесс, о котором идет речь – газообмен, который осуществляется у всех организмов путем диффузии.
Б*. Для того чтобы могла происходить диффузия, дыхательная поверхность должна быть:
– проницаемой;
– достаточно тонкой, потому что диффузия эффективна на расстоянии не более 1 см;
– влажной;
– достаточно большой, чтобы обеспечить потребность организма в кислороде.
8-й класс. Тема “Внутренняя среда организма. Кровь”.
1. Через решение этой задачи лучше усваивается значение гомеостаза и то, что жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови.
Демонстрация опыта.
Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут можно заметить, что в растворах NaCl различной концентрации эритроциты ведут себя по-разному. Они не изменяются, где концентрация 0,9%. Эритроциты осядут на дно пробирки, и жидкость останется прозрачной. В пробирке с более низким (0,2%), чем в плазме, содержание NaCl эритроциты набухнут, их оболочка разрывается. Гемоглобин выходит наружу и окрашивает жидкость в пробирке в розовый цвет.
В пробирке с более высоким содержанием NaCl (2%) эритроциты сморщиваются, оседают на дно, т.к. вода из них выходит наружу. Учащиеся должны объяснить увиденное на основе знаний осмоса, осмотического давления. Ученики воочию наблюдают явление, демонстрирующее роль гомеостаза в человеческом организме.
2. Найдите сходство и различие между человеком и простейшим животным, живущим в водоеме.
3. У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия?
4. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?
Ответ. У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.
- Игровые технологии. Игра как элемент обучения имеет важное значение не только на начальной стадии образовательного процесса, но и на старшей ступени, поскольку даже старшие школьники испытывают психологическую необходимость в осуществлении подобного вида деятельности. Конечно, игровая деятельность как элемент урока должна быть мотивирована, школьники интеллектуально должны быть готовы к игре. Классный коллектив должен обладать такими качествами, которые будут способствовать результативности данного вида обучения, а учитель отдавать себе отчет в целесообразности проведения игры.
Приведу здесь несколько примеров использования данной технологии.
Игра «ДА - НЕТКА». Учитель загадывает нечто (процесс, термин и т.д.). Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы преподаватель отвечает только словами: «да» или «нет». Эту игру я использую в 5 – 9 классах.
Игра «Хронолёт». Делается бумажный самолётик, внутри или на крыле которого записана дата и эра. К кому на парту он сядет, тот и попадает в «другое время» и должен рассказать , что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступать от исторической реальности. Данная игра уместна в 9 классе.
Игра «Биологический крокодил». Игра полностью повторяет обычного «крокодила» за исключением одного – нужно показать не одному человеку, а группе и как правило действие (Мама утка ведёт своих утят купаться, муравьи строят муравёйник и т.д.). Эту игру очень любят 5 – 7 классы.
- Технологии проектной деятельности формирует у обучающихся навыки самостоятельной проектной деятельности, способствует развитию индивидуальных творческих способностей, проходит осознанный подход к самообразованию.
К предметной неделе, которая проходила в нашей школе, ребята готовят исследовательские проектные работы по своему выбору, учитель является лишь консультантом и помощником. В 2012/2013 г. Ученица 11 класса Савельева Елена выполнила проектную исследовательскую работу: «Фауна"
4) Технология модульного обучения позволяет усовершенствовать образовательный процесс, организовать самостоятельную работу, развивает критическое мышление, подходит для дистанционного обучения.
Приведу пример использования данной технологии.
Модуль: «Основные направления эволюции»
5) Кейс – метод – происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Метод инцидента.
Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Анна Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.
- Что это?!! – с ужасом спрашивала Анна Григорьевна у соседки по лестничной клетки.
Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».
Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)?
Метод разбора деловой корреспонденции.
Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?
Вопросы:
Какую зависимость проследил Н.И. Лунин?
Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?
Какие документы могут в этом помочь?
Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.
Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Например, при изучении темы «Как выясняют причины экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А.Д.
«В мае 1990 г. средства массовой информации оповестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: на побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера». (Наумов А.Д. Вечно живое Белое море/А.Д. Наумов, В.В. Федяков. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993)
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:
В чем заключается проблема?
Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?
Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
6)Технология критического мышления. Цель технологии критического мышления научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.
Приведу примеры использования данной технологии.
Задание «Верите ли вы, что…»
… кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».
… секрет потовых желёз не имеет запаха.
… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.
… кожа – сложный орган со многими функциями.
… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
… кожа тесно связана с нервной системой.
… в коже происходит образование витамина Д.
… 2% кислорода в организм поступает через кожу.
… молочные железы – это изменённые потовые железы.
Ознакомьтесь с текстом и на полях поставьте следующие знаки
«!» – знакомая информация.
«+» – новая информация.
«–» – думал иначе.
«?» – непонятно.
Составление данной таблицы и заполнение её в ходе урока
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Составление в группах «понятийного колеса» по изученной теме, где ключевое слово – «генная инженерия». Одна из групп озвучивает, а остальные дополняют, корректируют схему.
Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объёмов информации, полезно для для выработки способности к анализу. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно – ориентированной.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное,, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Приведу примеры:
Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии изучающий живые клетки, их органоиды, их строение
функционирование, процессы клеточного размножение, старения и смерти
клеточная биология.
Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь
Ядро
Большое, двухмембранное
Регулирует, контролирует, передаёт
Клетке без ядра - и не туда, и не сюда!
Голова!
Как работать с синквейнами.
Предлагаю следующие способы работы учащихся с синквейнами.
Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.
Модификация
Адаптивная, обратимая
Варьировать, приспосабливаться, формировать
Без нее, как без воды, существовать не можем мы!
Эволюция
Рассказ.
Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Пример. Коррекция синквейна
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делится, размножается, обновляется
Клетка – элементарная частица живой материи
Жизнь
Измененный синквейн.
Клетка
Эукариотическая, прокариотическая
Делиться, специализироваться, обновляться
Элементарная частица жизни
Гук
Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)
Синквейн 1.
?
Сильная, разнообразная
Бороться, соперничать, опережать
Бороться и искать, найти – и не сдаваться!
Отбор
Синквейн 2.
?
Автотрофный, зеленый
Начинать, синтезировать, передавать
СО2 да вода – наша еда!
Пищевая цепь
Синквейн 3.
?
Живая, кубическая
Делиться, питаться, дышать
Не построишь дом без кирпича.
Ткань
Синквейн 4.
?
Сложный, устойчивый
Питаться, жить, размножаться
Мой дом – моя крепость.
Экосистема
Синквейн 5.
?Вирусная, химерная, Кодировать, синтезировать, обусловливатьОдна хорошо, а две надежнее!Хромосома
Синквейн 6.
?Многофакторный, хромосомныйНарушать, изменять, обусловливатьБеда не приходит одна.Заболевание
Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.
А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.
7)Технология уровневой дифференциации позволяет повысить уровень мотивации к обучению, каждый обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Приведу пример использования данной технологии.
Дать устный (можно письменный) ответ по карточке: Можно ли вирусы считать особой формой жизни?
Для этого вспомнить:
1) Открытие вирусов
2) Строение вирусов
3) В чём их отличие от других живых организмов
4) Перечислить вирусы животных и растений
5) Сделайте вывод.
Сильный учениик должен составить отзыв по ответу одноклассника с использованием плана памятки: 1) внимательно выслушать ответ своего одноклассника; 2) по существу ли поставленного вопроса отвечает одноклассник; 3) правильно ли воспроизведены в ответе биологические термины, имена учёных, физиологические процессы и т.д.; 4) дополни или исправь ответ одноклассника; 5)есть ли выводы в конце выступления; 6) оцени ответ.
8)Тестовые технологии позволяют проверить значительный по объёму учебный материал. Это даёт возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником. У меня имеются тестовые задания для всех классов.
Приведу пример использования данной технологии в 9 классе
1)Рибосомы осуществляют
- Синтез АТФ
- Синтез полипептидов
- Синтез полисахаридов
- Расщепление биополимеров
- Лизосомы выполняют функцию
- Накопления питательных веществ
- Удвоения хромосом
- Внутриклеточного переваривания
- Синтеза белка
- Изображённый на рисунке органоид можно обнаружить в клетках
- Растений
- Животных
- Бактерий
- Грибов
- Диплоидный набор хромосом человека составляет 46 хромосом, а гаплоидный
- 46
- 23
- 69
- 92
- Важнейшей чертой прокариот является
- Наличие рибосом
- Наличие плазматической мембраны
- Отсутствие ядра
- Отсутствие хлоропластов
Формы и методы использования ИКТ на уроках биологии.
ИКТ могут использоваться на факультативных, на индивидуальных занятиях, для организации проверочных уроков, тестирования, при проведении лекций, входе выполнения домашнего задания, при написании рефератов, докладов, исследовательских работ.
В свете решений Правительства РФ и президента В.В. Путина до 2012 года в стране должен быть завершён переход на информационно-коммуникативное обеспечение общества. Пусть не так быстро, но ИКТ внедряется и в нашей школе. Имеется оборудованный компьютерный кабинет, в большей части кабинетов также имеются компьютеры, школа подключена к сети интернет. Всё это позволяет внедрять ИКТ в образовательный процесс.
Информатизация обучения требует от учителя компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Я обучалась на курсах «Применение ИКТ в деятельности работников образования», самостоятельно овладевала компьютерной грамотностью, продолжаю совершенствовать свой образовательный уровень путём обмена опытом со своими коллегами. Также использую информационные технологии при выполнении творческих работ с обучающимися. Таким образом, необходимо отметить следующие моменты:
- применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным;
- имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов;
- возможности практического использования ИКТ на уроках биологии ограничены возможностями учебного заведения.
Уроки с использованием ИКТ повышают интерес учащихся к учебной деятельности, способствуют совершенствованию профессионализма педагога, творческому подходу к работе.
Деятельность педагога в области здоровьесбережения.
Педагогика здоровьесбережения предусматривает гигиенические критерии к уроку:
Факторы урока | Рациональный урок | Недостаточно рациональный урок |
Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% |
Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 |
Средняя продолжительность различных видов деятельности | Не более 10 минут | Более 15 минут |
Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 |
Применение ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным преобладанием гигиенических норм |
Физкультминутка | 2 за урок | 1 за урок |
Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций |
Момент наступления усталости | Не менее чем через 40 минут | Не ранее чем через 35-37 минут |
Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условия здоровьесберегающей педагогики. Подобные рекомендации я использую при подготовке к уроку и во время проведения занятий с обучающимися. Ещё одно не менее важное обстоятельство, которое способствует здоровьесбережению – это пример самого педагога, ведущего здоровый образ жизни и только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Профилактика здорового образа жизни среди обучающихся ведётся не только на уроках, но и в воспитательной работе. Регулярно проводятся беседы по охране жизни и здоровья, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, опасности взрывчатых предметов, ядовитых веществ и т.д. (в школе разработана циклограмма бесед по охране жизни и здоровья учащихся на год)
а) Гимнастика для глаз.
Учитывая специфику каждого класса, т.е. наличие детей с нарушением зрения, я ознакомилась с большим количеством литературы по вопросам профилактики нарушения зрения.
б) Упражнения на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. С приходом в школу снижается двигательная активность детей, так как для учебного труда характерен малоподвижный режим и однообразие поз, что часто приводит к нарушению у детей осанки и появлению сколиоза. Поэтому я уделяю время для профилактики нарушений осанки, используя для этого разные виды работ:
- Рассаживание детей в классе в соответствие с нормами СанПиНов,
один раз в триместр меняю обучающихся местами, не нарушая принципов правильной посадки.
- Специальные упражнения, направленные на укрепление осанки.
Результатом проводимой работы являются стабильно ровные показатели состояния опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки), основанные на сравнении результатов ежегодных медицинских осмотров детей.
Диаграмма 3.1. Состояние нарушения осанки
в) Пальчиковая гимнастика.
В своей работе я уделяю время для развития мелкой моторики. Для этого я использую такие виды упражнений, как:
- Самомассаж.
- Пальчиковая гимнастика
г) Физкультминутки.
- Общеразвивающего характера.
- Разнообразные физкультминутки, многие из которых проходят в игровой или стихотворной форме.
Проводимая мною работа по развитию двигательной активности во время учебного процесса помогает снять усталость на любом этапе урока, поддерживать высокую работоспособность в течение всего учебного дня.
Информация о теме самообразования педагога:
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии»
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики, так как наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
1) Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
2)Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
3) Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
4) Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
5)Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
6)Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
7) Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
8)Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
9) Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
10) Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
11) Метод проектов. Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
12) Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
13)ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся в изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.
Варианты развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
Дидактические игры
Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:
а) «Свиток» - класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру.
б) «Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет (лишнее 2-отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы)
в) «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
г) «Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.
д) «Фоторобот» - группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции за помощью отыскать пропавшее растение (при изучении ботаники) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фоторобот учитывая особенности внешнего строения или физиологии.
е) «Познавательные игры – путешествия» - Путешествие в страну Грибов.
Проблемные ситуации
Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов. Предлагаю учащимся прокомментировать высказывания:
1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский
2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен
3) Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?
4) Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?
5) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.
На уроках биологии использую следующие типы задач:
а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.
б) Задачи на распознавание натуральных объектов.
в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
е) Задачи, связанные с самонаблюдением.
ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?
Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.
Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?
Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое
значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?
Задача 6. Почему слизни в знойные дни укрываются под камнями, дисками, а в сырую погоду их можно увидеть ползущими по земле или на растениях.
Задача 7. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию.
Задача 8. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?
Задача 9. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Объясните ситуацию.
Задача 10. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом это удалось сделать?
Биология и литература.
Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации.
Урок «Строение сердца»
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому – то нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах урока.
При изучении темы «Земноводные» можно предложить такую сказку в начале урока: «В финской сказке одна царевна сказала: «Чтобы такое вышло из меня, к чему прислушаются все люди». А вторая захотела: «Чтобы такое вышло из меня, за чем гоняются все люди». Когда подошла очередь третьей, она промолвила: «Что бы такое вышло из меня, на что дивились бы все люди». И стала старшая дочь кукушкой, средняя – белкой, а младшая превратилась в лягушку»
Вопрос: В конце урока нам предстоит ответить на вопрос - Чем же так удивительна лягушка?
При изучении вегетативного размножения растений (6 класс) можно использовать отрывок из произведения А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»: «На салатной грядке, где остались корни неизвестных сорняков, и на гладко утоптанной дорожке, куда столяр оттащил срубленные стебли, - везде плотной стеной стояли высокие растения с ярко-зелеными мясистыми листьями. Ах, вы так! – злобно крикнул Урфин Джюс и ринулся в бой». Вопрос: Каким способом размножалось волшебное растение?
При изучении зоологии ребятам можно предложит следующие произведения:
«Стрекоза и муравей» - басня И.Крылова
Попрыгунья стрекоза,
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза..
Вопрос: мораль в басне бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу обидели зря. Почему?
«Лиса и еж» - басня Н. Сладков
- Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли?
- Да не то чтобы некрасивый..
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то чтобы неуклюжий.
-Так какой же я такой с колючками-то?
- Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный..
Задание: Басня отражает существенные биологические закономерности. Укажите их и дайте им объяснение.
Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)
Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.
Отчет по проекту можно оформить по следующей схеме:
1 страница – титульный лист (ФИО автора, класс, название проекта)
2 страница – резюме (краткое изложение основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипотезы (предполагаемые результаты), актуальность темы (что больше всего заинтересовало)
3 страница – используемое оборудование
4 страница – описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)
5 страница – заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента)
6 страница – выводы
7 страница – список источников информации
Примеры проектов:
Проект 1 - «Растущие малютки»
Цель: продемонстрировать влияние температуры на рост бактерий
Оборудование: молоко (нельзя брать кипяченое и стерилизованное), стакан (250 мл), две банки по 0,5 л, холодильник
Ход работы: налить в каждую банку по 250 мл. молока, накрыть марлей, поставить одну банку в холодильник, а другую в тепло. В течении недели проверять обе банки, отмечая изменения свойств молока.
Проект 2 – «Раскрашенные яблоки»
Цель – убедится в изменении химического состава созревающего яблока
Оборудование: 5 (можно 3) яблок разной степени зрелости, маленькие стаканчики, спиртовой раствор йода, ватные диски, фольга, нож
Ход работы: вырезать ломтики из середины каждого яблока, разложить на фольге от незрелого в зрелому яблоку. Налить в стаканчики немного воды и капнуть по 5 капель йода, обмакнув ватный диск в раствор хорошо смочить им ломтики яблок. Внимательно рассмотреть цвет.
Проект 3 – «Испарение воды листьями»
Цель – убедиться, что вода испаряется через устьице листа
Оборудование: стакан с водой, растительное масло, веточка с листьями.
Ход работы: в стакан с водой поставить веточку растения и налить поверх воды 1 см растительного масла. Измерить высоту воды в стакане до растительного масла. Проверять высоту воды в стакане в течении 3 недель фиксируя результаты.
Разминки
Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.
А) «Вырази мысль другими словами» - предложить несколько вариантов выражения мысли, изложенной в какой- нибудь фразе, другими словами, смысл фразы искажать нельзя (например: большая часть жгутиконосцев – одноклеточные существа. Вариант ребенка: большинство родственников эвглены – простейшие организмы.)
Б) «Дуэль» - класс делится на пары дуэлянтов, которые садятся друг напротив друга, образуя два ряда. Каждой паре задается вопрос. Победитель дуэли оценивается по точности и полноте ответа. Побежденный дуэлянт переходит в команду победителя.
Если оба ответа верны, игроки остаются в своих командах. Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд.
В) Метод фокальных объектов – метод предполагает концентрацию внимания на каком-либо объекте, который нужно изучить. Для этого произвольно выбирается другой объект, хорошо знакомый учащимся. Затем признаки этого «фокального» объекта приписываются изучаемому. Хорошо этот метод применяется на уроках зоологии.
Примеры:
При изучении понятия птица приписываем ему свойство любого предмета, например коробки. Соединяем признаки коробки и птицы:
Картонная птица – оригами
Больная птица – страус
Маленькая птица – колибри
Красивая птица – канарейка
Старая птица – вымершая (дронт)
Г) «Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.
Пример:
Кишечнополостные
Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________ материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся.
Ключевые слова текста которые должны быть вписаны: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачки, мальки рыб, водные насекомые, рифы, строительные, ожоги.
Оценочная шкала: 12-11 баллов – «5», 10-9 баллов – «4», 8-6 баллов – «3», менее 5 баллов – «2».
Д) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат).
Е) «Да-нетка» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.
Ж) «Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой0) Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание.
Заключение
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
активизируется познавательная деятельность,
возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
формируется творческое мышление;
развиваются коммуникативные способности;
выполняют задания исследовательского характера;
применяют полученные знания в жизни;
работают с дополнительной литературой.
Выводы:
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника
Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося педагога подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования....
Портфолио профессиональной деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР как форма прохождения аттестации
Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской ак...
Портфолио профессиональной деятельности учителя английского языка
Портфолио профессиональной деятельности Лейман Ольги Владимировны, учителя английского языка...
портфолио профессиональной деятельности
В материале содержится информация о педагогической деятельности...
портфолио профессиональной деятельности
В материале содержится информация о педагогической деятельности...
портфолио профессиональной деятельности
В портфолио размещены материалы о профессиональной деятельности...
Портфолио профессиональной деятельности
Портфолио...