Авторская методика преподавания биологии в школе старшей ступени
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочное время средствами предмета биология в школе ствршей ступени.Цель:Формирование образовательной компетенции выпускника профильной школы как основы готовности к социальной адаптации, средствами предмета "Биология".
Основополагающая идея:Теоретические знания должны стать практическим средством объяснения жизненных явлений,решения практических ситуаций и проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nalichie_sobstvennoy_metodicheskoy_sistemy.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Наличие собственной методической системы
Мирошниченко Натальи Константиновны
апробированной в профессиональном сообществе.
Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочное время средствами предмета биология в школе старшей ступени.
Цель: Формирование образовательной компетенции выпускника профильной школы, как основы готовности к социальной адаптации, средствами предмета " Биология".
Задачи: 1. Создание условий для личностного и профессионального самоопределения старшеклассников: дифференциация и индивидуализация содержания, структуры и организации образовательного процесса.
2.Формирование универсальных учебных действий и ключевых образовательных компетенций - основы успешной социальной адаптации выпускников старшей школы.
3.Обеспечение психического и физического здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе профильной школы.
4.Рационализация процессуальных основ обучения на основе модульной, проектной и информационно - компьютерной технологий.
5.Конструирование разнообразных пространств для творческой самоорганизации обучающихся: ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) "Эврика", Экологический клуб "Зелёный мир", социальное партнёрство.
Основополагающая идея : Теоретические знания должны стать практическим средством объяснения жизненных явлений, решения практических ситуаций и проблем.
Подход: системно- деятельностный.
Для реализации поставленной цели мной была создана, апробирована, одобрена и распространена в рамках профессионального сообщества.
Эта система включает следующие этапы:
1.Адаптационный период- время отводимое для психологической адаптации обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям в школе старшеклассников, изучения психолого-физиологических особенностей обучающихся 10 классов прибывших из школы второй ступени, для повторения опорных знаний. В этот период проводится:
I. Диагностика уровня учебно-познавательных возможностей ученика (обучаемость).
Методика определения уровня обучаемости.
(Модифицированная методика П.И. Третьякова 1997г)
Значение параметра определяет дозу педагогической помощи и (или) место учителя в зоне ближайшего развития ученика.
Меньше1- случаи, когда ученик на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности( группа учебного риска)
1 уровень -репродуктивный, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию. Применять её по алгоритму.
2 уровень -высокий прикладной уровень обучаемости ( способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации)
3 уровень- наиболее высокий, творческий уровень( способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т. д.)
Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей обучающихся.
1. Выбираю небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 10-12 минут(10класс)
2. Объясняю новый материал, работая по возможности в разных модальностях, чтобы создать равные стартовые условия для "визуалов" "аудиалов" и "кинестетиков".
3. Провожу этап первичного закрепления новой информации (5-7мин.)
4.Организую самостоятельную работу обучающихся, в ходе которой они отвечают на 5 вопросов: 1. Напишите о чём вы узнали на уроке,2.Ответьте на вопрос по содержанию нового материала( воспроизведите факт, событие, назовите и дайте определение новому термину и т.д.). 3. Выполните задание по образцу,4.Выполните задание в изменённой ситуации.5.Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если правильно выполнены все задания, обучающийся демонстрирует -третий, творческий уровень обучаемости. Если ученик справился с четырьмя заданиями -второй прикладной уровень. Если выполнены три первых задания- первый репродуктивный.
II. Диагностика мотивации обучения (по А.К. Марковой). Диагностика проводится на основе бесед с обучающимися. Консультации психолога.
1.Познавательные мотивы: а)широкий познавательный интерес к новым фактам, явлениям и т.п., б) учебно - познавательные- способы приобретения знаний, в)мотивы самообразования
2.Социальные мотивы: а)широкие социальные мотивы- польза родине и обществу, подготовка к будущей профессии, б)узкие социальные мотивы -авторитет у других людей, в) потребность в групповой принадлежности( выбор профиля сохраняющего прежний состав класса в новой школе)-"перейти всем классом".
III.1.Первичная диагностика результатов обученности в основной школе проверка уровня сформированности познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных УУД.
2. Проверка уровня базовых знаний. Тестовые задания с использованием КИМ ГИА.
IV.Диагностика психофизиологических механизмов, обеспечивающих познавательные процессы : уровень доминирования полушарий и модальность.( по Н.Л. Галеевой). Консультации у школьного психолога проводящего диагностику этих параметров. Собственная диагностика на основе наблюдений над обучающимися.
V.На основе анализа проведённой диагностики проводится коррекция тематического планирования со следующими целями:
а) определение содержания повторения
б) помощь обучающемуся в составлении индивидуального плана повторения
в) определения оптимальных направлений и способов для развития психофизиологических процессов( памяти, мышления,воображения и др.)
г)коррекционное повторение учебного материала
д) Вторичная диагностика базовых знаний и УУД.
VI.Учёт индивидуальных способностей, интересов и склоностей обучающихся.
а)помощь в выборе индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
б)выбор технологий, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих разноуровневую подготовку в классах профильного и базового уровня.
в)выбор форм учёта достижений и контроля знаний.
VII. По итогам промежуточной аттестации (1-я четверть) проводится анализ учебно-воспитательной деятельности:
- диагностика типов неуспеваемости ( по Н.И. Мурчаковскому)
Критерии: 1.особенности мыслительной деятельности, 2. направленность личности, её отношение к учению.
I тип: 1)низкое качество мыслительной деятельности, низкая обучаемость
2) положительное отношение к учению
II тип: 1)высокое качество мыслительной деятельности
2)отрицательное отношение к учению
III тип: 1)низкое качество мыслительной деятельности
2) отрицательное отношение к учению
Помощь учащимся I группы - формирование приёмов познавательной деятельности, т.е. "Учить учиться"
Помощь учащимся II группы- воспитательная работа, приглашение с родителями на педагогическую комиссию, постановка на внутришкольный учёт по успеваемости.
Помощь учащимся III группы- Р. Бернс( английский психолог):"Для тех, кто учится плохо, всегда нужен способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Неверно поддерживать у слабых школьников представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребёнка есть свои личные стороны"
VIII. Общешкольная зачётная неделя, как форма коррекционной работы:
-сроки проведения- первая послеканикулярная неделя
Задачи: 1)исправление неудовлетворительных отметок, 2)повышение имеющихся отметок.
IX. Прогнозирование результатов 1-го полугодия.
X. Полугодовой контроль.
XI. Анализ результатов 1-го полугодия
XII .На протяжении учебного года ведётся мониторинг: -мотивации обучения, сформированности УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания русского языка в старшей школе
Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...
Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...
Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"
Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...
Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"
Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...
Тема: Компетентностный подход к преподаванию биологии в школе старшей ступени.
В теории дидактики существуют различные подходы к определению компетенции ученика. Моя работа основополагается на следующих определениях: компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные...
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra // СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ
А.А.БУДАЕВ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra Прежде всего следует отметить, что проблемы с которыми сегодня сталкивается философское образование разных уровней (школьног...
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения
На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...