Авторская методика преподавания биологии в школе старшей ступени
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

мирошниченко наталья константиновна

Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочное время средствами предмета биология в школе ствршей ступени.Цель:Формирование образовательной компетенции выпускника профильной школы как основы готовности к социальной адаптации, средствами предмета "Биология".

Основополагающая идея:Теоретические знания должны стать практическим средством объяснения жизненных явлений,решения практических ситуаций и проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nalichie_sobstvennoy_metodicheskoy_sistemy.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Наличие собственной методической системы

Мирошниченко Натальи  Константиновны

апробированной в  профессиональном сообществе.

Реализация компетентностного подхода  на уроках  и во внеурочное время средствами предмета биология в школе  старшей ступени.

Цель: Формирование образовательной компетенции выпускника профильной школы, как  основы готовности к социальной  адаптации, средствами предмета " Биология".

Задачи: 1. Создание условий для личностного и профессионального самоопределения старшеклассников: дифференциация и  индивидуализация содержания, структуры и организации образовательного процесса.

                  2.Формирование универсальных учебных действий и ключевых  образовательных компетенций - основы успешной социальной адаптации выпускников старшей  школы.

                   3.Обеспечение  психического и физического здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе профильной школы.

                   4.Рационализация процессуальных основ  обучения  на основе модульной, проектной и  информационно - компьютерной технологий.

                   5.Конструирование разнообразных пространств для творческой  самоорганизации обучающихся: ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) "Эврика",  Экологический клуб "Зелёный мир", социальное партнёрство.

Основополагающая идея : Теоретические  знания  должны стать практическим средством объяснения жизненных явлений,  решения практических ситуаций и проблем.

Подход:   системно- деятельностный.

Для реализации поставленной цели мной была создана,  апробирована, одобрена  и распространена  в рамках профессионального сообщества.

Эта система включает следующие этапы:

1.Адаптационный период- время отводимое для психологической адаптации обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям в школе старшеклассников, изучения психолого-физиологических особенностей обучающихся 10 классов прибывших из школы второй ступени, для повторения опорных знаний. В этот период проводится:

I. Диагностика уровня учебно-познавательных возможностей ученика (обучаемость).

Методика определения уровня обучаемости.

(Модифицированная методика П.И. Третьякова 1997г)

Значение параметра определяет дозу педагогической помощи и (или) место учителя в зоне ближайшего развития ученика.

Меньше1- случаи, когда ученик на уроках  данного предмета проявить  даже минимальные возможности( группа учебного риска)

1 уровень  -репродуктивный, позволяющий ученику понимать и  запоминать  новую информацию. Применять её по алгоритму.

2 уровень  -высокий прикладной уровень обучаемости ( способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации)

3 уровень- наиболее высокий, творческий уровень( способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т. д.)

Алгоритм  проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня учебных возможностей обучающихся.

1.  Выбираю небольшой по объёму  новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 10-12 минут(10класс)

2. Объясняю новый материал, работая по возможности в разных модальностях, чтобы создать равные стартовые условия для "визуалов" "аудиалов" и "кинестетиков".

3. Провожу  этап первичного  закрепления  новой информации (5-7мин.)

4.Организую самостоятельную работу обучающихся, в ходе которой они отвечают на 5 вопросов: 1. Напишите о чём вы узнали на уроке,2.Ответьте на вопрос по содержанию нового материала( воспроизведите факт, событие, назовите и дайте определение новому термину и т.д.). 3. Выполните задание по образцу,4.Выполните задание в изменённой ситуации.5.Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, обучающийся демонстрирует -третий, творческий уровень обучаемости.  Если ученик справился с четырьмя заданиями -второй прикладной уровень. Если  выполнены три первых задания- первый репродуктивный.

II. Диагностика  мотивации обучения (по А.К. Марковой). Диагностика проводится на основе бесед с обучающимися. Консультации психолога.

1.Познавательные мотивы: а)широкий познавательный интерес к новым фактам, явлениям и т.п.,  б) учебно - познавательные- способы приобретения знаний,  в)мотивы самообразования

2.Социальные мотивы: а)широкие социальные мотивы- польза родине и обществу, подготовка к будущей профессии, б)узкие социальные мотивы -авторитет  у других людей, в) потребность в групповой принадлежности( выбор профиля сохраняющего прежний состав класса в новой школе)-"перейти всем классом".

III.1.Первичная диагностика результатов обученности в основной школе проверка уровня  сформированности познавательных,   коммуникативных, личностных, регулятивных УУД.

      2. Проверка уровня базовых знаний. Тестовые задания с использованием КИМ  ГИА.

IV.Диагностика психофизиологических механизмов, обеспечивающих познавательные процессы : уровень доминирования полушарий и модальность.( по Н.Л. Галеевой). Консультации у школьного психолога проводящего диагностику этих параметров. Собственная диагностика на основе наблюдений над обучающимися.

V.На основе анализа проведённой диагностики проводится коррекция тематического планирования со следующими целями:

а) определение  содержания повторения

б) помощь обучающемуся в составлении индивидуального плана повторения

в) определения оптимальных направлений и способов для развития психофизиологических процессов( памяти, мышления,воображения и др.)

г)коррекционное повторение учебного материала

д) Вторичная диагностика базовых знаний и УУД.

VI.Учёт индивидуальных способностей, интересов и склоностей обучающихся.

а)помощь в выборе индивидуальных  учебных планов, индивидуальных образовательных программ,  индивидуальных образовательных маршрутов.

б)выбор  технологий, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих разноуровневую подготовку в классах профильного и базового уровня.

в)выбор форм учёта достижений и контроля знаний.

VII. По итогам промежуточной аттестации (1-я четверть) проводится анализ учебно-воспитательной деятельности:

- диагностика типов неуспеваемости ( по Н.И. Мурчаковскому)

Критерии: 1.особенности мыслительной деятельности, 2. направленность личности, её отношение к учению.

 I тип:   1)низкое качество мыслительной деятельности, низкая обучаемость

             2) положительное отношение к учению

II тип:   1)высокое качество мыслительной деятельности

              2)отрицательное отношение к учению

III тип:  1)низкое качество мыслительной деятельности

              2) отрицательное отношение к учению

Помощь учащимся I  группы - формирование приёмов познавательной деятельности, т.е. "Учить учиться"

Помощь учащимся II  группы- воспитательная работа, приглашение с родителями на педагогическую комиссию, постановка на внутришкольный учёт по успеваемости.

Помощь учащимся III  группы- Р. Бернс( английский психолог):"Для тех, кто учится плохо, всегда нужен способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Неверно поддерживать у слабых школьников представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребёнка есть свои личные стороны"

VIII. Общешкольная зачётная неделя, как форма коррекционной работы:

-сроки проведения- первая послеканикулярная неделя

Задачи: 1)исправление неудовлетворительных отметок, 2)повышение имеющихся отметок.

IX. Прогнозирование результатов 1-го полугодия.

X. Полугодовой контроль.

XI. Анализ результатов 1-го полугодия

XII .На протяжении учебного года ведётся мониторинг: -мотивации обучения, сформированности УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания русского языка в старшей школе

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Тема: Компетентностный подход к преподаванию биологии в школе старшей ступени.

В теории дидактики существуют различные подходы к определению компетенции ученика. Моя работа основополагается на следующих определениях: компетенция — это готовность ученика использовать усвоенные...

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra // СТАТЬЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ

А.А.БУДАЕВ ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ: Pro & contra  Прежде всего следует отметить, что проблемы с которыми сегодня сталкивается философское образование разных уровней (школьног...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...