Болезни органов дыхания
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Цель урока: обобщить полученные вами знания о системе органов дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolezni_organov_dyhaniya.rar | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Урок биологии в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Болезни дыхательной системы и их предупреждение».
Разработала и провела: Харитонова Л.В.
учитель географии, биологии
2015г
Цель урока: обобщить полученные вами знания о системе органов дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания.
Образовательные: формировать знания учащихся о дыхательной системе.
Коррекционно - развивающие: коррекция и развитие умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные: воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.
Оборудование: компьютер, слайдовая поддержка (презентация), таблица «Органы дыхания»,
Ход урока
- Организационный момент.
Итак, урок биологии. На столах у вас лежат учебники, тетради, ручки. Проверьте, всё ли в наличии.
Цель нашего сегодняшнего урока: обобщить полученные вами знания о системе органов дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания. (демонстрация слайда 2)
Все эти знания необходимы вам для того, чтобы уметь правильно заботиться о своём здоровье, постоянно формировать привычку к здоровому образу своей жизни и тех, кто вас окружает.
2. Проверка знаний учащихся.
Мы сегодня поговорим о заболеваниях органов дыхания и о том, как обезопасить себя от них. Но прежде, чем приступить к рассмотрению темы нашего сегодняшнего урока, вспомним о строении дыхательной системы.
-Каково значение дыхания для организма человека? (Дыхание осуществляется на протяжении всей жизни человека. Человек дышит, когда ест, спит, работает, отдыхает. При дыхании поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. Без кислорода человек гибнет сразу)
Учитель перечисляет названия внутренних органов, из которых обучающиеся должны будут исключить те, какие не образуют систему органов дыхания.(хлопок)
Итак, носоглотка, трахея, сердце, носовая полость, лёгкие, гортань, печень.
Далее обучающиеся выходят к плакату и торсу человека, отвечая на вопросы учителя, с помощью указки показывают.
В ней воздух очищается, увлажняется и согревается (носовая полость)
Она расположена в верхней части шеи и принимает участие в проведении голоса и голосообразовании (гортань)
Эта трубка длиной 10-15 сантиметров, в которую воздух поступает из гортани. (трахея)
На какие участки делится нижняя часть трахеи? (бронхи)
Они расположены в грудной полости тела человека, их у человека 2. (лёгкие)
Что пропустили? (носоглотка)
Где она расположена? (показать на торсе и плакате) Что это за слово? (сложное, пояснить – межпредметная связь). (Записать в тетрадь).
Мы дышим атмосферным воздухом. Из смеси, каких газов он состоит? (кислород, углекислый газ, азот, пары воды)
Объясните, почему нужно дышать через нос? (Ответы обучающихся)
Физкультминутка.
Сесть удобно, закрыть глаза (10 сек). Открыть глаза, повторить 2 раза.
Закрыть глаза представить лес, ощутить воздух чистый, свежий, положить руки на колени и сделали глубокий вдох-выдох—5 раз.
Итак, приступим к рассмотрению новой темы.
Открыли тетради, записали число, тему урока: Болезни дыхательной системы и их предупреждение.
Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом (демонстрация слайда 3)
Вопросы к учащимся:
Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости?
Почему, за счёт чего воздух в полости носа согревается и увлажняется?
Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании. (демонстрация слайда 4)
Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться.
Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции – это грипп (демонстрация слайда 5) (записать в тетрадь).
Один из учеников читает рассказ в учебнике про грипп стр 130.
Грипп представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры.
Пневмония или воспаление лёгких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок лёгочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита. (демонстрация слайда 6) (записать в тетрадь).
Вопрос к учащимся: Известны ли вам симптомы (признаки) этого заболевания?
Симптомы пневмонии: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения рентгена лёгких.
Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (демонстрация слайда 7) (записать в тетрадь). Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду и т.д.
Болезни, вызванные курением. (демонстрация слайда 8)
А теперь поговорим о болезнях, связанных с курением. Но прежде прослушаем информацию об истории возникновения курения (выступление учащегося).
«Колумб Америку открыл,
Великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил
Он всех курить табак.
От трубки мира у костра,
Раскуренной с вождём,
Привычка вредная пошла
В масштабе мировом».
Впервые связь между курением табака и некоторых заболеваний органов дыхания была доказана в 1950 году. Табачный дым содержит ядовитые вещества, являющиеся канцерогенными для организма. Всего около 400 веществ губительных для организма человека содержится в табаке.
Самым вредным из них является никотин. Он имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием.
Рассмотрим наиболее распространённые болезни органов дыхания, возникающие главным образом из-за курения табака.
Рак лёгкого – одно из наиболее распространённых злокачественных новообразований (опухолей) (демонстрация слайда 9). (Записать в тетрадь)
Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет лёгкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.
Печальная статистика раковых заболеваний курильщиков достаточно красноречива.
Рак лёгкого наиболее часто встречается у мужчин в 10 раз больше, чем у женщин. Курильщики заболевают в 10-20 раз чаще, чем некурящие. Группу наибольшего риска составляют люди, которые начали курить в молодом возрасте. К сожалению, симптомы болезни на ранних стадиях не проявляются. Наиболее характерны кашель, похудание, боль в груди и спине, одышка.
Для курильщиков также характерно такое заболевание как хронический бронхит (демонстрация слайда 10). (записать в тетрадь)
Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхов развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается более 2-х лет. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается лёгочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя в свою очередь приводит к нарушению сердечной деятельности, что нередко является причиной смерти на поздних стадиях заболевания.
Пассивное курение. (демонстрация слайда 11). (записать в тетрадь)
Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и др. вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачный дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов. 75% никотина и 70% углерода попадает в атмосферу при курении табака.
5. Закрепление.
Выбрать верное утверждение. (демонстрация слайда 12).
туберкулёз легко вылечивается;
туберкулёзом невозможно заразиться при контакте с больным человеком или предметом, которым он пользовался;
туберкулёз – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха;
причина пневмонии – пыльца растений;
пневмония – это воспаление лёгких;
астма – аллергическое заболевание;
хронический бронхит и рак лёгких – болезни курильщиков;
пассивный курильщик – это курящий человек.
6. Домашнее задание.
с.129-132 прочитать, ответить на вопросы 1-4. (демонстрация слайда 13).
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека (демонстрация слайда 14). И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…
Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». (демонстрация слайда 15)
Урок закончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Болезни органов дыхания.
Презентация урока "Болезни органов дыхания". Биология 8 класс...
"Болезни органов дыхания и их предупреждение" для обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Цели: 1) обобщить полученные знания обучающихся с ОВЗ о системе органов дыхания; раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы д...
«Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»
Цель: познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правила...
Разработка урока биология в 9 классе "Влияние окружающей среды на дыхательную систему. Болезни органов дыхания"
Развернутая разработка урока с дополнительной информацией о загрязнении воздуха, интересная информация о гриппе, в уроке используется ИКТ. Добавлена презентация к уроку "Болезни органов ды...
Презентация "Болезни органов дыхания".
Презентация для учащихся 8 классов....
Тесты по биологии 8 класс. Болезни органов дыхания
Тесты по биологии 8 класс...
Открытый урок "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания."
Цели урока: познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики. Образовательные: актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, рассмо...