Значение решения задач по генетике
статья по биологии (11 класс) на тему

Ганицева Елена Афонасьевна

Раскрытие значения решения задач по генетике в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение решения задач по генетике

Еще в древние времена люди понимали, что растения, животные да и человек наследуют какие-то признаки от родителей, поскольку нельзя было не видеть сходства потомства и родителей.

С незапамятных времен людей волновал вопрос о причинах сходства потомков и родителей, о природе вновь возникших изменений.

Наука и практика накопила к середине 19 века огромный практический материал.

Первый шаг в познании закономерностей наследственности сделал выдающийся чешский исследователь Григор Мендель. Он выявил важнейшие законы наследственности.

Работа Г. Менделя отличалась глубиной и математической точностью. Однако она оставалась неизвестной почти 35 лет – с 1865 до 1900года.

Успехи, достигнутые генетикой, столь значительны, что она занимает центральное место в общей биологий.

«Воспроизведение жизни – это и есть наследственность, в ней проявляются инвариантная сторона жизненных явлении, принцип сохранения жизни»,- высказал академик Н.П. Дубинин.

Вы познакомитесь с закономерностями наследования признаков, расположенных как гомологичных, так и в негомологичных хромосомах.

Узнаете, как происходит сочетание генов родителей у потомков и какова вероятность появления того или иного родительского признака у гибридов;

Поймите почему некоторые признаки и свойства проявляются через одно или несколько поколений.

Все эти знания получить помогут вам решения генетических задач.

Первые попытки эксперементального решения проблем, связанных с передачей признаков из поколения в поколения, предпринималось уже в 18 веке.

Медико-генетического консультирование

Знание генетики человека позволят прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами в случаях, когда один или оба супруга больны или оба родителя здоровы, но наследственное заболевание встречалось у предков супругов.

В ряду случаев имеется возможность прогноза вероятности рождения второго ребенка, если первый был поражен наследственными заболеваниями. (стр. 112-113 Беляев общая биология).

По мере повышения биологической и особенно генетической образованности широких масс населения родители или молодые супружеские пары, еще не имеющие детей, чаще и чаще обращаются к врачам – гинекологам с вопросом о величине иметь ребенка пораженного наследственной аномалией.

К числу хорошо изученных признаков человека относится система групп крови, систему крови «резус».

Выяснение характера наследования этой системы крови и ее биохимической природы позволило разобрать медицинские приемы, избавившие человечество от огромного количества ежегодных детских смертей.

4-5% людей

В каждом поколении имеют генетически обусловленные отклонения в развитии. У человека известно около 2000 наследственных аномалий. Прогноз здоровья будущих детей волнуют каждую молодую семью.

Генетика по праву считается одной из самых важных областей биологии. Сегодня главный предмет исследования – человек.

Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов и продления жизни человека.

Немаловажное значение в снижении частоты. Наследственных недугов имеет широкое распространение медико-генетических консультаций, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей.

Однако решение проблемы возможно лишь при высокой биологической и особенно генетической образованности населения, и в этом первостепенная роль должна принадлежать школе.

Реально осуществить можно на курсах. Одно из форм обучения может  быть решением генетических задач.

Решением генетических задач не только сложный процесс, но и интересный, носит творческий характер и одновременно поучительный. У родителей имеющих 1 и 4 группы крови, дети будут иметь 2 или 3 группы.

Вспомним сказку «Гадкий утенок» яйца высиживала утка, а вылупился и рос лебедь. За последние 20 лет с соревнований сняты 16 человек, после процедуры «секс-контроль» спортсмены мужского пола выдавали себя за женщин.

Исследования ученых-генетиков привели к понимаю того факта, что наряду с инфекционными болезнями существует много различных наследственных заболеваний. Ранняя диагностика этих заболеваний позволяет вовремя вмешаться в течение болезни и предотвратить или снизить ее развитие.

Ухудшение экологий и негативные изменения окружающей среды вызвали много нарушений в генетической сфере живых организмов, увеличив вероятность наследственных заболеваний у человека. Для решения многих, связанных с этой тревожной тенденцией, и обеспечения генетической безопасности человека потребовались целенаправленные исследования и объединения усилий ученых  - экологов и генетиков. Так возникло новое важное направление в науке – экологическая генетика, обеспечивавшая развитие службы генетической безопасности.

Вопросы и задачи по генетике обычно имеют однозначный ответ, к которому можно прийти строго логическим путём. Из всех областей биологии генетика ближе всего к алгебре. Поэтому сначала надо думать и сопоставлять, а затем уже писать и вычислять.

Литература.

Крестьяников В.Ю., Войнер Г.Б.

Сборник задач по генетике  решениями – второе издание, испр.-Саратов: Лицей, 2007.-128.

Петросова Р.А.дидактический материал дл общей биологий. Пособие для учителей биологии под редакцией Никшиова.-М, «РАУБ – цитадель». Мн-:000 «Белфарпост», 1997 – 224с.

Общая биология: ученик для 10-11 кл., ср.шк. №1. Д.К. Беляев, А.О.Рувинский, Н.Н. Воронцов.

Просвещение 1993 – 271с.

Общая биология: ученик для 10кл. общеобразовательных учреждений, В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин

Дрофа, 2005 – 352с.

Евстасьев В.В., Малианова О.Г..

Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика Селекция М. «Московский лицей», 1997 – 150с.

Мамонтов С.Г. Биология, справочные издания «Высшая школа», 1990.

Ксенофонтова В.В., словарь-справочник для поступающих в ВУЗы, «Московский лицей», 1997- 160с.

Фогель Ф. Мотуськи А. Генетика человека в 3т., Мир, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Урок решения задач по генетике.

План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...