Значение решения задач по генетике
статья по биологии (11 класс) на тему
Раскрытие значения решения задач по генетике в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение решения задач по генетике | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение решения задач по генетике
Еще в древние времена люди понимали, что растения, животные да и человек наследуют какие-то признаки от родителей, поскольку нельзя было не видеть сходства потомства и родителей.
С незапамятных времен людей волновал вопрос о причинах сходства потомков и родителей, о природе вновь возникших изменений.
Наука и практика накопила к середине 19 века огромный практический материал.
Первый шаг в познании закономерностей наследственности сделал выдающийся чешский исследователь Григор Мендель. Он выявил важнейшие законы наследственности.
Работа Г. Менделя отличалась глубиной и математической точностью. Однако она оставалась неизвестной почти 35 лет – с 1865 до 1900года.
Успехи, достигнутые генетикой, столь значительны, что она занимает центральное место в общей биологий.
«Воспроизведение жизни – это и есть наследственность, в ней проявляются инвариантная сторона жизненных явлении, принцип сохранения жизни»,- высказал академик Н.П. Дубинин.
Вы познакомитесь с закономерностями наследования признаков, расположенных как гомологичных, так и в негомологичных хромосомах.
Узнаете, как происходит сочетание генов родителей у потомков и какова вероятность появления того или иного родительского признака у гибридов;
Поймите почему некоторые признаки и свойства проявляются через одно или несколько поколений.
Все эти знания получить помогут вам решения генетических задач.
Первые попытки эксперементального решения проблем, связанных с передачей признаков из поколения в поколения, предпринималось уже в 18 веке.
Медико-генетического консультирование
Знание генетики человека позволят прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами в случаях, когда один или оба супруга больны или оба родителя здоровы, но наследственное заболевание встречалось у предков супругов.
В ряду случаев имеется возможность прогноза вероятности рождения второго ребенка, если первый был поражен наследственными заболеваниями. (стр. 112-113 Беляев общая биология).
По мере повышения биологической и особенно генетической образованности широких масс населения родители или молодые супружеские пары, еще не имеющие детей, чаще и чаще обращаются к врачам – гинекологам с вопросом о величине иметь ребенка пораженного наследственной аномалией.
К числу хорошо изученных признаков человека относится система групп крови, систему крови «резус».
Выяснение характера наследования этой системы крови и ее биохимической природы позволило разобрать медицинские приемы, избавившие человечество от огромного количества ежегодных детских смертей.
4-5% людей
В каждом поколении имеют генетически обусловленные отклонения в развитии. У человека известно около 2000 наследственных аномалий. Прогноз здоровья будущих детей волнуют каждую молодую семью.
Генетика по праву считается одной из самых важных областей биологии. Сегодня главный предмет исследования – человек.
Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов и продления жизни человека.
Немаловажное значение в снижении частоты. Наследственных недугов имеет широкое распространение медико-генетических консультаций, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей.
Однако решение проблемы возможно лишь при высокой биологической и особенно генетической образованности населения, и в этом первостепенная роль должна принадлежать школе.
Реально осуществить можно на курсах. Одно из форм обучения может быть решением генетических задач.
Решением генетических задач не только сложный процесс, но и интересный, носит творческий характер и одновременно поучительный. У родителей имеющих 1 и 4 группы крови, дети будут иметь 2 или 3 группы.
Вспомним сказку «Гадкий утенок» яйца высиживала утка, а вылупился и рос лебедь. За последние 20 лет с соревнований сняты 16 человек, после процедуры «секс-контроль» спортсмены мужского пола выдавали себя за женщин.
Исследования ученых-генетиков привели к понимаю того факта, что наряду с инфекционными болезнями существует много различных наследственных заболеваний. Ранняя диагностика этих заболеваний позволяет вовремя вмешаться в течение болезни и предотвратить или снизить ее развитие.
Ухудшение экологий и негативные изменения окружающей среды вызвали много нарушений в генетической сфере живых организмов, увеличив вероятность наследственных заболеваний у человека. Для решения многих, связанных с этой тревожной тенденцией, и обеспечения генетической безопасности человека потребовались целенаправленные исследования и объединения усилий ученых - экологов и генетиков. Так возникло новое важное направление в науке – экологическая генетика, обеспечивавшая развитие службы генетической безопасности.
Вопросы и задачи по генетике обычно имеют однозначный ответ, к которому можно прийти строго логическим путём. Из всех областей биологии генетика ближе всего к алгебре. Поэтому сначала надо думать и сопоставлять, а затем уже писать и вычислять.
Литература.
Крестьяников В.Ю., Войнер Г.Б.
Сборник задач по генетике решениями – второе издание, испр.-Саратов: Лицей, 2007.-128.
Петросова Р.А.дидактический материал дл общей биологий. Пособие для учителей биологии под редакцией Никшиова.-М, «РАУБ – цитадель». Мн-:000 «Белфарпост», 1997 – 224с.
Общая биология: ученик для 10-11 кл., ср.шк. №1. Д.К. Беляев, А.О.Рувинский, Н.Н. Воронцов.
Просвещение 1993 – 271с.
Общая биология: ученик для 10кл. общеобразовательных учреждений, В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин
Дрофа, 2005 – 352с.
Евстасьев В.В., Малианова О.Г..
Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика Селекция М. «Московский лицей», 1997 – 150с.
Мамонтов С.Г. Биология, справочные издания «Высшая школа», 1990.
Ксенофонтова В.В., словарь-справочник для поступающих в ВУЗы, «Московский лицей», 1997- 160с.
Фогель Ф. Мотуськи А. Генетика человека в 3т., Мир, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом
Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....
Решение задач по генетике
Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...
"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "
Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....
программа элективного курса "Решение задач по генетике"
Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...
Урок решения задач по генетике.
План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....
Генетика . Алгортм решения задач по генетике.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...