Реализация ФГОС ООО
статья по биологии (6 класс) на тему
о реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ushanova.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»
«Статья об эффективном педагогическом опыте в рамках ФГОС»
Тема «Особенности организации исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»
Автор: Ушанова Ирина Николаевна |
Должность: учитель биологии и химии |
Тел. 8-(42722)-2-64-26 |
e-mail: irishabio80@ya.ru |
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря» Якунина Ольга Ивановна |
Проектная исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью Стандарта образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности, что способствует формированию культуры умственного труда учащихся. Особенно это актуально в современных условиях, когда у детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, низкая познавательная активность, деятельность непродуманна и нелогична. Исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время позволяет не только повысить интерес, расширить кругозор, но и систематизировать мышление.
Урок не всегда позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход современного образования. Но проектная (внеурочная) деятельность учащихся позволяет реализовать данный подход, когда формируются все универсальные учебные действия (УУД). Но для этого необходимо понимать следующее:
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход.
Биология - это фундаментальная наука, в которой важно знать не только
закономерности, правила, но и уметь их применять на практике. А порой при формировании этих закономерностей теряется интерес к предмету и все это приводит к банальному заучиванию материала. И только исследовательская деятельность «оживляет» интерес к биологии, как науке. В ходе изучения биологии учащимся открывается мир с множеством удивительных вещей, которые просто так глазами не увидишь. Но вот если этот глаз “вооружить”... мир становится намного интереснее! И здесь системно-деятельностный подход реализуется не только через урок-практикум, но и через внеурочную деятельность, где в полной мере можно организовать проектную исследовательскую деятельность.
В ходе проектной деятельности учащиеся учатся понимать/применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении предмета.
Выделим в организации исследовательской деятельности несколько этапов:
1. «Выбор темы исследования или проекта»
2. «Постановка проблемных вопросов»
3. «Постановка эксперимента»
4. «Анализ результатов и выводы»
5. «Презентация исследования»
Каждый из этапов требует от учащихся определенных знаний, умений и навыков. Но я хочу отразить только некоторые из них, которые, по моему мнению, повышают мотивацию учащихся, способствуют системности мышления, развитию личности, проявлению таланта.
Рассмотрим этап «Выбор проекта»:
- учащиеся учатся планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- у учащихся формируются навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- учащиеся анализируют (креативность и критическое мышление);
В работе с учащимися по «Выбору проекта» используются эвристические и проблемные ситуации, которые позволяют учащимся нестандартно мыслить. Проблемная ситуация содержит такие основные компоненты: 1) неизвестные знания; 2) противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения; 3) познавательная потребность как внутреннее условие, стимулирующее мыслительную деятельность; 4) интеллектуальные возможности учащегося к “открытию” нового.
1. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.
Например, при изучении темы «Стебель» можно включить следующие проблемные задачи:
Задача 1. У деревьев умеренных широт за год образуется одно годичное кольцо, но у известного растения среднеазиатских пустынь саксаула в некоторые годы образуется 3, а то и более колец. У тропических растений они могут вообще отсутствовать. Объясните, с чем это связано?
Задача 2. У растений кукурузы и подсолнечника срезали верхушки стеблей. Что будет с этими растения, погибнут они или будут продолжать расти?
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.
2. Отыскание причин, обусловливающих явление, анализа изучаемого материала.
Задача 3. Простейших поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время простейшие погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли простейшие?
Задача 4. Учащиеся посадили черенки смородины в два ящика, наполненные один песком, другой – черноземом. В первом ящике черенки быстрее образовали корни, и пошли в рост. Чем это можно объяснить?
В этой ситуации учащиеся отыскивают причины, обусловливающие явление, осуществляют анализ изучаемого материала.
При проблемном изложении преподаватель сам формулирует проблему, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути ее решения, как бы ведет поиск и выдает результат. Учащиеся - слушатели. Потому, частично-поисковый метод позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска. Проблему формулирует преподаватель, но в процессе изложения темы он постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать и оценить гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод. На этом этапе организации исследовательской деятельности происходит формулировка вопросов, на которые учащиеся в ходе работы должны будут ответить. Порой учащиеся ставят много вопросов, но не все они получат ответ и к концу работы их количество сужается. Как правило, при постановке проблемы некоторые из них могут быть мнимыми, это свидетельствует об отсутствии системного мышления и недостаточный уровень знаний в области исследования. Поэтому, ситуативные задания при выборе проблемы позволяют выработать системное мышление.
Из опыта работы, стоит отметить, что зачастую учащиеся выбирают исследовательские работы, которые выполняются с помощью конкретной методики, где необходимо поставить собственный эксперимент, на основании которого делается анализ и выводы работы. Нельзя проводить исследование, не имея перед собой ясно поставленной цели. Цель определяет выбор объектов и методов исследования, приемов обработки результатов. Поэтому прежде чем приступить к исследованию необходимо выдвинуть рабочую гипотезу, являющуюся важнейшим этапом исследования. И постановка вопросов по выбранной теме позволяет сформулировать цели и задачи исследования.
Программа курса «Я познаю мир!» В. Сальниковой для учащихся 6 классов, используемая мною во внеурочной деятельности направлена на создание организационных условий формирования исследовательской культуры учащихся.
Программа позволяет осуществлять реальную практико-ориентированную деятельность (эксперимент) учащихся, предоставляющую широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов.
Организация исследовательской деятельности посредством данного курса позволяет использовать:
- мотивационный компонент - Блок «Мой помощник Микроскоп»;
- (учащиеся осваивают навыки работы с увеличительными приборами: лупа, бинокуляр, световой микроскоп, цифровое устройство для просмотра микропрепаратов Microlife: ML-12-1.3.)
- содержательный компонент - Блок «Биологическая микролаборатория» (ориентированы на осознанный интерес к исследовательской деятельности и участие в международном интернет проекте http://www.globallab.ru/);
- практико-ориентированный компонент - Блок «Естественнонаучная практика» (занятия по ботанике, гидробиологии, энтомологии, выполнение групповых исследовательских проектов).
Благодаря данному курсу осуществляется немаловажный этап «Постановка опыта», от которого зависит качество выполняемого исследования.
Здесь важно отработать необходимые умения и навыки:
- составлять письменный отчет, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии.
И для этого использую следующий алгоритм работы:
- цели и задачи эксперимента
- выбор факторов и методик
- обоснование числа экспериментов
- порядок проведения экспериментов
- описание проведения эксперимента
- анализ работы.
Благодаря данному курсу учащиеся имеют возможность:
- освоить правила работы с увеличительными приборами (бинокуляр, световой микроскоп, цифровое устройство к микроскопу);
- ознакомиться с техникой приготовления микропрепаратов (методы «Раздавленная капля», «Висячая капля», получение срезов временных препаратов).
Не все учащиеся владеют техникой биологического рисунка, и поэтому умение работать с цифровым устройством позволяет зафиксировать микропрепарат и детально его рассмотреть. (Приложение 1.)
Реализация исследования позволяет получить ряд практических и теоретических выводов, которые чаще всего являются предварительными, отвечают на решаемые в исследовании задачи. Следует отметить, что формируя выводы необходимо придерживаться следующих методических требований: выводы должны быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследовательской работы; они должны вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.
На завершающем этапе проведения исследования следует уделить достаточное внимание правильному оформлению работы в соответствии с общепринятыми стандартами. В работе следует четко изложить актуальность проведенного исследования, основы организации исследования, материалы и методы, основные результаты и их обсуждение, выводы и список литературы.
Важным моментом является подготовка к устному выступлению, во время которого отрабатываются навыки четкого и конкретного изложения материала работы, умения правильно и логично построить доклад, адекватно воспринимать вопросы и четко отвечать на них.
Таким образом, в результате проектной деятельности:
- повышается мотивация учащихся при решении задач и развитие творческих способностей (в связи с возможностью самостоятельного выбора);
- формируется система получения знаний и их применения, чувство ответственности и лидерские качества.
Стоит отметить, что организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время повысила:
- число, желающих заниматься исследованиями;
- число учащихся, грамотно использующих ИКТ-технологии при подготовке к уроку;
- число учащихся, которые являются активными участниками образовательного процесса.
Итак, мы рассмотрели особенности организации исследовательской работы школьника, а выполнение основных изложенных положений позволит правильно построить исследовательскую работу, правильно ее подготовить и доложить ее результаты.
Список источников
1. Концепция ФГОС ООО, imc.kup.edu54.ru
Москвина Н.В. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях компетентностного подхода, сайт «Первое сентября», festival.1september.ru›articles/564301/
2. Башмакова В.Е. Мир Левенгука: 77 опытов с микроскопическими объектами./ В.Е. Башмакова. – М.: Издательство «Ювента», 2012.-112с.: ил.
3. Сагакянц А.Б. Особенности организации исследовательской деятельности школьника в области естественных наук, nauka.sfedu.ru›danui/files/Article_Sagacianc-1.doc
4. Огурцова И.Г. Технология проблемного диалога на уроках биологии, http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/04/02/tekhnologiya-problemnogo-dialoga-na-urokakh-biologii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)
Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...
"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."
Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...
Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.
1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...
Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...