Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Голосеменные" (ФГОС)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект включает в себя методическую разработку урока в соответствии с ФГОС, практическую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_g.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока биологии в 5 классе по ФГОС
Любченко Надежда Владимировна – учитель биологии МБОУ «Вожгорская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Голосеменные растения»
Цели: образовательная – изучить особенности строения некоторых представителей голосеменных, их распространение и роль в природе и в жизни человека; и воспитательная – формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация, печатный раздаточный материал
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
Титульный слайд ученикам не показываем, тему и цели урока выводят учащиеся по ходу урока
Приветствие. Улыбнёмся. Работаем в парах, в группах. На столах задания. Оценочный лист, после каждого задания вы должны себя оценить. В конце урока я соберу эти листы.
Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения.
Давайте вспомним изученный материал и ответим на вопросы
Какие группы растений мы уже изучили? (Водоросли, мхи и папоротники)
- Во время ВОВ при недостатке перевязочного материала отправлялись на болото. За каким растением и почему?
- В ночь на Ивана Купалу 1раз в сто лет папоротник зацветает и если увидеть его цветок, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется. Можно ли увидеть цветок папоротника?
- Что общего в размножении мхов и папоротников? (Образование спор)
Хорошо! Молодцы!
Изучение нового материала.
Ну а сейчас отгадайте загадки? (презентация)
1. Высока, стройна, душиста, в небо тянется она. Вся одежда золотиста.
Только шапка зелена. (сосна)
2. Этой бабке сто лет, горба у неё нет, высоконько торчит, далеконько глядит, придёт смерть за старушкой – станет бабка избушкой. (сосна)
3. Хвойная одёжка, смольная ножка, мохнатая лапа, зелёная шляпа. (ель)
4. Кора со смолкой, листок - иголкой, только не колкой (лиственница).
- Молодцы! Загадки отгадали. Значит, сегодня на уроке мы изучаем эти растения. А какое же общее название носят эти растения? Как же называется отдел этих растений? Давайте разгадаем головоломку. Работаем в парах. На столах лежат задания. Из первых букв этих символов образовано слово. Отгадайте его.
ГОЛОВОЛОМКА
Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Архангельской области. Кто знает, как называется наш лес? (тайгой). А какие хвойные деревья произрастают в тайге?
Итак, мы сегодня с вами – ученые-дендрологи. Дендрология – наука о деревьях.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. (Слайд, тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)
Работают наши дендрологи в парах, для ответов на вопросы и выполнение заданий используют учебник, презентацию и гербарии.
Работаем с учебником – п. 17 стр. 62. Прочитайте текст о голосеменных и дайте общую характеристику отдела.
Приём «Микрофон»
Слайд - Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет)
–А какие формы встречаются? (Деревья, кустарники, лианы)
- Как размножаются голосеменные? (Семенами)
- Есть ли у голосеменных цветки и плоды? (Нет)
- Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек) – выполним задание 1 в рабочей тетради.
- Что такое хвоя? (Видоизменённые игольчатые листья голосеменных растений)
Слайд Теперь выполним лабораторную работу – сравним два наиболее знакомых нам хвойных растения: ель и сосну. Давайте запомним, как можно их различить. Рассмотрим гербарии, рисунки учебника и фотографии слайда, заполним таблицу (печатные таблицы раздаются каждой группе)
Сравнительная характеристика ели и сосны
Черты сравнения | Ель | Сосна |
Форма кроны | Пирамидальная | Овальная |
Густота кроны | Густая | Редкая |
Длина хвоинок (в см) | 1см | 5 см |
Количество хвоинок в пучке | 1 | 2 |
Форма шишек | Удлиненные | Округлые |
Отношение дерева к свету | Теневыносливое | Светолюбивое |
Где начинаются ветки на стволе | Низко | Высоко |
Как называется лес | Ельник | Бор |
Количество света в лесу | Мало | Много |
Количество влаги в лесу | Много | Мало |
Применение дерева человеком | ? | ? |
Последние графы заполните дома, поискав информацию в Интернете.
А теперь проверим, как мы заполнили таблицу (слайд)
Физминутка
А как вы думаете, почему хвоя не боится мороза, а листья боятся? (Хвоя жесткая, в ней мало воды, и клетки не разрушаются кристалликами льда). Кроме того, в хвое к зиме накапливается глицерин – незамерзающее вещество.
Ещё одна важная задача стоит перед нами. Давайте рассмотрим семена голосеменных. Работают в парах ( на столе семена и лупы).
Какие они имеют размеры по сравнению со спорами? (они крупнее)
Чем семена защищены от неблагоприятных условий? (семенной кожурой)
С помощью чего семена распространяются? (это парашютики)
Сделайте вывод: ЧТО выгоднее иметь споры или семена?
Преимущества очевидны: конечно, семена!
Сейчас Настя расскажет нам о лиственнице. Слайд.
Чем же замечательна лиственница? Почему она так называется? (Хвоя мягкая и осыпается)
Тайга – это богатейший животный и растительный мир. Лес играет важную роль в жизни человека. Давайте послушаем рассказ Дианы.
Не забудьте, вам дома нужно будет подумать о значении леса.
- Закрепление
С каким отделом мы с вами сегодня познакомились? В роли каких учёных мы сегодня с вами побывали? С какими чудесами вы сегодня впервые познакомились? Что вам показалось интересным?
- Рефлексия -Достигнуты ли нами цели урока? Пригодятся ли вам полученные знания? Что мы узнали о наших лесах? Как называется лес, в котором мы живём? Надо его беречь? Нуждается ли он в охране? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить его?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Можно обсудить). Не забудьте сдать листочки с самооценкой.
- Домашнее задание: (слайд ) п. 17 стр. 62, 64-65, задание 1 на стр 64. Рабочая тетрадь – задания 2-4. (прокомментировать)
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...