"Развитие жизни на Земле"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Конспект урока по биологии для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_biologii.docx | 23.27 КБ |
приложение | 22.15 КБ |
prilozhenie.docx | 55.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширяевская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области.
Методическая разработка урока по биологии
«Развитие жизни на Земле» 9 класс.
учитель биологии
Дядченко Татьяна Александровна
УМК: А.А.Каменский и др.
«Биология. Введение в общую биологию»
Х.Ширяевский
2015 г.
Пояснительная записка к уроку.
Федеральный государственный стандарт биологического образования ориентирован, прежде всего, на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями. Стандарт также ориентирован не только на «знаниевый», но и на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения и реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный на уроках опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Урок должен быть эмоциональным, прививать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; действия учителя и учащихся должны быть завершенными; на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; меняются виды деятельности обучающихся, оптимально сочетаются различные методы и приемы обучения; соблюдаются единые требования к уроку. При проведении данного урока используются следующие приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.
Избранные приемы направлены на формирование УУД.
Урок по теме «Развитие жизни на Земле» входит в раздел «Возникновение и развитие жизни на Земле». На изучение этой темы отведено 5 часов. По структуре данный урок относится к уроку открытия новых знаний, т.к. это первый урок по названной теме.
Сценарий урока.
Тема урока: «Развитие жизни на Земле».
Цели урока:
1.Образовательная: разрешение проблемного вопроса через формирование понятия о многообразии живого мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.
2.Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи урока:
1.Образовательные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: многообразие живого мира; сумеют определять зависимость организмов от условий неживой природы, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
2.Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
3.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.
Методы и методические приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока ( в соответствии с ФГОС) – открытие новых знаний.
Оборудование: ЦОР, учебники, дополнительная литература, индивидуальные рабочие листы, тесты, гербарии.
Формируемые УУД:
1.Познавательные- определение существенных признаков понятий: «многообразие органического мира», «условия неживой природы», самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
2.Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группах.
3.Регулятивные- умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик в рабочих листах, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблем.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме.
1.Самоопределение к деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне и поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса. Для этого создается проблемная ситуация с помощью учебного фильма «Образование пробионтов».
Перед просмотром учитель просит учащихся перечислить уже известные им теории происхождения жизни.
Просмотр фильма и подготовка к ответу на проблемный вопрос: Как возникла жизнь на Земле, если она зародилась в водной среде?
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
На данном этапе запланирован анализ известной информации и ее преобразование, работа с рабочими листами. Работа с терминами «Эволюция», «Ароморфоз», «Идиоадаптация». Выявление причинно-следственных связей между неживой природой и расселением живых организмов на планете через метапредметные связи с географией. Формулирование темы урока.
Учащимся предлагается работа в парах. Используя гербарии, назвать ароморфозы и идиоадаптации, способствующие выходу растений на сушу. Используя фоторяд предложить учащимся назвать ароморфозы и идиоадаптации у животных.
3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.
На данном этапе выполняется групповая исследовательская работа- заполнение таблицы. Для этого необходимо разделить класс на несколько групп ( у меня их три). Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.
4.Физминутка. А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, так постоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
5.Первичное закрепление.
После выполнения работы в группах, представители от каждой группы заполняют общую таблицу, спроецированную на экран. После чего применяется самопроверка с помощью ключей, подготовленных учителем. На данном этапе урока осуществляется совместная познавательная деятельность и в группе и в сотрудничестве с учителем.
6.Самостоятельная работа. Самопроверка.
На данном этапе учитель направляет деятельность учащихся на выполнение тестового задания в рабочих листах. Затем следует взаимопроверка и выставление оценок в рабочих листах.
7.Рефлексия.
На данном этапе происходит самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
8.Домашнее задание. На данном этапе учитель комментирует домашнее задание. Страницы учебника.
Ответить на вопросы: В древние времена моря кишели этими животными. Внешне они походили на мокриц, иногда гигантских, до 75 см в длину, покрытых трехдольным щитом (отсюда и название). Палеонтологи описали до 10 тыс. их видов. Вымершие 190 млн лет назад, эти животные сейчас имеют практическое значение. Найдя в осадочных породах отпечаток таких животных, геологи без труда определят возраст породы. Ведь каждому геологическому веку соответствуют свои виды этих животных.
О каких животных идет речь? Каково их систематическое положение? Когда появились первые представители этой группы животных? Когда они достигли расцвета? Когда вымерли?
(Речь идет о трилобитах – представителях типа членистоногих подтипа трилобитов. Первые трилобиты появились, предположительно, в позднем протерозое. Наибольшего расцвета достигли в кембрии. Вымерли около 190 млн лет назад.)
Литература к уроку:
- Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;
- Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187
- Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.
Литература для учащихся:
1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;
2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187
3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.
Интернет-ресурсы:
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Технологическая карта урока «Развитие жизни на Земле»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществля емые действия | Формируе мые способы деятельности | Осуществля емые действия | Формируе мые способы деятельности | Осуществля емые действия | Формируе мые способы деятельности | ||
1.Самоопред. к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Поиск формулирования темы через решение проблемного вопроса. | Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. (показ учебного фильма «Происхождение жизни на Земле») | Смотрят и анализируют учебный фильм | Выдвижение предположений и их обоснование | Включаются в урок во взаимодействии с учителем | Сотрудничество с учителем | Пытаются решить проблему | Сопоставление известного с тем, что еще не известно |
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. Поиск формулирования темы урока. | Вспомнить определения: Что такое эволюция?, Что такое идиоадаптация? Что такое ароморфоз?, Какие факторы относятся к неживой природе? Учащимся предлагается работа с гербарием с помощью которого называют ароморфозы и идиоадаптации у растений, а с помощью фоторяда- ароморфозы и идиоадаптации у животных. Приложение № 1 | Включаются в работу во взаимодействии с учителем. Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы. | Анализ известной информации и ее преобразование. | Включаются в работу во взаимодействии с учителем. | Сотрудничество с учителем | Формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист. | Сопоставление известного с тем, что еще не известно |
3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта. | Учитель предлагает выполнить групповую исследовательскую работу по заполнению таблицы Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других. (Приложения № 1,2) | Выполняют исследовательскую работу с опорой на учебные фильмы, учебники и дополнительную литературу. | Определение понятий «биологический прогресс», «Биологический регресс», «Эра развития жизни», выявление организмов вставших на путь прогрессе и путь регресса. Устанавливать причинно- следственные связи. | Работа и консультации в группе | Осуществление совместной познавательной деятельности в группе в сотрудничестве с учителем | Заносят информацию своей группы в таблицу. Оценивают работу других | Умение выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение оценивать других. |
4.Физминутка | А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз, так постоять. Наклонитесь вправо, влево, И беритесь вновь за дело. | Выполнение упражнений под руководством дежурного ученика. | |||||
5.Первичное закрепление. Цель: установить правильность усвоения нового материала. Выявить неверные представления и их коррекция. Усвоение учащимися нового способа действия при работе с рабочими картами и формирование умений его применять. | Предлагается учащимся на основе отобранного материала заполнить общую таблицу «Развитие жизни на Земле». И затем используется самопроверка (Приложение №1) | Заполняют таблицу на основе информации каждой из групп. Проводят самопроверку с помощью ключа. Сравнивают и обобщают полученные знания.(Приложение №3) | Закрепление понятий | Работа и консультация в парах | Осуществление совместной познавательной деятельности в сотрудничестве с учителем | Проводят самооценку своим действиям | Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям |
6.Самостоятельная работа и самопроверка Цель: применение нового знания в измененной ситуации, выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции. | Направляет деятельность учащихся на выполнение работы с проверочным тестом. (Приложение № 1) | Индивидуальная работа учащихся в рабочих листах. Самопроверка с помощью теста. | Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации | Индивидуальная работа в рабочих листах | Осуществление совместной познаватель ной деятельности | Проводят самооценку своим действиям | Умение давать самооценку своим действиям |
7.Рефлекия. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Учитель предлагает учащимся осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку, используя для этого задание в рабочих листах | Проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа | Индивидуальная работа в рабочих листах. Диалог с учителем и обучающимися. | Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли. | Проводят самооценку деятельности на уроке | Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям. | |
8.Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель комментирует домашнее задание. | Слушают комментарий учителя и записывают домашнее задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Эра | Биологический прогресс | Биологический регресс | ||
Растения | Животные | Растения | Животные | |
1.Палеозойская эра | Папоротники, хвощи, плауны. Встречаются голосеменные. | Стегоцефаллы, крылатые насекомые. Появляются пресмыкающиеся. | Папоротники | Земноводные (стегоцефаллы) |
2.Мезозойская эра | Голосеменные растения, появляются покрытосеменные. | Моллюски, морские пресмыкающиеся, ящеры, растительноядные динозавры, появляются птицы, возникают сумчатые и плацентарные животные. | Голосеменные | Пресмыкающиеся |
3.Кайнозойская эра | Однодольные растения (травянистой формы). | Отряд приматов, млекопитающие. Встречаются люди. | Древесная растительность | Морские пресмыкающиеся, динозавры. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Задание первой группе.
Вы в каменноугольном периоде палеозойской эры:
1.Представителей какого Отдела растений вы встречаете чаще всего?
2.Назовите основные ароморфозы в растительном мире.
3.Как далеко продвинулась эволюция животных? Какие Типы достигли биологического прогресса?
4.Какие группы животных и растений встали на путь регрессивного развития?
5.Опишите климатические условия и рельеф.
________________________________________________________________________________________________
Задание второй группе.
Вы в юрском периоде мезозойской эры.
1.Какие растения и животные стоят в авангарде эволюции?
2.Приведите примеры ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.
3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь регресса?
4. Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь прогресса?
5.Опишите климатические условия и рельеф.
______________________________________________________________________________________________
Задание третьей группе.
Вы в третичном периоде кайнозойской эры.
1.Чем объяснить широкое распространение покрытосеменных растений? В чем их преимущество перед
голосеменными?
2.Какой Тип животных достиг биологического прогресса?
3.Какие Отделы растений и Типы животных встали на путь биологического регресса?
4.Может ли состояться ваша встреча с людьми?
5.Опишите климатические условия и рельеф.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Рабочий лист учащегося________________________________
1.Тема урока__________________________________________________
2. Ароморфозы и идиоадаптации растений, способствующие выходу на сушу: 1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________
4.________________________________________________
5.________________________________________________
Ароморфозы и идиоадаптации животных, способствующие их выходу на сушу:
1._________________________________________________
2._________________________________________________
3._________________________________________________
4._________________________________________________
5._________________________________________________
Фоторяд:
3. Исследовательская работа. Заполнение таблицы.
1 Группа.
Эра | Биологический прогресс | Биологический регресс | ||
растения | животные | растения | животные | |
Палеозойская эра |
2.Группа
Эра | Биологический прогресс | Биологический регресс | ||
растения | животные | растения | животные | |
Мезозойская эра |
3. Группа
Эра | Биологический прогресс | Биологический регресс | ||
растения | животные | растения | животные | |
Кайнозойская эра |
6. Самопроверка. Тестовая проверка.
Тест по теме «Развитие жизни на Земле»
- В какой геологической эре на Земле появились первые теплокровные животные?
а) палеозойской; б) мезозойской; в) кайнозойской.
- Какой новый способ питания появился у прокариот: а) автотрофный;
б) гетеротрофный; в) миксотрофный.
- На какой период приходится расцвет земноводных а) селур; б) девон; в) карбон
г) пермь.
- Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира а) бактерий; б) сине-зеленых водорослей в) зеленых водорослей.
- В отложениях какой эры находят следы первых беспозвоночных животных а) мезозой б) кайнозой в) протерозой г) палеозой.
- Выход растений на сушу эволюционно был связан с усовершенствованием: а) механических тканей и процесса размножения; б) ассимиляционных и проводящих тканей; в) покровных, проводящих и ассимиляционных тканей; г) процесса размножения, проводящих и механических тканей.
- Членистоногие произошли от: а) кольчатых червей; б) кишечнополостных; в) плоских червей; г) моллюсков.
- В породах возрастом около 3,5 млрд.лет найдены останки: а) вирусов; б) динозавров; в) бактерий; г) водорослей.
- Предками млекопитающих являются: а) древние птицы; б) зверозубые ящеры; в) водные ящеры.
- Какие из ароморфозов произошли в докембрии: а) четырехкамерное сердце и теплокровность; б) цветки и семена; в) фотосинтез и многоклеточность; г) внутренний костный скелет.
7. Таблица рефлексия.
На уроке я работал | Активно/ пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен/ не доволен |
Урок для меня показался | Интересен/скучен |
За урок я | Не устал/ устал |
Мое настроение | Стало лучше/ стало хуже |
Материал урока мне был | Понятен/ не понятен |
8. Домашнее задание. Стр. 247-260.
Продумать ответ на вопрос: если бы к вам пришла лягушка за советом-стоит ли ей менять свое трехкамерное сердце на четырехкамерное или двухкамерное? Что бы вы ей посоветовали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения в 5 классе"Развитие жизни на Земле"
Презентация для уроков природоведения в 5 классе....
Урок"История развития жизни на Земле"
План урока «Развитие жизни на земле»Цели:Метапредметные: формировать умения синтезировать и обобщать знания ,использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы.Предметные: з...
"Развитие жизни на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры." Биология. 11 класс.
Урок изучения нового материала по биологии в 11 классе по программе В.Б. Захарова "Общая биология 10-11". Данный урок предполагает заочное путешествие в историю Земли длиной в 500 миллионов лет. Урок ...
Развитие жизни на Земле
Презентация к уроку природоведения...
таблица История развития жизни на Земле
таблица...
Тест по биологии для 11 класса.Тема: «Развитие жизни на Земле».
Тесты составлены по учебнику «Общая биология» 11 класс под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица. Издательство: Москва «Просвещение» 2005г...
Презентация-тренажер заданий части "В" ЕГЭ по теме "Развитие жизни на Земле"
Презентацию можно использовать в 9 и 11 классах для отработки темы "Развитие жизни на Земле"...