"Развитие жизни на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры." Биология. 11 класс.
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Урок изучения нового материала по биологии в 11 классе по программе В.Б. Захарова "Общая биология 10-11". Данный урок предполагает заочное путешествие в историю Земли длиной в 500 миллионов лет. Урок проводится по технлогии РКМЧП (Развитие кртического мышления через чтение и письмо). Урок состоит их трёх этапов6 вызова в виде Мозгового штурма, осмысления в виде работы с текстом и рефлексии в виде написания эссе и синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b-11._razvitie_zhizni_na_zemle_v_paleozoyskuyu_i_mezozoyskuyu_ery..docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие жизни на Земле в палеозойскую и мезозойскую эры».
Цель: расширить, углубить и систематизировать знания о развитии жизни
На Земле.
Задачи:
У-О: - охарактеризовать геологические процессы, произошедшие в истории
Земли в указанные периоды;
- на основе характеристики особенностей климата сформировать знания об ароморфозах растений и животных;
- раскрыть их эволюционное значение.
У-В:- формировать у обучающихся научно-материалистические взгляды на
процесс эволюции в органическом мире;
- воспитывать культуру умственного труда при работе с текстом.
У-Р:- продолжить формирование умения анализировать геохронологическую
таблицу;
- способствовать дальнейшему развитию критического и творческого
мышления обучающихся;
- содействовать развитию умений обобщать и выделять главное,
систематизировать свои знания.
Оборудование: таблицы «Развитие жизни на Земле, диапозитивы «Развитие жизни на Земле» из слайдальбома «Эволюция», проектор.
Тип урока в системе уроков технологии развития критического мышления
- работа с информационным текстом
Вызов | Мозговой штурм |
Осмысление | Инсерт |
Рефлексия | Пятиминутное эссе Синквейн |
Структура
урока
Ход урока
- Организационный момент
- Вызов
Данный этап осуществляется в форме Мозгового штурма. На доске записывается тема урока.
Учитель обращается к обучающимся с вопросом: «Какие мысли, чувства, вопросы, предложения приходят вам на ум в связи с этой темой?»
Обучающиеся формулируют вопросы, мысли; учитель записывает эти фразы на доске:
Когда это было? Что было? Сколько времени шло?
Откуда стало Развитие жизни на Земле в палеозойскую и
всё известно? мезозойскую эры.
Это же так Неужели Хочется
давно было! это всё было! узнать!
- Осмысление
Учитель сообщает обучающимся, что ответить на поставленные вопросы нам поможет работа с текстами учебника.
Работа с текстом учебника проходит в форме инсерта. Инсерт – прием маркировки текста с помощью следующих значков:
«v» - галочкой отмечается то, что известно, «знакомая информация»;
«-» - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающих, «думал иначе»;
«+» - знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным, «новая информация»;
«?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно, «непонятно».)
Текст делится на смысловые отрезки (отрывки) и распределяются задания между учениками.
Палеозойская Кембрийский период - 1ый ученик
эра Ордовикский период - 2ой ученик
(древней жизни) Силурийский период - 3ий ученик на доске
Девонский период - 4ый ученик
Каменно-
угольный период - 5ый ученик
Пермский период - 6ой ученик
Мезозойская Триасовый период - 7ой ученик
эра Юрский период - 8ой ученик
Меловой период - 9ый ученик
После распределение задания учитель сообщает о форме отчёта, которая
будет так же служить следующим этапом урока – рефлексией.
Рефлексия включит в себя «Пятиминутное эссе» и «Синквейн».
Определяется время инсерта и обучающиеся начинают работать.
(Приём «Пятиминутное эссе» представляет собой вид письменного задания, которое помогает обучающимся подытожить свои знания по изученной теме и дать почувствовать учителю, что происходит в головах его учеников.)
Конкретно обучающихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали при работе с текстом, и задать вопросы, на которые они так и не получили ответа.
- Рефлексия.
После истечения времени, определенного на инсерт и составление пятиминутного эссе, обучающиеся знакомят друг друга с результатами своей работы.
Отношение к прочитанному и проанализированному материалу обучающиеся выражают в форме синквейна.
(Во время выступлений обучающихся учитель демонстрирует слайды или работает с таблицей.)
Синквейн – методический приём, используемый для развития творческого мышления учащихся.
Слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк.
Правила составления синквейна.
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом,
обычно именем существительным, отражающим
главную идею.
Вторая строка – описание основной мысли темы в двух словах, как
правило, именами прилагательными.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами,
обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение
автора к данной теме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально –
образном или философско – обобщенном уровне,
повторяющем суть темы.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так – то просто.)
Примеры синквейнов, составленных обучающимися на данном уроке.
Карбон
Углеобразующий, пышнорастительный.
Развивался, расцветал, совершенствовался.
Появились насекомые, господствовали стегоцефалы.
Период.
Мел
Важный, древний.
Меняется, формируется, утрачивает.
Возникают первые птицы и млекопитающие.
Развитие.
Ордовик
Продолжительный, разнообразный.
Преобразуется, перестраивается, совершенствуется.
Богатство живого мира океана.
Древность.
Триас
Целенаправленный, неизведанный.
Изменяет, приобретает, стремится.
Появление новых форм жизни.
Преобразование.
И другие.
Итог урока.
После сообщений обучающихся учитель отвечает на поставленные ими вопросы и комментирует выполнение заданий.
Здесь же выставляются отметки за урок и подводятся его итоги.
Предлагается так же дополнительная литература, способствующая расширению знаний обучающихся по выявленным вопросам.
(На данном уроке вопросов у обучающихся в связи с прочитанным текстом не возникло.)
Дополнительная литература.
Акимушкин И.И. Исчезнувший мир.- М.: Молодая гвардия, 1982.-191 с.
Гаврилов В.П. Путешествие в прошлое земли.- М.: Недра, 1986.-144 с.
Иорданский Н.Н. Развитие жизни на Земли.- М.:Просвещение,1981.-191с.
Мейен С.В. Листья на камне. – М.: Знание,, 1972. – 48 с.
Орлов Ю.А. В мире древних животных. – М.: Наука, 1989. – 163 с.
В конце урока обучающиеся получают комментированное домашнее задание.
Домашнее задание
Гл. 3, 3.2. и 3.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по биологии для 11 класса.Тема: «Развитие жизни на Земле».
Тесты составлены по учебнику «Общая биология» 11 класс под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М. Дымшица. Издательство: Москва «Просвещение» 2005г...
Презентация по биологии 9 класс "Развитие жизни на Земле"
В презентации представлены основные особенности развития жизни на Земле, разные геологические эры, особенности живых организмов каждой эры...
Урок биологии в 11 классе "Развитие жизни на Земле. Эволюция человека"
Данный урок является составляющим курса «Общая биология» и последним в теме «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений», следовательно, на данном уро...
Презентация к уроку по теме "Развитие жизни на земле. Палеозойская эра "
Презентация раскрывает этапы эволюции в Палеозойскую эру....
Презентация к уроку по теме "Развитие жизни на Земле. Мезозойская и кайнозойская эры"
Презентация раскрывает этапы эволюции в Мезозойскую и кайнозойскую эры....
Урок по биологии в 9 классе "Развитие жизни на Земле в архейской, протерозойской и палеозойской эрах"
Последовательность этапов развития органического мира. ароморфозы, архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра....
Проектная работа " Развитие жизни на Земле - Палеозойская эра"
Проект разработан с целью развития интереса к изучению биологии у школьников....