Классный час "Монгольский жаворонок"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Методическую разработку "Монгольский жаворонок" можно использовать ко Дню птиц.
Цель: Знакомство с редкой птицей монгольский жаворонок.
Задачи:
1. Познакомить с «Красной книгой»
2. Познакомить с редкой птицей монгольский жаворонок, которая занесена в «Красную книгу» Республики Тыва.
3. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_mongolskiy_skvorechnik.docx | 90.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Монгольский жаворонок»
(для учащихся 7 класса)
Номинация: Методические разработки
Монгуш Нелли Маадыровна
Учитель биологии
МБОУ СОШ с. Межегей
Тандинского района Республики Тыва
Классный час «Монгольский жаворонок»
(для учащихся 7 класса)
Цель:
Знакомство с редкой птицей монгольский жаворонок.
Задачи:
1. Познакомить с «Красной книгой»
2. Познакомить с редкой птицей монгольский жаворонок, которая занесена в «Красную книгу» Республики Тыва.
3. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, к Родине.
Оборудование:
«Красная книга», плакаты «Птицы «Красной книги».
Ход классного часа.
I. Организационный момент. Введение.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по страницам «Красной книги», узнаем о редких, исчезающих животных, которые занесены в «Красную книгу» Республики Тыва. И начнем мы с монгольского жаворонка. Но прежде чем начать, узнаем, что такое Красная книга? Почему книга называется «Красная книга»?
Ученик: Эта книга так называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в «Красную книгу», угрожает опасность: они могут исчезнуть с лица Земли. Главное практическое значение «Красной книги»- спасение исчезающих видов и восстановление редких.
Ученик: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 300 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. Лишь за малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Люди всего мира забили тревогу – природа в опасности!
Ученик: Учёные со всего мира организовали международный союз охраны природы (МСОП). Во избежание полного истребления и исчезновения многих видов растительного и животного мира стали издаваться «Красные книги».
Ученик: «Красная книга. Дикая природа в опасности» издана международным союзом охраны природы в 1976 году. Хранится она в Швейцарии в городе Морхе. Многие страны составляют собственные «Красные книги». Подобная книга в России была создана в 1978 году.
Ученик: Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.
Ученик:
Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже миг.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно.
Красная книга – Красная!
II. Основная часть. Давайте послушаем рассказ о редкой и исчезающей птице, которая еще сохранилась в нашей республике.
Полевые признаки. Голова и плечи рыжеватые или коричневые, белая полоса на крыле широкая, видна и у сидящей птицы, пятна по бокам груди черные (Бёме и др., 1998). В Туве монгольский жаворонок является весьма осторожной птицей, и подойти к ней на расстояние 70-80 м очень трудно. Птицы используют высокотравную растительность для укрытия. При появлении человека они некоторое время передвигаются пешком, скрываясь за куртинами типчака, ковыля или чия, затем взлетают и садятся вновь, лишь отлетев на значительное расстояние. После этого вновь перемещаются пешком, скрываясь в высокой траве. Молодые птицы довольно часто затаиваются (Баранов, 1991).
Распространение. От восточного подножья Монгольского Алтая и восточных отрогов Тянь-Шаня к востоку до Большого Хингана. К северу до оз. Убсу-Нур, долины Тес-Хем, среднего течения Селенги, в Забайкалье примерно до 51-й параллели. К югу до области оз. Кукунор и Ордос (Степанян, 1991).
Относительно редкая гнездящаяся птица Тувы. Распространен монгольский жаворонок только в Убсу-Нурской котловине. Найден на гнездовье в междуречье Тес-Хема и Нарына, в районе Цаган-Тологой (на правом берегу р. Тес-Хем), западнее и восточнее хребта Ахир-Ула (в 30 км западнее Эрзина, до госграницы), в районе озер Торе-Холь, Шара-Нур, Дус-Холь, на приграничных участках между пос. Хандагайты и Торгалыг. Кроме того, 22.05.1975 г. был найден мертвый жаворонок около пос. Берт-Даг в долине р. Теректиг-Хем. В мае 1981 г. на полях в урочище Семигорки (Урэг-Нурская котловина) была найдена погибшая птица и здесь же 17.04.1984 г. отмечена стайка этих жаворонков. Пара птиц (гнездовое поведение) найдена 12.05.1988 г. на солончаках междуречья Оруку-Шынаа и Кош-Терек (Баранов, 1991).
Места обитания. Монгольский жаворонок в пределах Тувы является стенотопным видом. Здесь он обитает на участках целинных ковыльно-злаковых степей на мягких почвах, иногда встречается на залежах между пашнями, но во всех случаях с обязательным условием — высоким и относительно густым травостоем (Баранов, 1991).
Фенология и размножение. Гнездо с кладкой из двух яиц было найдено 8.05.1973 г. на солончаке около оз. Торе-Холь, 11.05 яиц в гнезде не оказалось. Здесь же 3.05.1975 г. было обнаружено два гнезда с четырьмя сильно насиженными и тремя слабо насиженными яйцами. Последних поющих самцов на территории Тувы наблюдали 29.08. Гонады, осмотренные у пяти самцов, добытых 13.07 в урочище Шара-Сур, были не развиты и свидетельствовали об окончании периода размножения. У найденных там же двух птенцов 11.07 и 29.06 маховые перья достигли только лишь одной трети нормальных размеров. Здесь же 29.06 следующего года была добыта молодая птица с полностью сформированным первым гнездовым нарядом и одновременно наблюдались несколько молодых, хорошо летающих, оперение которых еще не достигло полного развития. По проведенному здесь подсчету на 60 взрослых птиц в это время встречено только лишь четыре молодых. Соотношение полов в тувинской популяции у монгольских жаворонков примерно — 1:1. В недельном возрасте птенцы монгольского жаворонка способны покидать гнездо и перепархивать. Хорошо летающих молодых птиц часто сопровождают родители. В выкармливании птенцов принимает участие и самец. В последних числах июля в Туве наблюдались редкие стаи монгольских жаворонков, состоящие из молодых и взрослых птиц разных полов (Головушки.н, Щербак, 1976).
Питание. В летний период является типичным энтомофагом. В его пище наиболее часто встречаются: муравьи, жесткокрылые (долгоносики, жужелицы, чернотелки, листогрызы), прямокрылые и другие насекомые. Кроме того, в Туве монгольские жаворонки поедают семена злаков, но они составляют незначительную долю от общей массы съеденного корма. В желудках, содержащих семена, обнаружены и крупные гастролиты (Головушкин, Щербак, 1976). В осенне-зимний период монгольские жаворонки почти полностью переходят на питание семенами растений, насекомые составляют лишь около 10% (Пешков, 1976).
III. Итоги.
Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора —
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор? А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится. (Сохраним природу земли.) Об этом мы должны помнить всегда!
IV. Развешивание кормушек в школьном парке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе "Изготовление жаворонка разными техникамим"
Урок ИЗО во 2 классе "Изготовление жаворонка разными техникамим", урок с применением ИКТ и с использованием метода проектов...
Методическая разработка открытого занятия "Традиции встречи весны. Лепка "жаворонков"
Данный материал является обобщением моего практического опыта знакомства обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет с приемами лепки и моделирования "жаворонков" и народными традициями встречи весны. Матер...
Час общения: Музыкальная гостиная "Жаворонок золотой степи"
Данная разработка часа общения составлена в форме музыкальной гостиной и посвящена творчеству казахского акына курмангазы Сагырбаеву. К данной разработке прикреплена презентация "Жав...
Музыка и литература. Романс "Жаворонок", презентация
Связь музыки с литературой на примере романса М.И.Глинки "Жаворонок", презентация к уроку музыки, 5 класс...
Жаворонки (постные булочки)
Методическая разработка....
Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.
Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....
В. Жуковский «Жаворонок». Разработка урока чтения для 6 класса школы 8 вида.
Разработка урока чтения по стихотворению В.Жуковского "Жаворонок" предназначена для учащихся 6 класса школы VIII вида. Преподавание ведётся по программе специальной (коррекционной) образовательной шко...