Классный час "Монгольский жаворонок"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Монгуш Нелли Маадыровна

Методическую разработку "Монгольский жаворонок" можно использовать ко Дню птиц.

Цель: Знакомство  с редкой птицей монгольский жаворонок.

Задачи:

1.         Познакомить с «Красной книгой»

2.         Познакомить с редкой птицей монгольский жаворонок, которая  занесена в «Красную книгу» Республики Тыва.

3.         Воспитывать любовь к природе, к родному краю, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_mongolskiy_skvorechnik.docx90.91 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Монгольский жаворонок»

(для учащихся 7 класса)

Номинация: Методические разработки

Монгуш Нелли Маадыровна

Учитель биологии

МБОУ СОШ с. Межегей

Тандинского района Республики Тыва

Классный час «Монгольский жаворонок»

(для учащихся 7 класса)

Цель:

Знакомство  с редкой птицей монгольский жаворонок.

Задачи:

1.        Познакомить с «Красной книгой»

2.        Познакомить с редкой птицей монгольский жаворонок, которая  занесена в «Красную книгу» Республики Тыва.

3.        Воспитывать любовь к природе, к родному краю, к Родине.

Оборудование:

 «Красная книга»,  плакаты «Птицы «Красной книги».

Ход классного часа.

I. Организационный момент. Введение.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся с вами в путешествие по страницам  «Красной книги», узнаем о редких, исчезающих животных, которые занесены в «Красную книгу» Республики Тыва. И начнем мы с монгольского жаворонка. Но прежде чем начать, узнаем, что такое Красная книга? Почему книга называется «Красная книга»?

Ученик: Эта книга так называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в «Красную книгу», угрожает опасность: они могут исчезнуть с лица Земли. Главное  практическое значение «Красной книги»- спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Ученик: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 300 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. Лишь за малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Люди всего мира забили тревогу – природа в опасности!

Ученик: Учёные со всего мира организовали международный союз охраны природы (МСОП). Во избежание полного истребления и исчезновения многих видов растительного и животного мира  стали издаваться «Красные книги».

Ученик:  «Красная книга.  Дикая природа в опасности» издана  международным союзом охраны природы в 1976 году. Хранится она в Швейцарии в городе Морхе. Многие страны составляют собственные «Красные книги». Подобная книга в России была создана в 1978 году.

Ученик: Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это -  программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.

Ученик:

Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже миг.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно.

Красная книга – Красная!

II. Основная часть. Давайте послушаем  рассказ о редкой и исчезающей птице, которая еще сохранилась в нашей республике.

Полевые признаки. Голова и плечи рыжеватые или коричневые, белая полоса на крыле широкая, видна и у сидящей птицы, пятна по бокам груди черные (Бёме и др., 1998). В Туве монгольский жаворонок является весьма осторожной птицей, и подойти к ней на расстояние 70-80 м очень трудно. Птицы используют высокотравную растительность для укрытия. При появлении человека они некоторое время передвигаются пешком, скрываясь за куртинами типчака, ковыля или чия, затем взлетают и садятся вновь, лишь отлетев на значительное расстояние. После этого вновь перемещаются пешком, скрываясь в высокой траве. Молодые птицы довольно часто затаиваются (Баранов, 1991).

Распространение. От восточного подножья Монгольского Алтая и восточных отрогов Тянь-Шаня к востоку до Большого Хингана. К северу до оз. Убсу-Нур, долины Тес-Хем, среднего течения Селенги, в Забайкалье примерно до 51-й параллели. К югу до области оз. Кукунор и Ордос (Степанян, 1991).

Относительно редкая гнездящаяся птица Тувы. Распространен монгольский жаворонок только в Убсу-Нурской котловине. Найден на гнездовье в междуречье Тес-Хема и Нарына, в районе Цаган-Тологой (на правом берегу р. Тес-Хем), западнее и восточнее хребта Ахир-Ула (в 30 км западнее Эрзина, до госграницы), в районе озер Торе-Холь, Шара-Нур, Дус-Холь, на приграничных участках между пос. Хандагайты и Торгалыг. Кроме того, 22.05.1975 г. был найден мертвый жаворонок около пос. Берт-Даг в долине р. Теректиг-Хем. В мае 1981 г. на полях в урочище Семигорки (Урэг-Нурская котловина) была найдена погибшая птица и здесь же 17.04.1984 г. отмечена стайка этих жаворонков. Пара птиц (гнездовое поведение) найдена 12.05.1988 г. на солончаках междуречья Оруку-Шынаа и Кош-Терек (Баранов, 1991).

Места обитания. Монгольский жаворонок в пределах Тувы является стенотопным видом. Здесь он обитает на участках целинных ковыльно-злаковых степей на мягких почвах, иногда встречается на залежах между пашнями, но во всех случаях с обязательным условием — высоким и относительно густым травостоем (Баранов, 1991).

Фенология и размножение. Гнездо с кладкой из двух яиц было найдено 8.05.1973 г. на солончаке около оз. Торе-Холь, 11.05 яиц в гнезде не оказалось. Здесь же 3.05.1975 г. было обнаружено два гнезда с четырьмя сильно насиженными и тремя слабо насиженными яйцами. Последних поющих самцов на территории Тувы наблюдали 29.08. Гонады, осмотренные у пяти самцов, добытых 13.07 в урочище Шара-Сур, были не развиты и свидетельствовали об окончании периода размножения. У найденных там же двух птенцов 11.07 и 29.06 маховые перья достигли только лишь одной трети нормальных размеров. Здесь же 29.06 следующего года была добыта молодая птица с полностью сформированным первым гнездовым нарядом и одновременно наблюдались несколько молодых, хорошо летающих, оперение которых еще не достигло полного развития. По проведенному здесь подсчету на 60 взрослых птиц в это время встречено только лишь четыре молодых. Соотношение полов в тувинской популяции у монгольских жаворонков примерно — 1:1. В недельном возрасте птенцы монгольского жаворонка способны покидать гнездо и перепархивать. Хорошо летающих молодых птиц часто сопровождают родители. В выкармливании птенцов принимает участие и самец. В последних числах июля в Туве наблюдались редкие стаи монгольских жаворонков, состоящие из молодых и взрослых птиц разных полов (Головушки.н, Щербак, 1976).

Питание. В летний период является типичным энтомофагом. В его пище наиболее часто встречаются: муравьи, жесткокрылые (долгоносики, жужелицы, чернотелки, листогрызы), прямокрылые и другие насекомые. Кроме того, в Туве монгольские жаворонки поедают семена злаков, но они составляют незначительную долю от общей массы съеденного корма. В желудках, содержащих семена, обнаружены и крупные гастролиты (Головушкин, Щербак, 1976). В осенне-зимний период монгольские жаворонки почти полностью переходят на питание семенами растений, насекомые составляют лишь около 10% (Пешков, 1976).

III. Итоги.

Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно.

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора —

И станет для птичьего племени

Милее еще детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор? А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится. (Сохраним природу земли.) Об этом мы должны помнить всегда!

IV. Развешивание кормушек в школьном парке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе "Изготовление жаворонка разными техникамим"

Урок ИЗО во 2 классе "Изготовление жаворонка разными техникамим", урок с применением ИКТ и с использованием метода проектов...

Методическая разработка открытого занятия "Традиции встречи весны. Лепка "жаворонков"

Данный материал является обобщением моего практического опыта знакомства обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет с приемами лепки и моделирования "жаворонков" и народными традициями встречи весны. Матер...

Час общения: Музыкальная гостиная "Жаворонок золотой степи"

Данная разработка часа общения  составлена в форме музыкальной гостиной и посвящена  творчеству казахского акына курмангазы Сагырбаеву. К данной разработке прикреплена  презентация "Жав...

Музыка и литература. Романс "Жаворонок", презентация

Связь музыки с литературой на примере романса М.И.Глинки "Жаворонок", презентация к уроку музыки, 5 класс...

Жаворонки (постные булочки)

Методическая разработка....

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБО Тема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки. Работа с тестом. Выпекание жаворонков.

Интегрированный урок внеклассного чтения и СБОТема урока: В. Бианки «Март». Праздник Жаворонки....

В. Жуковский «Жаворонок». Разработка урока чтения для 6 класса школы 8 вида.

Разработка урока чтения по стихотворению В.Жуковского "Жаворонок" предназначена для учащихся 6 класса школы VIII вида. Преподавание ведётся по программе специальной (коррекционной) образовательной шко...