ПРОСТЫЕ ЭКСПИРЕМЕНТЫ С ПРОРОСТКАМИ СЕМЯН РАСТЕНИЙ
статья по биологии по теме
Эти простые опыты можно порекомендовать в качестве летних заданий после изучения ботаники. Результаты опытов могут пригодиться и тем, кто будет выращивать огородные или садовые растения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_ekspirementy_s_prorostkami_semyan_rasteniy.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОСТЫЕ ЭКСПИРЕМЕНТЫ С ПРОРОСТКАМИ СЕМЯН РАСТЕНИЙ
О.А. Миронова
учитель биологии,
лицей №6 им. А.С.Пушкина,
г.Одинцово, Московская обл.
Эти простые опыты можно порекомендовать в качестве летних заданий после изучения ботаники. Результаты опытов могут пригодиться и тем, кто будет выращивать огородные или садовые растения.
Справка
Геотропизм – способность органов растения ориентироваться в пространстве определенным образом. В каком бы положении ни лежало семя в почве, корень всегда растёт к центру земли (положительный геотропизм), а стебель – от центра земли (отрицательный геотропизм).
Фототропизм – способность молодых частей растений изгибаться в зависимости от направления света. Стебли обычно изгибаются по направлению к свету.
Гидротропизм – рост корней в сторону увлажнения.
ОПЫТ № 1. ГЕОТРОПИЗМ КОРНЯ
Материалы и оборудование:
Проросшие семена гороха, фасоли или кукурузы с прямыми корешками; тарелки глубокие (2 шт.), стеклянные колпаки или банки (2 шт.), корковые пробки диаметром 5-6 см (2 шт.), булавки, пинцеты, лезвие бритвы, ножницы, фильтровальная бумага.
Ход работы
Проросшие семена с прямыми корешками прикрепляют к корковым пробкам булавками, располагая их горизонтально, чтобы корни были направлены к краю пробки, а семядоли – к центру. Затем у опытного семени срезают или отщипывают пинцетом самый кончик корня, контрольное семя оставляют неповрежденным. Пробки с проростками ставят на дно тарелки с водой. Сверху на семядоли проростков накладывают полоски фильтровальной бумаги, концы которых опускают в воду. Тарелку покрывают стеклянным колпаком или банкой и ставят в темное место.
Через 1-2 дня у корешков с неповрежденными конусами нарастания обнаруживается положительный геотропизм, а корешки, у которых были отрезаны верхушки, остались в горизонтальном положении.
Вывод. Для проявления геотропического реакции необходимо наличие верхушечных меристем корня. На проростке с отрезанным конусом нарастания геотропизм корня не проявляется.
ОПЫТ № 2. ФОТОТРОПИЗМ КОЛЕОПТИЛЕ ПРОРОСТКОВ ЗЛАКА
Материалы и оборудование:
Семена овса или пшеницы; цветочные горшки (4шт.) с почвой, фанерный ящик (лучше, если он будет изнутри оклеен черной бумагой), черная бумага или фольга, электрическая лампа на 100 Вт.
Ход работы:
Семена овса или пшеницы проращивают в цветочных горшках с почвой в условиях полной темноты. Высота проростков должна быть не более 3-5 см. У опытных экземпляров проростков верхушки колеоптиле закрывают колпачками из чёрной бумаги или фольги, контрольные экземпляры оставляют непокрытыми. Горшок с проростками ставят в ящик, в стенке которого есть небольшая щель. Верхушки проростков должны быть расположены на уровне щели, против которой на расстоянии 80-100 см устанавливают электрическую лампу. Проростки получают одностороннее освещение в течении 2-3 дней. После этого становится заметной разница в направлении их роста.
Вывод:
Обнаруживается положительный фототропизм у колеоптиле, не покрытых колпачками и отсутствие реакции на свет у проростков с затененными верхушками.
ОПЫТ № 3. ГИДРОТРОПИЗМ И ГЕОТРОПИЗМ КОРНЯ
Материалы и оборудование:
Проросшие семена гороха, огурцов, редиса, льна; стеклянные банки (2 шт.), стеклянные или пластиковые пластинки (2 шт.), крышка для банки (1 шт.), фильтровальная бумага, нитки или круглые канцелярские резинки.
Ход работы:
К двум банкам подбирают стеклянные или пластиковые пластинки. Высота пластинок должна быть такой, чтобы в наклонном положении внутри банок они не доходили до их верхнего края. Каждую пластинку оборачивают фильтровальной бумагой и обвязывают ниткой или закрепляют резинкой. К фильтровальной бумаге прикрепляют проросшие семена, направляя семядоли под нитку (резинку), а корни – вниз. На дно банки наливают небольшое количество воды и опускают пластинки с проростками в наклонном положении. Одну банку оставляют открытой, другую закрывают крышкой. Через 1-2 дня станет заметным различное направление роста корней в открытых и закрытых банках.
Вывод:
В закрытой банке влажность воздуха высокая и корни растут отвесно вниз, в соответствии с положительным геотропизмом. В открытой банке корни растут, плотно прилегая к фильтровальной бумаге, пропитанной водой. В данном случае преобладает положительный гидротропизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимированный кроссворд "Строение семян растений"
Анимированный кроссворд по теме `Строение семян растений` для закрепления или повторения материала на уроках биологии в 6 классе. Направлен на использование учителями, работающими по авторской линии Т...
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Изготовление панно из засушенных листьев и семян растений.
Изготовление панно из засушенных листьев и семян растений....
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений....
Влияние состава воды на эффективность прорастания семян и качество проростков
Аксенова В.А.., Шацких М.А.обучщающиеся 6 «а» классаМБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района Научный руководитель: Потапова И.А.(учитель биологии МБОУ СОШ с.Хрущевка) Влияние состава воды ...
Дневник: Наблюдение за прорастанием семян растений
Дневник: Наблюдение за прорастанием семян растений. материал для 6 класса. используется как сапмостоятельная проектная работа ученика....
Открытое занятие "Мозаика из семян растений"
Открытое занятие по теме "Мозаика из семян растений"...