ПРОСТЫЕ ЭКСПИРЕМЕНТЫ С ПРОРОСТКАМИ СЕМЯН РАСТЕНИЙ
статья по биологии по теме
Эти простые опыты можно порекомендовать в качестве летних заданий после изучения ботаники. Результаты опытов могут пригодиться и тем, кто будет выращивать огородные или садовые растения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_ekspirementy_s_prorostkami_semyan_rasteniy.docx | 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОСТЫЕ ЭКСПИРЕМЕНТЫ С ПРОРОСТКАМИ СЕМЯН РАСТЕНИЙ
О.А. Миронова
учитель биологии,
лицей №6 им. А.С.Пушкина,
г.Одинцово, Московская обл.
Эти простые опыты можно порекомендовать в качестве летних заданий после изучения ботаники. Результаты опытов могут пригодиться и тем, кто будет выращивать огородные или садовые растения.
Справка
Геотропизм – способность органов растения ориентироваться в пространстве определенным образом. В каком бы положении ни лежало семя в почве, корень всегда растёт к центру земли (положительный геотропизм), а стебель – от центра земли (отрицательный геотропизм).
Фототропизм – способность молодых частей растений изгибаться в зависимости от направления света. Стебли обычно изгибаются по направлению к свету.
Гидротропизм – рост корней в сторону увлажнения.
ОПЫТ № 1. ГЕОТРОПИЗМ КОРНЯ
Материалы и оборудование:
Проросшие семена гороха, фасоли или кукурузы с прямыми корешками; тарелки глубокие (2 шт.), стеклянные колпаки или банки (2 шт.), корковые пробки диаметром 5-6 см (2 шт.), булавки, пинцеты, лезвие бритвы, ножницы, фильтровальная бумага.
Ход работы
Проросшие семена с прямыми корешками прикрепляют к корковым пробкам булавками, располагая их горизонтально, чтобы корни были направлены к краю пробки, а семядоли – к центру. Затем у опытного семени срезают или отщипывают пинцетом самый кончик корня, контрольное семя оставляют неповрежденным. Пробки с проростками ставят на дно тарелки с водой. Сверху на семядоли проростков накладывают полоски фильтровальной бумаги, концы которых опускают в воду. Тарелку покрывают стеклянным колпаком или банкой и ставят в темное место.
Через 1-2 дня у корешков с неповрежденными конусами нарастания обнаруживается положительный геотропизм, а корешки, у которых были отрезаны верхушки, остались в горизонтальном положении.
Вывод. Для проявления геотропического реакции необходимо наличие верхушечных меристем корня. На проростке с отрезанным конусом нарастания геотропизм корня не проявляется.
ОПЫТ № 2. ФОТОТРОПИЗМ КОЛЕОПТИЛЕ ПРОРОСТКОВ ЗЛАКА
Материалы и оборудование:
Семена овса или пшеницы; цветочные горшки (4шт.) с почвой, фанерный ящик (лучше, если он будет изнутри оклеен черной бумагой), черная бумага или фольга, электрическая лампа на 100 Вт.
Ход работы:
Семена овса или пшеницы проращивают в цветочных горшках с почвой в условиях полной темноты. Высота проростков должна быть не более 3-5 см. У опытных экземпляров проростков верхушки колеоптиле закрывают колпачками из чёрной бумаги или фольги, контрольные экземпляры оставляют непокрытыми. Горшок с проростками ставят в ящик, в стенке которого есть небольшая щель. Верхушки проростков должны быть расположены на уровне щели, против которой на расстоянии 80-100 см устанавливают электрическую лампу. Проростки получают одностороннее освещение в течении 2-3 дней. После этого становится заметной разница в направлении их роста.
Вывод:
Обнаруживается положительный фототропизм у колеоптиле, не покрытых колпачками и отсутствие реакции на свет у проростков с затененными верхушками.
ОПЫТ № 3. ГИДРОТРОПИЗМ И ГЕОТРОПИЗМ КОРНЯ
Материалы и оборудование:
Проросшие семена гороха, огурцов, редиса, льна; стеклянные банки (2 шт.), стеклянные или пластиковые пластинки (2 шт.), крышка для банки (1 шт.), фильтровальная бумага, нитки или круглые канцелярские резинки.
Ход работы:
К двум банкам подбирают стеклянные или пластиковые пластинки. Высота пластинок должна быть такой, чтобы в наклонном положении внутри банок они не доходили до их верхнего края. Каждую пластинку оборачивают фильтровальной бумагой и обвязывают ниткой или закрепляют резинкой. К фильтровальной бумаге прикрепляют проросшие семена, направляя семядоли под нитку (резинку), а корни – вниз. На дно банки наливают небольшое количество воды и опускают пластинки с проростками в наклонном положении. Одну банку оставляют открытой, другую закрывают крышкой. Через 1-2 дня станет заметным различное направление роста корней в открытых и закрытых банках.
Вывод:
В закрытой банке влажность воздуха высокая и корни растут отвесно вниз, в соответствии с положительным геотропизмом. В открытой банке корни растут, плотно прилегая к фильтровальной бумаге, пропитанной водой. В данном случае преобладает положительный гидротропизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимированный кроссворд "Строение семян растений"
Анимированный кроссворд по теме `Строение семян растений` для закрепления или повторения материала на уроках биологии в 6 классе. Направлен на использование учителями, работающими по авторской линии Т...
Изготовление панно из засушенных листьев и семян растений.
Изготовление панно из засушенных листьев и семян растений....
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений
Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений....
Влияние состава воды на эффективность прорастания семян и качество проростков
Аксенова В.А.., Шацких М.А.обучщающиеся 6 «а» классаМБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района Научный руководитель: Потапова И.А.(учитель биологии МБОУ СОШ с.Хрущевка) Влияние состава воды ...
Дневник: Наблюдение за прорастанием семян растений
Дневник: Наблюдение за прорастанием семян растений. материал для 6 класса. используется как сапмостоятельная проектная работа ученика....
Открытое занятие "Мозаика из семян растений"
Открытое занятие по теме "Мозаика из семян растений"...
Методическая разработка урока по теме «Строение семян. Лабораторная работа «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений».
Разработка урока по биологии в 6 классе....