Разработка урока по теме: "Признаки растений"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 632.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИЙМЕНСКАЯ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА
РАЗРАБОТКА УРОКА
на тему
«Признаки растений»
Предмет: Природоведение
Класс: 5
Учитель: Оюн Шенне Михайловна
Стаж: 2
Без категории
Ийме – 2014
Тема: Признаки растений Дата: ____________
Цели урока:
1. Рассмотреть основные признаки растений. Повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, определить значение растений в природе и жизни человека.
2. Развивать у учащихся логическое мышление, внимательность, память, умения выделять главное, делать выводы, использовать собственные знания в новой ситуации, познавательный интерес.
3. Формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, проектор, тетрадь для учащихся, фотогалерея удивительных растений, схема фотосинтеза
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации и технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Методические приемы: беседа, проблемные ситуации, использование раздаточного материала, самостоятельная работа учащихся, демонстрация мультимедийной презентации, с помощью проектора и компьютера, элементы технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Литература:
1. В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая. 5 класс»
2. Сайты в Интернете: nsportal.ru (социальная сеть работников образования), festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), tana.ru (сайт учителя биологии), pedsovet.ru (сообщество взаимопомощи учителей), www.zavush.info (завуч. инфо), http://ivch.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_quot_tanec_babochki_quot/6-1-0-74 (физминутка «Танец бабочки»).
Ход урока:
1. Орг.момент (1 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (4 мин)
слайд 1
- В начале урока давайте немного повторим и проверим ваши знания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.
выполнение в тетрадях задания
«+» - верно, «-» - неверно
1. Тела живой природы называются организмами. (+)
2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух. (-)
3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород. (-)
4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические. (+)
5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают. (-)
6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода. (+)
- Все, что мы сейчас с вами повторили, нам пригодится на сегодняшнем уроке.
3. Изучение нового материала (25 мин)
А) нацеливание
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте догадаться сами, используя мои подсказки.
слайд 3
Подсказки:
Среди этих организмов встречаются хищники.
Среди них есть гиганты и карлики.
Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)
Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)
Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.
Ответ: растения
тема урока записывается в тетрадях
- Сегодня мы поговорим с вами о растениях. Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям, населяют нашу планету. Добро пожаловать в галерею удивительных растений!
слайд 4
Рассказ учителя: Среди растений действительно есть хищники, например, венерина мухоловка. Она получает питательные вещества, «переваривая» насекомых, лягушек и даже мышей. Самым маленьким растением по праву считают ряску вольфию, размер листочков которого достигает всего 2 мм, а самым большим – секвою вечнозеленую, высота которой может достигать 110 м. Быстрее среди всех растений растет бамбук, прирост этого растения достигает 1,7 см в час. Самый большой цветок в мире – раффлезия, размер цветка которого составляет 45 см при массе в 7 кг. Амазонская кувшинка – обладатель самых больших листьев. Самые длинные корни у дикого фикуса – до 120 м. Остальных рекордсменов среди растений вы можете изучить самостоятельно, пользуясь интернетом или школьной библиотекой.
Б) признаки, общие для растений и других живых организмов
- Растения – это объекты живой или неживой природы? (объект живой природы)
- А почему вы так решили? (присущи все свойства живых организмов)
- Предлагаю вам провести аналитическую работу, чтобы доказать вашу правоту. Для этого вместе будем сравнивать объект живой и неживой природы, например розу и стул.
работа в тетрадях
Свойства | Роза | Стул |
Появление на свет | + | + |
Движение | + | - |
Дыхание | + | - |
Питание | + | - |
Рост и развитие | + | - |
Размножение | + | - |
Завершение жизненного цикла | + | + |
Вывод: Растения – живые организмы.
- В первой колонке записаны свойства живых организмов, которые вы прекрасно знаете. В 2 и 3 колонках по каждому свойству мы должны сделать пометки: отметить знаком «+», если свойство присуще исследуемому объекту, знаком «-» - если объект не обладает данным свойством.
слайд 5
- Попутные вопросы: Какие движения характерны для растений? (к свету, ростовые движения, движения веществ по стеблю, по корню)
Как дышат растения? (поглощают кислород, выделяют углекислый газ)
Чем питается растения? (вода с минеральными веществами, органическое вещество)
Какие условия нужны для роста растений? (питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода)
Как размножаются растения? (семенами, частями корня, листа или стебля)
- Теперь сделайте вывод по таблице (Растения – живые организмы).
В) отличительные признаки растений
- Вместе с тем растения имеют признаки, которыми отличаются их от других живых организмов. Попробуйте назвать отличительные признаки растений.
слайд 6
- Посмотрите, какие они разные и как красивы! Синие лепестки василька, красные плоды шиповника, зеленые стебли и листья, желтые лилии… Как многообразна красками осень!
- Для чего нужны растениям разноцветные лепестки? (привлекать насекомых).
слайд 7-8
- Все многообразие красок у растений обусловлено наличием в их органах и тканях красящих веществ. Их называют пигментами. Наличие пигментов – первый отличительный признак растений.
слайд 9
- Среди всех пигментов есть самый главный пигмент. Как вы думаете, какой цвет у растений самый главный? (зеленый)
- Почему? (предположения учащихся)
- Пигмент, обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. А содержится он в специальных органоидах клетки растений – хлоропластах.
слайд 10
- Благодаря этому пигменту листья растений могут улавливать солнечный свет и вырабатывать органическое вещество, которое затем превращается в питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
- А как растения производят органические вещества? (высказывания учащихся)
- Этот процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез – вторая отличительная особенность растений.
- Давайте разбираться, что же это за уникальный процесс.
- Сейчас вы внимательно посмотрите видеоролик о фотосинтезе и попробуйте заполнить схему в ваших тетрадях, а именно, отметите, какие вещества необходимы для данного процесса, и какие вещества образуются.
- Какие вещества необходимы для фотосинтеза? (вода и углекислый газ) Какие образуются? (кислород и сахар)
- Глядя на схему, назовите условия, при которых будет проходить фотосинтез (свет, углекислый газ, вода).
- Теперь попробуем дать определение данному процессу (фотосинтез – процесс образования органического вещества из неорганических веществ на свету).
- Почему процесс фотосинтеза является самым важный процессом на нашей планете? (образует кислород, забирает углекислый газ, образует органическое вещество).
выделить красной пастой
слайд 13
4. Закрепление пройденного материала. Оценивание (8)
- - Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- слайд 14
- - Давайте составим синквейн по теме «Растения». Синквейн – это пятистрочное стихотворение, в каждой строчке которого задается определенный набор слов.
- 1 строка – ключевое слово – Растения
- 2 строка – 2 прилагательных по теме – Зеленые, красивые
- 3 строка- 3 глагола – Питаются, дышат, размножаются
4 строка – ваше отношение к описываемому предмету – В листьях на свету образуется крахмал и выделяется в атмосферу кислород, или растения – основа жизни на Земле.
- 5 строка – одно слово, описывающее суть предмета – хлорофилл
5. Домашнее задание:
1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.
2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».
3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения»
слайд 15
6. Подведение итогов. ( 2 мин)
Домашнее задание:
1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.
2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».
3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения».
ТЕТРАДЬ ДЛЯ УРОКА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 КЛАСС
Задание 1. Среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.
«+» - верно, «-» - неверно
1. Тела живой природы называются организмами.
2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.
3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.
4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.
5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.
6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода.
Задание 2. Сравните объекты
живой и неживой природы. Заполните таблицу.
«+» - есть, «-» - отсутствует
Свойства | Роза | Стул |
Появление на свет | ||
Движение | ||
Дыхание | ||
Питание | ||
Рост и развитие | ||
Размножение | ||
Завершение жизненного цикла |
Вывод: ____________________________________________________
Отличительные признаки растений:
1. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Главный пигмент растений: _____________________________________
2. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 3. Заполните схему
Схема фотосинтеза
Задание 4. Составьте синквейн по теме «Растения».
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
4. ____________________________________________________________
5.__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "Почва в жизни растений"
Данный урок разработан для учащихся 6 классов по теме «Почва в жизни растений» и может быть использован учителями экологии и биологии при прохождении данной темы....
Разработка урока по теме: "Классификация растений"
Конспект урока по теме: Классификация растений" - урок обобщения и систематизации...
Разработка урока "Пигменты красящие вещества растений"
Урок сочетает в себе много интересных научных фактов о цветковых растениях, стихи, занимательный материал. Данную разработку можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе для пров...
Разработка урока по теме "Признаки равенства треугольников"
Итоговый урок по теме с презентацией....
Разработка урока по теме "Признаки химических реакций."
Цель урока: Изучить напрактике признакихимических реакций. Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать фи...
Разработка урока по теме "Признаки равенства треугольников"
Конспект- презентация...
Разработка урока по теме "Ткани растений" 5 класс
Урок в 5 классе,проведенный в Староакбулатовской СОШ 20.12.16...