Фабрика чистой воды
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Ознакомить учащихся с уникальностью озера Байкал и живущих в нем живых организмов. познакомить учащихся с живыми организмами, которые помогают очищать воду Байкала; Заложить основы экологического поведения молодых людей и понимания значительности собственных действий по сохранению Байкала как уникальной ценности, которой владеет каждый из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fabrika_chistoy_vody.doc | 68.5 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 1.12 МБ |
prilozhenie_2.ppt | 294 КБ |
prilozhenie_3.ppt | 122.5 КБ |
prilozhenie_4.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработала Губайдулина Людмила Викторовна - учитель биологии МКОУ СОШ № 3
п. Михайловка, Черемховского района, Иркутской области.
Внеклассное мероприятие.
Тема: БАЙКАЛ - ФАБРИКА ЧИСТОЙ ВОДЫ. (внеклассное занятие для 5 класса)
Цели занятия: Пробудить у учащихся интерес к изучению озера Байкал, познакомить учащихся с живыми организмами, которые помогают очищать воду Байкала; с некоторыми источниками, загрязняющими Байкал.
Задачи занятия:
- воспитание бережного отношения к природе и Байкалу в частности;
- развивать познавательные способности детей;
- ознакомить со значением экологически чистой воды в жизни человека;
- рассмотреть причины загрязнения вод Байкала;
- воспитывать бережное и экономное отношение к воде;
- обсудить проблему охраны окружающей среды, воспитание ответственного отношения к природе;
- продолжить формирование умений учащихся применять ранее изученное, развивать мышление;
- развивать умение работать с информационным текстом;
- продолжать развивать навыки совместной работы в группе.
Формы организации учебной деятельности:
Беседа, просмотр презентации, выполнение заданий;
Средства обучения:
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, экспонаты байкальской губки, микропрепараты
Ход урока.
Оргмомент. Класс разбивается на микрогруппы по 4 ( три группы)
1. Активизация познавательной деятельности учащихся
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды)
Учитель: Так о чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?
Ученики: О Воде
Учитель: Да, но не о простой воде. Ребята, а какое самое большое богатство у Байкала? (Ученики – Вода) Да, речь пойдет о байкальской воде. И тема нашего занятия «БАЙКАЛ - ФАБРИКА ЧИСТОЙ ВОДЫ» А почему мы так назвали занятие? Что мы должны сегодня узнать и выяснить на нашем занятии? (Ответы учащихся – почему вода чистая, кто помогает Байкалу её сохранять)
А что вы ещё знаете о байкальской воде?
(Ответы учащихся – о воде Байкала, что она холодная, прозрачная, пресная)
Учитель: Глубинная вода составляет 70% питьевой воды земного шара, не требующей дополнительной очистки. Сверхмягкая и практически не содержит солей, в ней много кислорода, а за счет чего вода пополняется в Байкале? Какая температура воды?
Ученики: В Байкал впадают 336 рек и ручейков, они и пополняют Байкал водой.
Ученик: (сообщение) Холодная вода – источник здоровья Байкала.
В открытом Байкале даже в самое тёплое время – в августе – вода чаще всего прогревается не более, чем до 12 – 15 градусов. И то это лишь в самом верхнем слое. Чем глубже – тем холоднее. И тем меньше выражены сезонные изменения температуры. А вот на глубинах свыше 250 метров в течение всего года температура практически неизменна и колеблется лишь в пределах от 3 до 4 градусов. И именно данное обстоятельство позволяет Байкалу оставаться именно Байкалом, сохранять чистоту своих вод и давать приют живым организмам. А ещё два раза в год – в июне и в октябре происходит смешивание воды в Байкале: тёплая опускается в низ, а холодная – наверх. Происходит водообмен поверхностных водных масс с глубинными, при этом на большие глубины доставляется кислород, необходимый для жизни организмов живущих там.
Но есть у Байкала помощники, которые помогают сохранять Байкалу чистую воду, их еще называют природными фильтрами, а некоторых называют санитарами и с ними вы
сегодня и познакомитесь.
Сегодня вы будите работать в группах, у каждой группы свое задание, по окончании работы, каждая группа расскажет нам о своей проделанной работе, выберите, кто будет делать сообщение.
(Ребята работают в группах, на столах задания, тексты, раздаточный материал, микроскопы, микропрепараты, ноутбуки)
Физминутка.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора
Задание первой группе. Байкальские губки
1. Прочтите выданный вам текст.
2.Рассмотрите выданные вам байкальские губки.
3.На компьютере откройте презентацию «Губки». Посмотрите, какие виды губок встречаются в Байкале. Приложение 1.
4.Приготовьте сообщение. (свою табличку – ГУБКИ прикрепляют на доску)
1. Байкальские губки. Роль губок в экосистеме Байкала трудно переоценить. Опыты показали, что губка размером 5-7 см за сутки способна процеживать 10-20 литров воды. Из воды эти животные извлекают пищевые частицы (детрит, простейшие, бактерии, водоросли), а также растворенные минеральные вещества, в том числе кремний, идущий на построение их скелета. Поскольку байкальские губки достигают значительных размеров и образуют массовые поселения на дне водоема, их роль в процессах биофильтрации придонной воды очень важна.
2. Губки фильтруют воду, потребляют бактерий, другие мелкие организмы, задерживают в своём теле взвешенные частицы и поглощают загрязняющие вещества. Являясь активными биофильтраторами и благодаря массовому распространению в Байкале, губки составляют важное звено в экосистеме озера и играют существенную роль в его гидробиологическом режиме. Роль губок определяется их участием в трофических цепях, поскольку они являются важнейшими потребителями зоо- и фитопланктона, развивающегося в толще прибрежных вод, а также кремния, необходимого для постройки скелета
Задание второй группе– Байкальские рачки – Бокоплавы и эпишура.
1. Прочтите выданный вам текст.
2. На компьютере откройте презентацию «Бокоплавы», рассмотрите их и приготовьте сообщение. (свои таблички – БОКОПЛАВЫ и ЭПИШУРА прикрепляют на доску)
Приложение 2.
БАЙКАЛЬСКАЯ ЭПИШУРА Байкальская эпишура - один из наиболее известных эндемиков озера Байкал. Размер взрослого рачка составляет около 1,5 мм. Эпишура, населяя всю толщу вод, отфильтровывает и поедает живые клетки водорослей и бактерий, возвращая чистую воду в Байкал. Эпишура является биологическим фильтром Байкала, обеспечивая чистоту байкальских вод. По типу своего питания эпишура является фильтратором. При рассмотрении ее ротового аппарата под микроскопом можно видеть ажурное хитросплетение многочисленных перистых щетинок, образующих ловчую сеть, в которой запутываются бактерии, водоросли, инфузории. Каждая эпишура пропускает через себя стакан воды за сутки, в год очищает 15 кубических метров воды. В планктоне открытого Байкала эпишура присутствует круглый год, придерживаясь поверхностных слоев воды до 50 метров глубины, но можно его обнаружить и на очень больших глубинах — до 500 и более метров. В июне происходит бурное размножение рачков сначала в прибрежной полосе, а затем и в открытых районах Байкала.
Бокоплавы
К естественным фильтрам Байкала относятся бокоплавы (они же гаммарусы). В настоящее время их известно более 270 видов. Они всеядны и являются важнейшими санитарами Байкала. Тело «украшено» различными выростами, острыми и тупыми шипами и килями. Окраска бокоплавов яркая и разнообразная: зеленая, голубая, желтоватая, часто с темными поперечными полосками по телу, иногда с ярко-красными усиками. Плавают они на боку, отсюда и название. Пища бокоплавов – это перегнивающие органические остатки, трупы крупных рыб, иногда мелкие беспозвоночные, они не дают возможности развиваться процессам гниения. Бокоплавов еще называют санитарами. Бокоплавы обитают вблизи дна, населяют мелководные ссоры и заливы. Есть виды, которые обитают в толще воды, перемещались в течение суток от поверхности воды на глубине 150-200м .
Задание третьей группе. Невидимые санитары Байкала
1. Прочтите выданный вам текст.
2.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты.
3. На компьютере откройте презентацию «Микроорганизмы» Приложение 3.
Рассмотрите их и приготовьте сообщение. (свою табличку – ВОДОРОСЛИ и МИКРООРГАНИЗМЫ прикрепляют на доску)
Невидимые санитары Байкала
Большое количество бактерий, мельчайших одноклеточных существ, населяют Байкал. Микробиологи установили, что в каждом миллилитре (одной тысячной литра) чистейшей байкальской воды обитает в среднем около 1 миллиона бактерий, а если взять с поверхности дна 1 грамм ила, то там бактерий окажется в среднем в 100 раз больше. Чем же занимаются бактерии в Байкале? Они разлагают попадающие в воду растворенные органические вещества, приносимые притоками или выделяются в воду из разлагающихся остатков животных или растений; или по вине человека в Байкал могут попасть другие загрязнители, то бактерии дружными усилиями быстро их ликвидируют.
Одноклеточные водоросли в толщах воды, донные водоросли и высшие растения – не просто украшение прибрежной полосы Байкала. Они вносят большой вклад в обогащение байкальской воды кислородом и некоторые из них могут поглощать загрязняющие вещества, тем самым улучшают состав воды.
Ребята рассказывают о выполненной работе, делают сообщения. (Во время сообщений учащихся демонстрируется презентация. Приложение 4)
(на доске плакат - на него прикрепляют свои таблички)
Учитель: Вы сегодня узнали о небольшой группе живых организмов, которые помогают Байкалу, очищать его воды. Именно благодаря устойчивой и уникально сложившейся естественной системе очистки, качество воды Байкала не ухудшается, даже учитывая влияние на эту систему людей. Конечно, если вы хотите узнать больше о Байкале, что нужно для этого сделать?
Ребята, а как вы думаете, ЧЕЛОВЕК какую роль играет в этом вопросе. Он может помочь или навредить, как вы думаете? Какой вред человек может принести Байкалу? А какую пользу?
(Смотрим слайды приложение 4) В непогоду Байкал швыряет на берег обломки лодок, остатки плотов, бревна, коряги, банки, бутылки и другой мусор. ЗАБЕРИТЕ, ЛЮДИ, СВОЙ МУСОР СЕБЕ!
Рефлексия.
Я узнал
Я научился
Я затруднялся
Моё настроение (на доску прикрепляют магнитиками кружочки – мне понравилось - зеленые, не очень понравилось – желтые, не понравилось – красные)
Литература.
- Байкальские уроки. ГОУ ДОД «Областная станция юных натуралистов»
Иркутск 2006г
- Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Иркутск. Редакция журнала «Сибирячек» 2002г.
3. В.В.Тахтеев Озеро Загадок. Рассказы об озере Байкал. Издательство Иркутского государственного университета. 2001 г.
- http://zooex.baikal.ru /Pictures / fish /leuciscus.jpg
- http://zooex.baikal.ru /Зоологические экскурсии по Байкалу (фауна в картинках)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эулимногаммарус бородавчатый
Эулимногаммарус голубой
Брандтия паразитическая
Эулимногаммарус кроваво-красный
Байкальская эпишура
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Губки
Губки фильтруют воду, потребляют бактерий, другие мелкие организмы, задерживают в своём теле взвешенные частицы и поглощают загрязняющие вещества
Байкальская эпишура
Байкальская эпишура – планктонный рачок. Размер взрослого рачка составляет около 1,5 мм. Эпишура, населяя всю толщу вод, отфильтровывает и поедает живые клетки водорослей и бактерий, возвращая чистую воду в Байкал. Эпишура является биологическим фильтром Байкала.
Бокоплавы
Бокоплавы питаются остатками животных и растений, не давая возможности развиваться процессам гниения
Эулимногаммарус бородавчатый
Эулимногаммарус голубой
Брандтия паразитическая
Эулимногаммарус кроваво-красный
МИКРООРГАНИЗМЫ ВОДОРОСЛИ ПРОСТЕЙШИЕ
Что загрязняет воду Байкала?
Вредные выбросы промышленных преприятий Изображение.jpg
Мусор и отходы туристов Изображение 002.jpg
Выхлопные газы автотранспорта
Загрязнения от нефтепродуктов
Сбережем Байкальскую воду для людей планеты! Байкалу – чистые берега! Вода Байкала – природное богатство Сибири! Пейте на здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Урок чистой воды"
разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии...
Урок чистой воды
Презентация к уроку, посвященному проблеме сохранения и восстановления водных ресурсов....
Урок «Чистая вода»
Урок по экологическому воспитанию....
Всероссийская акция "Урок чистой воды"- 2010.
«Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходи...
Чистая вода
Внеклассное занятие по биологии....
Урок чистой воды
Ø Донести до сознания всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить учащихся к самостоятельному размыш...
Проект по географии 6-7 класс "Чистые берега, чистая вода"
Проект "Чистые берега, чистая водв" 14.11.2013.МБОУ "Астрахановская ООШ"Главная цель нашего проекта -Привлечение учащихся школы и членов их семей бережному отношению к природе....