Конспект урока по биологии в 6 классе на тему"Папоротникообразные"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Цели: познакомить с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых растений; показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными; дать представление об особенностях среды обитания, размножения и распространения папоротникообразных; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_paporotnikoobraznye.docx | 24.42 КБ |
prilozhenie_paporotniki.docx | 13.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Папоротникообразные.
Цели: познакомить с характерными особенностями папоротникообразных как представителей высших споровых растений; показать черты усложнения организации папоротникообразных по сравнению с мохообразными; дать представление об особенностях среды обитания, размножения и распространения папоротникообразных; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: таблица «Цикл развития папоротника», динамическое пособие «Развитие папоротника», живые экземпляры комнатных папоротников: нефролеписа, страусника. адиантума (венерин волос), асплениума, селягинеллы, платицериума («олений рог»), а также аквариумные виды папоротников, например сальвинии плавающей, гербарные образцы различных папоротников, хвощей, плаунов, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», геохронологическая шкала, рисунки пейзажей каменноугольного периода.
Ключевые слова и понятия: папоротникообразные, органы ткани, высшие споровые растения, сосудистые растения; папоротники (отдел папоротниковидные), хвощи (отдел хвощевидные; и плауны (отдел плауновидные); корневище, вайи, спорангии, споры, заросток, архегонии, антеридии.
Ход урока
I Организационный момент
Подготовка учеников к уроку.
- Ответьте на вопросы:
- Почему мхи относят к высшим растениям?
- Каково внешнее строение мха кукушкина льна и мха сфагнума?
- Нарисуйте на доске и опишите цикл развития мха.
- В чем состоит основное отличие мужских гамет покрытосеменных растений и мужских гамет мхов?
- Какие черты представителей отдела мохообразные сходны с чертами представителей водорослей?
- Приведите примеры мхов, относящихся к классу печеночников.
- Приведите примеры листостебельных мхов.
- Каково значение мхов в природе и жизни человека?
- Вспомните, в чем состоит основное отличие высших растений от низших. (Тело высших растений в отличие от низших имеет четко дифференцированные органы.)
Папоротникообразные — высшие растения. У них имеются все основные органы, характерные для высших растений: стебли, листья и корни. У них хорошо развиты покровные, проводящие и механические ткани, что позволяет отдельным представителям этой группы достигать достаточно больших размеров. Проводящие ткани представлены ксилемой и флоэмой. Появление проводящих тканей является огромным эволюционным достижением, открывающим перед этими растениями большие возможности для расселения и занятия новых экологических ниш.
Наличие дифференцированных органов и тканей является одним из приспособлений к жизни на суше. Размножаются папоротникообразные при помощи спор, поэтому они, как и мохообразные, относятся к высшим споровым растениям. Но в отличие от мохообразных папоротникообразные являются сосудистыми растениями. Первые сосудистые растения появились более 400 млн лет назад.
Современные папоротникообразные — представители очень древних растений. Многие из ныне живущих форм являются реликтовыми, поэтому их иногда называют живыми ископаемыми.
- Подумайте, какие формы растений называют реликтовыми.(Ответы учащихся.)
Реликтовыми являются те растения, которые сохранились с прошлых геологических эпох, со времен, когда они и им подобные были широко распространены. Папоротникообразные средней полосы в основном травянистые растения, обитатели влажных тенистых территорий. Чаще всего их можно встретить под пологом леса или в тенистых оврагах. В тропических широтах чаще встречаются древовидные представители этого отдела.
Папоротникообразные — большая группа растений, насчитывающая более 10 000 видов. К ним относятся папоротники (отдел папоротниковидные), хвощи (отдел хвощевидные) и плауны (отдел плауновидные).
Папоротники широко распространены на земном шаре. Большая их часть обитает на суше в местах с повышенной влажностью, но встречаются и такие, которые обитают в воде. (Учитель демонстрирует таблицы с изображением папоротников, гербарные образцы различных папоротников средней полосы, комнатные папоротники (нефролепис, страусник, адиантум (венерин волос), асплениум, селягинелла и др.), а также по возможности аквариумные виды папоротников, например, сальвинию.)
Папоротники средней полосы — многолетние травянистые растения, но во влажных тропических лесах встречаются древовидные формы до 20 м в высоту с пятиметровыми листьями. Их стволы толщиной до 30 см, но тем не менее, как и все папоротникообразные, они не имеют камбия. В наших лесах чаще всего встречаются орляк, кочедыжник женский, щитовник мужской, страусопер и др.
Если рассмотреть внешнее строение папоротника более подробно, становится ясно, что под землей расположено корневище.
- Вспомните, что такое корневище. (Это видоизмененный побег.)
От корневища отходят небольшие корни. Это придаточные корни.
От корневищ растут также и листья папоротника. Листья имеют особое строение и называются вайями. У большинства папоротников вайи сильно рассечены, но встречаются виды, у которых они цельные. Черешки вайи покрыты характерными буроватыми чешуйками. Вайи длительное время нарастают верхушкой, что характерно для целых побегов у высших растений. Молодые, еще не распустившиеся листья, улиткообразно закручены, потому что нижняя поверхность вайи растет быстрее, чем верхняя. Чаще всего листья папоротников, помимо фотосинтеза, выполняют еще и спороносную функцию.
Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи папоротника, можно увидеть небольшие коричневатые бугорки. Это группы спорангиев (от греч. «спора» и «ангейон» — сосуд) — образований, в которых созревают споры. Спорангий имеет линзообразную форму. При созревании спор стенка спорангия разрывается и споры высыпаются. Спорангии имеют специальные приспособления для разбрасывания спор по типу катапультирования. Споры очень мелкие и легкие и переносятся ветром на большие расстояния, могут долго сохранять способность к прорастанию.
При попадании в благоприятные условия спора начинает прорастать. Из проросшей споры развивается небольшая зеленая пластинка или нить — заросток. Заросток располагается очень близко к земле, где влажность более высокая. На заростке расположены ризоиды, с помощью которых он прикрепляется к почве. Через некоторое время заросток становится больше (достигает нескольких миллиметров). На нижней стороне заростка образуются женские половые органы, называемые архегониями (от греч. «архее» — начало и «гоне» — рождение), и мужские, которые называются антеридиями (от греч. «антерос» — цветущий.Подвижные мужские гаметы сперматозоиды проникают к яйцеклеткам, после чего происходит оплодотворение.
Передвижение сперматозоидов может происходить только при наличии воды.
- О чем это говорит? (Это свидетельствует о древности этой группы растений и об отдаленном родстве с водорослями.)
После оплодотворения образуется зигота, из которой развиваются небольшой побег и придаточные корни. Это зародыш будущего растения. Он растет и постепенно превращается в молодой папоротник. Но пройдет еще несколько лет, прежде чем на молодом растении образуются спорангии со спорами.
Хвощи — многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. Хвощи произрастают в основном в Северном полушарии. На территории России чаще всего встречаются хвощ полевой, хвощ луговой, хвощ лесной, хвощ болотный и другие виды. В каменноугольном периоде эта группа растений была представлена в основном гигантскими древовидными растениями, которые вымерли. Современные хвощи — жесткие, за счет большого количества содержащегося в них кремнезема, травы с мутовчатым листорасположением. Листья их мелкие, чешуевидные, сросшиеся в виде трубочек. Растут хвощи на болотах, на лугах, в лесу, в неглубоких водоемах.
Летние побеги хвощей ветвистые, состоящие из члеников, с ярко выраженными междоузлиями. Листья хвощей часто не имеют зеленой окраски (соответственно, в них отсутствует хлорофилл), фотосинтез у этих растений происходит в основном в членистых стеблях.
На верхушке некоторых побегов располагаются спороносные колоски. Эти побеги не ветвятся и отмирают после образования спор.
Плауны — также являются очень древними растениями (самые древние из папоротникообразных). В каменноугольном периоде были широко распространены их древовидные предки. Плауны обитают от тропиков до арктических областей. Большинство тропических форм — эпифиты — живет на других растениях. В умеренных областях они образуют целые ковры в лесу, хорошо заметные зимой, так как являются вечнозелеными растениями.
Современные плауны — многолетние травянистые вечнозеленые растения. Листья плауна очень мелкие, похожие на заостренные удлиненные чешуйки. Стебли плаунов длинные, ползучие, с вертикальными побегами. На ползучих стеблях образуются придаточные корни. Летом на прямостоячих побегах образуются спороносные колоски со спорами.
Российские леса населяют плаун булавовидный и баранец обыкновенный. Многие виды плаунов являются редкими и исчезающими видами, занесенными в Красную книгу. Кроме того, они требуют охраны и как реликтовые растения.
IV Закрепление знаний и умений
Фронтальный опрос
Ответьте на вопросы.
- Какие группы растений относятся к папоротникообразным?
- Какие папоротники обитают в лесах средней полосы?
- Как называется сложный лист папоротника?
- Как называются женские половые органы у папоротников?
- Как называются мужские половые органы у папоротников?
- Как происходит оплодотворение папоротника?
- Какое условие является необходимым?
- Опишите цикл развития папоротника.
- Какие хвощевидные растения обитают в лесах средней полосы?
- Какие плауновидные растения обитают в лесах средней полосы?
Самостоятельная работа
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика папоротникообразных и мохообразных»
Признак сравнения | Мохообразные | Папоротникообразные |
Дифференциация тела на органы | Есть стебель с листьями и ризоиды | Есть корневище, придаточные корни, стебель, листья (вайи) |
Размножение | Спорами | Спорами |
Оплодотворение | При участии воды подвижными мужскими гаметами—сперматозоидами | При участии воды подвижными мужскими гаметами—сперматозоидами |
В чем образуются споры | Спорогон | Спорангии |
Сколько видов растений насчитывается | 27 000 видов | 10 000 видов |
Где обитают | В сырых местах, приводят к заболачиванию почвы | В воде, на суше, в местах повышенной влажности |
V Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф , знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
Творческое задание: Подготовить доклад на тему «Растительность каменноугольного периода».
Предварительный просмотр:
Приложение
Значение папоротникообразных в жизни людей
- Некоторые папоротники и хвощи являются лекарственными растениями.
- Многие папоротники выращивают в качестве декоративных комнатных и уличных растений.
- Корневища и молодые листья некоторых папоротников, а также весенние побеги хвощей употребляют в пищу.
- Споры плаунов используют в аптечном деле (в частности, как детскую присыпку).
- Порошком из спор различных папоротникообразных обсыпают формы для литья металлических изделий, чтобы детали лучше отходили от форм.
- Жесткие побеги хвоща раньше измельчали и использовали при полировке металлических изделий.
- Многие папоротники и хвощи являются пионерными растениями и первыми появляются на пустырях и пожарищах.
- Хвощи являются природным индикатором закисленности почв.
- Кроме того, некоторые виды папоротников и хвощей (например, хвощ полевой) являются трудноистребимыми сорняками
В Красную книгу занесено 10 видов папоротников и 4 вида плаунов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"
Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины" МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Ткани растений
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме:Ткани растений...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
Конспект урока по биологии 7 класс на тему "Птицы"
Класс Птицы. Общая характеристика класса....
Конспект урока по биологии 10 класс на тему Введение"
Тип урока изучение новой темы с первичным закреплением с использованием имеющих знаний по данной темеЦель урока: сформировать представления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, рол...