урок в 5 классе ВОЗДУХ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Каменская Л.А.,
учитель высшей квалификационной категории
МОУ Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья; Коломенский район Московской области
ВОЗДУХ
Цели урока:
- познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха;
- дать общее представление о ветре как движении воздуха;
- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать, слушать;
- развивать речь учащихся, логическое мышление, память, познавательные интересы в процессе коррекционной работы.
Оборудование: полиэтиленовый пакет, одноразовый 20-ти миллиметровый шприц без иглы, мензурка, иллюстративный и схематический материал, фишки для игры «Четвёртый лишний».
Предварительная работа: подготовить карточки к игре «Четвёртый лишний», напечатать каждому ученику стихотворение «Воздух».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1). Что изучаем? (неживую природу)
2). Закончите предложение: «Неживая природа – это…».
3). Приведите примеры неживых тел природы.
4). Что было задано на дом? (вода в природе)
5). Где в природе находится вода?
6). Где используется вода?)
7). Какие свойства воды вы знаете?
- Как можно проверить прозрачность воды?
- Как определить цвет воды?
- Что мы выяснили о запахе воды? Каким образом?
- Какое свойство воды нам помогает, когда умываемся? (текучесть)
- Докажите, что вода легко меняет форму.
8). Что ещё интересного вы знаете о воде?
9). А вода так «о себе говорит»: Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
- В твёрдом?
- А в жидком состоянии?
10). Игра «Четвёртый лишний». Найдите лишние слова и закройте их фишкой. Объясните,
почему они лишние:
дождь, роса, туман, снег
снег, лёд, град, пар
III. Введение в тему урока.
- Послушайте рассказ-загадку «Невидимка» А.Низовой, Л.Греховой.
Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут, вы ощущаете его прикосновение.
Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.
Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шапку.
Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути наклоняются в поле колосья, пригибается трава.
Людям нелегко понять, что это за Невидимка.
Но чем чаще они имели с ним дело, тем лучше узнавали его привычки и повадки.
- Кто же такой этот Прозрачный Невидимка?
IY. Сообщение темы урока, его целей и задач.
- Тема урока: «Воздух». Мы узнаем, что такое воздух, познакомимся с составом воздуха, некоторыми его свойствами, а также постараемся понять, какое отношение имеет воздух к ветру.
Y. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы и экспериментальной работы.
- Хотя и называем мы воздух Невидимкою, но он реально существует. Хотите в этом убедиться? Тогда:
# Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.
Что заметили? (Высказывания детей).
# Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем его и попробуем
осторожно смять. Легко ли он сжимается?
# Наполним шприц без иглы воздухом. Зажмём пальцем входное отверстие.
Попробуем передвинуть поршень. Можно ли сжать воздух?
Что произойдёт, если убрать палец с отверстия?
- Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде, в пустом стакане, в нашей одежде, в кусочке этого мела, в камнях и т.д.
2. Чтение «цепочкой» стихотворения «Воздух».
- Что можно узнать о воздухе из стихотворения?
Воздух
Он прозрачный невидимка, Летом он бывает тёплым,
Лёгкий и бесцветный газ. Веет холодом зимой,
Невесомою косынкой Когда иней красит стёкла
Он окутывает нас. И лежит на них каймой.
Он в лесу – густой, душистый, Мы его не замечаем,
Как целительный настой, Мы о нём не говорим.
Пахнет свежестью смолистой, Просто мы его вдыхаем -
Пахнет дубом и сосной. Ведь он нам необходим.
3. Практическая работа «Свойства воздуха».
- Так что же такое воздух? Оказывается, воздух – смесь газов. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
- Какими же свойствами обладает воздух?
1). Воздух прозрачен, мы же видим через него все окружающие нас предметы.
(Сравните: дверь, книга непрозрачны. Через них не видно других предметов.)
2). Воздух бесцветен. Действительно, шкаф жёлтый, классная доска чёрная,
комнатные растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то
другого цвета.
3). Воздух не имеет запаха. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих
веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.
Но чистый воздух не пахнет.
4). Обратите внимание на батареи парового отопления.
- Почему батареи устанавливаются возле пола? Оказывается, «виновато» в этом
ещё одно свойство воздуха: тёплый воздух легче холодного, поэтому он
поднимается вверх, а его место занимает холодный воздух.
4. Формирование представления о ветре. Рассказ учителя.
- В природе постоянно происходит движение тёплого и холодного воздуха. Поверхность земли нагревается от солнечных лучей неодинаково. Там, где она нагревается сильнее, воздух становится теплее и поднимается вверх. Его место занимает более холодный воздух, который движется из тех мест, где поверхность земли нагревается меньше. В результате такого движения воздуха образуется ветер. Значит, ветер – это движение воздуха.
(Чтобы убедиться в этом, можно открыть окно.)
- Воздух обладает и другими удивительными свойствами. Какими? О них мы ещё узнаем.
А на сегодня всё.
YI. Закрепление полученных знаний.
1). О чём узнали на уроке?
2). Что такое воздух?
3). О каких свойствах воздуха вы теперь знаете?
4). Что такое ветер?
YII. Итоги урока, оценка работы учащихся.
YIII. Задание на дом: по тетради связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 8 классе "Воздух"
Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Воздух"...
Урок-презентация "Свойства воздуха" 5 класс
Урок-презентация...
Урок Распределение температуры воздуха по территории России 8 класс
Урок географии в 8 классе по ФГОС на тему "Распределение температуры воздуха по территории России"...
Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"
Открытый урок по тема "Воздух. Какими свойствами обладает воздух"Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деяте...
Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Воздух
Конспект открытого урока по теме: Воздух...
Открытый урок 7 класс ФГОС " Атмосферное давление.Вес воздуха"
Урок позволяет разъяснить смысл атмосферного давления,Объяснить влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни....
Презентация Урок физики Влажность воздуха (10 класс)
Презентация Урок физики Влажность воздуха (10 класс)...