Элективный курс "За семью замками наследственности"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Программа элективного курса по биологии «За семью замками наследственности» для 9 класса предназначена для расширения теоретических и практических знаний через изучение темы «Генетика человека», повышения интереса обучающихся к предметам естественно-научного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
город Нижневартовск
Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 3
«За семью замками наследственности»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Чурбанова Наталья Валерьевна,
учитель биологии
2011
Пояснительная записка
Актуальность данного элективного курса.
В учебном плане 9 классов на изучение биологии отводится 2 часа в неделю. Этого времени недостаточно для глубокого теоретического и практического изучения интересной и необходимой для каждого современного человека темы «Генетика человека». Элективный курс может способствовать углублению и расширению знаний обучающихся по этой, одной из наиболее сложных и важных тем изучаемого предмета.
Профилизация обучения в старшей школе требует усиления предпрофильной подготовки обучающихся, в том числе по естественно-научному профилю. Программа предназначена для повышения интереса обучающихся к предметам этого профиля, развитию мотивации к профессиям данного профиля.
Программа в рамках предпрофильной подготовки рассчитана на 18 часов, 1 час в неделю. Рекомендуется проведение курса во втором полугодии параллельно изучению раздела «Закономерности наследственности и изменчивости».
Материал предполагаемого курса выходит за пределы базового уровня обучающихся по предмету.
В программе нашли отражение задачи, важные в настоящее время для биологической науки. Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека.
Генетика – один из фундаментов современной медицины, и её важнейшей задачей является проблема информированности людей в данной области. Очень важной проблемой медицины является изучение законов, по которым наследуются различные болезни и дефекты у человека. В некоторых случаях элементарные знания в области генетики могут помочь людям, страдающими недугами, узнать, будут ли их дети испытывать аналогичные страдания. В процессе освоения программы учащиеся узнают об основных наследственных заболеваниях, причинах их возникновения и признаках, увеличить свою информированность о медицинской генетике, проблемах генетической безопасности человека. Познакомятся с такими профессиями и специальностями, как генетик, специалист по медико-генетическому консультированию, эколог по изучению влияния различных веществ в окружающей среде на человека.
Каждый день в генетических лабораториях мира совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления обучающихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и, в частности, молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство обучающихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, наибольший интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.
Вид курса: предметно - ориентированный
Цель курса: углубление и расширение теоретических знаний по генетике, полученных на уроках биологии; формирование профессиональной ориентации обучающихся.
Задачи курса
- формирование интереса к изучению генетики;
- углубление знаний о практических методах генетики человека;
- совершенствование умения ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию;
- умение применять полученные знания на практике;
- развитие творческих способностей и коммуникативной компетенции обучающихся;
- развитие умений прогнозировать влияние факторов среды на геном человека;
- формирование экологической культуры человека, нравственных ценностей, содействие профессиональной ориентации.
Требования к освоению содержания курса
Учащиеся должны получить и усвоить информацию:
- об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах генетики человека;
- об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
- о геноме человека;
- о различных механизмах наследования признаков у человека;
- о генетических основах онтогенеза человека;
- о мутагенах, в том числе антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;
- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и заболеваниях с наследственной предрасположенностью, о профилактике этих заболеваний;
- об основных компонентах, составляющих экологическую культуру современного человека.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять механизм передачи признаков по наследству;
- составлять генеалогическое (родословное) древо и анализировать по нему характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- выделять факторы, способствующие возникновению наследственных заболеваний, устанавливать взаимосвязь между мутациями и проявлениями наследственных заболеваний;
- осуществлять реферативную работу, используя ресурсы сети Интернет, работать с дополнительными учебными пособиями, научно-популярной и художественной литературой, периодическими изданиями;
- работая над содержанием курса, составлять схемы, конспекты, структурированные логические знаковые модели;
- самостоятельно составлять генетические задачи по разделам «Законы Менделя», «Наследование, сцепленное с полом».
Учащиеся должны владеть:
- способами решения типовых задач по генетике
- навыками поиска нужной информации с помощью справочной и энциклопедической литературы и средств Интернет.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности обучающихся:
лекции:
- проблемного типа;
- эвристические беседы с элементами поисковой деятельности;
- лекции с элементами беседы;
практические работы:
- индивидуальные;
- групповые;
проектирование:
- проекты групповые и индивидуальные;
- проекты кратковременные и долговременные.
Методы контроля достижений обучающихся
- Текущий контроль: беседы, индивидуальный опрос, тестирование, решение кроссвордов, генетических задач, составление генеалогического древа и генетических задач, оценка проектов, моделей, подготовка сообщений.
- Итоговый контроль осуществляется в процессе зачета в форме защиты проектов и выставки портфолио обучающихся по итогам работы.
Программа рассчитана на 18 часов, из них теоретических - 6,5 часов, практических - 11,5 часов
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Введение ( 1 час).
Знакомство с содержанием программы элективного курса, с его целями, задачами, формами контроля, источниками информации. История генетики. Лауреаты Нобелевской премии.
- Материальные носители наследственности (1 час).
Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Геном человека.
- Человек- объект генетических исследований (1 час).
Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод. Родословные древа. Методики их составления. Изучение родословных некоторых европейских царственных фамилий, ведущих род от королевы Виктории. Цитогенетические методы: культивирование соматических клеток, клонирование, селекция соматических клеток. Биохимические методы. Метод моделирования.
- Механизмы наследования различных признаков у человека (5 часа)
Решение задач на наследование аутосомно-доминантных и аутосомно-рецессивных признаков (менделеевская генетика: моно- дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование). Решение задач на признаки, сцепленные с полом, комплементарность, эпистаз, полимерию, плейотропное взаимодействие генов.
- Польза и вред мутаций (1 час)
Понятие мутации. Классификация мутаций: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные, генные, хромосомные и геномные. Роль мутации в эволюции. Основные группы мутагенов: физические, химические, биологические. Мутации, как причины наследственных болезней.
- Наследственные болезни и их характеристика (6 часов).
Классификация наследственных заболеваний, причины заболеваний, клинические описания некоторых болезней: аутосомные (фенилкетонурия, полидактилия), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшена), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин Д резистентный рахит), сцепленные с Y – хромосомой ( раннее облысение, ихтиоз). Хромосомные заболевания, связанные с изменением числа целых хромосом (трисомия – синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса)и с изменением числа половых хромосом (синдром Шершевского-Тернера, Кляйнфельтера, трисомия Х). Геномные, связанные с изменением фрагментов положения фрагментов хромосом – делеция (синдром кошачьего крика).
Решение задач.
- Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные). (1 час)
Ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения, особенности их проявления и профилактика.
- Практическая работа «Составление генеалогического древа семьи» (1 час)
- Итоговое занятие(1 час)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН.
№ | Название темы | Количество часов | В том числе | Основные формы работы | Форма контроля. | ||
Теоретических | Практических | ||||||
1 | Введение. История генетики. Нобелевские лауреаты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция с элементами эвристической беседы | Структурированный конспект, кроссворд. | |
2 | Замок 1. Материальные носители наследственности. | 1 | 0,5 | 0.5 | Лекция проблемного типа, моделирование | Педагогическое наблюдение | |
3 | Замок 2. Человек-объект генетических исследований. | 1 | 0,5 | 0,5 | Дебаты. Защита мин-проектов | Структурированный конспект, информационный проект: «Клонирование человека: за или против» | |
4 | Замок 3. Механизмы наследования различных признаков у человека. | 5 | 1 | 4 | Лекция, проектная деятельность, решение задач | Проект «Генетические задачи», решение и составление генетических задач | |
5 | Замок 4. Мутации – полезные и вредные | 1 | 1 | - | Лекция с элементами беседы, работа с текстом; групповая работа в малых группах | Структурированный конспект, схема. | |
6 | Замок 5. Наследственные болезни и их характеристика, соматические мутации. | 6 | 2 | 4 | Лекция, проектная деятельность, решение задач | Структурированный конспект, решенные задачи. | |
7 | Замок 6. Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные болезни) | 1 | 1 | Защита информационных проектов. | Проекты. | ||
8 | Замок 7. Изучение генетического груза семьи. | 1 | 1 | практическая работа проблемного типа | Составление генеалогичского древа. | ||
9 | Зачетное занятие. | 1 | 1 | Тест, творческая работа, защита презентации, проекта, блока задач и т.д) | Игра-зачет. | ||
10 | итого | 18 | 6,5 | 11,5 |
Приложение 1.
Основные типы наследования.
- Аутосомно-доминантное наследование:
Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Если признак (болезнь) обнаруживается у одного из родителей, то этот признак проявится либо у половины потомства, либо у всего.
- Аутосомно-рецессивное наследование:
Признак встречается в родословной редко, не во всех поколениях, с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Признак может проявиться у детей, родители которых им не обладали. Если признак имеет один из родителей, то он может совсем не проявиться у детей или проявиться у половины.
- Наследование, сцепленное с полом:
А) Х -доминантное наследование.
Признак встречается чаще у лиц женского пола. Если мать больна, а отец здоров, то передача патологического признака происходит вне зависимости от пола. Если болен отец, а мать здорова, то все дочери унаследуют от отца патологический признак. Все сыновья будут здоровы.
Б) Х-рецессивное наследование.
Признак (заболевание) встречается чаще у лиц мужского пола. Характерен «перескок» признака через поколение. В семьях, где оба родителя здоровы, могут рождаться 50% больных сыновей (если мать гетерозиготна). Лица женского пола, обладающие патологическим признаком, могут рождаться только в семьях, где отец болен, а мать гетерозиготна.
В) У-сцепленное наследование.
Признак встречается только у лиц мужского пола. Признак передаётся по мужской линии всем сыновьям (мужской тип наследования) .Например, волосатый край уха.
- Цитоплазматическое наследование:
Признак (заболевание) встречается с одинаковой частотой у обоих полов; признак передаётся потомкам от матери. Больная мать передаёт признак либо всему потомству, либо только его части в зависимости от попадания в зиготу аномальных плазмогенов от яйцеклетки.
Приложение 2.
“НАСЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЗНАКОВ ЧЕЛОВЕКА”
Признак | Обозначение гена | Фенотипическое проявление | ||
доминантного гена | рецессивного гена | промежуточного наследования | ||
цвет волос | А | темные | светлые |
|
В | не рыжие | рыжие |
| |
закрученность волос | D | курчавые | прямые | волнистые |
облысение | С | раннее | норма |
|
ресницы | Е | длинные | короткие |
|
цвет глаз | F | карие | f1 – голубые f2 – серые f3 - зеленые |
|
размер глаз | G | большие | маленькие |
|
фокусировка зрения | Н | близорукость | норма |
|
Z | дальнозоркость | норма |
| |
W | косоглазие | норма |
| |
цветовое восприятие | N | норма | дальтонизм, (наследуется через Х хромосому) |
|
Приложение 3.
Генетические задачи, используемые в курсе.
Законы Менделя
1. У человека кареглазость доминирует над зеленоглазостью. Кареглазый мужчина (мать которого также имела карие глаза, а отец был зеленоглазый), женился на зеленоглазой женщине. От этого брака родилось 8 детей.
- Сколько разных генотипов может быть у их детей?
- Сколько детей имели карие глаза?
- Сколько детей было гомозиготных по данному признаку?
- Сколько типов гамет может образоваться у отца?
- Сколько типов гамет может образоваться у зеленоглазого ребенка?
2. Ген, вызывающий дальтонизм, рецессивен по отношению к гену нормального состояния и локализован в Х-хромосоме. Это заболевание вызвано нарушением цветового восприятия. У здоровых супругов родился сын, страдающий дальтонизмом.
- Сколько типов гамет может образовываться у отца?
- Сколько типов гамет может образовываться у матери?
- Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей?
- Какова вероятность, что второй ребенок в семье тоже будет дальтоником?
3. Полидактилия (шестипалость) у человека определяется доминантными аллелями аутосомных генов, а сахарный диабет рецессивными аллелями. Мужчина с полидактилией женился на женщине страдающей сахарным диабетом. В семье родился ребенок, не имеющий вышеуказанных аномалий.
- Сколько типов гамет образуется у мужчины?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей?
- Сколько типов гамет может образовываться у матери?
- Какова вероятность рождения ребенка без вышеуказанных аномалий?
- Какова вероятность рождения ребенка с одной из аномалий?
4. У человека праворукость доминирует над леворукостью, а брахидактилия (короткопалость) над нормальным количеством фаланговых косточек пальцев. От брака мужчины-левши с нормальной длиной пальцев с женшиной-правшой, имеющей брахидактилию, родился ребенок–левша с брахидактильными пальцами.
- Сколько типов гамет образуется у мужчины?
- Сколько типов гамет может образовываться у матери?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей у этой супружеской пары?
- Какова вероятность рождения в семье ребенка без брахидактилии?
- Какова вероятность рождения в семье ребенка-правши?
5. У человека черные волосы и карие глаза доминируют над светлыми волосами и голубыми глазами. Черноволосый, голубоглазый мужчина женился на светловолосой, кареглазой женщине. В этой семье двое детей, не похожих на родителей: один темноволосый и кареглазый, а другой светловолосый и голубоглазый.
- Какова вероятность рождения в этой семье ребенка похожего на мать?
- Какова вероятность рождения в этой семье ребенка похожего на отца?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей у этой супружеской пары?
- Какова вероятность рождения в семье голубоглазых детей?
- Какова вероятность рождения гомозиготных детей по рецессивным признакам?
6. Гипертрихоз (рост волос по краю ушной раковины) определяется геном, локализованным в Y-хромосоме, а гемофилия зависит от рецессивного гена, локализованного в Х-хромосоме. Мужчина с гипертрихозом женился на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией.
- Сколько типов гамет может образовываться у женщины?
- Сколько разных генотипов может быть среди детей у этой супружеской пары?
- Какова вероятность, что ребенок в этой семье родиться с гемофилией?
- Какова вероятность, что ребенок в этой семье родиться с гипертрихозом?
- Какова вероятность рождения здорового ребенка по обоим признакам?
7.Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?
8.В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?
9. Мужчина с резус-отрицательной кровью 4 группы женился на женщине с резус- положительной кровью 2 группы (у её отца резус-отрицательная кровь 1 группы). В семье 2 ребенка: с резус-отрицательной кровью 3 группы и с резус-положительной кровью 1 группы. Какой ребенок в этой семье приемный, если наличие у человека в эритроцитах антигена резус-фактора обусловлено доминантным геном?
10. В одной семье у кареглазых родителей родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.
11. Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением женился на женщине с карими глазами и нормальным зрением (у всех её родственников были карие глаза, а её брат был дальтоником). Какими могут быть дети от этого брака?
12. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой женился на хорошо слышащей женщине с нормальным зрением. У них родился сын глухой и страдающий дальтонизмом и дочь с хорошим слухом и страдающая дальтонизмом. Возможно ли рождение в этой семье дочери с обеими аномалиями, если глухота – аутосомный рецессивный признак?
13. Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена – кожа чёрная, если 3 – тёмная, если 2 – смуглая, если 1 – светлая, если все гены в рецессивном состоянии – белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?
14. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?
15. Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?
16. Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?
17. Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у мужчины был дальтоник?
18. Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать дальтонизмом?
Приложение 4.
Групповые задания по определению типов наследования.
Группа -1
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определить характер наследования признака и генотипы всех лиц на родословной.
Решение: Аутосомно-доминантный тип наследования. Ген полидактилии доминирует. Все больные гетерозиготны. все здоровые люди гомозиготны по рецессивному признаку.
- Группа – 2
Женщина со вздорным характером вышла замуж за человека с мягким характером. От этого брака родились три дочери, у одной из которых был вздорный. Одна из дочерей с мягким характером вышла за такого же человека. У них было два сына, один из которых был скандалистом.
Укажите на родословной генотипы всех членов.
Решение: Ген вздорности рецессивен. Аутосомно-рецессивное наследование. Скандалисты гомозиготны по этому признаку. Отец, Ксения, Николай гетерозиготны. Юрий-Аа или АА.
- Группа – 3
Таня и Наташа родные сестры, обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением, но гемофилик. Таня и Наташа вышли замуж за здоровых мужчин. У Тани родились два мальчика-дальтоника и 2 здоровых девочки. У Наташи 2 сына – гемофилики и дальтоники.
Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей и всех детей.
Почему у Наташи дети, заболевшие сразу 2-мя болезнями.
мать ______________________
Отец______________________
Таня______________________
Наташа____________________
Дети Тани_________________
Дети Наташи_______________
Решение: Мать-носительница генов дальтонизма и гемофилии, расположенных в разных хромосомах. При кроссинговере гены могли оказаться в одной хромосоме и передаться Наташе, поэтому у неё родились мальчики, страдающие двумя болезнями. Отец дальтоник, иначе Таня и Наташа были бы с нормальным зрением. Таня не несёт гена гемофилии.
Приложение 5- Тестовое задание:
1) В каком году было точно определено, что диплоидное число хромосом в клетках равно 46:
а) 1910 г.
б) 1895 г.
в) 1956 г.
г) 1989 г.
2) В каком случае впервые была обнаружена связь между аномальным набором хромосом и резким отклонением от нормального развития:
а) в случае синдрома Дауна
в) в случае синдрома Клайнфельтера
г) в случае синдрома Шершевского-Тернера
3)Больные синдромом Клайнфельтера имеют хромосомную конституцию синдрома:
а) ХХ
б) ХУ
в) ХХУ
г) ХО
4) В основе болезни Дауна лежит нерасхождение:
а) по 21-й паре хромосом
б) по 13 паре хромосом
в) по 10 паре хромосом
5) Синдром Тернера встречается:
а) один на 5000 новорождённых
б) один на 5000 новорождённых девочек
в) один на 5000 новорождённых мальчиков
6) Главная причина рождения дизиготных близницов:
а) одновременная овуляция и оплодотворение у матери двух яйцеклеток
б) одновременная овуляция и оплодотворение у матери трех яйцеклеток
в) овуляция и оплодотворение одной яйцеклетки
7) Монозиготные близнецы характеризуются:
а) конкордантностью по многим признакам
б) дискордантностью по многим признакам
8) Для изучения наследственности человека применяется ряд методов:
а) генеалогический и близнецовый методы
б) цитогенетический и биохимический методы
в) генеалогический, цитогенетический, близнецовый и биохимический методы
II. Вместо многоточия допишите необходимое по смыслу слово:
- Нормальный кариотип человека состоит из 22 пар … и одной пары … хромосом – ХУ у мужчин и ХХ у женщин.
- … хромосомы, у которых оба плеча имеют примерно одинаковую длину.
- … хромосомы, имеющие несколько отличающихся по размерам плечи.
- … близнецы всегда одного пола.
- … (резкое снижение свёртываемости крови) – тяжёлое заболевание, встречающее исключительно у мужского пола.
III. Ответьте на вопросы:
- Чем определяются наследственные болезни человека, какие причины их могут вызвать?
- Применимы ли законы наследственности к человеку? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.
- Почему во всем мире ведутся наблюдения за однояйцевыми близнецами и обмен этими данными между странами?
- Возможно ли лечение наследственных аномалий у человека? Возможно ли их полное изличение?
IV. Подпишите обозначения, принятые при составлении родословных человека:
V. Выбери правильное суждение:
- Диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46.
- У больных (мальчики) Клайнфельтера в соматических клетках не обнаружены тельца Барра.
- Один из классических примеров аутосомно-доминантного наследования признака – короткопалость.
- Один из классических примеров аутосомно-рецессивного наследования признака – фенилкетонурия.
- Один из классических примеров наследования сцепленное с Х-хромосомой – голубоглазость.
- Знание генетики человека позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами.
Приложение 6.
Методические рекомендации
по выполнению лабораторной работы
«Составление родословной»
Медико-генетическое консультирование семьи начинается с составления ее родословной. Простое, понятное изображение генеалогического дерева значительно облегчает врачу-консультанту решение основной задачи - определение типа передачи наследственных болезней в семье. От типа передачи напрямую зависит риск рождения больного ребенка, а значит и конкретные рекомендации консультируемым людям. Если заранее грамотно составить свою родословную, то можно намного рациональнее использовать время, отведенное на консультацию. Попробуй сделать это, используя приводимые ниже инструкции - это может понравиться тебе само по себе, вне связи с медико-генетическим консультированием. В стандартной родословной используются простые условные обозначения и правила. Достаточно знать только некоторые из них:
- Мужчины всегда изображаются в виде квадратов, женщины - в виде окружностей.
- Графически изображаемые связи между членами родословной бывают только трех видов: "мужья-жены", "дети-родители" и "братья-сестры".
- Супруги, братья и сестры (в т.ч. двоюродные и троюродные) всегда изображаются на одном горизонтальном уровне с тобой (т.е. в одном поколении). Разница в возрасте не играет никакой роли.
- Дети изображаются на горизонтальном уровне ниже твоего, а твои родители - на горизонтальном уровне выше твоего. То же самое относится к детям и родителям всех твоих братьев и сестер.
- Все поколения нумеруются сверху вниз римскими цифрами, а все индивидуумы в каждом поколении - слева направо арабскими цифрами. Это позволяет обозначить каждого человека личным идентификационным номером (например - III:15, что означает 15-й индивидуум в третьем поколении). Быстро и удобно.
Практически это изображается следующим образом. Предположим, Вы - женщина (II:3) и у Вас имеется сын (III:2)и дочь (III:3), кроме того - родная сестра (II:2), также имеющая дочь ((III:1). У Вашего мужа (II:4) есть брат (II:5), который имеет двух мальчиков близнецов (III:4 и III:5 - монозиготные близнецы). Пометим Ваш символ стрелкой - т.е. возьмем Вас в качестве пробанда. Тогда родословная будет выглядеть так:
И еще один совет - не "затягивай" с составлением своей родословной - пока живы представители старших поколений твоей семьи, ты еще можете получить уникальную информацию о своих более-менее дальних предках. Поспеши зафиксировать эти сведения для своих потомков. Ведь и без того огромное количество имен утеряно безвозвратно. Достаточно сказать, что всего лишь в ХVII-м веке любой из нас имел 1024 прапрапрапрапрапрапрапрабабушек-и-дедушек! Если бы Вы знали, какие национальности, вероисповедания, личные качества и заслуги, а также материальный достаток имели эти люди - Вы наверняка могли бы сильно удивиться. А если взять век Х, или, еще лучше - период до Рождества Христова? Так что поспеши. И передайте эстафету своим детям.
Приложение 6.
Лабораторная работа № 3.
“СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ”
Цель: освоить способы составления родословных – одного их важных методов изучения закономерностей наследственных признаков у человека.
Оборудование. Инструкции по составлению родословных
Ход работы:
- Пользуясь приведенной выше инструкцией составьте родословную вашей семьи.
- Сделайте вывод о полноте имеющихся данных и необходимости знания своей родословной
Приложение 7.
Теоретические материалы к курсу.
"Геном человека"
Международный проект был начат в 1988 г. В проекте работает несколько тысяч из более чем 20 стран. С 1989 г. в нём участвует и Россия. Все хромосомы поделены между странами – участницами, и России для исследования достались 3, 13, 19 хромосомы. Основная цель проекта – определить локализацию всех генов в молекуле ДНК. Что представляет собой основной предмет проекта – геном человека? Известно, что в ядре клетки 46 хромосом (соматических). Каждая хромосома представлена одной молекулой ДНК. Суммарная длина всех 46 молекул ДНК в одной клетке ~2 м, они содержат около 3,2 млрд. пар нуклеотидов. Общая длина ДНК во всех клетках человеческого тела (их примерно 5 х 10 13 ) составляет 1011 км, что почти в тысячу больше расстояния от Земли до Солнца. Как же помещаются в ядре такие длиннющие молекулы? Оказывается, в ядре существует механизм ''насильственной укладки" ДНК. В самой молекуле гены повторяются много раз. Например, ген, кодирующий р ДНК повторяется около 2 тыс. раз. К 1998 г. расшифрована примерно половина генетической информации человека. В таблице приведены данные (известные на сегодня) по количеству генов, вовлечённых в развитие и функционирование некоторых органов и тканей человека.
Название органа, ткани, клетки | Количество генов |
1. Белая кровяная клетка | 2164 |
2. Гладкая мускулатура | 127 |
3. Глаз | 574 |
4. Желчный пузырь | 788 |
5. Кожа | 620 |
6. Лёгкие | 1887 |
7. Матка | 1859 |
8. Мозг | 3195 |
9. Молочная железа | 696 |
10. Печень | 2091 |
11. Плацента | 1290 |
12. Поджелудочная железа | 1094 |
13. Селезёнка | 1094 |
14. Семенник | 370 |
15. Сердце | 1195 |
16. Скелетная мышца | 735 |
17. Слюнная железа | 17 |
18. Тонкий кишечник | 297 |
19. Щитовидная железа | 584 |
20. Эритроцит | 8 |
Сегодня установлено, что предрасположенность к алкоголизму или наркомании тоже может иметь генетическую основу. Открыто уже 7 генов, повреждения которых связаны с возникновением с зависимости от химических веществ. Из тканей больных алкоголизмом был выделен мутантный ген, который приводит к дефектам клеточных рецепторов дофамина – вещества, играющего ключевую роль в работе центров удовольствия мозга Недостаток дофамина или дефекты его рецепторов напрямую связаны с развитием алкоголизма. Сегодня можно на основе генов узнать человека по следовым количествам крови, чешуйкам кожи, и т.п. В настоящее время интенсивно изучается проблема зависимости способностей и талантов человека от его генов. Главная задача будущих исследований – выявление различий между людьми на генетическом уровне. Это позволит создавать генные портреты людей и эффективнее лечить болезни, оценивать способности и возможности каждого человека, оценивать степень приспособленности конкретного человека к той или иной экологической обстановке
Необходимо упомянуть об опасности распространения генетической информации о конкретных людях. В некоторых странах уже приняты законы, запрещающие распространение такой информации.
Гены и поведение
Уже сотни лет ведётся спор о том, что влияет на характер и темперамент, интеллект и творчество – наследственность или воспитание. Английский биолог Френсис Гальтон в 1865г. (двоюродный брат Ч.Дарвина) исследовал родословные выдающихся людей и пришёл к выводу о наследственной природе таланта. В настоящее время генетикам удалось найти гены, которые определяют некоторые психологические характеристики человека. Было установлено, что чтение связано с одним из участков хромосомы 15. Многие гены участвуют в развитии умственных способностей. Голландский генетик Гансу Бруннеру исследовал семью, в 3х поколениях которой 14 мужчин – дядей, братьев, племянников – проявляли нарушение поведения (агрессивность, умственную отсталость и т.д.) Он установил, что это не просто нарушения, а заболевание, связанное с X – хромосомой. Оно передавалось через женщин (которые сами были здоровыми) и проявлялось только у мужчин. У всех обследованных мужчин была мутация в гене. Американский генетик Кен Кендлер определил, что тревожность и депрессия на 33–46 % определяются наследственностью. Однако, как гены влияют на человека, ещё неразрешенная проблема.
Анализ генома человека завершён?
В Вашингтоне 6 апреля 2000 г. состоялось заседание комитета по науке Конгресса США, на котором было заявлено о завершении расшифровки нуклеотидных последовательностей всех необходимых фрагментах генома человека. Ожидается, что предварительная работа по составлению последовательностей всех генов (их около 80 тыс. и они содержат примерно 3 млрд. "букв") ДНК будет завершена через 3–6 недель. Окончательная расшифровка генома человека будет завершена в 2003 году. На вопрос, не станет ли теперь реальностью целенаправленное изменение человеческой расы, главный специалист компании ответил, что для полного определения функций всех генов может потребоваться около 100 лет, а до тех пор о целенаправленных изменениях говорить не приходится. В декабре 1999 г. исследователи Великобритании и Японии объявили об установлении структуры 22 хромосомы. Она содержит 33 млн. пар оснований и в её структуре нерасшифрованными остались 11 участков. Для этой хромосомы установлены функции примерно половины генов. Установлено, с дефектом этой хромосомы связано 27 различных заболеваний, например – шизофрения, лейкемия.
Биография Грегора Менделя
Грегор Иоганн Мендель стал основоположником учения о наследственности, т. е. науки – генетики. Родился Иоганн Мендель 22 июля 1822 г. в бедной семье крестьянина в небольшой деревушке в Австрийской империи (сегодня это территория Чехии). Благодаря своим незаурядным способностям ему удалось закончить сначала гимназию, а затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в августинский монастырь г. Брно. По обычаю, приняв монашеский сан, Иоганн Мендель получил своё второе имя – Грегор. Став монахом, Мендель наконец-то был избавлен от вечной нужды и заботы о куске хлеба. В монастыре он стал всерьёз заниматься садоводством и выпросил под садик небольшой огороженный забором участок.
Кто бы мог предположить, что на этом крохотном участке будут установлены всеобщие биологические законы наследственности. Весной 1845 г. Мендель высадит здесь горох. А ещё раньше, в его монашеской келье, появятся ёж, лисица и множество мышей. Мендель скрещивал их, наблюдал, какое получалось потомство. Но монастырское начальство проведало о его опытах с мышами и распорядилось убрать мышей, чтобы не бросать тень на репутацию монастыря. Тогда Мендель перенёс свои опыты на горох, росший в монастырском садике. Позднее он шутливо говорил своим гостям:
– Не хотите ли посмотреть на моих детей? Удивлённые гости шли вместе с ним в сад, где он указывал им на грядки с горохом.
Как работал Г. Мендель
Г. Мендель проводил свои опыты, используя горох. Выбор объекта для экспериментов был удачным:
- Bo времена, когда жил Г. Мендель уже существовало много сортов гороха, различающихся между собой по многим признакам.
- Растение горох легко выращивать.
- Растение самоопыляемое (т. е., когда пыльца попадает на рыльце пестика того же самого цветка, и такой цветок размножается в чистоте, без влияния факторов окружающей среды).
- Данное растение можно искусственно опылять, что и делал Г. Мендель. (Для этого пыльцу из пыльника одного сорта гороха с помощью кисточки он наносил на рыльце пестика другого сорта гороха. Затем надевал на искусственно опылённые цветки маленькие колпачки, чтобы сюда случайно не попала чужая пыльца).
- Г. Мендель работал лишь с небольшим количеством признаков, это были:
- Высота стебля;
- Форма семян;
- Окраска семян;
- Форма плодов;
- Окраска плодов;
- Расположение цветков;
- Окраска лепестков.
- Над своими опытами Г. Мендель работал в течении 2 – 3 лет и всегда использовал контрольные растения, а так же вёл точный количественный учёт потомства, которое всегда в его опытах было многочисленным.
Приложение 8
Творческие задания к курсу.
Прочитать стихотворение С. Михалкова "Дядя Стёпа", найти и назвать слова, отвечающие за фенотип отца и ребёнка.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча,
По фамилии – Степанов
И по имени – Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
У Степана сын родился
Малыша зовут Егор
Возле мамы на кровати
На виду у прочих мам
Спит ребёнок небывалый
Не малыш, а целый малый,
Весит он пять килограмм.
Богатырь, а не ребёнок,
Как не верить чудесам,
Вырастает из пелёнок
Не по дням, а по часам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА | |||||||||||
Элективный курс "За семью замками наследственности" | |||||||||||
______________класс, учитель: ___________________________________ | |||||||||||
200___ - 200___ учебный год ( ____ четверть) | |||||||||||
Цель: | |||||||||||
Стандарт на входе | Вид работы | Конструирование занятия | Стандарт на выходе | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
| Изучение нового |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Формирование умений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| репродуктивный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| поисковый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Консультации: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| установочная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| текущие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контроль: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| котрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тематический учет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коррекция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Структурированный конспект, решение кроссворда | Построение логически знаковых моделей | Структурированный конспект, генеалогическое древо | самостоятельное составление задач | составление схемы | Структурированный конспект, решение задачи | конспект | составление генеалогического древа | игра-зачет |
|
Литература для учителя:
- Ауэрбах Ш. Генетика.- Атомиздат 1968г.
- Грин Н. У.Стаут Д. Тейлор- М. Издательство Мир 1993г.
- Захаров А.Ф., Бенюш В.А., Кулешов Н.П., Барановская Л.И. Хромосомы человека (атлас). - М.: Медицина,1982.
- Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
- Корочкин Л.И. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. – Фрязино: “Век 2”, 2004. – 224 с.
- Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. сборник задач по генетике с решениями.- Саратов издательство Лицей 1998г.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.-М.Просвещение1993г
- В.И.Нахаева, Презентация «Наследственные болезни человека» ОмГПУ, Омск - 2002
- Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 368 с.
- Рувинский А.О. Общая биология 10-11кл.-М. Просвещение,1993г.
- Сборник задач по генетике. Санкт-Петербургская государственная медицинская академия. Санкт-Петербург 2000г.
- Соколовская Б.Х. 120задач по генетике.- М. Центр развития социально-педагогических инициатив
- Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 392 с.
- Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т. – М.: Мир, 1989.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция.- Саратов; Лицей 2005г.
- Элективные курсы в предпрофильной подготовке школьников. Биология 9кл.-Санкт-петербург.2006г.
Литература для обучающихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999. – 336 с.
- Анастасова Л.П. Самостоятельные работы обучающихся по общей биологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989.
- Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.
- Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. - М.: Вузовская книга, 2001. – 96 с.
- Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Вышэйш. школа, 1976. – 224 с.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Учебное пособие для обучающихся IX-X классов. – М.: Просвещение, 1972.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. / Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; Под ред. В.К. Шумного и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
- Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991. – 271 с.
- Скокова А.А. Задачи по генетике // БИОЛОГИЯ – еженедельное приложение к газете “Первое сентября” №№ 4-10,14 за 1997 год.
- Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
- Гранин Д.. Роман « Зубр».
- М.Дудинцев. Роман «Белые одежды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
элективный курс "Наследственность и здоровье"
Программа факультатива «Наследственность и здоровье” предназначена для учащихся 10–11 классов. С моей точки зрения в программе “Общая биология” не достаточно времени уделяется изучению воп...
Конспект урока по технологии "Замки. Установка врезного замка"
Цели урока: Дать понятие о видах замков по назначению. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Воспитание мотивации к обучению....
Взаимодействие наследственности и семьи в развитии личности школьника
В статье раскрывается роль наследственной среды в развитии личности ребенка...
Шкатулка за семью замками - сценарий новогоднего представления 5-6 классы
Данный сценарий подойдет для проведения школьного Новогоднего вечера в параллели 5-6 классы. Сценарий расчитан на 30-40 минут (вместе с номерами от классов), что идеально подходит для нетерпеливых уче...
Логопедический утренник «За семью замками»
Цель: организация деятельности детей с целью обобщения и систематизации речевых навыков.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звуков во фразовой речи;- закре...
Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда
Цель: Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.Задачи: обсудить с родителями проблемы влияния семейного воспитания на разв...