Элективный курс "За семью замками наследственности"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

 Чурбанова Наталья Валерьевна

Программа элективного курса по биологии «За семью замками наследственности» для 9 класса предназначена для расширения теоретических и практических знаний через изучение темы «Генетика человека», повышения интереса обучающихся к предметам естественно-научного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс339 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

город Нижневартовск

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 3

«За семью замками наследственности»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО

КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

Чурбанова Наталья Валерьевна,

учитель биологии

2011


Пояснительная записка

Актуальность данного элективного курса.

В учебном плане 9 классов  на изучение биологии отводится 2 часа в неделю. Этого времени недостаточно для глубокого теоретического и практического изучения интересной и необходимой для каждого современного человека темы «Генетика человека». Элективный курс может способствовать углублению и расширению знаний обучающихся по этой, одной из наиболее сложных и важных тем изучаемого предмета.

Профилизация обучения в старшей школе требует усиления предпрофильной подготовки обучающихся, в том числе по естественно-научному профилю.  Программа предназначена для повышения интереса обучающихся к предметам этого профиля,  развитию мотивации к профессиям данного профиля.

 Программа в рамках  предпрофильной подготовки рассчитана на 18 часов, 1 час в неделю. Рекомендуется проведение курса во втором полугодии параллельно изучению раздела «Закономерности наследственности и изменчивости».

Материал предполагаемого курса выходит за пределы базового уровня обучающихся по предмету.

В программе нашли отражение задачи, важные в настоящее время для биологической науки. Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека.

        Генетика – один из фундаментов современной медицины, и её важнейшей задачей является проблема информированности людей в данной области. Очень важной проблемой медицины является изучение законов, по которым наследуются различные болезни и дефекты у человека. В некоторых случаях элементарные знания в области генетики могут помочь людям, страдающими недугами, узнать, будут ли их дети испытывать аналогичные страдания. В процессе освоения программы учащиеся узнают об основных наследственных заболеваниях, причинах их возникновения и признаках, увеличить свою информированность о медицинской генетике, проблемах генетической безопасности человека. Познакомятся с такими профессиями и специальностями, как генетик, специалист по медико-генетическому консультированию, эколог по изучению влияния различных веществ в окружающей среде на человека.

Каждый день в генетических лабораториях мира совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления обучающихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и, в частности, молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса  можно отнести более подробное знакомство обучающихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, наибольший интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.


Вид курса:         предметно - ориентированный

Цель курса:        углубление и расширение теоретических  знаний по генетике, полученных на уроках биологии; формирование профессиональной  ориентации обучающихся.

Задачи курса

  • формирование интереса к изучению генетики;
  • углубление знаний о практических методах генетики человека;
  • совершенствование  умения ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • развитие творческих способностей и коммуникативной компетенции обучающихся;
  • развитие умений прогнозировать влияние факторов среды на геном человека;
  • формирование экологической  культуры человека, нравственных ценностей, содействие профессиональной ориентации.

Требования к освоению содержания курса

Учащиеся должны получить и усвоить информацию:

  • об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах генетики человека;
  • об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;
  • о геноме человека;
  • о различных механизмах наследования признаков у человека;
  • о генетических основах онтогенеза человека;
  •  о мутагенах, в том числе антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;
  • об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и заболеваниях с наследственной предрасположенностью, о профилактике этих заболеваний;
  • об основных компонентах, составляющих экологическую культуру современного  человека.

Учащиеся должны уметь:

  •  объяснять механизм передачи признаков по наследству;
  • составлять генеалогическое (родословное) древо и анализировать по нему характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
  •  решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
  •  выделять факторы, способствующие возникновению наследственных заболеваний, устанавливать взаимосвязь между мутациями и проявлениями наследственных заболеваний;
  •  осуществлять реферативную работу, используя ресурсы сети Интернет, работать с дополнительными учебными пособиями, научно-популярной и художественной литературой, периодическими изданиями;
  • работая над содержанием курса, составлять схемы, конспекты, структурированные логические знаковые модели;
  • самостоятельно составлять генетические задачи по разделам «Законы Менделя», «Наследование, сцепленное с полом».

Учащиеся должны владеть: 

  • способами решения типовых задач по генетике
  • навыками поиска нужной информации с помощью справочной и энциклопедической литературы и средств Интернет.

Программа предусматривает следующие формы организации деятельности обучающихся:

лекции:

  • проблемного типа;
  •  эвристические беседы с элементами поисковой деятельности;
  •  лекции с элементами беседы;

практические работы:

  •  индивидуальные;
  •  групповые;

проектирование:

  • проекты групповые и индивидуальные;
  • проекты кратковременные и долговременные.

 

Методы контроля достижений обучающихся

  1. Текущий контроль: беседы, индивидуальный опрос, тестирование, решение кроссвордов, генетических задач, составление генеалогического древа и генетических задач, оценка проектов, моделей, подготовка сообщений.
  2. Итоговый контроль осуществляется в процессе зачета в форме защиты проектов и выставки портфолио обучающихся по итогам работы.

Программа рассчитана на 18 часов, из них теоретических - 6,5 часов, практических - 11,5 часов


СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

  1. Введение  ( 1 час).

Знакомство с содержанием программы элективного курса,  с его целями, задачами, формами контроля, источниками информации. История генетики. Лауреаты Нобелевской премии.

  1. Материальные  носители наследственности (1 час).

Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Геном человека.

  1. Человек- объект генетических исследований (1 час).

Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод. Родословные древа. Методики их составления. Изучение родословных некоторых европейских царственных фамилий, ведущих род от королевы Виктории. Цитогенетические методы: культивирование соматических клеток, клонирование, селекция соматических клеток. Биохимические методы. Метод моделирования.

  1. Механизмы наследования различных признаков у человека (5 часа)

Решение задач на наследование аутосомно-доминантных и аутосомно-рецессивных признаков (менделеевская генетика: моно- дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование). Решение задач на признаки, сцепленные с полом, комплементарность, эпистаз, полимерию, плейотропное взаимодействие генов.

  1. Польза и вред мутаций (1 час)

Понятие мутации. Классификация мутаций: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные, генные, хромосомные и геномные. Роль мутации в эволюции. Основные группы мутагенов: физические, химические, биологические. Мутации, как причины наследственных болезней.

  1. Наследственные болезни и их характеристика (6 часов).

Классификация наследственных заболеваний, причины заболеваний, клинические описания некоторых болезней: аутосомные (фенилкетонурия, полидактилия), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшена),  сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамин Д резистентный рахит), сцепленные с Y – хромосомой ( раннее облысение, ихтиоз). Хромосомные заболевания, связанные с изменением числа целых хромосом (трисомия – синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса)и с изменением числа половых хромосом (синдром Шершевского-Тернера, Кляйнфельтера, трисомия Х). Геномные, связанные с изменением фрагментов положения фрагментов хромосом – делеция (синдром кошачьего крика).

        Решение задач.

  1. Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные). (1 час)

Ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения, особенности их проявления и профилактика.

  1. Практическая работа «Составление  генеалогического древа семьи» (1 час)
  2. Итоговое занятие(1 час)


                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ  ПЛАН.

Название темы

Количество часов

В том числе

Основные формы работы

Форма контроля.

Теоретических

Практических

1

Введение. История генетики. Нобелевские лауреаты.

1

0,5

0,5

Лекция с элементами эвристической беседы

Структурированный конспект,  кроссворд.

2

Замок 1. Материальные носители наследственности.

1

0,5

0.5

Лекция проблемного типа, моделирование

Педагогическое наблюдение

3

Замок 2. Человек-объект генетических исследований.

1

0,5

0,5

Дебаты. Защита мин-проектов

Структурированный конспект, информационный проект: «Клонирование человека: за или против»

4

Замок 3. Механизмы наследования различных признаков у человека.

5

1

4

Лекция, проектная деятельность, решение задач

Проект «Генетические задачи», решение и составление генетических задач

5

Замок 4. Мутации – полезные и вредные

1

1

-

Лекция с элементами  беседы, работа с текстом; групповая работа в малых группах

Структурированный конспект, схема.

6

Замок 5. Наследственные болезни и их характеристика, соматические мутации.

6

2

4

Лекция, проектная деятельность, решение задач

Структурированный конспект, решенные задачи.

7

Замок 6. Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные болезни)

1

1

Защита информационных проектов.

Проекты.

8

Замок 7. Изучение генетического груза семьи.

1

1

практическая работа проблемного типа

Составление генеалогичского древа.

9

Зачетное занятие.

1

1

Тест, творческая работа, защита презентации, проекта, блока задач и т.д)

Игра-зачет.

10

итого

18

6,5

11,5


Приложение 1.

Основные типы наследования.

  1. Аутосомно-доминантное наследование:

Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Если признак (болезнь) обнаруживается у одного из родителей, то этот признак проявится либо у половины потомства, либо у всего.

  1. Аутосомно-рецессивное наследование: 

Признак встречается в родословной редко, не во всех поколениях, с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Признак может проявиться у детей, родители которых им не обладали. Если признак имеет один из родителей, то он может совсем не проявиться у детей или проявиться у половины.

  1. Наследование, сцепленное с полом:  

А) Х -доминантное наследование.

Признак встречается чаще у лиц женского пола. Если мать больна, а отец здоров, то передача патологического признака происходит вне зависимости от пола. Если болен отец, а мать здорова, то все дочери унаследуют от отца патологический признак. Все сыновья будут здоровы.

Б) Х-рецессивное наследование.

Признак (заболевание) встречается чаще у лиц мужского пола. Характерен «перескок» признака через поколение. В семьях, где оба родителя здоровы, могут рождаться 50% больных сыновей (если мать гетерозиготна). Лица женского пола, обладающие патологическим признаком, могут рождаться только в семьях, где отец болен, а мать гетерозиготна.

В) У-сцепленное наследование.

Признак встречается только у лиц мужского пола. Признак передаётся по мужской линии всем сыновьям (мужской тип наследования) .Например, волосатый край уха.

  1. Цитоплазматическое наследование:

 Признак (заболевание) встречается с одинаковой частотой у обоих полов; признак передаётся потомкам от матери. Больная мать передаёт признак либо всему потомству, либо только его части в зависимости от попадания в зиготу аномальных плазмогенов от яйцеклетки.


Приложение 2.

“НАСЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЗНАКОВ ЧЕЛОВЕКА”

Признак

Обозначение гена

Фенотипическое проявление

доминантного гена

рецессивного гена

промежуточного наследования

цвет волос

А

темные

светлые

 

В

не рыжие

рыжие

 

закрученность волос

D

курчавые

прямые

волнистые

облысение

С

раннее

норма

 

ресницы

Е

длинные

короткие

 

цвет глаз

F

карие

f1 – голубые

f2 – серые

f3 - зеленые

 

размер глаз

G

большие

маленькие

 

фокусировка зрения

Н

близорукость

норма

 

Z

дальнозоркость

норма

 

W

косоглазие

норма

 

цветовое восприятие

N

норма

дальтонизм,

(наследуется через Х хромосому)

 


Приложение 3.

Генетические задачи, используемые в курсе.

Законы Менделя

1. У человека кареглазость доминирует над зеленоглазостью. Кареглазый мужчина (мать которого также имела карие глаза, а отец был зеленоглазый), женился на зеленоглазой женщине. От этого брака родилось 8 детей.

  1. Сколько разных генотипов может быть у их детей?
  2. Сколько детей имели карие глаза?
  3. Сколько детей было гомозиготных по данному признаку?
  4. Сколько типов гамет может образоваться у отца?
  5. Сколько типов гамет может образоваться у зеленоглазого ребенка?

2. Ген, вызывающий дальтонизм, рецессивен по отношению к гену нормального состояния и локализован в Х-хромосоме. Это заболевание вызвано нарушением цветового восприятия. У здоровых супругов родился сын, страдающий дальтонизмом.

  1. Сколько типов гамет может образовываться у отца?
  2. Сколько типов гамет может образовываться у матери?
  3. Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
  4. Сколько разных генотипов может быть среди детей?
  5. Какова вероятность, что второй ребенок в семье тоже будет дальтоником?

 3. Полидактилия (шестипалость) у человека определяется доминантными аллелями аутосомных генов, а сахарный диабет рецессивными аллелями. Мужчина с полидактилией женился на женщине страдающей сахарным диабетом. В семье родился ребенок, не имеющий вышеуказанных аномалий.

  1. Сколько типов гамет образуется у мужчины?
  2. Сколько разных генотипов может быть среди детей?
  3. Сколько типов гамет может образовываться у матери?
  4. Какова вероятность рождения ребенка без вышеуказанных аномалий?
  5. Какова вероятность рождения ребенка с одной из аномалий?

4. У человека праворукость доминирует над леворукостью, а брахидактилия (короткопалость) над нормальным количеством фаланговых косточек пальцев. От брака мужчины-левши с нормальной длиной пальцев с женшиной-правшой, имеющей брахидактилию, родился ребенок–левша с брахидактильными пальцами.

  1. Сколько типов гамет образуется у мужчины?
  2. Сколько типов гамет может образовываться у матери?
  3. Сколько разных генотипов может быть среди детей у этой супружеской пары?
  4. Какова вероятность рождения в семье ребенка без брахидактилии?
  5. Какова вероятность рождения в семье ребенка-правши?

5. У человека черные волосы и карие глаза доминируют над светлыми волосами и голубыми глазами. Черноволосый, голубоглазый мужчина женился на светловолосой, кареглазой женщине. В этой семье двое детей, не похожих на родителей: один темноволосый и кареглазый, а другой светловолосый и голубоглазый.

  1. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка похожего на мать?
  2. Какова вероятность рождения в этой семье ребенка похожего на отца?
  3. Сколько разных генотипов может быть среди детей у этой супружеской пары?
  4. Какова вероятность рождения в семье голубоглазых детей?
  5. Какова вероятность рождения гомозиготных детей по рецессивным признакам?

6. Гипертрихоз (рост волос по краю ушной раковины) определяется геном, локализованным в Y-хромосоме, а гемофилия зависит от рецессивного гена, локализованного в Х-хромосоме. Мужчина с гипертрихозом женился на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией.

  1. Сколько типов гамет может образовываться у женщины?
  2. Сколько разных генотипов может быть среди детей у этой супружеской пары?
  3. Какова вероятность, что ребенок в этой семье родиться с гемофилией?
  4. Какова вероятность, что ребенок в этой семье родиться с гипертрихозом?
  5. Какова вероятность рождения здорового ребенка по обоим признакам?

7.Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?

8.В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

9. Мужчина с резус-отрицательной кровью 4 группы женился на женщине с резус- положительной кровью 2 группы (у её отца резус-отрицательная кровь 1 группы). В семье 2 ребенка: с резус-отрицательной кровью 3 группы и с резус-положительной кровью 1 группы. Какой ребенок в этой семье приемный, если наличие у человека в эритроцитах антигена резус-фактора обусловлено доминантным геном?

10. В одной семье у кареглазых родителей  родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения  следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

11. Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением женился на женщине с карими  глазами и нормальным зрением (у всех её родственников были карие глаза, а её брат был дальтоником). Какими могут быть дети от этого брака?

12. Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой женился на хорошо слышащей женщине с нормальным зрением. У них родился сын глухой и страдающий дальтонизмом и дочь с хорошим слухом и страдающая дальтонизмом. Возможно ли рождение в этой семье дочери с обеими аномалиями, если глухота – аутосомный рецессивный признак?

13. Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена – кожа чёрная, если 3 – тёмная, если 2 – смуглая, если 1 – светлая, если все гены в рецессивном состоянии – белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?

14. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость -  доминантные признаки?

15. Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?

16. Отсутствие потовых желёз у людей передаётся по наследству как рецессивный признак, сцеплённых с Х-хромосомой. Не страдающий этим заболеванием юноша женился на девушке без потовых желёз. Каков прогноз в отношении детей этой пары?

17. Какое может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отец у мужчины был дальтоник?

18. Могут ли дети мужчины – дальтоника и женщины нормально различающей цвета (отец которой был дальтоник), страдать дальтонизмом?


Приложение 4.

Групповые задания по определению типов наследования.

Группа -1

                Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определить характер наследования признака и генотипы всех лиц  на родословной.

Решение: Аутосомно-доминантный тип наследования. Ген полидактилии доминирует. Все больные гетерозиготны. все здоровые люди гомозиготны по рецессивному признаку.

  • Группа – 2

Женщина со вздорным характером вышла замуж за человека с мягким характером. От этого брака родились три дочери,  у одной из которых был вздорный. Одна из дочерей с мягким характером вышла за такого же человека. У них было два сына, один из которых был скандалистом.

Укажите на родословной генотипы  всех членов.

 Решение: Ген вздорности рецессивен. Аутосомно-рецессивное наследование. Скандалисты гомозиготны по этому признаку. Отец, Ксения, Николай гетерозиготны. Юрий-Аа или АА.

  • Группа – 3

Таня и Наташа родные сестры, обе страдают дальтонизмом. У них есть сестра с нормальным зрением и брат с нормальным зрением, но гемофилик.  Таня и Наташа вышли замуж за здоровых мужчин. У Тани родились два мальчика-дальтоника и 2 здоровых девочки. У Наташи 2 сына – гемофилики и дальтоники.

         Определите генотипы Тани и Наташи, их родителей и всех детей.

Почему у Наташи дети, заболевшие сразу 2-мя болезнями.

мать ______________________

Отец______________________

Таня______________________

Наташа____________________

Дети Тани_________________

Дети Наташи_______________

Решение: Мать-носительница генов дальтонизма и гемофилии, расположенных в разных хромосомах. При кроссинговере гены могли оказаться в одной хромосоме и передаться Наташе, поэтому у неё родились мальчики, страдающие двумя болезнями. Отец дальтоник, иначе Таня и Наташа были бы с нормальным зрением. Таня не несёт гена гемофилии.


Приложение 5

  1. Тестовое задание:

1) В каком году было точно определено, что диплоидное число хромосом в клетках равно 46:

а) 1910 г.

б) 1895 г.

в) 1956 г.

г) 1989 г.

2) В каком случае впервые была обнаружена связь между аномальным набором хромосом и резким отклонением от нормального развития:

а) в случае синдрома Дауна

в) в случае синдрома Клайнфельтера

г) в случае синдрома Шершевского-Тернера

3)Больные синдромом Клайнфельтера имеют хромосомную конституцию синдрома:

а) ХХ

б) ХУ

в) ХХУ

г) ХО

4) В основе болезни Дауна лежит нерасхождение:

а) по 21-й паре хромосом

б) по 13 паре хромосом

в) по 10 паре хромосом

5) Синдром Тернера встречается:

а) один на 5000 новорождённых

б) один на 5000 новорождённых девочек

в) один на 5000 новорождённых мальчиков

6) Главная причина рождения дизиготных близницов:

а) одновременная овуляция и оплодотворение у матери двух яйцеклеток

б) одновременная овуляция и оплодотворение у матери трех яйцеклеток

в) овуляция и оплодотворение одной яйцеклетки

7) Монозиготные близнецы характеризуются:

а) конкордантностью по многим признакам

б) дискордантностью по многим признакам

8) Для изучения наследственности человека применяется ряд методов:

а) генеалогический и близнецовый методы

б) цитогенетический и биохимический методы

в) генеалогический, цитогенетический, близнецовый и биохимический методы

II. Вместо многоточия допишите необходимое по смыслу слово:

  1. Нормальный кариотип человека состоит из 22 пар … и одной пары … хромосом – ХУ у мужчин и ХХ у женщин.
  2. … хромосомы, у которых оба плеча имеют примерно одинаковую длину.
  3. … хромосомы, имеющие несколько отличающихся по размерам плечи.
  4. … близнецы всегда одного пола.
  5. … (резкое снижение свёртываемости крови) – тяжёлое заболевание, встречающее исключительно у мужского пола. 

III. Ответьте на вопросы:

  1. Чем определяются наследственные болезни человека, какие причины их могут вызвать?
  2. Применимы ли законы наследственности к человеку? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.
  3. Почему во всем мире ведутся наблюдения за однояйцевыми близнецами и обмен этими данными между странами?
  4. Возможно ли лечение наследственных аномалий у человека? Возможно ли их полное изличение? 

IV. Подпишите обозначения, принятые при составлении родословных человека:

V. Выбери правильное суждение:

  1. Диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46.
  2. У больных (мальчики) Клайнфельтера в соматических клетках не обнаружены тельца Барра.
  3. Один из классических примеров аутосомно-доминантного наследования признака – короткопалость.
  4. Один из классических примеров аутосомно-рецессивного наследования признака – фенилкетонурия.
  5. Один из классических примеров наследования сцепленное с Х-хромосомой – голубоглазость.
  6. Знание генетики человека позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами. 

Приложение 6.

Методические рекомендации
по выполнению лабораторной работы
 «Составление родословной»

Медико-генетическое консультирование семьи начинается с составления ее родословной. Простое, понятное изображение генеалогического дерева значительно облегчает врачу-консультанту решение основной задачи - определение типа передачи наследственных болезней в семье. От типа передачи напрямую зависит риск рождения больного ребенка, а значит и конкретные рекомендации консультируемым людям. Если заранее грамотно составить свою родословную, то можно намного рациональнее использовать время, отведенное на консультацию. Попробуй сделать это, используя приводимые ниже инструкции - это может понравиться тебе само по себе, вне связи с медико-генетическим консультированием. В стандартной родословной используются простые условные обозначения и правила. Достаточно знать только некоторые из них:

  1. Мужчины всегда изображаются в виде квадратов, женщины - в виде окружностей.
  2. Графически изображаемые связи между членами родословной бывают только трех видов: "мужья-жены", "дети-родители" и "братья-сестры".
  3. Супруги, братья и сестры (в т.ч. двоюродные и троюродные) всегда изображаются на одном горизонтальном уровне с тобой (т.е. в одном поколении). Разница в возрасте не играет никакой роли.
  4. Дети изображаются на горизонтальном уровне ниже твоего, а твои родители - на горизонтальном уровне выше твоего. То же самое относится к детям и родителям всех твоих братьев и сестер.
  5. Все поколения нумеруются сверху вниз римскими цифрами, а все индивидуумы в каждом поколении - слева направо арабскими цифрами. Это позволяет обозначить каждого человека личным идентификационным номером (например - III:15, что означает 15-й индивидуум в третьем поколении). Быстро и удобно.

Практически это изображается следующим образом. Предположим, Вы - женщина (II:3) и у Вас имеется сын (III:2)и дочь (III:3), кроме того - родная сестра (II:2), также имеющая дочь ((III:1). У Вашего мужа (II:4) есть брат (II:5), который имеет двух мальчиков близнецов (III:4 и III:5 - монозиготные близнецы). Пометим Ваш символ стрелкой - т.е. возьмем Вас в качестве пробанда. Тогда родословная будет выглядеть так:

И еще один совет - не "затягивай" с составлением своей родословной - пока живы представители старших поколений твоей семьи, ты еще можете получить уникальную информацию о своих более-менее дальних предках. Поспеши зафиксировать эти сведения для своих потомков. Ведь и без того огромное количество имен утеряно безвозвратно. Достаточно сказать, что всего лишь в ХVII-м веке любой из нас имел 1024 прапрапрапрапрапрапрапрабабушек-и-дедушек! Если бы Вы знали, какие национальности, вероисповедания, личные качества и заслуги, а также материальный достаток имели эти люди - Вы наверняка могли бы сильно удивиться. А если взять век Х, или, еще лучше - период до Рождества Христова? Так что поспеши. И передайте эстафету своим детям.


Приложение 6.

Лабораторная работа № 3.

“СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ”

Цель: освоить способы составления родословных – одного их важных методов изучения закономерностей наследственных признаков у человека.

Оборудование. Инструкции по составлению родословных

Ход работы:

  1. Пользуясь приведенной выше инструкцией составьте родословную вашей семьи.
  2. Сделайте вывод о полноте имеющихся данных и необходимости знания своей родословной


Приложение 7.

Теоретические материалы к курсу.

"Геном человека"

Международный проект был начат в 1988 г. В проекте работает несколько тысяч из более чем 20 стран. С 1989 г. в нём участвует и Россия. Все хромосомы поделены между странами – участницами, и России для исследования достались 3, 13, 19 хромосомы. Основная цель проекта – определить локализацию всех генов в молекуле ДНК. Что представляет собой основной предмет проекта – геном человека? Известно, что в ядре клетки 46 хромосом (соматических). Каждая хромосома представлена одной молекулой ДНК. Суммарная длина всех 46 молекул ДНК в одной клетке ~2 м, они содержат около 3,2 млрд. пар нуклеотидов. Общая длина ДНК во всех клетках человеческого тела (их примерно 5 х 10 13 ) составляет 1011 км, что почти в тысячу больше расстояния от Земли до Солнца. Как же помещаются в ядре такие длиннющие молекулы? Оказывается, в ядре существует механизм ''насильственной укладки" ДНК. В самой молекуле гены повторяются много раз. Например, ген, кодирующий р ДНК повторяется около 2 тыс. раз. К 1998 г. расшифрована примерно половина генетической информации человека. В таблице приведены данные (известные на сегодня) по количеству генов, вовлечённых в развитие и функционирование некоторых органов и тканей человека.

Название органа, ткани, клетки

Количество генов

1. Белая кровяная клетка

2164

2. Гладкая мускулатура

127

3. Глаз

574

4. Желчный пузырь

788

5. Кожа

620

6. Лёгкие

1887

7. Матка

1859

8. Мозг

3195

9. Молочная железа

696

10. Печень

2091

11. Плацента

1290

12. Поджелудочная железа

1094

13. Селезёнка

1094

14. Семенник

370

15. Сердце

1195

16. Скелетная мышца

735

17. Слюнная железа

17

18. Тонкий кишечник

297

19. Щитовидная железа

584

20. Эритроцит

8

Сегодня установлено, что предрасположенность к алкоголизму или наркомании тоже может иметь генетическую основу. Открыто уже 7 генов, повреждения которых связаны с возникновением с зависимости от химических веществ. Из тканей больных алкоголизмом был выделен мутантный ген, который приводит к дефектам клеточных рецепторов дофамина – вещества, играющего ключевую роль в работе центров удовольствия мозга Недостаток дофамина или дефекты его рецепторов напрямую связаны с развитием алкоголизма. Сегодня можно на основе генов узнать человека по следовым количествам крови, чешуйкам кожи, и т.п. В настоящее время интенсивно изучается проблема зависимости способностей и талантов человека от его генов. Главная задача будущих исследований – выявление различий между людьми на генетическом уровне. Это позволит создавать генные портреты людей и эффективнее лечить болезни, оценивать способности и возможности каждого человека, оценивать степень приспособленности конкретного человека к той или иной экологической обстановке
Необходимо упомянуть об опасности распространения генетической информации о конкретных людях. В некоторых странах уже приняты законы, запрещающие распространение такой информации.

Гены и поведение

Уже сотни лет ведётся спор о том, что влияет на характер и темперамент, интеллект и творчество – наследственность или воспитание. Английский биолог Френсис Гальтон в 1865г. (двоюродный брат Ч.Дарвина) исследовал родословные выдающихся людей и пришёл к выводу о наследственной природе таланта. В настоящее время генетикам удалось найти гены, которые определяют некоторые психологические характеристики человека. Было установлено, что чтение связано с одним из участков хромосомы 15. Многие гены участвуют в развитии умственных способностей. Голландский генетик Гансу Бруннеру исследовал семью, в 3х поколениях которой 14 мужчин – дядей, братьев, племянников – проявляли нарушение поведения (агрессивность, умственную отсталость и т.д.) Он установил, что это не просто нарушения, а заболевание, связанное с X – хромосомой. Оно передавалось через женщин (которые сами были здоровыми) и проявлялось только у мужчин. У всех обследованных мужчин была мутация в гене. Американский генетик Кен Кендлер определил, что тревожность и депрессия на 33–46 % определяются наследственностью. Однако, как гены влияют на человека, ещё неразрешенная проблема.

Анализ генома человека завершён?

В Вашингтоне 6 апреля 2000 г. состоялось заседание комитета по науке Конгресса США, на котором было заявлено о завершении расшифровки нуклеотидных последовательностей всех необходимых фрагментах генома человека. Ожидается, что предварительная работа по составлению последовательностей всех генов (их около 80 тыс. и они содержат примерно 3 млрд. "букв") ДНК будет завершена через 3–6 недель. Окончательная расшифровка генома человека будет завершена в 2003 году. На вопрос, не станет ли теперь реальностью целенаправленное изменение человеческой расы, главный специалист компании ответил, что для полного определения функций всех генов может потребоваться около 100 лет, а до тех пор о целенаправленных изменениях говорить не приходится. В декабре 1999 г. исследователи Великобритании и Японии объявили об установлении структуры 22 хромосомы. Она содержит 33 млн. пар оснований и в её структуре нерасшифрованными остались 11 участков. Для этой хромосомы установлены функции примерно половины генов. Установлено, с дефектом этой хромосомы связано 27 различных заболеваний, например – шизофрения, лейкемия.

Биография Грегора Менделя 

Грегор Иоганн Мендель стал основоположником учения о наследственности, т. е. науки – генетики. Родился Иоганн Мендель 22 июля 1822 г. в бедной семье крестьянина в небольшой деревушке в Австрийской империи (сегодня это территория Чехии). Благодаря своим незаурядным способностям ему удалось закончить сначала гимназию, а затем двухгодичные философские курсы. В 1843 г. Мендель поступил в августинский монастырь г. Брно. По обычаю, приняв монашеский сан, Иоганн Мендель получил своё второе имя – Грегор. Став монахом, Мендель наконец-то был избавлен от вечной нужды и заботы о куске хлеба. В монастыре он стал всерьёз заниматься садоводством и выпросил под садик небольшой огороженный забором участок.
Кто бы мог предположить, что на этом крохотном участке будут установлены всеобщие биологические законы наследственности. Весной 1845 г. Мендель высадит здесь горох. А ещё раньше, в его монашеской келье, появятся ёж, лисица и множество мышей. Мендель скрещивал их, наблюдал, какое получалось потомство. Но монастырское начальство проведало о его опытах с мышами и распорядилось убрать мышей, чтобы не бросать тень на репутацию монастыря. Тогда Мендель перенёс свои опыты на горох, росший в монастырском садике. Позднее он шутливо говорил своим гостям:
– Не хотите ли посмотреть на моих детей? Удивлённые гости
шли вместе с ним в сад, где он указывал им на грядки с горохом.

Как работал Г. Мендель

Г. Мендель проводил свои опыты, используя горох. Выбор объекта для экспериментов был удачным:

  • Bo времена, когда жил Г. Мендель уже существовало много сортов гороха, различающихся между собой по многим признакам.
  • Растение горох легко выращивать.
  • Растение самоопыляемое (т. е., когда пыльца попадает на рыльце пестика того же самого цветка, и такой цветок размножается в чистоте, без влияния факторов окружающей среды).
  • Данное растение можно искусственно опылять, что и делал Г. Мендель. (Для этого пыльцу из пыльника одного сорта гороха с помощью кисточки он наносил на рыльце пестика другого сорта гороха. Затем надевал на искусственно опылённые цветки маленькие колпачки, чтобы сюда случайно не попала чужая пыльца).
  • Г. Мендель работал лишь с небольшим количеством признаков, это были:
  • Высота стебля;
  • Форма семян;
  • Окраска семян;
  • Форма плодов;
  • Окраска плодов;
  • Расположение цветков;
  • Окраска лепестков.
  • Над своими опытами Г. Мендель работал в течении 2 – 3 лет и всегда использовал контрольные растения, а так же вёл точный количественный учёт потомства, которое всегда в его опытах было многочисленным.

Приложение 8

Творческие задания к курсу.

Прочитать стихотворение С. Михалкова "Дядя Стёпа", найти и назвать слова, отвечающие за фенотип отца и ребёнка.

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил
высокий гражданин
По прозванью Каланча,
По фамилии – Степанов
И по имени – Степан,
Из районных великанов
Самый главный
великан.

У Степана сын родился
Малыша зовут Егор
Возле мамы на кровати
На виду у прочих мам
Спит ребёнок небывалый
Не малыш, а целый малый,
Весит он пять килограмм.
Богатырь, а не ребёнок,
Как не верить чудесам,
Вырастает из пелёнок
Не по дням, а по часам.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Элективный курс "За семью замками наследственности"

______________класс, учитель: ___________________________________

200___ - 200___ учебный год ( ____ четверть)

Цель:

Стандарт на входе

Вид работы

Конструирование занятия

Стандарт на выходе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Изучение нового

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

репродуктивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

установочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

текущие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

котрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тематический учет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурированный конспект, решение кроссворда

Построение логически знаковых моделей

Структурированный конспект, генеалогическое древо

самостоятельное составление задач

составление схемы

Структурированный конспект, решение задачи

конспект

составление генеалогического древа

игра-зачет

 


Литература для учителя:

  1. Ауэрбах Ш.  Генетика.- Атомиздат 1968г.
  2. Грин Н.  У.Стаут Д. Тейлор- М. Издательство Мир 1993г.
  3. Захаров А.Ф., Бенюш В.А., Кулешов Н.П., Барановская Л.И. Хромосомы человека (атлас). - М.: Медицина,1982.
  4. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
  5. Корочкин Л.И. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. – Фрязино: “Век 2”, 2004. – 224 с.
  6. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. сборник задач по генетике с решениями.- Саратов издательство Лицей 1998г.
  7. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.-М.Просвещение1993г
  8. В.И.Нахаева, Презентация «Наследственные болезни человека» ОмГПУ, Омск - 2002
  9. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 368 с.
  10. Рувинский А.О. Общая биология 10-11кл.-М. Просвещение,1993г.
  11. Сборник задач по генетике. Санкт-Петербургская государственная медицинская академия. Санкт-Петербург 2000г.
  12. Соколовская Б.Х. 120задач по генетике.- М. Центр развития социально-педагогических инициатив
  13. Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 392 с.
  14. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т. – М.: Мир, 1989.
  15. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция.- Саратов; Лицей 2005г.
  16. Элективные курсы в предпрофильной подготовке школьников. Биология 9кл.-Санкт-петербург.2006г.

Литература для обучающихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999. – 336 с.
  2. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы обучающихся по общей биологии: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  4. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. - М.: Вузовская книга, 2001. – 96 с.
  5. Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Вышэйш. школа, 1976. – 224 с.
  6. Муртазин Г.М.  Задачи и упражнения по общей биологии: Учебное пособие для обучающихся IX-X классов. – М.: Просвещение, 1972.
  7. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. / Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; Под ред. В.К. Шумного и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  8. Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991. – 271 с.
  9. Скокова А.А. Задачи по генетике // БИОЛОГИЯ – еженедельное приложение к газете “Первое сентября” №№ 4-10,14 за 1997 год.
  10. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
  11.  Гранин Д.. Роман « Зубр».
  12.  М.Дудинцев. Роман «Белые одежды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

элективный курс "Наследственность и здоровье"

Программа факультатива «Наследственность и здоровье” предназначена для учащихся 10–11 классов. С моей  точки зрения в программе “Общая биология” не достаточно времени уделяется изучению воп...

Конспект урока по технологии "Замки. Установка врезного замка"

Цели урока: Дать понятие о видах замков по назначению. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Воспитание мотивации к обучению....

Взаимодействие наследственности и семьи в развитии личности школьника

В статье раскрывается роль наследственной среды в развитии личности ребенка...

Шкатулка за семью замками - сценарий новогоднего представления 5-6 классы

Данный сценарий подойдет для проведения школьного Новогоднего вечера в параллели 5-6 классы. Сценарий расчитан на 30-40 минут (вместе с номерами от классов), что идеально подходит для нетерпеливых уче...

Логопедический утренник «За семью замками»

Цель: организация деятельности детей с целью обобщения и систематизации речевых навыков.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звуков во фразовой речи;- закре...

Трудности воспитания детей в семье: наследственность, микро- и макросреда

Цель: Повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей.Задачи: обсудить с родителями проблемы влияния семейного воспитания на разв...