Нервная система.
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему

Сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nervnaya_sistema.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии в 8 классе. Учитель Селезнева И. В. МОУ СОШ п. Рощинский. Чаплыгинского района Липецкой области Нервная система.

Слайд 2

Задачи: сформировать знания о строении нервной системы, ее функциях; раскрыть зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток; рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции; продолжить развивать навыки и приемы: сравнение, анализ, обобщение; работа с книгой, самонаблюдения и т.д.

Слайд 3

Значение нервной системы обеспечивает поддержание гомеостаза; обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма; осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения; составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Слайд 4

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной).

Слайд 5

? Какой тканью образована нервная система? Каково строение нервной ткани? Строение нейрона, типы нейронов. Чувствительные Проводят импульс от поверхности тела и внутренних органов в мозг Нейрон – основа нервной системы Вставочные Анализируют информацию и принимают решение Двигательные Проводят импульс от головного и спинного мозга к рабочим органам

Слайд 6

Вся нервная система построена на нервной ткани. Нервная ткань состоит из нервных клеток ( нейронов ) и связанных с ними анатомически и функционально клеток-спутников нейроглии . Нейроны выполняют специфические функции, являясь структурно-функциональной единицей нервной системы. Нейроглия обеспечивает существование и специфические функции нейронов, выполняет опорную, трофическую (питательную), разграничительную и защитную функции.

Слайд 7

Нейрон. Нейрон отвечает за передачу оперативной, мгновенной информации в организме. Для этого он использует свои длинные отростки - аксон (всегда один, передающий) и дендриты (множество, принимающие) Для укрепления связей между нейронами требуется правильно организованная среда.

Слайд 8

Нервная система Центральная НС Периферическая НС Головной мозг Спинной мозг Нервы Нервные узлы Нервные окончания чувствительные двигательные смешанные В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам. Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс.

Слайд 9

По функциям Регулирует работу скелетных мышц, кожи, связь организма с внешней средой. Вегетативная (автономная) Соматическая Парасимпатическая Регулирует обменные процессы, рост организма. Функции Симпатическая Нервная система

Слайд 10

Нервные узлы (ганглии) - скопление нейронов вне центральной нервной системы. Нервные окончания Нервные волокна заканчиваются концевыми аппаратами — нервными окончаниями. Различают три группы нервных окончаний: межнейрональные синапсы, осуществляющие связь нейронов между собой; эффекторные окончания (эффекторы), передающие нервный импульс на ткани рабочего органа (на мышечные или железистые клетки) рецепторные (или аффекторные, или же чувствительные) окончания

Слайд 11

Нервы Строение нервного волокна

Слайд 12

Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции Рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга: рецептор, чувствительный нейрон, ЦНС(вставочные нейроны), двигательные нейроны, рабочий орган. П! Выполнить практическую работу. Действие прямых и обратных связей. Стр. 180

Слайд 13

Связи прямые Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу. Связи обратные «Сообщения» исполнительного органа о своем состоянии нервному центру.

Слайд 14

Закрепление изученного материала 1. Что называют рефлексом? 2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте. 3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга? 4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги? 5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему? 6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса? Дом. работа: стр. 178-181

Слайд 15

Автономный отдел нервной системы Нервная система Соматическая подчинена воле человека регулирует работу поперечно-полосатой мускулатуры двигательные центры - КБП - лобная доля - план будущих действий Автономная (вегетативная) не подчинена воле человека регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, сердца вегетативный центр - гипоталамус Симпатическая во время интенсивной работы, требующей затрат Е тела нейронов в грудном и поясничном отделах СМ Парасимпатическая способствует восстановлению запасов Е во время сна и отдыха тела нейронов в среднем, продолговатом, крестцовом отделе СМ центр блуждающего нерва - крупный

Слайд 16

Регуляция деятельности внутренних органов Подотделы автономной (вегетативной) нервной системы Симпатический подотдел Парасимпатический подотдел Активизируется, когда организму предстоит напряженная работа – система аварийной ситуации Активизируется при переходе от работы к отдыху – система отбоя Поднимается кровяное давление, усиливается сокращение сердца, происходит распад гликогена, и в плазме крови оказывается необходимая для работы мышц глюкоза. Работа органов, не участвующих в движении, сокращается, затормаживается выделение пищеварительных соков, перистальтика кишечника. Сердце снижает свою работу, сосуды расширяются, артериальное давление падает, глюкоза снова превращается в гликоген. Отделение пищеварительных соков возрастает, усиливаются перистальтика, переваривание пищи и поступление ее в кровь. Обе системы всегда действуют согласованно и обеспечивают наиболее благоприятный режим работы применительно к разным условиям

Слайд 17

Вегетативной нервной системой, называют тот отдел нервной системы, который обеспечивает жизненно важные функции организма. Вегетативная нервная система иннервирует сердце, кровеносные и лимфатические сосуды, лимфатические узлы, внутренние органы, а также осуществляет трофику тканей. Благодаря деятельности вегетативной нервной системы поддерживается постоянство жизненных констант организма, его внутренней среды.

Слайд 18

Работа Симпатической и парасимпатической систем работают вместе. (Текст учебника стр.183.) Актуализация знаний. Ответить на вопросы стр. 184. Дом. работа: стр 181. -184. П! Выполнить практическую работу. Штриховое раздражение кожи. Стр. 183 учебника П!

Слайд 19

Схема. Периферическая часть вегетативного (автономного) отдела нервной системы . Модификация : Encyclopaedia Brittanica, 2007 Схема. Периферическая часть вегетативного (автономного) отдела нервной системы . Модификация : Encyclopaedia Brittanica, 2007

Слайд 20

Спинной мозг Серое вещество Белое вещество Вставочные нейроны Тела и дендриты двигательных нейронов Аксоны нейронов, образующих нисходящие пути Аксоны нейронов, образующих восходящие пути Рефлекторная (участие в двигательных реакциях) Функции: центры безусловных рефлексов (коленный) вегетативные центры рефлекторного мочеиспускания, дефекации Проводниковая (проведение нервных импульсов) Функции: связь отделов спинного мозга связь ГМ с другими частями ЦНС соединение рецепторов с исполняющими органами

Слайд 21

Спинной мозг (СМ) - тяж длинной 45 см., диаметром 1 см. В центре - канал, заполненный спиномозговой жидкостью. СМ состоит из 31-32 сегментов: 8 шейных 12 грудных 5 поясничных 1-2 копчиковых пояснично-крестцовые нервы следуют в канал на значительном расстоянии и образуют конский хвост СМ иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц головы) и внутренние органы. СМ передние корешки - аксоны двигательных нейронов задние корешки - аксоны чувствительных нейронов Спиномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга; по составу похожа на плазму крови, V =120-150 мл. Функции СМЖ: амортизатор - предохраняет ГМ и СМ от сотрясений доставка питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов обмена поддержание уровня осмотического давления (60-140 мм. вод. ст.)

Слайд 22

Спинной мозг

Слайд 23

Рассмотреть рисунки 78, 79 учебника, образование соматического и вегетативного безусловного рефлекса.

Слайд 24

Проводящие пути спинного мозга Несут нервные импульсы от различных уровней головного мозга. «Информирует» о событиях внешнего мира и состоянии внутренней среды.

Слайд 25

Закрепление. 1. Спинной мозг находится: а) в позвоночном канале; б) в спинномозговом канале; в) в грудном отделе позвоночника. 2. Диаметр спинного мозга равен: а) 1 мм; б) 1 см; в) 2 см. 3. От спинного мозга отходят: а) 30 пар спинномозговых нервов; б) 31 пара спинномозговых нервов; в) 33 пары спинномозговых нервов. 4. Нервные узлы находятся: а) на передних корешках спинномозговых нервов; б) на задних корешках спинномозговых нервов; в) на обоих корешках спинномозговых нервов. 5. Каковы функции спинного мозга? а) двигательная; б) защитная и опорная; в) рефлекторная и проводниковая. 6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга? а) из длинных отростков нейронов; б) из соединительной ткани; в) из тел нейронов. 7. В каком направлении проводит импульсы белое вещество спинного мозга? а) от рецепторов к ЦНС; б) в обоих направлениях; в) от ЦНС к мышцам Дом. работа: стр186-189.

Слайд 26

Головной мозг (ГМ) - m =1360 гр. Человек имеет 3й по массе мозг (1400 гр.) после слона (5 кг.) и кита (2,5 кг). соотношение мозга и массы всего тела у кита 1:40 000; слона 1:500; человека 1:40. Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра. CEO Головной мозг Ствол Кора больших полушарий Подкорковый отдел

Слайд 28

Отделы головного мозга, их структура, функции. Отделы мозга Структуры отделов Функции Ствол мозга Задний мозг Продолговатый мозг Ядра ЧМН: XII - подъязычный XI - добавочный X - блуждающий IX - языкоглоточный Проводниковая - связь СМ и ГМ. Рефлекторная: регуляция деятельности ДС, ССС, ПС пищевые рефлексы слюноотделения, жевания, глотания защитные рефлексы: чихание, моргание, кашель, рвота Мост Ядра ЧМН: VIII - слуховой VII - лицевой VI - отводящий V - тройничный Проводниковая - соединяет молушария мозжечка между собой и КБП Рефлекторная - вестибулярные и шейные рефлексы, регуляция тонуса мышц, в т.ч. мимических Мозжечок (полушария образованы серым и белым веществом) Координация произвольных движений Регуляция мышечного тонуса и равновесия Средний мозг Четверохолмие Ножки мозга Ядра ЧМН: IV - глазодвигательный III - блоковой Проводниковая Рефлекторная: ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители, которые проявляются в повороте головы и туловища регуляция мышечного тонуса и позы тела Начало таблицы.

Слайд 29

Подкорка Передний мозг Промежуточный мозг а) таламус (зрительные бугры) Ядра ЧМН: II - зрительный Сбор и оценка всех поступающей информации от органов чувств Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации Регуляция эмоционального поведения б) гипоталамус Высший подкорковый центр ВНС и всех жизненно важных функций Обеспечение гомеостаза Регуляция мотивированного поведения (жажда, голод, страх, ярость, удовольствие) Участие в смене сна и бодрствования Подкорковые ядра Регуляция и координация двигательной активности Участие в обучении, памяти Кора больших полушарий Древняя и старая кора (обонятельный и висцеральный мозг) Ядра ЧМН: I - обонятельный Лимбическая система: врожденные поведенческие акты и формирование эмоций гомеостаз, реакции самосохранения и сохранения вида регуляция вегетативных функций Новая кора осуществление ВНД, отвечает за сложное сознательное поведение и мышление. Развитие морали, воли, интеллекта, связанных с деятельностью коры осуществление восприятия, оценки, обработки всей поступающей информации от органов чувств координированная деятельность всех систем организма обеспечение взаимодействия организма с внешней средой Продолжение таблицы.

Слайд 30

Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга. Кора больших полушарий Левое полушарие Правое полушарие " мыслительное", логическое регуляция речевой деятельности, устной речи, письма ведущее у правшей "художественное", эмоциональное распознавание зрительных, музыкальных образов, формы, структуры предметов, сознательная ориентация в пространстве

Слайд 32

Функциональные зоны коры больших полушарий. Обозначения : 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи.

Слайд 33

П! Выполнить практическую работу. Функции продолговатого мозга. Среднего мозга и мозжечка. Стр. 192.

Слайд 34

1. Средняя масса головного мозга взрослого человека: А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г 2. Головной мозг человека состоит из: А) ствола и полушарий большого мозга; Б) мозжечка и полушарий большого мозга; В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга. 3. Продолговатый мозг является продолжением: А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга. 4. В головном мозге полушария и кору имеют: А) средний мозг и полушария большого мозга Б) мозжечок и промежуточный мозг; В) полушария большого мозга и мозжечок. 5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок; Г) промежуточный мозг; Д) мост 6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа: А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг 7. Какой отдел головного мозга содержит двигательные рефлекторные центры, обеспечивающие поворот глазных яблок: А) мост; Б) средний мозг; В) промежуточный мозг. Домашнее задание: прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Проверка усвоенного на уроке.

Слайд 35

Спасибо за урок.

Слайд 36

Литература. Биология А.Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. И. Д. Зверев. Мозг, разум, и поведение. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. tryphonov.narod.ru homotomia.by.ru Атлас нервная система . Под редакцией В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку" строение нервной системы.Спинной мозг

данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала...

презентация урока биологии нервная система человека

очень доступный материал для проведения урока с использованием ИКТ по теме: "Нервная система человека."...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.

Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Интерактивный тест 6. «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Дорогие девятиклассники!Предлагаю вам интерактивные тесты «ОГЭ по биологии: раздел «ЧЕЛОВЕК» (задания с рисунками)», выполнены они  в программе Power Point 2007 с применением шаблона А.А. Баженов...

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая. Нейроны, нервы, нервные узлы....