Статья «Синергетический подход в образовании через глобальный эволюционизм в едином курсе биологии»
статья по биологии на тему
Статься «Синергетический подход в образовании через глобальный эволюционизм в едином курсе биологии»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Синергетический подход в образовании через глобальный эволюционизм в едином курсе биологии»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Образовательный комплекс дизайна и технологий
Епишева Нина Владимировна
nina.episheva@yandex.ru
Исходя из современных представлений о естественно-научной картине мира, известно, что любая неустойчивая система способна к самоорганизации за счет внутренней перестройки в результате воздействия внешних факторов. При этом система достигает равновесия с условиями внешней среды. В результате в системе возникают коллективные формы движения, между которыми существует конкуренция, которая и «производит» отбор наиболее устойчивых из них. Это приводит к установлению весьма сложных структур, причем, этот переход происходит спонтанно. Изучением этих процессов занимается раздел науки, называемый синергетикой. Таким образом, синергетика занимается изучением эффектов самоорганизации в системах, в частности, в биологических. Известно, что свойства объектов исследователи определяют с помощью анализа, т. е. путем разложения на отдельные части – подсистемы. Например, биолог разлагает орган на отдельные клетки. Основная задача синергетики – вскрыть общие принципы, по которым отдельные подсистемы формируют макроскопические свойства полной системы, причем в качестве подсистем могут выступать молекулы, клетки и даже человек (Архипкин, 2002).
В принципе формирования подсистем в систему просматривается процесс восхождения от абстрактного к конкретному. Выделение исходных абстракций осуществляется на пути познания от чувственно-конкретного к абстрактному, т. к. предмет исследования выступает началом любого исследования. Восхождению от абстрактного к конкретному предшествует восприятие конкретного (например, клетка), его аналитическое расчленение (анализ) и выделение абстрактных отношений. Абстракции в естествознании и, в частности в биологии, выступают в форме нового сущностного знания. Целью познания выступает система взаимосвязанных абстракций, в котором выступает конкретное. Таким образом, восхождение практикуется как построение данной системы, которую можно охарактеризовать, как теоретический базис познания. Полученные абстракции выступают в качестве исходного «зародышевого» в развертывании той или иной теории (Кузнецов, 1985).
В качестве теории для развертывания «зародышевого» может быть положена идея эволюции, как одной из центральных в картине биологической реальности. Поэтому вопрос о механизмах эволюции имеет первостепенное значение для анализа биологической картины мира (Астафьев, 1981).
К концу прошлого века естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели эволюции, связывающих в единое целое восхождение Вселенной, возникновения как таковой жизни, человека, общества. Такая концепция получила название универсального или глобального эволюционизма, или эволюционно-синергетического мышления. В этой модели Вселенная предстает перед нами, как развивающееся в пространстве и времени природное целое, а вся история от Большого взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции связаны между собой. Это значит, что Вселенная претерпевает непрерывные изменения и непрекращающуюся эволюцию, что происходит в процессе самоорганизации. К числу таких процессов можно отнести становление разума. Следовательно, все существующее есть результат эволюции, которая имеет всеобщий характер (Архипкин, 2002).
Но в настоящее время без развития экологии до современного уровня увидеть организованность процесса эволюции совершенно невозможно, ибо как говорит Говорунов А.В., раньше эволюция представлялась беспрерывным неструктурированным потоком изменением различного ранга, и оценке подвергалось каждое событие в отдельности. Экологический же подход впервые позволил увидеть сложную организованность эволюции, оценить любое изменение в зависимости от становления новых крупных этапов эволюции. Например, на основе факторов среды появляется теплокровность, а на ее основе – живорождение и особая форма заботы о потомстве (Говорунов, 1981). Дать четкие и достоверные знания о явлениях природы в их целостности, о возможностях человека в познании свойств биосферы и сохранения природной среды – в этом роль естественных наук, а также в выработке стратегии оптимального природопользования. Для этого необходима качественная перестройка самого естествознания, введение в категориальный аппарат понятий, отражающих специфику социо-природного взаимодействия в новых экологических условиях. В условиях экологической ситуации большее значение имеет выявление и постановка перед естественными науками новых задач, решение которых помогло бы отразить эволюцию традиционного содержания и выработать пути коренных изменений в особенностях подхода к объекту исследования, методах познания и критериев оценки конечных результатов. К числу важнейших задач в области биологии следует отнести разработку принципов и новых методов перестройки экологических цепей, ряд проблем с созданием искусственных организмов, проблемы фотосинтетической продуктивности и др. (Ющенко, 1989).
Принципиально новыми формами отношения человека к природе должно явиться формирование экологической этики и экологического сознания. Принципы теории взаимодействия общества и природы являются не только методологической основой указанной теории, но и требуют выявления и практической реализации новых тенденций; основными среди них являются:
- Соотнесение проблем, изучаемых естественными науками, объективным требованиям законов сохранения биосферы;
- Разработки новых научных направлений, нейтрализирующих естественнонаучные теории, не учитывающие специфики экологической проблемы;
- Создание на базе естественных наук технических объектов и технологий, ориентированных ресурсосбережение и воспроизводство истощающихся видов природных ресурсов, других компонентов природной среды;
- Создание теоретической основы для различных типов экологического производства при минимальных воздействиях на окружающую среду (Ющенко, 1989).
Современная картина природы предполагает осознание качественной специфики различных уровней и форм биологических связей. Специфика объектов и типов связей между ними естественно требует изменения диалектического принципа системности и системного подхода. Методологические принципы системного подхода к экологическим проблемам были разработаны В.И. Вернадским. Из всего многообразия естественных наук в его концепции были использованы преимущественно данные биологии и геохимии. В настоящее время в решении глобальных экологических проблем становится очевидной необходимость участия в той или иной степени всех естественных наук (Суханов, 1981). Дальнейшая конкретизация системного подхода связана с системным анализом, который предполагает более частные, чем системный подход методы («Систематический анализ и научное знание», 1979). Системный подход, и особенно диалектический принцип системности, как методологическая установка, лежит в основе решения проблемы охраны и преобразования природы (Суханов, 1981).
Человечество является составной частью биосферы и, достигнув высокой степени могущества в возможностях разрушения, вынужден принять ответственность за сохранение жизни на Земле. Взаимодействие человечества с биосферой вышло на качественно новый уровень. В 20-е годы
образованию. Здесь имеется в виду понятийный аппарат науки, который выступает системообразующим фактором развития научных знаний и научной картины мира. Понятийно-категориальный аппарат имеет важное значение с точки зрения модернизации современного образования ХХ столетия французский ученый Э. Леруа ввел понятие ноосферы (в переводе с греческого – сфера разума). Впоследствии это понятие было углублено Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским, исходившим из того, что человечество, вооруженное научной мыслью, превращается в ведущую силу, которая впредь будет определять эволюцию нашей планеты (Фролов, 2003).
Согласно А.Д. Урсула главный признак ноосферы – это приоритет разумности решений, как важнейшей характеристики, которая только благодаря нравственно-гуманистическому разуму сможет выжить. Очень важно сформировать иное содержание и мышление людей (Урсул, 1993).
Гуманитарная культура личности сегодня выступает одновременно как средство и цель образования. Поэтому главной задачей современного общества является становление ноосферного образования. Важный методологический принцип ноосферного образования был заложен в научных идеях В.И. Вернадского – важность категориального аппарата науки для образовательного процесса. «Научный аппарат человечества», по В.И. Вернадскому – важный показатель прогресса науки, образования в целом; создание научного аппарата человечества за последние триста лет является важным этапом на пути к ноосферному обществу и ноосферному. Понимание, как цель образования, может быть достигнуто только тогда, когда в учебно-воспитательном процессе осуществляется интеграция собственно науки, истории науки, философии науки и системы психолого-педагогических условий развития интеллекта.
Новая инновационная программа по биологии должна быть выстроена на основе элементов синергетического подхода. В основе трех курсов по биологии (растения, животные, человек) могут быть положены следующие положения, принципы, идеи и методы:
- системно-модульный подход;
- синергетический подход;
- принцип опережения знаний;
- принцип восхождения от абстрактному к конкретному;
- диалектические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция;
- метод обобщения и систематизации знаний, интеграция знаний;
- идея эволюции, как одна из центральных в картине биологической реальности;
- концепция глобального эволюционизма;
- экологическая этика и экологизация сознания человека;
- принцип ноосферного образования
- нравственные нормы и ценности в современном образовании.
В процессе обеспечения теоретической базой каждый курс может начинаться системно-интегрированным уроком, который дается с опережением целостного знания (например, урок в курсе «Человек» - «Историко-философский взгляд на строение человека»). Таким образом, вводный урок, развиваясь на последующих занятиях, в итоге выходит на качественно новый уровень: от общего, через конкретное и частное, снова к общему, но на качественно более высоком уровне. Результатом заключения каждой темы могут являться обобщающие уроки: информационно-обобщающие, системно-обобщающие, повторительно-системно-обобщающие, проблемно-обобщающие, проблемно-обобщающие с исследовательским компонентом, системно-проблемно-обобщающие уроки, а также системно-ориентированные, как глобально-ориентированные уроки. Обучение курсу биологии ведется с элементами и компонентами нового мышления, а именно: в процессе урока происходит формирование знаковой культуры на основе свертывания и развертывания знаний, формирование и обучение методологическим положениям, формирование анализирующего знания в обобщенном, свернутом виде, систематизация информации на основе элементов философского знания, обучение сопоставлению фактов на основе анализа, синтеза и обобщения, исследование причинно-следственных, коррелятивных и логических связей между системами, формирование умозаключений в форме общих выводов на основе интеграции знаний.
Инновацией в эволюционном подходе является введение синергетического подхода к единому курсу биологии. Основополагающим положением курса может являться системно-модульный подход, который позволит выстроить курсы так, что отдельные темы будут тесно взаимодействовать друг с другом на основе синергетического, эволюционного и экологического подходов. Блок уроков во всех курсах можно представить так, чтобы уроки с разным видом обобщающего знания взаимодействовали между собой, и взаимодействие это было целенаправленным, исходящим из концепции глобального эволюционизма. При этом знания, формируемые в системно-модульном подходе, должны качественно отличаться от первичного нового знания. Более того, можно добиться третьего уровня нового знания. При проведении всех видов обобщающих уроков в модуле происходит выход на общие методологические принципы ноосферного образования, по которым школьники выходят на проблемное глобально-ориентиорованное знание (концепция глобального эволюционизма, экологизация человеческого сознания). В совокупности комплекс обобщающих уроков по курсу всей биологии можно включить в совокупную модель, в центре которой будет стоять человек, так как в условиях резкого усложнения нашей цивилизации и роста ее могущества, дальнейшее существование на Земле человека требует тонкого согласования антропогенных нагрузок на биосферу с теми процессами, которые в ней происходят. Таким образом, в процессе естественной эволюции Вселенная обретает с помощью человека способность не только познавать саму себя, но направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить возможные дестабилизирующие факторы. Тем самым у человечества появляется определенный шанс сохранить себя в биосфере, во Вселенной (Архипкин, 2002).
Модель обобщающих уроков позволяет, абстрагируясь, выйти ученику в новое ноосферное образовательное пространство и видеть проблемы всего человечества.
Таким образом, инновационный подход в построении данной программы заключается в следующем:
- в данной модульной программе используется синергетический подход к концепции глобального эволюционизма;
- используется экологический подход при формировании нравственных норм и ценностей личности, необходимых для создания ноосферного общества;
- используется системно-модульный подход в основе, которого лежит модуль обобщающих уроков.
Одной из центральных идей современной науки является идея развития, или эволюционизма. В простейших формах она начала проникать в естествознание в ХVIII в., как процесс образования новых макроскопических структур – новых видов, причем модели эволюции были основаны на принципе Дарвина – выживание наиболее приспособленного вида. До середины ХХ века проникновение идеи эволюции в биологию, геологию, гуманитарные науки и, особенно в физико-химические науки, проходило независимо в каждой из этих областей. Лишь к концу прошлого века естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели эволюции, которая выявляет общие законы природы, связывающие в единое целое происхождение Вселенной, возникновение солнечной системы и планеты Земля, возникновения жизни, человека и общества.
Архипкин В.Г. и др. дает эмпирические обобщения универсального эволюционизма. Опираясь на эти обобщения, в том числе на принципы отбора, и, таким образом, соглашаясь в целом с Архипкиным В.Г., я предлагаю основные методологические положения, основанные на концепции глобального эволюционизма.
Методологические положения, основанные на концепции глобального эволюционизма с использованием синергетического подхода.
- Эволюция представляет собой непрекращающийся процесс в неравновесных открытых системах, где она претерпевает непрерывные изменения, и в процессе самоорганизации из хаоса рождается порядок, таким образом, все существующее есть результат эволюции.
- Процесс самоорганизации является единым во всей истории Вселенной и направлен на повышение структурной организации всего мира, как единого целого, при этом наблюдается возрастание упорядоченности систем, составляющих единое целое, т. е. уменьшается энтропия.
- Материя во Вселенной развивается также на основе единого процесса самоорганизации благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. Процесс самоорганизации мира, как единого целого и как проявление бесконечного многообразия материальной природы, основан на принципах универсальных системных связей между элементами в открытых системах.
- Исходя из концепции глобального эволюционизма, существуют конкретные закономерности универсальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях и на всех этапах эволюции.
В основу глобального эволюционизма заложены общие эмпирические обобщения, которые определяют особенности самоорганизации.
- Все элементы саморазвивающейся системы связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и это взаимодействие является целенаправленным, при этом у полной системы возникают новые свойства, которые качественно отличаются от свойств отдельных подсистем. Таким образом, в выстроенных нами курсах по биологии отдельные темы целенаправленно и тесно взаимодействуют между собой, также взаимодействуют между собой и блоки самих уроков с разным видом обобщающего знания.
- Человек выступает, как подсистема и неотъемлемая часть единой саморазвивающейся системы. Мы предлагаем включить в центр совокупной модели общего комплекса обобщающих уроков по курсу всей биологии - Человека. В процессе естественной эволюции Вселенная только с помощью человека может познавать саму себя и направлять свое развитие так, чтобы ослабить возможные негативные факторы.
- Существующие в мире принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, при которых, даже при отсутствии каких-либо внешних воздействий, возможен переход объекта в целое множество новых состояний, которые непредсказуемы. Таким образом, развертывание эволюции зависит от какого-либо вмешательства (репликатора) в момент неустойчивости системы, например в генетике репликатором выступает ген.
Данные эмпирические обобщения могут составить основу некого универсального языка, пригодного для описания любых процессов, протекающих на всех уровнях организации материи, и позволяют делать заключения фундаментального характера. При этом опытные данные могут приводить исследователей к разным непредсказуемым утверждениям, следовательно, картина мира, обозначенная исследователем, - не единственная, так как человек тоже часть системы, для которой справедливо свойство неопределенности.
Особенности глобального эволюционизма:
- из факта, что в мире действуют механизмы бифуркации, следует необратимость эволюции
- случайность и бифуркации в процессе эволюции приводят к непрерывному росту многообразия и сложности организации форм материального мира, следовательно, самоорганизация Вселенной имеет направленный характер
- направленный характер эволюции – следствие заложенных в ней возможностей притом, что детали самого процесса непредсказуемы
- точно предсказать процесс эволюции нельзя, можно говорить лишь об ожидаемых изменениях органических структур
- смысл эволюции заключается не столько в совершенствовании отдельных организационных структур, их приспособлении к изменяющимся внешним условиям, сколько в замещении менее стабильных более стабильными в данной конкретной обстановке
- кооперативность эволюции – переход суперсистемы в новые системы с новой структурой связи, к новой целостности; в новой системе возникают новые свойства, отсутствующие у подсистем. Мы предлагаем выстроить программу по биологии таким образом, чтобы водный урок, развиваясь на дальнейших занятиях, в итоге выходил на качественно новый уровень: от общего, через конкретное и частное, снова к общему, но на качественно более высоком уровне
- по мере развития цивилизации кооперативность будет играть все большую роль в судьбах человечества
- в процессе самоорганизации происходит ускорение процессов развития и уменьшение степени стабильности систем по мере роста их сложности
- роль человека, как фактора способного обеспечить желаемые тенденции или избежать явлений, способных увести в сторону поток развития событий
Экологический подход в образовании предусматривает, прежде всего, воспитание экологически грамотного и культурного человека с измененными потребностями и отношением к природе. Следовательно, для формирования ноосферного общества необходим процесс изменения сознания человека. Для этого человек должен овладеть принципами экологического мышления, которое характеризуется в отрицании противопоставления человека и природы, в признании их партнерского взаимодействия, как двух подсистем в системе целостности мира. Экологическую культуру можно рассматривать, как интегральное образование, отличающееся культурой познания и отношения к миру. В основу эколого-образовательной педагогической системы должны быть положены свобода и ответственность личности. Человек, как субъект и объект, в данном случае выступает элементом двух систем: образования и природы (Померанцева, 2002). Экологическую культуру следует понимать, как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, которая обеспечивает выживание и развитие человека, и выраженный в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и в обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций (Адаменко, 2006).
Знания человека о законах природы, разработанных нами в курсах биологии, необходимо перевести в личностные ориентиры школьников, необходимых для становления их нравственно-этических принципов. Экологический подход в образовании это не просто процесс насыщения содержания образования экологическими знаниями, а целенаправленный процесс раскрытия в школьниках потребности во взаимодействии с природой, в саморазвитии своей личности. В итоге роль экологического подхода в образовании состоит в развитии гражданского общества и ответственности каждого за состояние цивилизации, как саморазвивающейся системы.
Литература:
- Адаменко А.М. Педагогическая философия конструктивизма как фактор становления ноосферного образования // ж-л «Философия образования», 2006, 1(15).
- Архипкин В.Г. Естественно-научная картина мира. Красноярск: красноярский гос. Ун-т, 2002.
- Астафьев А.К. Философия и развитие естественнонаучной картины мира. Л., из-во ЛГУ,1981.
- Говорунов А.В. Философия и развитие естественнонаучной картины мира. Л., из-во ЛГУ,1981.
- Кузнецов А.Ю. Метод восхождения от абстрактного к конкретному в генезисе естественнонаучных теорий, Автореф. к. ф. н., М., 1985.
- Михайловский В.Н. Диалектика формирования современной естественно-научной картины мира. Автореф. д. ф. н.. ЛГУ, 1991.
- Померанцева Н.Г. Экологизация образования. Сб. н. трудов: Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, М., вып.2, 2002.
- Пустовойтов В.И. Логико-гносиологический анализ картины мира, как формы систематизации естественнонаучного знания. Автореф. к. ф. н., Киев, 1981.
- «Системный анализ и научное знание, М., 1978.
- Суханов Б.М. Философия и развитие естественнонаучной картины мира. Л., из-во ЛГУ,1981.
- Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.,1993.
- Фролов И.Т. и др.. Введение в философию. М., 2003.
- Ющенко М.Ф. Экологическая проблема и естественные науки
(философско-методологические аспекты). Автореф., МГПИ, 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синергетический подход в литературном образовании
Принципы взаимосвязи учителя литеатуры и педагога психолога а образовательно-воспитательном процессе...
Статья "МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ".
Одним из перспективных направлений развития химического образования является организация компетентностного подхода при котором учащичиеся на получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процес...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».
В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент. Формирование и развитие личност...
Статья "Синергетический подход к коммуникативному обучению"
Статья про синергетический подход, методические принципы...
Статья "ÜFLAZ-методика-синергетический подход к коммуникативному обучению иностранным языкам студентов медицинских специальностей"
В статье описывается более подробно об ÜFLAZ-методике и об ее применении в коммуникативном обучении...
Статья "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ ОСНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В КУРСЕ ОБЖ"
Статья "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ ОСНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В КУРСЕ ОБЖ" При изучении модуля основ военной службы весьма актуальным является вопрос о гендерном подходе. Традиционно воинс...