Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Меньщикова Полина Владимировна

Рабочая прграмма по природовению 5 класс, Сонин Н.И., Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_klass.docx62.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы по природоведению основного общего образования. Использована авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (линия Н.И.Сонина).

Курс природоведения в 5 классе продолжает курс «Окружающий мир» начальной школы и одновременно является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Цели изучения предмета:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. при этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с собой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы». С целью создания условий для формирования у учащихся различных компетенций изменен (в соответствии с материально-техническими возможностями кабинета биологии) и дополнен список обязательных практических работ.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. При изучении курса природоведения у учащихся осуществляется активное формирование базовых учебных компетенций:

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);
  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);
  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);
  • природоведческой (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми);
  • здоровьесберегающей (позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  1. Плешаков А.А.. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. - М.: Дрофа, 2009. – 174, [2] с. :ил.
  2. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение. 5класс», Москва, «Дрофа», 2012

    Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока (для проверки уровня подготовки учащихся, закрепления изученного материала), а также в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления, работы с дополнительными источниками информации выполняются в качестве домашнего задания.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

Вид контроля

Количество часов (работ)

Оцениваются

Не оцениваются (оцениваются по желанию учащихся)

Практические работы

20

20

-

Тестовый контроль

3

3

-

Контрольные работы

5

5

-

Кроссворды, ребусы

4

4

-

Подготовка сообщений

6

3

3

Защита проектов

1

1

-

По сравнению с авторской программой изменено количество часов в разделе «Изучение природы» (6 часов вместо предусмотренных 3), т.к. авторская программа отводит недостаточно времени для знакомства с современными информационными и коммуникационными технологиями. Автор считает важным познакомить  учащихся с основными источниками информации и способами работы с ними именно на начальном этапе изучения программы, а далее упрочнять умения работы с ними. Недостающие 3 часа взяты из разделов «Вселенная» (количество часов уменьшено с 14 до 11).

Программой предусмотрено 2 часа для повторения содержания основных разделов курса «Природоведения».

В календарно-тематическом планировании использованы следующие обозначения:

* - дополнительное задание, выполняется учащимися по желанию

 - использование авторских мультимедийных презентаций по теме урока

Для обозначения компетенций, формируемых у учащихся, используются аббревиатуры:

УПк - учебно-познавательная компетенция

Кк - коммуникативная компетенция

Ик - информационная компетенция

Пк - природоведческая компетенция

Зк - здоровьесберегающая компетенция.

Содержание программы

Изучение природы (5 часов, в т.ч. 1 час обобщение знаний)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели (Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский).

Практические работы:

№1 Методы изучения природы (проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы)

№2 Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Вселенная (11 часов, в т.ч. 1 час обобщение знаний)

Представления о Вселенной древних народов. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Птолемею, Аристотелю. Взгляды на строение Вселенной в раннем средневековье. Эпоха ВГО и ее влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Дж.Бруно и Г.Галилео в развитии и пропаганде учения Н.Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеориты и метеоры. Звезды и их многообразие. Солнце как ближайшая к нам звезда. Созвездия. Галактики и их многообразие.

Практические работы:

№3 Наблюдение суточного движения звезд и солнца.

№4 Многообразие созвездий.

Контрольные работы:

№1 Что мы узнали о Вселенной?

Земля (17 часов, в т.ч. 2 часа обобщение знаний)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза - научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, И.Кант, Д.Джинкс, О.Ю.Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли.

Внутреннее строение Земли: мантия, ядро, земная кора. Строение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире.

Суша планеты, материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака. Типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера и ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники, айсберги. Подземные воды.

Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности положения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни.

Практические работы:

№5 Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

№6 Описание и сравнение признаков химических веществ.

№7  Наблюдение признаков химической реакции.

№8  Вещества. Природные явления.

№9  Суша планеты.

№10 Наблюдение погоды.

№11 Мировой океан.

Контрольные работы:

№2 Строение Земли и природные явления.

№3 Оболочки Земли.

Жизнь на Земле (16 часов, в т.ч. 1 час обобщение знаний)

Развитие жизни на Земле, жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков.

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанны и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы:

№12 Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа).

№13 Строение клеток кожицы лука.

№14 Изучение одноклеточных организмов.

№15 Приспособления животных к среде обитания.

 №16 Особенности растений разных зон.

Контрольные работы:

№4 Жизнь на Земле.

Человек на Земле (15 часов, в т.ч. 2 часа обобщение знаний)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитек, австралопитек. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

История географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание, его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы.

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Ядовитые растения, грибы и животные. Их опасность для жизни человека, способы определения.

Практические работы:

№17 Способы вторичного использования бытового мусора.

№18 Правильно ли я питаюсь?

№19 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

№20 Определение ядовитых растений, грибов и животных своей местности.

Контрольные работы:

     Итоговая контрольная работа за курс природоведения.

Повторение – 2 часа.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания, формируемые компетенции

Средства обучения

Контроль

ЗУН

Практические работы

Домашнее задание

Раздел I.   Изучение природы   (5часов)

1

Введение в природоведение

Знакомство с курсом «Природоведение».Требования к учащимся на уроках природоведения

УПк Ик  Зк

Табл. с  изображениями животных и растений, тела живой природы, коллекции горных пород и минералов

учебник стр. 3-4  

2

Науки о природе

Естественные науки: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология, их предмет и задачи, значение для общества.

Комплекс биологических наук (ботаника, зоология, анатомия и т.д.)

УПк Ик Пк  Зк

учебник стр. 6-11, рубрика «Подумайте» на  с.14

*с.12-13

3

Методы изучения природы

Основные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение.

УПк Кк Ик  Зк

Оборудование для проведения практической работы. Дидактические карточки.

устный опрос

П/р №1 «Методы изучения природы»

учебник стр. 15-17

4

Оборудование для научных исследований

Оборудование, используемое при проведении научных исследований: увеличительные приборы, лабораторное оборудование и проч.

УПк Кк Ик  Зк

Оборудование для проведения практической работы. Дидактические карточки.

устный опрос

П/р №2 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Учебник стр. 18-20.

задание №5 из рублики «Подумайте»

5

Великие естествоиспытатели

Вклад в исследование природы К.Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского, М.Ломоносова.

Зк УПк

портреты ученых

устный опрос

учебник стр. 21 - 22 Записать в словарь основные понятия стр. 22

*сообщение о великих естествоиспытателях

6

Как человек изучает природу?

Обобщение знаний по изученному материалу раздела.

УПк Кк Ик Зк

кроссворд

решение кроссворда

Раздел II.   Вселенная   (11 часов)

7

Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Ученые древности: Аристотель и Птолемей. Система строения мира Аристотеля, Птолемея

Зк УПк

портреты ученых

учебник стр. 24-28

8

Модель Вселенной Николая Коперника

Синтез новой модели строения мира на основе приобретенных человечеством знаний. Вклад Г.Галилея. Модель Вселенной Коперника

Зк УПк

портреты ученых

устный опрос, дидактические карточки

учебник стр. 29-33

*сообщения о Джордано Бруно и Галилео Галилей

9

Солнечная система. Планеты Земной группы

Строение Солнечной системы, многообразие небесных тел. Особенности планет Земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

Зк УПк

устный опрос

учебник стр.34-37, задания на с.38

записи в тетради

10

Луна - естественный спутник Земли

Характеристика Луны, лунные фазы.

Зк УПк

Фотографии лунной поверхности

устный опрос, дидактические карточки

учебник стр.36

11

Планеты-гиганты и маленькая планета Плутон

Группа планет-гигантов: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, особенности их строения. Плутон - особое небесное тело.

Зк УПк

устный опрос, дидактические карточки

учебник стр.39-40, задания на стр.42

таблица в тетради

*с. 41-42

12

Небесные тела: астероиды, кометы, метеориты

Понятия «астероид», «комета», «метеоры», «метеориты», отличительные черты этих небесных тел. Крупнейшие кометы и астероиды, известные человечеству. Зк УПк

тестовые задания

учебник стр.43-47

13

Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда

Понятие «звезда», разные типы звезд, строение звезд. Видимое суточное движение звезд.  

Зк УПк

Модель солнечной системы

устный опрос, дидактические карточки

П/р №3 «Наблюдение суточного движения звезд и Солнца»

учебник стр.48-51

14

Созвездия

Разнообразие созвездий, история названий некоторых созвездий, использование созвездий в качестве ориентиров.

Зк УПк

Карта созвездий

устный опрос

П/р №4 «Многообразие созвездий»

учебник стр.50-51

15

Галактики. Световой год

Галактика, ее возникновение, состав, расстояние между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы – световой год.

Зк УПк

Фотографии галактик; карта звездного неба

устный опрос

записи в тетради

16

Многообразие галактик

Многообразие галактик во Всел енной, методы их изучения 

Зк УПк

Фотографии галактик; карта звездного неба

устный  опрос

записи в тетради. Выписать в словарь основные понятия стр.52

17

Контрольная работа №1 «Что мы узнали о Вселенной?»

Обобщение знаний по теме, закрепление понятий Вселенная, Солнечная система, планета, астероид, комета, метеор, метеорит, звезда, созвездие, галактика.

УПк Кк Ик Зк

Тест 4 варианта

контрольное тестирование

Раздел III.    Земля   (17 часов)

18

Как возникла Земля

Гипотезы возникновения Земли, причины возникновения солнечной системы. Современные взгляды ученых на возникновение Земли.

 Зк УПк

Модель солнечной системы, рисунки иллюстрирующие возникновение планет.

учебник стр.

54-59.

*сообщения на тему : «Ученые, объяснившие происхождение Земли»

19

Внутренне строение Земли

Внутренне строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Понятия «рельеф», «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые». Литосферные плиты.  Разнообразие горных пород и минералов.

Зк УПк  Кк  Ик

Коллекции минералов и горных пород

устный опрос, дидактические карточки

П/р  №5 «Ознакомление со свойствами горных пород и минералов»

учебник стр. 60-61, задания с.63

20

Разнообразие веществ

Понятия «вещество», «тело», классификация веществ (чистые, смеси, простые, сложные). Молекулярное строение вещества.

Зк УПк Кк  Ик

Примеры различных веществ, для демонстрации классу

устный опрос, дидактические карточки

П/р №6 «Описание и сравнение признаков химических веществ»

учебник стр.64-67

21

Разнообразие природных явлений. Химические явления

Понятие «явление»,классификация явлений. Характерные признаки явлений разных групп. Кк Зк УПк  Ик

устный опрос

П/р №7 «Наблюдение признаков химической реакции»

учебник стр.67 - 71

22

Физические природные явления

Электрические, магнитные, тепловые, световые явления в природе. Их использование в повседневной жизни.

УПк Кк Ик Зк

устный опрос

учебник стр. 68-69, 71

23

Практическая работа №8

«Вещества. Природные явления»

Закрепление знаний о классификации веществ, способах разделения смесей, определении принадлежности явлений к определенной группе.

УПк Кк Ик Зк

Оборудование для проведения практической работы (дидактические карточки)

Опыт 1 «Наблюдение явлений превращения веществ (на примере горения)»

Опыт 2 «Описание физических свойств воды и поваренной соли. Получение смесей»

24

Природные явления. Землетрясения,  вулканы, гейзеры

Механизм возникновения землетрясения. Сейсмоактивные районы. Понятия «очаг землетрясения», «эпицентр»  Строение вулкана. Понятия «вулканический кратер», «жерло», «очаг магмы», «лава». Виды вулканов. Понятие о строении гейзера

Зк УПк

кинофильмы: «Землетрясения», «Вулканы»

учебник стр.72 - 75

25

Контрольная работа №2 «Строение земли и природные явления»

Обобщение знаний по теме.

УПк Кк Ик Зк

2 варианта

контрольная работа

26

Суша планеты: материки и острова

Знакомство с континентами Земли: расположение,  размеры Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии, Антарктиды. Отличие острова и континента. Крупнейшие острова, архипелаги.

УПк  Зк Ик

 Физическая карта полушарий

устный опрос, дидактические карточки

учебник стр.78-84

27

Практическая работа № 9 «Суша планеты»

Расположение и границы материков, крупные реки и озера материков, самые высокие точки материков, и глубокие впадины.

УПк Кк Ик Зк

 Физическая карта полушарий, контурные карты

устный опрос

практическая работа №9 с контурными картами

учебник стр. 78-84

28

Атмосфера планеты Земля

Понятие об атмосфере Земли, строение атмосферы. Облака и их типы. Понятие «погода», «климат», виды климата.

Зк УПк

учебник стр.85-87

29

Погодные явления

Многообразие погодных явлений

Зк УПк Ик

Оборудование для проведения наблюдений за погодными явлениями

устный опрос, дидактические карточки

п/р  №10 «Наблюдение погоды» (измерение температуры воздуха, скорости ветра)

* опрос «Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

30

Стихийные явления в атмосфере

Стихийные атмосферные явления (ураганы, тайфуны, смерчи, торнадо)

Зк УПк

устный опрос

учебник стр.88-90

31

Гидросфера. Мировой океан.

Понятие о гидросфере. Состав гидросферы. Мировой океан как основной компонент. Круговорот воды

Зк УПк.  

Физическая карта мира, контурные карты

устный опрос

П/р  №11 «Мировой океан»

(работа с контурной картой)

учебник стр.91-93, выучить расположение океанов,  крупнейшие моря мира

32

Воды суши

Реки, болота, озера, ледники, подземные воды как компоненты гидросферы.

Зк УПк  Зк

Физическая карта мира

устный опрос

учебник стр.93-96, выучить расположение крупнейших рек мира

33

Неповторимая планета Земля

Обобщение знаний о внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках.

УПк Кк Ик Зк

Физическая карта мира

устный опрос

С.97-99 Выписать в словарь основные понятия стр. 100

34

Контрольная работа №3 «Оболочки Земли»

Контроль знаний о внутреннем строении планеты Земля, ее оболочках.

УПк Зк

тест 4 варианта

контрольная работа

Раздел IV.   Жизнь на Земле   (16 часов)

35

Развитие жизни на Земле

Основные этапы развития жизни на Земле.

Зк УПк

иллюстрации учебника

учебник стр.102-106 сообщение об ископаемых животных

36

Животные прошлого

Животные разных геологических эпох.

Зк УПк

Изображения животных  разных геологических  эпох

устный опрос

учебник стр. 104-105

37

Живые клетки. Методы их изучения

Понятие «клетка», разнообразие типов клеток. Методы изучения клеток. Вклад Р.Гука.

Зк УПк Ик

Оборудование для проведения п/р

устный опрос, дидактические карточки

П/р №12 «Знакомство с устройством увеличительных приборов (микроскоп, лупа)»

учебник стр. 107

38

Живые клетки, их строение

Клетка - структурная и функциональная единица живого. Разнообразие клеток. Общий план строения живых клеток

Зк УПк

Табл. «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки»

устный опрос

учебник стр.107-109, с.112

39

Большой мир маленьких клеток

Изучение строения живых клеток, клеток готовых микропрепаратов

Зк УПк Ик

Оборудование для проведения п/р

дидактические карточки

П/р№13 «Строение  клеток кожицы лука»

*с. 110-111

40

Царства живой природы. Одноклеточные организмы

Особенности строения одноклеточных организмов. Функции клетки одноклеточного организма.

Ик Зк УПк

Оборудование для проведения п/р

тестовый контроль

П/р №14 «Изучение одноклеточных организмов»

учебник стр. 113-114 до слов: у многоклеточных организмов

41

Многоклеточные растения и грибы

Разнообразие многоклеточных растений и грибов, их отличительные черты и роль в природе. Особенности строения целостного многоклеточного организма.

Ик Зк УПк

устный опрос, дидактические карточки

Задания на стр.117

записи в тетради

42

Беспозвоночные и позвоночные животные

Разнообразие животных их роль в природе, связь с растениями и другими организмами. 

Ик Зк УПк

устный опрос

учебник стр. 114-116

43

Среды обитания организмов

Наземно-воздушная, водная, почвенная среды обитания, их характеристика.

Зк УПк

Изображения животных, обитающих в разных средах жизни

устный опрос

учебник стр.118-122

44

Организмы различных сред обитания

Разнообразие организмов и их приспособления к обитанию в определенных средах жизни.

УПк Кк Ик Зк

Оборудование для проведения п/р, изображения животных

устный опрос, дидактические карточки

П/р№15 «Приспособления животных к среде обитания», групповая работа

учебник стр. 120-122

45

Жизнь на различных материках

Характеристика животного и растительного мира на разных материках.

УПк Кк Ик Зк

кроссворд, ребусы

учебник стр.123-128

46

Урок-игра: « Жизнь на материках»

Своеобразие растительного и животного мира на различных материках

УПк Кк Ик Зк

материалы для проведения игры

устный опрос

записи в тетради

47

Природные зоны Земли

Природные зоны планеты и их характеристика: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Зк УПк

учебник стр.129-133

48

Растения различных природных зон

Приспособления растений к обитанию в разных природных зонах.

Ик Зк УПк

Оборудование для проведения п/р

устный опрос

П/р  №16 «Особенности растений разных зон»

учебник стр.129-134

50

Жизнь в морях и океанах

Разнообразие форм жизни в морях и океанах. Сообщества нектона, планктона, бентоса, кораллового рифа.

Зк УПк

кроссворд

учебник стр.135-138, стр.140 основные термины

51

Контрольная работа №4 «Жизнь на Земле»

Систематизация и обобщение знаний о жизни на Земле.

 УПк Зк

3 варианта

контрольная работа

Раздел V.   Человек на Земле   (15 часов)

52

Происхождение человека. Древние предки человека

Основные стадии эволюции человека: дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, прямоходящий, разумный их краткая характеристика. Особенности быта древних людей, образ жизни, определяемый природными условиями.   Человек как биосоциальное существо.

Зк УПк

бюсты древних людей;

учебник стр.142- 148

53

Страницы истории географических открытий

Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

УПк Кк Ик Зк

физическая карта мира

устный опрос, дидактические карточки

учебник стр.149- 151 Сообщение о великих путешественниках

54

Великие путешественники

Жизнь и деятельность великих путешественников: Х.Колумба, Д.Кука, Ф.Магеллана и др.

УПк Кк Ик Зк

портреты путешественников, физическая карта мира

устный опрос

учебник стр. 152-154

55

Как человек изменил Землю

Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди.

Зк УПк Пк Зк

физическая карта мира

устный опрос

учебник стр. 155-159, сообщения о вымирающих и вымерших животных

56

Жизнь под угрозой

Последствия деятельности человека для биологического разнообразия живых организмов на Земле.

Зк Пк УПк Зк

разные издания Красной книги

кроссворд

учебник стр.160-162

57

Не станет ли Земля пустыней?

Опустынивание: его причины и последствия.

УПк Ик Пк Зк

устный опрос

учебник стр.163-165

58

Экологические проблемы своей местности

Особенности экологической ситуации в селе Частоозерье, пути решения проблем

УПк Ик Пк Зк

устный опрос

П/р №17 «Способы вторичного использования бытового мусора»

Проект «Экологические проблемы села Частоозерья»

59

Что мы узнали о происхождении человека и его жизни на Земле?

Обобщение и повторение материала темы. Основные понятия: человек умелый, прямоходящий разумный, естественные науки. Экологические проблемы, биологическое разнообразие, опустынивание.

УПк Кк Ик Зк

тестовые задания

тест

Творческое задание по изученной теме

60

Здоровье человека

Понятие «здоровье», ценность здоровья для человека, правила гигиены, правила поведения в экстремальных ситуациях

Зк УПк

дидактические карточки

Памятки на гигиенические темы, учебник стр.166-168

61

Рациональное питание

Правила питания человека. Необходимые продукты в рационе, правила приема пищи.  Зк УПк

дидактические карточки

устный опрос

П/р №18 «Правильно ли я питаюсь?»

записи в тетради

62

Правила поведения в опасных природных ситуациях

Поведение во время ураган, грозы, лесного пожара, наводнения.

Зк Пк УПк Кк Ик

устный опрос

Памятка о правилах поведения в опасных природных ситуациях

63

Первая помощь

Отработка практических приемов оказания первой помощи при кровотечении, растяжении, укусе насекомого

УПк Кк Зк

Средства для оказания первой медицинской помощи: перевязочный материал, дезинфицирующие средства

устный опрос

П/р №19 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Тренироваться оказывать первую помощь, с.169

64

Ядовитые растения,  грибы и животные

Разнообразие ядовитых растений, грибов и животных. Опасность, исходящая от них, симптомы отравлений.

Пк Зк УПк

муляжи грибов, гербарий

устный опрос

учебник стр.170-172

65

Определение ядовитых растений,  грибов, животных

Практическая работа по определению ядовитых растений, грибов и животных свой местности/экскурсия

УПк Пк Зк

оборудование для проведения п/р: гербарные образцы, живые растения, изображения животных

устный опрос

П/р №20 «Определение ядовитых растений, грибов и животных своей местности»

повторить пройденный материал

66

Итоговая контрольная работа за курс природоведения

Обобщение и систематизация знаний по курсу

УПк Кк Ик Пк Зк

контрольная работа 4 варианта

письменный контроль

Повторение (2 часа)

67

Урок-игра «Извечные тайны неба»

История развития взглядов и современные представления о строении Вселенной Строение Солнечной системы, планеты Земной группы и планеты-гиганты.

УПк Кк Ик Пк Зк

материалы для проведения игры

68

Урок игра «Планета Земля»

Многообразие форм жизни, среды обитания. Разнообразие форм жизни

УПк Кк Ик Пк Зк

материалы для проведения игры

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения природоведения ученик должен:

Знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации, отдельные методы изучения природы;
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры живых организмов);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения  животных соей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособление животных к условиям среды обитания; изменений в окружающем мире под воздействием человека;
  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения и опыты, различать в них цель, условия проведения и получены результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3 - 4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 - 3 минуты);
  • пользовать приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знаний и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составление простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечения, несложных травмах.  

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.

  1. Парфилова Л.Д. Тесты по природоведению: 5-ый кл.: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»: метод. пособие/ Л.Д.Парфилова . - М.: изд-во «Экзамен», 2006. - 62 с. - (Серия «Учебно-методический комплект»)

  1. Биология. Введение в биологию. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / авт. Сост. Константинова И.В. – изд. «Учитель», 2014


Перечень средств обучения

Наглядные пособия:

  1. Карта полушарий (физическая)
  2. Строение земной коры
  3. Океаны
  4. Природные зоны мира
  5. Климатическая карта мира
  6. Малые небесные тела
  7. Вода на планете
  8. Науки о природе
  9. Гипотезы о возникновении солнечной системы

Объемные средства обучения:

  1. Глобус

Натуральные объекты:

  1. Коллекция «Полезный ископаемые»
  2. Коллекция «Строение горных пород»
  3. Коллекция «Известняк» (учебная)
  4. Коллекция «Почва и ее состав»

Приборы:

  1. Микроскоп
  2. Лупа
  3. Компас
  4. Термометр

Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

Лабораторное оборудование:

  1. Предметные и покровные стекла
  2. Чашки Петри
  3. Препаровальные иглы
  4. Пипетки
  5. Пробирки
  6. Химические стаканы разного объема
  7. Колбы разного объема

Мультимедийные учебные пособия:

  1. Мультимедийное учебное издание «Живой организм» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008
  2. Мультимедийное учебное издание «Многообразие живых организмов» (5 - 9 класс), ООО «Дрофа», 2008
  3. Электронные уроки и  тесты «Влияние человека на природу» (серия «Биология в школе»), «Просвещение Медиа», 2007

Видеофильмы:

  1. Ребятам о зверятах (ВВС, 30 серий)
  2. Homo sapiens - человек разумный (ВВС, 4 серии)
  3. Одиссея первобытного человека (ВВС, 3 серии)

Авторские мультимедийные презентации:

  1. Естественные науки.
  2. Методы изучения природы.
  3. Оборудование для научных исследований.
  4. Великие естествоиспытатели.
  5. Модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
  6. Модель Вселенной Николая Коперника.
  7. Планеты Земной группы.
  8. Луна - естественный спутник Земли.
  9. Планеты-гиганты и маленькая планета Плутон.
  10. Астероиды, кометы, метеориты.
  11. Солнце – ближайшая к нам звезда.
  12. Созвездия.
  13. Галактики. Световой год.
  14. Многообразие галактик.
  15. Внутренне строение Земли.
  16. Химические явления в природе.
  17. Физические природные явления.
  18. Землетрясения,  вулканы, гейзеры.
  19. Суша планеты.
  20. Практическая работа № 9 «Суша планеты».
  21. Атмосфера планеты Земля.
  22. Стихийные явления в атмосфере.
  23. Гидросфера. Мировой океан.
  24. Воды суши.
  25. Развитие жизни на Земле.
  26. Животные прошлого.
  27. Живые клетки.
  28. Царства живой природы. Одноклеточные организмы.
  29. Многоклеточные растения и грибы.
  30. Беспозвоночные и позвоночные животные.
  31. Среды обитания организмов.
  32. Организмы различных сред обитания.
  33. Жизнь на различных материках.
  34. « Жизнь на материках».
  35. Природные зоны Земли.
  36. Растения различных природных зон.
  37. Жизнь в морях и океанах.
  38. Древние предки человека.
  39. Страницы истории географических открытий.
  40. Как человек изменил Землю.
  41. Жизнь под угрозой.
  42. Рациональное питание.
  43. Правила поведения в опасных природных ситуациях.
  44. Ядовитые растения,  грибы и животные.
  45. «Извечные тайны неба».
  46. «Планета Земля».

Список литературы

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 - 11 классы. - 5-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с.
  2. Примерная программа основного общего образования по природоведению, 5 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...