элективный курс 11 класс
элективный курс по биологии (11 класс) на тему
элективный курс 11 класс "Решение генетических задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика. Решение задач по молекулярной биологии и генетике» составлена на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по биологии.
Место элективного курса в учебном плане лицея.
В соответствии с учебным планом Программа предусматривает изучение материала в течение 34 часов (1 часа в неделю) в 11 классе, проведение лабораторных работ по темам.
Данная программа предназначена для подготовки учащихся старших классов. Её особенность состоит в фундаментальном характере изложения предмета, имеющего цель – сформировать у учащихся биологическое мышление и целостное естественнонаучное мировоззрение.
Элективный курс «Генетика. Решение задач по молекулярной биологии и генетике» составлен на базе нескольких модулей: «Молекулярная биология» (автор А.В.Зубрецкая), «Общие закономерности онтогенеза организмов» (автор Н.Н.Сахаров) и «Генетика человека» (автор Ю.В.Филичева).
Данный элективный курс предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов из различных разделов биологии. Успешному освоению материала способствует выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Большую роль в усвоении курса играют знания, полученные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла и общественных дисциплин.
Таким образом, данный элективный курс обеспечивает не только углубление знаний по биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём, пониманию роли и предназначения современного человека.
Цель курса.
-Обеспечить расширение знаний по разделам «Молекулярная биология», «Закономерности онтогенеза» и «Основы генетики»
Задачи курса.
- Развитие интереса к предмету;
- Показать практическую значимость биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины;
- Усвоение основных терминов, понятий по биологии;
- Закрепление навыков проведения лабораторных работ.
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов | Лабораторные и практические работы |
1. Основы микробиологии | 8 | 4 |
2. Общие закономерности онтогенеза | 7 | 2 |
3. Закономерности наследственности | 14 | 9 |
4. Закономерности изменчивости | 5 | 3 |
Итого | 34 | 18 |
Содержание курса.
1.1. Основы микробиологии
Биологические полимеры: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли НК в передаче наследственной информации.
Пластический обмен. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Клеточная и генная инженерия.
Работы Ф.Мишера, Дж.Уотсона, Ф.Крика, Э.Чаргаффа, Р.Альтмана
1.2. Общие закономерности онтогенеза
Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз (его фазы). Репликация молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Значение деления клетки.
Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Гаметогенез. Особенности строения гамет. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение. Генетические и цитологические особенности способов размножения. Партеногенез и его виды. Работы К.Зибольда, И.Даревского, Л.Астаурова. Партеногенез и человек.
Развитие зародыша (на примере животных). Дробление и его формы. Бластула, гаструла, их типы. Производные зародышевых листков. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека. Жизненные циклы со сменой поколений. Смена ядерных фаз.
1.3. Основы генетики
Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. История генетики. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства.
Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.
Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: кодоминирование, эпистаз, полимерия, множественный аллелизм
Генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивания, взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование признаков, сцепленных с полом.
Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Мутации, их причины. Экспериментальное получение мутаций. Генетика популяций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
Основные требования к знаниям и умениям:
- знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в целом органического мира;
- умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- решать задачи из различных разделов биологии;
- составлять генеалогические древа;
- знать основные методы генетического анализа;
- объяснять генетическую индивидуальность каждого организма;
- знать важнейшие достижения в области молекулярной биологии и генетики;
- изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом;
- осуществлять реферативную работу;
- работать с учебной и научно-популярной литературой; использовать ресурсы сети Интернет и периодических изданий.
Рекомендуемая литература.
1. Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. М.: Наука, 1986.
2. Кемп Б., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.
3. Энциклопедия «Современное естествознание», т.8. Молекулярные основы биологических процессов. Под редакцией В.Н.Сойфера и Ю.А.Владимирова. М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.
4. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.О.Рувинского. М.: Просвещение,1993.
5. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. М.: Мир,1998.
6. Шевченко В.А. Генетика человека: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.
7. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
8. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
9. Соколовская Б.Х. Сто двадцать задач по генетике. М.: ЦРСПИ, 1992.
10. Сборник: Биология в вопросах и ответах. М.: МИРОС, 1993.
11. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.
12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Дрофа, 1997.
13. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. М.: ОНИКС, 2006.
14. Итекс А.В. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике. М.: Гэотар-Медиа, 2004.
15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | дата | Домашнее задание |
1 | Молекулярная биология (8 часов) Вводное занятие | ||
2 | Структура и физико-химические свойства белковой молекулы Л.р.№1 «Влияние факторов среды на структуру белка» | Т.Б. Оформление работы | |
3 | Биологические функции белков Л.р.№2 «Ферментативные процессы в клетке» | Т.Б. Оформление работы | |
4 | Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот Практикум №1 «Решение задач с применением правила Чаргаффа» | Задачи | |
5 | Аденозинтрифосфорная кислота | Задание в тетради | |
6-7 | Генетическая информация и её реализация в клетке. Генетический код Практикум №2 «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код» | Записи в тетради | |
Задачи. Подготовиться к семинару | |||
8 | Семинар «Генная и клеточная инженерия» Обобщающее занятие по теме «Молекулярная биология» | Подготовиться к тесту | |
1-2 | Общие закономерности онтогенеза (7 часов) Формы размножения в природе, их биологическая роль. Генетические и цитологические особенности способов размножения Практическая работа №3 «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения». | Записи в тетради Оформление работы. | |
3 | Предэмбриональный период развития. Спермато- и овогенез. Л.р.№3 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида» | Т.Б. Оформление работы. Подготовить сообщения | |
4 | Оплодотворение. Регуляция оплодотворения. Партеногенез. Зародышевый путь развития. Этапы эмбриогенеза. | Записи в тетради | |
5 | Жизненные циклы со сменой поколений | Записи в тетради | |
6 | Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных организмов. Практическая работа №4 «Определение типов смены ядерных фаз» | Оформление работы. Подготовиться к тестированию | |
7 | Обобщающее занятие по теме «Общие закономерности онтогенеза» | ||
1 | Закономерности наследственности (14 часов) Генетика как наука о наследственности и изменчивости. История генетики. | Презентации | |
2 | Основные методы генетики. Основные генетические понятия | Выучить определения | |
3 | Моногибридное скрещивание и его цитологические основы. I и II законы Менделя. Анализирующее скрещивание | Записи в тетради | |
4 | Практикум «Решение задач на моногибридное и анализирующее скрещивание. | Задачи | |
5 | Неполное доминирование. Практикум «Решение задач на неполное доминирование» Наследование групп крови. Практикум «Решение задач на наследование групп крови» | Задачи Задачи | |
6 | Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. III закон Менделя Практикум «Решение задач на дигибридное скрещивание» | Записи в тетради Задачи | |
7 | Хромосомная теория наследственности. Работы Т.Моргана. Хромосомные карты | Записи в тетради | |
8 | Сцепленное наследование. Практикум «Решение задач на сцепленное наследование» Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола | Задачи Записи в тетради | |
9 | Наследование признаков, сцепленных с полом Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование» Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом | Задачи Записи в тетради | |
10 | Генотип как целостная система Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Практикум «Решение задач на взаимодействие генов» | Записи в тетради Задачи | |
11 | Практикум «Решение различных типов генетических задач» | Задачи. Подготовиться к семинару | |
12 | Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Механизмы наследования различных признаков у человека. Практикум «Составление родословных» | Записи в тетради | |
13 | Основы медицинской генетики. Факторы, влияющие на наследственное здоровье человека. Наследственные болезни человека | Подготовиться к семинару Подготовиться к тестированию | |
14 | Обобщающий урок по теме «Основы наследственности» | ||
1 | Основы изменчивости (5 часов) Понятие и виды изменчивости Модификационная изменчивость. Норма реакции Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | Записи в тетради Т.Б. Оформление работы | |
2 | Мутационная изменчивость. Виды и причины мутаций. Работы Г. де Фриза | Записи в тетради. Подготовить сообщения | |
3 | Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга. Практикум «Решение задач с применением закона Харди-Вайнберга» | Записи в тетради. | |
4 | Мутагенные факторы. Л.р.№5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)». | Т.Б. Оформление работы | |
5 | Обобщение материала, изученного в курсе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...