элективный курс 11 класс
элективный курс по биологии (11 класс) на тему

Лукьяненко Анна Сергеевна

элективный курс 11 класс "Решение генетических задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по элективному курсу  «Генетика. Решение задач по молекулярной биологии и генетике» составлена на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по биологии.

Место элективного курса в учебном плане лицея.

В соответствии с учебным планом Программа предусматривает изучение материала в течение 34 часов (1 часа в неделю) в 11 классе, проведение лабораторных  работ по темам.

      Данная программа предназначена для подготовки учащихся старших классов. Её особенность состоит в фундаментальном характере изложения предмета, имеющего цель – сформировать у учащихся биологическое мышление и целостное естественнонаучное мировоззрение.

      Элективный курс «Генетика. Решение задач по молекулярной биологии и генетике» составлен на базе нескольких модулей: «Молекулярная биология» (автор А.В.Зубрецкая), «Общие закономерности онтогенеза организмов» (автор Н.Н.Сахаров) и «Генетика человека» (автор Ю.В.Филичева).

      Данный элективный курс предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов из различных разделов биологии. Успешному освоению материала способствует выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа учащихся по некоторым темам.

      Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

     

      Большую роль в усвоении курса играют знания, полученные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла и общественных дисциплин.

      Таким образом, данный элективный курс обеспечивает не только углубление знаний по биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём, пониманию роли и предназначения современного человека.

Цель курса.

-Обеспечить расширение знаний по разделам «Молекулярная биология», «Закономерности онтогенеза» и «Основы генетики»

Задачи курса.

- Развитие интереса к предмету;

- Показать практическую значимость биологии  для различных отраслей производства, селекции, медицины;

- Усвоение основных терминов, понятий по биологии;

- Закрепление навыков проведения лабораторных работ.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Лабораторные и практические работы

1. Основы микробиологии

8

4

2. Общие закономерности онтогенеза

7

2

3. Закономерности наследственности

14

9

4. Закономерности изменчивости

5

3

Итого

34

18

Содержание курса.

1.1. Основы микробиологии

 Биологические полимеры: белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК. Установление функциональной связи нуклеиновых кислот, белковых молекул, роли НК в передаче наследственной информации.

Пластический обмен. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Клеточная и генная инженерия.

Работы Ф.Мишера, Дж.Уотсона, Ф.Крика, Э.Чаргаффа, Р.Альтмана

1.2. Общие закономерности онтогенеза

Деление клетки - основа размножения и индивидуального развития организмов. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз (его фазы). Репликация молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Значение деления клетки.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Гаметогенез. Особенности строения гамет. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение. Генетические и цитологические особенности способов размножения. Партеногенез и его виды. Работы К.Зибольда, И.Даревского, Л.Астаурова. Партеногенез и человек.

Развитие зародыша (на примере животных). Дробление и его формы. Бластула, гаструла, их типы. Производные зародышевых листков. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека. Жизненные циклы со сменой поколений. Смена ядерных фаз.

1.3. Основы генетики

Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. История генетики. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Анализ потомства.

Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов: кодоминирование, эпистаз, полимерия, множественный аллелизм

Генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивания, взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование признаков, сцепленных с полом.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Экспериментальное получение мутаций. Генетика популяций.  Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Основные требования к знаниям и умениям:

- знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития в целом органического мира;

- умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

- решать  задачи из различных разделов биологии;

-  составлять генеалогические древа;

- знать основные методы генетического анализа;

- объяснять генетическую индивидуальность каждого организма;

- знать важнейшие достижения в области молекулярной биологии и генетики;

- изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом;

- осуществлять реферативную работу;

- работать с учебной и научно-популярной литературой; использовать ресурсы сети Интернет и периодических изданий.

Рекомендуемая литература.

1. Дубинин Н.П. Новое в современной генетике. М.: Наука, 1986.

2. Кемп Б., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

3. Энциклопедия «Современное естествознание», т.8. Молекулярные основы биологических процессов. Под редакцией В.Н.Сойфера и Ю.А.Владимирова. М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.

4. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. Под редакцией А.О.Рувинского. М.: Просвещение,1993.

5. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. М.: Мир,1998.

6. Шевченко В.А. Генетика человека: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону: Феникс,2002.

8. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

9. Соколовская Б.Х. Сто двадцать задач по генетике. М.: ЦРСПИ, 1992.

10. Сборник: Биология в вопросах и ответах. М.: МИРОС, 1993.

11. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. М.: Дрофа, 1997.

13. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. М.: ОНИКС, 2006.

14. Итекс А.В. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике. М.: Гэотар-Медиа, 2004.

15. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

дата

Домашнее задание

1

Молекулярная биология (8 часов)

Вводное занятие

2

Структура и физико-химические свойства белковой молекулы

Л.р.№1 «Влияние факторов среды на структуру белка»

Т.Б. Оформление работы

3

Биологические функции белков

Л.р.№2 «Ферментативные процессы в клетке»

Т.Б. Оформление работы

4

Структура и физико-химические свойства нуклеиновых кислот

Практикум №1 «Решение задач с применением правила Чаргаффа»

Задачи

5

Аденозинтрифосфорная кислота

Задание в тетради

6-7

Генетическая информация и её реализация в клетке. Генетический код

Практикум №2 «Решение задач с использованием таблицы «Генетический код»

Записи в тетради

Задачи. Подготовиться к семинару

8

Семинар «Генная и клеточная инженерия»

Обобщающее занятие по теме «Молекулярная биология»

Подготовиться к тесту

1-2

Общие закономерности онтогенеза (7 часов)

Формы размножения в природе, их биологическая роль. Генетические и цитологические особенности способов размножения

Практическая работа №3 «Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения».

Записи в тетради

Оформление работы.

3

Предэмбриональный период развития. Спермато- и овогенез.

Л.р.№3 «Изучение микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида»

Т.Б. Оформление работы. Подготовить сообщения

4

Оплодотворение. Регуляция оплодотворения.

Партеногенез.

Зародышевый путь развития. Этапы эмбриогенеза.

Записи в тетради

5

Жизненные циклы со сменой поколений

Записи в тетради

6

Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных организмов.

Практическая работа №4 «Определение типов смены ядерных фаз»

Оформление работы. Подготовиться к тестированию

7

Обобщающее занятие по теме «Общие закономерности онтогенеза»

1

Закономерности наследственности (14 часов)

Генетика как наука о наследственности и изменчивости.

История генетики.

Презентации

2

Основные методы генетики.

Основные генетические понятия

Выучить определения

3

Моногибридное скрещивание и его цитологические основы. I и II  законы Менделя. Анализирующее скрещивание

Записи в тетради

4

Практикум «Решение задач на моногибридное и анализирующее скрещивание.

Задачи

5

Неполное доминирование.

Практикум «Решение задач на неполное доминирование»

Наследование групп крови.

Практикум «Решение задач на наследование групп крови»

Задачи

Задачи

6

Дигибридное скрещивание и его цитологические основы. III закон Менделя

Практикум «Решение задач на дигибридное скрещивание»

Записи в тетради

Задачи

7

Хромосомная теория наследственности. Работы Т.Моргана. Хромосомные карты

Записи в тетради

8

Сцепленное наследование.

Практикум «Решение задач на сцепленное наследование»

Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола

Задачи

Записи в тетради

9

Наследование признаков, сцепленных с полом

Практикум «Решение задач на сцепленное с полом наследование»

Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом

Задачи

Записи в тетради

10

Генотип как целостная система

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

Практикум «Решение задач на взаимодействие генов»

Записи в тетради

Задачи

11

Практикум «Решение различных типов генетических задач»

Задачи. Подготовиться к семинару

12

Генетика человека.  Методы изучения генетики человека.

Механизмы наследования различных признаков у человека.

Практикум «Составление родословных»

Записи в тетради

13

Основы медицинской генетики.

Факторы, влияющие на наследственное здоровье человека. Наследственные болезни человека

Подготовиться к семинару

Подготовиться к тестированию

14

Обобщающий урок по теме «Основы наследственности»

1

Основы изменчивости (5 часов)

Понятие и виды изменчивости

Модификационная изменчивость. Норма реакции

Л.р.№4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Записи в тетради

Т.Б.

Оформление работы

2

Мутационная изменчивость. Виды и причины мутаций. Работы Г. де Фриза

Записи в тетради. Подготовить сообщения

3

Генетика популяций. Закон Харди-Вайнберга.

Практикум «Решение задач с применением закона Харди-Вайнберга»

Записи в тетради.

4

Мутагенные факторы.

Л.р.№5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)».

Т.Б.

Оформление работы

5

Обобщение материала, изученного в курсе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...