урок "обыкновенное чудо"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок по биологии 5 класс  исследовательского характера по  требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obyknovennoe_chudo.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: конспект учебного занятия исследовательского характера

Еремина Елена Владимировна – учитель биологии и географии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Карабаша

Аннотация работы:

Тема :«Обыкновенное чудо» 5 класс

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная  цель: формирование у учащихся умений добывать новые  знания, реализовывать новые способы действия   в процессе исследовательской деятельности, расширение понятия о свойствах воды.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов,  формирование представления о значении воды в природе и в жизни живых организмов.

Задачи:

Познавательные  

Углубить представления о свойствах и значении  воды .  Познакомить с понятиями «Раствор» и «Взвесь». Познакомить уч-ся с разрушительной деятельностью воды, используя местный материал.

Развивающие

Развивать у учащихся  навыки  работы с лабораторным  оборудованием.

Развивать  умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с таблицей, компьютером, дополнительной литературой.

Развивать умение работать  в группе, решая учебные задачи.

Воспитывающие Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к воде, любовь к природе родного края

Методы: объяснительно-иллюстративный,  беседа, групповой, исследовательский.

Оборудование: 

1.фото-газета  «Вода-ты сама жизнь»,

2.  Высказывания великих людей о воде

3. Лаб. оборудование для опытов,

4.  компьютер, проектор, презентация,

5.  карта Челябинской области.

6. учебник  В.М.Пакулова, Н.В.Иванова «Природоведение. Природа. Неживая и живая»

Ожидаемые результаты

Личностными результатами являются следующие умения: 

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4.Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД

1. Соблюдение  правил поведения в группах

2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3.  Формирование опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях, основ современной экологической культуры

4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края

5.Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Познавательные УУД

1.Формировать  умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.Формирование  умения самостоятельно осуществлять поиск информации, с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий;

3. Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач, выделяя  существенные и несущественные признаки для построения анализа

4.Формирование умения выполнять поставленную учебную задачу под руководством учителя, используя  лаб.оборудование и карточки -задания;

5. Формирование  умения оформлять результаты проведённых исследований в таблицу , делать выводы.

Регулятивные УУД

1.Развивать  умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

2.Формирование  умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения задания

3. Формирование умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач, самостоятельно проводить исследовательскую деятельность в рамках определённого времени, заканчивая работу по требованию

Коммуникативные УУД

1. Формирование  умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

2.Формирование умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений), аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

3.Развивать умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.

Предметными результатами являются следующие умения:

–на основе свойств воды, определять её значение в природе и в жизни живых организмов;

-на примере образования пещер объяснять процессы, происходящие в природе под действием воды

- применять методы очистки воды в быту

- понимать смысл терминов «раствор», «взвесь»

–характеризовать методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, опыт и их роль в познании природы;

–проводить опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться лабораторным оборудованием.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Ориентировочно-мотивационный этап

II  Операционно-исполнительный этап.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

 «…она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по  влиянию на ход основных , самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества- минерала, горной породы, живого тела, которое её не заключало бы. Все земное вещество… ею проникнуто и охвачено.» В.И.Вернадский

-О каком веществе идет речь? -

Учитель демонстрирует картины о воде.

- Вода- самая загадочная и самая известная из всех жидкостей, существующих на Земле, не случайно наш урок называется «Обыкновенное чудо»

Происходит знакомство с формой проведения урока- научно-исследовательская лаборатория. Представление учеников в роли ученых- исследователей( заранее класс разбивается на  3  группы, выбирается ученик-консультант, который знает как правильно работать с лабораторным оборудованием)

 -Что мы уже знаем о воде? Беседа с учащимися

Формулируются основные задачи урока

Задания по группам.

Координация работы в группах. Отслеживание результатов.

Каждой группе выдаётся карточка с соответствующим заданием

Задание для 1 группы. Тема «Вода в составе живых организмов»

Опыт 1: Сухие семена в пробирке нагреть над пламенем. Что появилось на стенках пробирки?

Ответьте на вопрос. Для чего нужна вода в семени? Ответ запишите в тетрадь. Если ответить трудно, воспользуйся дополнительным материалом

Опыт2: Кусочек стебля комнатного растения положите между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижмите. Что вы видите?

Результаты опытов  занесите в таблицу, сделайте вывод, исходя из темы ваших исследований.

Задание для 2 группы. Тема: «Вода-растворитель»

Опыт1: Возьмите пробирки с сахаром и солью, добавьте немного воды. Что вы наблюдаете? Остались ли сахар и соль в пробирках, ответ поясните.

Опыт2:Возьмите пробирку с кусочками земли, долейте воды. Что вы наблюдаете? Чем отличается результат этого опыта от результата предыдущего опыта.

Сделайте вывод, исходя из темы вашего исследования, результаты занесите в таблицу.

Задание для 3 группы. Тема «Вода-терморегулятор»

Опыт 1: Одну ладонь оставьте сухой, другую протрите влажной марлей. Какая ладонь стала прохладней? Почему?

Опыт 2: (ставится заранее) Опыт, доказывающий, что листья испаряют влагу.

Почему, на ваш взгляд, воды в бутылке за 4 дня стало меньше?

Результаты опытов занесите в таблицу, сделайте вывод о происходящих с рукой и с растениями процессах

№ опыта

результат

вывод

1 опыт

2 опыт

Беседа с учащимися . Обсуждение результатов опытов.

На доске заполняется сводная таблица

№ группы

№ опыта

результаты

Общий вывод

Вводится понятие «Раствор» и »Взвесь» . Демонстрация раствора сахара, соли, взвеси  глины, мела,почвы.                  

 

Давайте послушаем наших научных консультантов, которые подготовили для нас интересные сообщения

1 группа  «Вода в составе живых организмов»

Живые организмы состоят примерно на ¾ из воды. Вода в организме постоянно обновляется, в среднем за 70 лет человек потребляет и выделяет около 80000кг.. При потере 6% воды ( от массы тела) у человека нарушается сердцебиение и дыхание, при потере 20-25 % воды наступает смерть. Для поддержания жизни человеку необходимо в среднем 2л. Воды в сутки.

2 группа  «Вода-растворитель» Вода- универсальный растворитель. В воде морей и океанов содержатся почти все элементы периодической системы Д.И.Менделеева. океанскую воду называют «Жидкой рудой». Вода размывает горные породы, растворяет различные породы. Так под землей образуются пустоты-пещеры.

Учитель на карте Челябинской  области  показывает районы распространения пещер.

-В области большое кол-во карстовых пещер. На западных склонах Уральских гор- 87%, на восточных склонах-13% Суммарная длина пещер 21500м, глубина -1900 м(140 пещер)

Игнатьевская пещера (ок. 400м)-Катав-Ивановский район и др.

3группа  «Вода-терморегулятор» На нагрев и испарение вод Мирового океана  расходуется 2/3 энергии, поступающей от солнца. Если бы воды на Земле не было, то поверхность планеты сильно бы остывала. Летом солнечные лучи несут больше тепла: идут процессы таяния льда, нагревания воды и её испарения, а зимой вода охлаждается, конденсируется и кристаллизуется; выделяемая при этом энергия повышает температуру воздуха»

Беседа  с учащимися  о значении воды.

Задание : составить схему «Значение воды»

                           «Значение воды»

 

Вода входит в состав      вода -терморегулятор                                    

живых организмов

                                вода-растворитель  

Вывод: Без воды жизнь на земле невозможна! Необходимо беречь чистую воду!  

Демонстрация учителем методов очистки воды.

Способы очистки:- отстаивание

                                 - фильтрация

Задание:Посмотрите  на вопросы, которые лежат у вас на столе и пометьте  знаком + те, на которые вы получили ответы. Можете дополнить список.

1.Почему воду называют «Обыкновенное чудо»

2.Есть ли вода в живых организмах?

3.Могут ли живые организмы обходиться без воды?

4.Какую работу совершает вода в природе?

5.Почему океаническую воду называют «жидкая руда»

6.Какую роль играет океан для формирования климата на Земле?

7.Почему необходимо беречь чистую воду?

8.Существуют ли способы очистки воды?

Беседа по вопросам

Творческое задание: 6 мая 1976г Европейский Совет подписал в Страсбурге Водную

хартию.

Составьте своё воззвание землянам о необходимости бережного отношения к воде

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Просмотр слайдов презентации.

Ученики озвучивают высказывания других ученых,

записывают тему урока

В ходе беседы учащиеся формулируют основные задачи урока

Работа в группах. Выполнение заданий в группах.

Усвоение новых знаний Осмысление результатов.

Формулирование выводов.

Выступает представитель от  каждой группы

Одновременно заполняется сводная таблица учениками в тетрадь

Запись понятий в тетрадь

заполня

от каждой группы выступает научный консультант с сообщением. (опережающее домашнее задание)

Учащиеся слушают , смотрят презентацию.

Участвуют в беседе.

Составляют   Схему

Формулируют вывод.

Личностная значимость новых знаний.

Выполнение заданий в рабочих листах. Работа с раздаточным материалом.

Личностная значимость новых знаний

Оценивают полученные знания.

В ходе беседы корректируются полученные знания

Уч-ся выполняют творческое задание в группах.

Зачитывают воззвания.

IY   Домашнее задание

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

Индивидуальное:

-  нарисовать плакат «Сохраним воду чистой»

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из водоёмов нашего города.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода это чудо, которое надо беречь

Устный журнал с темой «Вода это чудо, которое надо беречь» предназначен для проведения в 5 - 6 классах. Мероприятия позволяют расширить кругозор учащихся, а так же получить новые знания....

Вода это чудо, которое надо беречь

Устный журнал с темой «Вода это чудо, которое надо беречь» предназначен для проведения в 5 - 6 классах. Мероприятия позволяют расширить кругозор учащихся, а так же получить новые знания....

Ты чудо!

Для стенда в учительской или оформления кабинета педагога-психолога. Можно слово женщина,поменять на человек и использовать на информационном стенде педагога-психолога....

Чудо-писанка

Урок-сказка ИЗО 5 класс...

"Чудо-нить"

Каждый из наслюбит и по- своему умеет рисовать....

Статья "Чудо ручки - чудо штучки"

Статья посвящена выставке детского творчества "Чудо ручки - чудо штучки" (работы 3D ручками)...